AN и NPT стандарты резьбы

Не важно, что вы решили сделать: новую высокопоточную топливную систему, проложить шланги к вашему радиатору моторного масла или подобрать армированные тормозные шланги, использование паззла для взрослых под названием “фиттинги и трубочки” могут запросто свести вас с ума. Особенно, если с этим вы сталкиваетесь впервые.
Для начала о главном, о терминах или грубо говоря что чем называется

Диаметр трубок.

Под этим не хитрым названием скрывается внутренний диаметр используемых гибких шлангов и внешний диаметр металлических трубок. Для гибких шлангов, имеют они металлизированую оплетку или нет важен внутренний диаметр. Потому что их обычно одевают на металлические трубки или фиттинги. А вот внешний не так важен и он определяется типом самого шланга или другими словами – толщиной стенки. Этот же параметр влияет на минимальный радиус перегиба шланга.

Размер шлангов и стандарт AN.

Это самая интересная часть, потому что она наиболее четко состыковывается со стандартом AN (от первых букв Army-Navy – армия и военно-морской флот). Размер шлангов указывается числами от 2 и выше. В теории число AN деленной на 16 должно равняться внутреннему диаметру линии. Но это не всегда так. Тут всё просто, шланги с номером 2 имеют наименьший внутренний диаметр и для того, чтобы трубку за номером 2 снабдить фиттингами, то нужны фиттинги AN2. Соответственно для шланга за номером 6 потребуются фиттинги AN6. Думаю идея вам уже понятна. Обычно в автоспорте не применяются шланги с сечением более 14 и соответственно фиттингов AN14. Если вы обратите внимание на табличку ниже, то вы поймете, что AN6 это не совсем резьба – это размерность шлангов, для которой согласно стандарту AN применяется имперская резьба 9/16-18. Но сильно вникать в эти премудрости стоит лишь в том случае, если собираетесь самостоятельно изготовить переходники. Даже, если для этого вы обратитесь к знакомому токарю, поверьте точное знание наименования используемой резьбы сильно упрощает дело. Важно отметить, что касательно тюнинга и автоспорта обычно не используются не четные номера размерностей. Так обычно наименьший размер шлангов 4, который часто применяется для линий тормозных систем. 6 наиболее распостраним для топливных систем уровня street. 8 наиболее распостранен для начального уровня системы охлаждения масла в двигателе.

AN-ы такие разные…

AN размеры трубок и резьба
Размер AN Внешний
диаметр
трубки
(дюйм)
Внешний
диаметр
металл.
трубки
(мм)
Резьба
2 1/8 3,17 5/16-24 SAE
3 3/16 4,76 3/8-24 SAE
4 1/4 6,35 7/16-20 SAE
5 5/16 7,93 1/2-20 SAE
6 3/8 9,52 9/16-18 SAE
8 1/2 12,7 3/4-16 SAE
10 5/8 15,8 7/8-14 SAE
12 3/4 19,05 1-1/16-12 SAE
16 1 25,4 1-5/16-12 SAE
20 1-1/4 31,75 1-5/8-12 SAE
24 1-1/2 38,1 1-7/8-12 SAE
28 1-3/4 44,45 2-1/4-12 SAE
32 2 50,8 2-1/2-12 SAE

В этом самом месте стоит перевести дух и сказать, что диаметр приведенный в таблице сверху не всегда полезен. Почему?! Потому что внутренний диаметр трубок не всегда равен внешнему металлической трубки. Это не так страшно, но иногда делает не возможным использовать шланг и фиттинг из одной размерной группы, но разных производителей или серий у одного производителя. Например шланг Earl’s perform-o-flex AN#6 имеет внутренний диаметр 11/32″ (8,73 мм), в то время как шланг с аналогичным размерным номером серии super-stock имеет внутренний диаметр 3/8″ (9,52 мм), а размер из предыдущей таблицы для AN#6 = 9,52 мм. Если расширить тему до использования шлангов от других производителей, то может получиться еще интереснее. Например 811 серия шлангов Goodridge, которая рассчитана на использование многоразовых фиттингов (которые можно разбирать и собирать сколько угодно без вреда для их целостности) имеет внутренний диаметр шланга 9.53 мм. Разница всего-то в 0,01 мм, или 0,8 мм… неужели не так много. Напомню, что речь по-прежнему про шланги размерности AN#6. О чем это говорит?! Это говорит о самом важном в выборе фиттнигов и шлангов – они должны соответствовать друг-другу. Например лучшим решением будет использовать шланги и фиттинги одного производителя, их много: earl’s, goodridge, a-1, russel и т.д. Более того у разных производителей есть несколько серий шлангов и фиттингов. И некоторые фиттинги не пригодны для использования со всеми шлангами подряд. И в этом сложность для новичков. Не зря пост назвал “паззл”, потому что таким образом проще сформулировать ответ – собирая паззл старайтесь использовать “кусочки” из одного набора и будет гораздо проще. Или используйте фиттинги и шланги одного производителя!

А вот с резьбовыми частями различны производителей никаких сложностей нет. Например можете смело покупать китайскую топливную рейку с выходами AN#6 и прикручивать к ним шланги, например Russel, AN#6 всё соединиться без каких-либо сложностей. И даже не особо важно, какой именно будет внутренний диаметр гибкого шланга или внешний посадочной части фиттинга. Ведь резьбовая часть и фаска в 37° в стандарте указана чётко.

Совместимость фиттингов и шлангов Earl’s

Speed-Seal Super Stock Auto-Fit Swivel-Seal Auto-Mate Ano-Tuff Auto-Crimp
Speed-Flex Super Stock Pro-Lite 350 Pro-Lite 350 Pro-Lite 350 Pro-Lite 350 Pro-Lite 350
Auto-Flex Auto-Flex Auto-Flex Auto-Flex Auto-Flex
perform-o-flex perform-o-flex perform-o-flex perform-o-flex perform-o-flex

*в заголовке таблицы указаны названия серий фиттингов. Далее по таблице серии шлангов.

Зачем вообще нужен такой мутный стандарт, в котором ничего не понятно…

С одной стороны, данный стандарт предлагает определенную свободу. Стандарт AN вообще жестко не описывает все диаметры фиттингов, толщину стенок гибких шлангов, радиусы и длину перегибов для угловых соединений и материалы из которых всё это добро будет произведено. Вот, пример, который приводит Aeromotive в своем описании этого технического стандарата. К примеру конструктор разрабатывает некую гидравлическую линию и указывает размер -8AN. Это означает, что в конструкции необходимо использовать гибкую гидравлическую линию, изготовленную из определенных материалов, пригодных для использования в условиях, для которого изготавливается конструкция. И указывая этот размер конструктор “говорит” лишь о том, что минимальный внутренний диаметр гибкой линии должен быть не менее чем 0,5 дюйма (помните в теории число AN делим на 16 и получаем минимальный внутренний диаметр 8/16 = 0,5 в дюймах). При этом материалы для гибкого шланга должны удовлетворять особым условиям конструкции: выдерживать определенные температуры, быть прочными к истиранию, выдерживать определенное давление… и так далее.

Фиттинги NPT.

Как я уже говорил выше NPT, в отличии от AN, это стандарт резьбы. NPT это аббревиатура от Nationa Pipe Threads – что можно перевести, как нациаональные резьбы для труб. Америка – это великая страна, поэтому там всё национальное. Кубок нэйшинал… резьбы нашинал. Поэтому надо относиться к таким вещам оч серьёзно. Важно отметить, что соединения для датчиков обычно выполнены “под конус” это делается для обеспечения герметичности соединений.

NPT резьба и ближайший размер AN
Внешний
диаметр
резьбы
(дюйм)
Внешний
диаметр
резьбы
(дюйм)
витков
на дюйм
(мм)
ближайший
размер
AN
1/8″ 3,17 27 4
1/4″ 6,35 18 6
3/8″ 9,52 18 8
1/2″ 12,7 14 10
3/4″ 19,05 14 12
1″ 25,4 11–1/2 16
1–1/4″ 31,75 11–1/2 20
1–1/2″ 38,1 11–1/2 24
2″ 44,45 11–1/2 32