Главная · Трансмиссия · Рабочая программа внеурочной деятельности "художественный труд" рабочая программа на тему. Программа " художественный труд" Рабочая учебная программа

Рабочая программа внеурочной деятельности "художественный труд" рабочая программа на тему. Программа " художественный труд" Рабочая учебная программа

Мария Малинина
Программа кружка по дополнительному образованию воспитанников художественный труд для детей 5–7 лет «Умелые ручки»

Паспорт программы

Наименование Программы

Программа художественного кружка «Умелые ручки » группы общеразвивающей направленности для детей 5-7 лет на 2017 -2019год.

Основание для разработки Программы

СанПиН 2.4.1.2660-10 от 22.07.2010г. №91, изменения №1 к СанПиН 2.4.1. - 10 от 20.12.2010г. № 164 СанПиН 2.4.1. 2791 - 10 Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении , утв. постановлением правительства РФ №2562 «ФГТ к структуре » утв. Приказом Мин. обр. науки России от 23.11.2009г. №655 Приказ Мин. обр. науки РФ от 23.11.2009 №655 «Об утверждении и введении в действие ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования » Заказчики Программы

Педагогический совет, родители.

Основные разработчики Программы

Воспитатель : Малинина М. А.

Сроки реализации Программы

Цель Создание условий для целостного развития ребенка

Задачи программы

1 .Содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей продуктивной и прикладной деятельности.

2. Формировать целостную картину мира, расширение кругозора детей .

3. Приобщать к продуктивным видам деятельности и к творческому труду

Ожидаемые результаты реализации программы

1. Развита инициатива, выдумка и творчество детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды творческого труда , продуктивной и прикладной деятельности.

2. Сформировано эстетическое восприятие , эстетические эмоции и чувства, эмоциональный отклик на проявления красоты в окружающем мире , его изображениях в произведениях искусства и собственных творческих работах.

Пояснительная записка

Программа кружка «Умелые ручки » для детей 6-7 лет разработана на основании авторской программы «Художественное творчество в детском саду» И. А. Лыковой (Лыкова И. А Программа художественного воспитания , обучения и развития детей 2-7 лет . ; - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА» , 2007.-144 с, которая представляет вариант реализации базисного содержания и специфических задач художественно-эстетического образования детей в изобразительной и продуктивной деятельности, содержит интегрированную систему занятий по ручному труду . Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно -эстетических способностей и художественного труда детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

Новизна, актуальность, педагогическая целостность данной дополнительной программы художественноэстетического воспитания заключается :

В создании и апробации содержания цикла интегрированных занятий кружка художественного труда «Умелые ручки » - в подборе диагностических методик для определения уровней развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в художественном труде , - в разработке методических рекомендаций по организации детского художественного труда .

Актуальность программы Задача развития творческого потенциала в дошкольном детстве актуальна для настоящего времени. В современном мире творчество ценится очень высоко. Это обусловлено, прежде всего, социально-экономической жизнью общества – потребностью в людях активных, знающих и умеющих решать различные жизненные ситуации, предвидеть, предполагать, прогнозировать . Такие проблемы способны решать только творчески одаренные дети. Поэтому в Концепции модернизации Российского образования до 2020 года , главной задачей российской образовательной политики является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. В целях создания необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования планируется : -обеспечить государственную поддержку для одаренных детей . В основе современных концепций воспитания и образования , направленных на гуманизацию педагогического процесса, решаются задачи по воспитанию активной творческой личности. Этот процесс начинается в дошкольном детстве, когда ребенок через общение со взрослыми и сверстниками, в широком контакте с окружающим миром , искусством, художественным творчеством осваивает социальный опыт.

В концепции дошкольного воспитания говорится о том , что при становлении базиса личностной культуры рождаются и развиваются такие главные образующие компоненты личности , как воображение и основанное на нем творчество, произвольность в виде способности к самостоятельным поступкам, потребность ребенка активно действовать в мире. Дошкольный возраст является сензитивным к творческой деятельности, способствующей самовыражению, самоутверждению личности ребенка. Творчество детей дошкольного возраста хотя и выступает еще в неразвитой форме, однако содержит в себе важные качества, которые создают возможность, самостоятельно выходить детям за пределы знаний и умений, полученных от взрослых, создавать новый продукт – оригинальный рисунок, новую сказку и т. д.

Художественное творчество детей дошкольного возраста – это создание ребенком значимого, прежде всего для него субъективного нового продукта (рисунок, лепка, рассказ, танец, песенка) ; дополнение к уже известным ранее не использованным деталям, по-новому характеризующим создаваемый образ ; применение усвоенных способов изображения или средств выразительности в новой ситуации. Под творчеством понимается и сам процесс создания образов , и поиск способов, путей решения задачи.

Художественный труд - это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой ребенок осваивает инструменты, исследует свойства различных материалов (бумага, ткань, нитки, листья, семена и мн. др.) и преобразует их культурными способами в целях получения конкретного продукта. И этот продукт имеет два уникальных признака -польза и красота в их гармоничной согласованности.

Творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный путь для успешной реализации своего творческого потенциала. Но к сожалению, очень часто педагоги и родители не считают творчество важной составляющей воспитания , развития и обучения своего ребенка. Они предпочитают делать акцент и ставят во главу речь, мышление и память ребенка, порой полностью забывая про воображение и творчество . Конечно, первые три пункта очень важны для каждого ребенка, но полностью исключить творчество нельзя, его развитие может и должно идти одновременно со всеми остальными направлениями развития. Стоит особенно отметить, что развитие творческих способностей необходимо для каждого ребенка. Пусть даже он и не станет в будущем знаменитостью, но зато творческий подход к решению тех или иных вопросов поможет ему в жизни, сделает его интересной личностью и человеком, способным преодолевать трудности , возникшие на его жизненном пути.

Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетического воспитания .

Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности например в своей поделке. Занятия кружка «Умелые ручки » направлены на реализацию базисных задач художественно -творческого развития детей . Развитие восприятия детей , формирование представлений о предметах и явлениях окружающей действительности и понимание того, что поделка - это плоскостное изображение объемных предметов . Художественный труд - интересный вид изобразительной деятельности , позволяющий наряду с развитием творчества, фантазии и воображения у детей среднего дошкольного возраста обучение техническим навыкам и умениям.

Цели и задачи дополнительной образовательной программы .

Основная задача эстетического воспитания в дошкольном образовании - это постоянное развитие интеллектуального и чувственного начал в человеке. Через приобщение к искусству активизируется творческий потенциал личности, и чем раньше заложен этот потенциал, тем активнее будет стремление человека к освоению художественных ценностей мировой культуры, тем выше эстетическое сознание, тем выше сфера эстетических потребностей.

Опираясь на интегрированный подход, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.

Задачи - развитие творческих способностей у детей , оригинальности подхода к решению задач, умения свободно ориентироваться в окружающем мире ;

Развивать творческое воображение детей , фантазию;

- воспитывать аккуратность в работе, учить доводить начатое дело до конца;

- воспитывать внимание , наблюдательность и эстетическое отношение к действительности;

Учить правильно сидеть за столом, правильно держать корпус и руки :

Совершенствование ручной умелости , мелкой моторики руки;

Формирование умений и навыков работы с различными материалами, приспособлениями и инструментами;

Учить самостоятельно воплощать собственные замыслы в своей работе;

Учить детей различать , называть и использовать в работе цвета /красный, синий, зеленый, желтый, коричневый, черный, белый/;

Осуществлять эстетическое развитие дошкольников средствами художественного труда ;

Содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды художественного труда ;

Совершенствовать и активизировать те знания и умения, которыми дети овладевают на занятиях по продуктивным видам деятельности.

Технические средства, необходимые для ручного труда : густые краски основных цветов, кисти, цветная и креповая бумага, листья, цветные нитки, крупы, косточки и семена растений, белый картон, ножницы, тряпка, клей.

Организационно-методическое обеспечение программы

Программа рассчитана на 2 года (старший дошкольный возраст и подготовительная к школе группа) и предполагает проведение совместной деятельности с детьми один раз в неделю (4 раза в месяц, 32 занятия в год, во 2-ой половине дня продолжительностью старшая группа 25 минут, по подгруппам /7-8 детей/ , подготовительная к школе группа 30 минут, по подгруппам /7-8 детей/ (в соответствии с «Санитарноэпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и режиму работы в дошкольных организациях). Для успешного освоения программы численность детей в группе должна составлять 7-8 человек.

Кружок посещают дети по запросам родителей. Возраст детей , участвующих в реализации программы кружа художественного труда 5-7 лет . Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и желанием проявить индивидуальность и творческие способности.

Работа с детьми

Организация занятий по художественному труду проходит на основе дополнительного образовательного кружка «Умелые ручки » , целью которого является развитие творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста посредством художественного труда . Дни занятий выбираются в соответствии с расписанием непосредственно образовательной деятельности (НОД) и в соответствии с требованиями СанПиН. Продолжительность занятий с каждой мини-группой не более 25-30 минут. Гибкая форма организации детского художественного труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные способности детей , их желания, состояния здоровья и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил. Для активизации творческого воображения в работе с детьми широко используются дидактические и развивающие игры, игровые упражнения.

Использование нетрадиционных техник художественного труда позволяет активизировать интерес дошкольников и мотивацию к занятиям. Занятия проводятся в игровой, непринужденной форме. Используются такие виды художественного труда как : аппликация из цветной и креповой бумаги, листьев, семян и косточек растений, круп, макарон, ниток, обрывная, объемная, с элементами конструирования, изготовление поделок из бросового и природного материала, из креповой бумаги способом торцевания и др.

Перспективный план работы построен на основе тематического принципа в соответствии с тематическим планом непосредственно организованной деятельности (НОД) основной образовательной программы Детского сада . Так, например, в соответствии с темой недели непосредственно организованной деятельности «Наш город» , запланирована тема занятия на кружке «Герб нашего города» - дети выполняют коллективную работу по изготовлению герба города Омска в технике торцевания из креповой бумаги. В соответствии с темой «Посуда» - запланирована тема занятия на кружке «Красивая тарелочка» из креповой бумаги. В соответствии с темой недели «Животные жарких стран» запланирована тема занятия на кружке «Жираф» - в технике аппликации обрыванием цветной бумаги дети изображают фигуру жирафа . На таких занятиях происходит взаимопроникновение материала из разных разделов воспитания и обучения через продуктивные виды деятельности.

Реализация задач кружка происходит через проблемные ситуации, практическую работу, дидактические игры и др. связующим звеном выступает тема (образ , рассматриваемая на занятии. Структура занятия кружка . В начале занятия традиционно проводится коммуникативная игра для привлечения внимания детей детей к предстоящей деятельности. Для формирования позитивной мотивации детей к познанию и творчеству используются следующие приемы : психологическая, коммуникативная игра, беседа, упражнения, направленные на создание благоприятной эмоциональной среды.

Для решения поставленных задач используются следующие методы : словесный : беседа, работа по картинкам, ответы по операционным картам, наглядный : показ способа действия, рассматривание образца , работа с демонстрационным материалом, практические методы : (репродуктивные и творческие) -подготовка и проведение выставок детских работ, непосредственное изготовление изделий, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков. Для активации творческого воображения с детьми проводятся развивающие игры, игровые упражнения. На занятии используются различные формы работы : коллективная, подгрупповая, индивидуальная. Для получения оценки деятельности детей используются соревнования, прием похвалы и поощрения, педагогический такт. На развитие мышления детей используются следующие виды деятельности : анализ, синтез, метод классификации, постановка проблемных вопросов.

В ходе занятия кружка используются элементы здоровьесберегающей технологии : проводятся и эмоциональные паузы, пальчиковый массаж - позволяющие ребенку расслабиться, отдохнуть от умственной активности, что позволяет работать в щадящем для ребенка режиме и оберегать его физическое и психическое здоровье. Физкультурные минутки, игры, игровые упражнения, динамические паузы благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности детей , препятствуют нарастанию утомления, снимают статические нагрузки.

В конце учебного года дети старшего дошкольного возраста могут владеть элементарными трудовыми умениями при работе с цветной, креповой бумагой, картоном, нитками, использовать по образцу крупы , семена растений и простейшими инструментами (ножницами, выполнять правила безопасного пользования ножницами и клеем; планировать работу, понятно рассказать об основных этапах воплощения замысла; выполнять поделки из природного и бросового материала.

Работа с родителями

Было проведено анкетирование родителей старшего дошкольного возраста с целью выявления знаний о сущности творчества и необходимости развития творчества, а также использование родителями различных средств повышения творческой деятельности в системе семейного воспитания .

Большинство родителей недооценивают важность развития творческих способностей детей дошкольного возраста, поэтому для повышения педагогической компетентности, вниманию родителей предложен разработанный цикл консультаций, практических рекомендаций по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством художественного труда : «Подарки своими руками» , «Практическое применение продуктов детского творчества» и т. д. В результате проведенных мероприятий родители активно принимают участие в различных выставках, конкурсах, ярмарках.

Условия реализации программы Успешной реализации проекта способствует создание ресурсного обеспечения воспитательнообразовательного процесса в соответствии с требованиями СанПиНа.

Перспективы дальнейшего развития программы

В 2018-2019 годах планируется продолжение работы по реализации программы кружка художественного труда «Умелые ручки » . В ходе реализации данной программы каждый ребенок раскрывает свой творческий потенциал во всех видах деятельности, возрастает уровень социальной и творческой активности воспитанников , что позволяет планировать участие детей в выставках и конкурсах муниципального и регионального уровня.

Каждую неделю вывешивать лучшие работы на стенде «Наше творчество. В конце года итоговая : - выставка работ детей . - составление альбома лучших работ. - презентация лучших работ родителям. - творческий отчет воспитателя-руководителя кружка на педагогическом часе, педагогическом совете.

Интеграция с другими образовательными областями

- «Физическая культура» Формирование умений правильно и точно выполнять движения во время физкультминуток.

- «Здоровье» Укрепление здоровья детей , за счёт сохранения правильной осанки во время продуктивной деятельности, развитие мелкой моторики рук, развитие глазомера.

- «Коммуникация» Обобщение и систематизирование знаний детей , классификация. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности. Пополнение лексического запаса детей .

- «Безопасность» Обучение безопасному владению ножницами, клеем и другими опасными предметами.

- «Социализация» Закрепление навыков культурного обращения с просьбой к сверстникам и взрослому во время продуктивной деятельности. Закрепление правила безопасного поведения в саду, на улице, в лесу, в общественном транспорте и т. д.

- «Музыка» Использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, (голоса птиц и т. д.)

- «Чтение художественной литературы » Использование загадок, пословиц, чтение русских народных сказок, стихов русских поэтов для обогащения содержания области.

Пояснительная записка

Планирование составлено на основе типовой учебной программы по учебному предмету «Художественный труд» для 5 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию, в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом основного среднего образования утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 мая 2016 года № 292.

Календарно – тематическое планирование предназначено для учителей художественного труда 5 классов общеобразовательной школы.(вариант для девочек)

1. Объём учебной нагрузки по предмету «Художественный труд» составляет:

в 5 классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году. (согласно учебному плану)

2.Программное и учебно-методическое оснащение:

Учебник «Художественный труд» 5 класс (вариант для девочек) + СД..

3. Книга для учителя :

Методическое руководство для учителей 5 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек) Авторы: Р.Ш.Алимсаева, И.А.Развенкова, Н.А.Якупова, О.С.Лосенко, Е.Е.Велькер.

Кокшетау: « Келешек-2030» .2017г.

4. Базовое содержание учебного предмета «Художественный труд» 5 класс (девочки):

1) «Визуальное искусство». Средства выразительности в изобразительном искусстве. Шедевры классического искусства. Творчество казахстанских художников. Виды и жанры изобразительного искусства. Искусство натюрморта. Декоративный национальный натюрморт. Пейзаж. Гармония с природой. Воздушная перспектива. Индустриальный пейзаж. Городской пейзаж. Линейная перспектива. Искусство пластических форм. Скульптура. Создание творческой работы. Организация выставки.

2) «Декоративно-прикладное искусство». Виды орнамента. Казахские национальные орнаменты (виды, стилизация и мотивы). Художественная вышивка. Виды вышивки. Знакомство с материалами и инструментами. Разработка эскиза. Декорирование изделия с художественной вышивкой. Искусство плетения. Виды плетения. Знакомство с материалами и инструментами. Плетение изделия. Выставка работ.

3) «Дизайн и технология». Классификация и характеристика текстильных материалов. Исследование видов и свойств материалов. Оборудование, инструменты и приспособления для обработки текстильных материалов. Классификация швейных изделий. От идеи до продукта (швейные изделия). Дизайн, макетирование одежды (бумага, текстиль). Создание костюма (на мини-манекен или куклу). Дизайн швейных изделий в технике текстильной мозаики (пэчворк, квиллинг, курак). Разработка идей. Эскиз. Выбор и подготовка материала. Последовательность выполнения работы. .

4) «Культура питания». Основы здорового питания. Составление меню. Оборудование кухни. Посуда, инструменты и приспособления для приготовления пищи. Изучение возможностей инструментов и приспособлений для приготовления пищи. Технология приготовления бутербродов и напитков. Технология приготовления салатов из овощей и фруктов.

5) «Культура дома». Личная гигиена, уход за собой. Основные направления растениеводства. Весенние работы в растениеводстве

5.Цель обучения учебному предмету – формирование функциональной грамотности в области искусства и технологий труда, развитие личности с творческим отношением к действительности.

6.Виды деятельности для достижения учебных задач (индивидуальная, парная и групповая работа).

Особенностью учебного предмета «Художественный труд» в системе основного среднего образования является изучение различных видов искусства, выражение идей средствами искусства, приобретение универсальных (бытовых) и специальных (предметных) знаний и умений, навыков художественной обработки и преобразования материалов и объектов, навыков ведения домашнего хозяйства, пользования техникой и технологиями.

7.Программа по учебному предмету «Художественный труд» направлена:

на развитие знаний, формирование осознанного восприятия искусства, дизайна и технологий в окружающем мире;

изучение художественно-культурного наследия народов Казахстана и мира;

развитие технологических навыков, навыков передачи творческих идей выразительными средствами искусства и дизайна;

развитие творческого и критического мышления обучающихся в процессе исследования, создания, анализа, художественной трансформации объектов;

приобретение опыта применения информационно-коммуникационных технологий во всех видах учебной деятельности (исследование, творческая реализация идей, презентация работ);

исследование и применение различных ресурсов и источников информации с осознанием их значения для результатов работы;

эстетическое, трудовое, экономическое, экологическое, патриотическое воспитание и формирование нравственно-духовных ценностей;

развитие умения самостоятельно планировать свою деятельность, определяя и учитывая время, свойства материалов и другие факторы;

приобретение опыта организации совместной деятельности.

Распределение часов по курсу «Художественный труд»

Наименование раздела

Всего.

Теор.

Практ.

Визуальное искусство

Декоративно-прикладное искусство

Дизайн и технология

Культура питания

Культура дома

итого

Календарно-тематическое планирование

5 класс (девочки)

Тема урока

1-я четверть (18 часов)

Раздел 1: Визуальное искусство.(18ч)

Средства выразительности в изобразительном искусстве. Виды и жанры изобразительного искусства

Шедевры классического искусства. Творчество казахстанских художников.

Искусство натюрморта.

Декоративный национальный натюрморт

Пейзаж. Гармония с природой. Воздушная перспектива

Индустриальный пейзаж. Городской пейзаж. Линейная перспектива

Искусство пластических форм. Скульптура

Творческая работа.

Творческая работа. Организация выставки

2 четверть (14 часов)

Краткая история и виды орнамента. Казахские национальные орнаменты (виды, стилизация и мотивы)

Художественная вышивка. Виды вышивки. Знакомство с материалами и инструментами. Разработка эскиза

Декорирование изделия художественной вышивкой

Искусство плетения. Виды плетения. Знакомство с материалами и инструментами Разработка эскиза

Плетение изделия

Плетение изделия. Выставка работ.

3 четверть (20 часов)

Раздел 3: Дизайн и технологи я(20ч)

Классификация и характеристика текстильных материалов. Исследование видов и свойств материалов

Оборудование, инструменты и приспособления для обработки текстильных материалов.

Классификация швейных изделий. От идеи до продукта (швейные изделия)

Дизайн, макетирование одежды (бумага, текстиль и другие материалы).Создание костюма (на мини-манекен или куклу)

Дизайн, макетирование одежды (бумага, текстиль и другие

материалы).Создание костюма (на мини-манекен или куклу)

Дизайн швейных изделий в технике текстильной мозаики (пэчворк, квиллинг, курак).Разработка идей. Эскиз. Выбор и подготовка материала. Последовательность выполнения работы

Создание изделия. Декорирование изделия

Создание изделия. Декорирование изделия

Создание изделия. Декорирование изделия

Презентация работы

4 четверть (16 часов)

Раздел 4: Культура питания (12ч)

Основы здорового питания.

Составление меню

Оборудование кухни. Посуда, инструменты и приспособления для приготовления пищи. Исследование возможностей инструментов и приспособлений для приготовления пищи

Технология приготовления бутербродов.

Технология приготовления горячих напитков.

Технология приготовления салатов из овощей и фруктов

Раздел 5: Культура дома. (4ч)

Личная гигиена, уход за собой

Основные направления растениеводства

Весенние работы в растениеводстве

Тематическое планирование составила:

Горбань Т.В. учитель технологии

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 37 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

по художественному и ручному труду
«МАСТЕРСКАЯ ВОЛШЕБНИКОВ»
Возраст воспитанников 4-7 лет.

Срок реализации программы 3 года
Разработала:

старший воспитатель

Кривоносова Е.И.

г. Керчь

2015г
I .ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная программа по художественному и ручному труду «Мастерская волшебников» разработана, утверждена и реализуется в образовательном учреждении на базе основной общеобразовательной программы МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №37 «Золотая рыбка», разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровской, М.А. Васильевой, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Рассчитана на возраст детей от 4 до 7 лет, срок реализации программы три года.

Программа по художественному и ручному труду направлена на развитие творческого потенциала дошкольников и воспитание у детей интереса к разным видам художественной деятельности, стремление участвовать в конкурсах и фестивалях детского творчества.

Данная программа ориентирована на среднюю, старшую, подготовительную группу, является открытой к изменениям, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий.

Новизной программы является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. Для закрепления знаний в каждом занятии используется дидактическая игра или упражнение.
Вся работа дополнительного образования построена на желании детей научиться делать что- то новое, необычное, своими руками, а точнее быть немного волшебниками.
Новизна не только в том, чтобы научить детей создавать что-то новое, но и находить применение создаваемым поделкам. Занятия спланированы так, что большая часть - поделок- это нужные в быту предметы и находят применение в игре, на занятиях, служат украшением.

Актуальность

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:


  • желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;

  • желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.
Актуальность программы и в том, что развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.

Педагогическая целесообразность

Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.

Цель и задачи программы
Цель программы . Развивать творческие способности, фантазию, воображение. Помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной и прикладной деятельности. Способствовать развитию у детей устойчивого интереса к художественному и ручному труду.

Задачи программы

1. Учить детей чувствовать себя на занятиях свободно, не стесняться высказывать свои мысли, добиваться эмоциональной отзывчивости детей на занятиях дополнительного образования «Мастерская волшебников»
2. Обучать детей различным приемам преобразования бумаги, ткани, природного и бросового материалов.
3. Развивать воображения, умения видеть необычное в обычных предметах, развитие художественно-творческих способностей и творчества детей.

4. Закреплять умение работать аккуратно, содержать в порядке своё рабочее место.
5. Вырабатывать желание получать положительные результаты в работе.
6. Развивать чувство коллективизма, коммуникабельности.
7. Учить детей анализировать образы поделок.
8. Развивать целеустремлённость в работе.
9. Развивать умение доводить работу до конца, работать в заданном темпе.
10. Изготовлять с детьми атрибуты для сюжетно-ролевых и дидактических игр, игр-драматизаций, использовать детские поделок для оформления интерьера дошкольного учреждения.
11. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.
12. Проявлять творчество, инновационные решения в работе.
Отличительной особенностью программы является то, что время работы дети превращаются в волшебников и делают своими руками «волшебство», каждая работа имеет своё назначение: украшение, подарок, для игры и т.д. Первое занятие в каждой группе - это создание волшебной палочки, которая сложнее предыдущей группе. В конце учебного года, на итоговом занятии, в награду и подтверждение его навыков ребёнок получает диплом волшебника волшебной мастерской и свою волшебную палочку. В средней группе детей называют «Маленькие волшебники», в старшей - «Просто волшебники», а в подготовительной группе - «Настоящие волшебники». Отличительная особенность также в том, что появляются новые возможности и используются более разнообразные материалы для творчества - солёное тесто, карамель, крашеная манка, поделки из круп, шоколада, губок, ниток, фольги, бисера, бус, страз и так далее.
Принципы построения педагогического процесса
1. От простого к сложному.
2. Системность работ.
3. Индивидуальный подход.

Методы и приемы обучения
1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).
2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).
3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).

Этапы работы
Весь образовательный цикл делится на 3 этапа.
1 этап - знакомство со свойствами материалов.
2 этап - обучение приемам изготовления.
3 этап - изготовление поделок.

Работа с педагогами:


  • Мастер-класс: «Изготовление поделок новогодней тематики»

  • Беседы

  • Семинары- практикумы: «Волшебная бумага»
Работа с родителями

  • Сбор материала для занятий

  • Папки раскладушки: «Бумага + творчество = оригами»

  • Информационные стенды: «Как воспитать творческую личность».

  • Консультации: «Что необходимо для изготовления поделок?», «Первые шаги в работе с бумагой в освоении техники «Оригами», «Истоки рукоделия»

  • Конкурс творческих семейных работ «Зимняя сказка» (нетрадиционная техника выполнения творческих работ, с использованием разнообразных материалов).

  • Конкурс совместного творчества детей и взрослых «Новое и удивительное своими руками»

  • Семинары – практикумы: «Творите своими руками».

Формы и режим занятий

Продолжительность занятия составляет: в средней группе – 20 минут, в старшей группе – 25 минут, в подготовительной группе – 30 минут. Занятия проводятся во вторую половину дня, 1 раз в неделю. Индивидуальная работа предполагается в свободное от занятий и вечернее время, направленное на решение конкретных задач.


Практическая работа детей

Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Целесообразно перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом: тканью и бумагой провести занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки. На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать к показу. При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками можно использовать и поэтапный показ. Использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников.
Коллективная форма проведения занятий помогает создавать интересные и красочные композиции, положительно влияет на нравственно-эстетическое развитие ребенка, способствует умению согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях, радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.
Формы объединения используются различные: парами, небольшими группами, всей группой, каждый отдельно для соединения в общую композицию.

Обсуждение
При проведении анализа работы используются различные игровые упражнения и дидактические игры. Во время их проведения в занимательной форме дошкольники учатся находить достоинства и недостатки своих работ и в поделках других детей, принимать и понимать интересы другого человека.

Общий план занятий

Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о предполагаемом создаваемом предмете, дидактические игры.


  1. Подготовка к занятию (установка на работу).

  2. Повторение пройденногоматериала (выявление опорных знаний и представлений):

  • повторение названия базовой формы;

  • повторение действий прошлого занятия;

  • повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности.

  1. Введение в новую тему :

  • загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.), дидактические игры.

  • показ образца;

  • рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали);

  • повторение правил складывания.

  1. Практическая часть:

  • показ воспитателем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте, в зависимости от уровня подготовки и
сформированности навыков);

  • вербализация учащимися некоторых этапов работы (расшифровка схемы: «Что здесь делаю?»);

  • текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей);

  • самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;

  • оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;

  • анализ работы учащегося (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).
Ожидаемый результат и способы определения их результативности

Средняя группа

Развивается творчество, изобретательность.

Формируется эстетический вкус в гармоничном сочетании элементов при оформлении построек, поделок.

Дети упражняются в изготовлении простых плоских игрушек из бумажных полос способом складывания их пополам и оформления вырезанными бумажными элементами.

Учатся мастерить элементарные игрушки оригами.

Упражняются в изготовлении поделок из бросового (коробки) и природного материала.

Учатся пользоваться ножницами, клеем.

Развивается деловое и игровое общение детей.

Дети приучаются к аккуратности в работе и порядку.

Овладевают различными приемами преобразования материалов.

Развиваются познавательные, конструктивные способности.

Развивается интерес к результату и качеству поделки.

Узнают свойства различных материалов;

Научатся работать с ножницами и клеем.

Научатся видеть необычное в обычных предметах

Развивается мелкая моторика рук.


Старшая группа

Развивается способность к самостоятельному анализу сооружений, рисунков, схем (по обобщенному способу).

Совершенствуются навыки пространственной ориентации.

Формируются навыки и умения в художественном труде и дизайне с использованием разных материалов (бумаги, картона, бросового и природного материала и пр.).

Дети умеют мастерить несложные поделки по принципу оригами.

Развивается художественный вкус при оформлении построек и изделий в процессе гармоничного сочетания элементов по форме, величине, цвету, фактуре и пр.

Формируется стремление к совместной деятельности.

Формируются навыки коммуникативного, делового общения.

Продолжает формироваться умение пользоваться инструментами и материалами для труда.

Формируется умение самостоятельно подготавливать к работе необходимые материалы.

Формируется привычка соблюдать чистоту и порядок на рабочем месте.
Подготовительная группа
Сформировано умение самостоятельно анализировать сооружения, поделки, рисунки, схемы, чертежи.

Продолжает формироваться умение придумывать свои конструкции и изделия из разных материалов и воплощать их сначала в зарисовках, схемах.

Сформированы навыки пространственной ориентации.

Сформировано умение конструировать и мастерить как индивидуально, так и совместно по образцам, по условиям, по замыслу.

Осваиваются разные виды конструкторов, формируется умение создавать простейшие двигающиеся механизмы (рычаг, блок, зубчатая передача).

Продолжает формироваться умение создавать с помощью разных материалов оригинальные художественные образы.

Формируется художественный вкус в процессе оформления конструкций, изготовления поделок, в дизайн-деятельности.

Умеют мастерить игрушки, поделки, в основе которых лежат объемные формы (модули), делать несложные выкройки, создавать эскизы (изделия из бумажных цилиндров, конусов, кубических и прочих форм).

Осваивают способы изготовления поделок по принципу оригами.

Приобщаются к дизайну(к моделированию, проектированию, макетированию, оформительской деятельности).

Совершенствуются навыки коммуникативного, делового общения.

Сформировано умение самостоятельно подготавливать к работе свое рабочее место.

Сформирована привычка соблюдать чистоту и порядок.

Развита поисковая деятельность.

Умеют анализировать поделку.

Сформировано положительное отношение к труду.

Развиты конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности.

Рука подготовлена к письму.

Определение результативности.

Таблица для педагогического обследования по ручному труду


п/п

Список детей

Свойства материалов

Овладение приемов работы с материалами

Развитие конструктивных способностей (резать, клеить, рвать, измерять, вырезать)

Мелкая моторика

природный

пластилин

бумага

нитки

тесто

бросовый


ПАСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Тип программы: программа начального общего образования.

Статус программы: образовательная программа учебного предмета

Назначение программы:
- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
- для педагогических работников МОУ «СОШ №5» программа определяет приоритеты в содержании начального образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
- для администрации МОУ «СОШ №5» программа является основанием для определения качества реализации общего начального образования.
-
Категория обучающихся: дети в возрасте 5 – 7 лет.

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 28 часов.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 1 час в неделю

Формы контроля: выполнение практических работ и их анализ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы.
Проблема адаптации детей к школьной жизни не теряет своей актуальности. Начало обучения ребёнка в школе – сложный и ответственный этап его жизни, который требует значительной психологической перестройки всей внутренней жизни.
Основы программы:
-удовлетворение потребностей в общении и поддержании познавательного интереса детей, развитие и реализация творческих способностей и творческих возможностей воспитанников.
-учёт возрастных доминант, когда каждому возрасту присущи свои потребности, реализация которых является обязательной для положительного восприятия эмоциональных воздействий.
-преемственность и непрерывность в содержании образовательного процесса.
Сухомлинский писал, что «ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказках и в игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка».

Характеристика программы.
Занятия по программе помогут выполнить поставленные задачи: развивать у учащихся чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы. На занятиях у учащихся проявятся творческие способности и художественный вкус. Обеспечен индивидуальный подход, реализуются вариативные подпрограммы, дифференциация. Дети будут иметь возможность работать одновременно с цветной бумагой, картоном, пластилином, красками, моделируя и создавая различные поделки.

Ожидаемый результат.
Общее количество часов – 28.
Занятия проходят 1 раз в неделю.
В процессе труда детская рука приобретает уверенность, точность, а пальцы станут гибкими. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, развитию внимания – повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание; мышление, целеустремлённость, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Формы контроля.
Контроль за отслеживанием результатов обучения осуществляется на каждом уроке путём выставки работ и словесного оценивания изделия.

РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

1.1 Цели и задачи программы
Формировать умение совместного выполнения задания, работать в парах,
ориентироваться в представленных рисунках.
Развивать изобразительные умения: располагать фигуры в соответствии с образцом,
добываться выразительности образа,
пространственные ориентировки,
умение анализировать образцы и дорисовывать в соответствии с темой,
внимательность, наблюдательность, сосредоточенность.
Воспитывать у детей доброжелательность и желание дружить, участвовать в
совместной деятельности
Обогащать игровой опыт детей.

Работа с бумагой и картоном - 10 ч.
Материал расположен в порядке его прохождения с нарастанием трудности от вырезания простых и симметричных форм до сложных сюжетных композиций. Несёт в себе увлечённость а, главное, развитие творческого воображения и фантазию.
Познакомить с техникой выполнения аппликации, способность развитию глазомера, чувства формы, ритма, соотношению частей и целого, пониманию цвета и его преобразованию собственной фантазии, способствовать приобретению умений действовать карандашом, ножницами, наносить клей кисточкой, приклеивать детали.

Работа по изобразительному искусству – 9 ч.
и комбинированные работы
Задачи и учебные возможности:
Раскрыть волшебство появления цвета при помощи смешивания красок, познакомить с понятиями портрет, натюрморт, пейзаж, способствовать приобретению умений действовать кистью, красками, воспитывать любовь к прекрасному.

Работа с пластилином – 9 ч.
Задача занятий способствовать развитию группе мелких мышц кистей рук и пальцев, выработка навыков работы с различными материалами и умений пользоваться простейшими инструментами, расширение кругозора детей, коллективистических чувств, доброжелательные отношения ребят в труде, учить соразмерять детали по толщине и длине, формировать навыки сравнения, анализа.

1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
В результате изучения учебной дисциплины ученик должен
знать: - названия инструментов, приспособлений и правила работы;
- различные способы выполнения аппликации, мозаики, приёмы лепки;
- названия главных цветов.

Уметь: - правильно сидеть за столом, верно, держать лист бумаги, карандаш, кисть,
ножницы;
- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
- правильно работать акварельными красками;
- разводить и ровно закрывать ими нужную поверхность;
- пользоваться простейшими приемами лепки;
- вырезать из бумаги детали;
- складывать бумагу по прямой линии;
- соединять детали;
- экономно разделять детали;
-доводить начатую работу до конца.

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Тематический план учебной дисциплины
№ Тема Всего часов Кол-во часов Самостоя-
тельная
работа
теория практика
1 Волшебные цвета красок. Радуга. 1
2 Работа с бумагой. Аппликация рваной бумагой. Яблоко (груша). 1
3 Работа с пластилином. Катание шаров. Яблоко. 1
4 Работа с красками. Рисование осеннего дерева. 1
5 Работа с пластилином. Лепка грибов. 1
6 Работа с бумагой. Вырезание по шаблону. Аппликация. Грибок. 1
7 Работа с красками. Раскрашивание осенних листьев. 1
8 Работа с пластилином. Лепка гусениц и улиток на листочке. 1
9 Работа с бумагой. Аппликация. Грузовик. 1
10 Работа с красками. Понятие натюрморт. Фрукты в вазе. 1
11 Работа с бумагой. Новогодняя открытка (вырезание снежинок). 1
12 Работа с пластилином. Налепка. Новогодние шары. 1
13 Работа с красками. Рисование рыбок по шаблону. Раскрашивание поролоном/ватой. 1
14 Работа с бумагой. Аппликация. Аквариум. 1
15 Работа с пластилином. Налепка. Рыбка. 1
16 Работа с красками. Узоры. Роспись шарфика и шапочки. 1
17 Работа с бумагой. Аппликация разными кусочками. Собачка. 1
18 Работа с пластилином. Катание шаров разного размера. Снеговик. 1
19 Работа с красками. Пейзаж. Рисование кусочком свечи. 1
20 Работа с бумагой. Вырезание по шаблону. Открытка. Машинка. 1
21 Работа с бумагой. Вырезание кругов по шаблону. Открытка. Сердечко с цветами. 1
22 Работа с пластилином. Налепка. Белочка. 1
23 Работа с красками. Друг детства (медвежонок). 1
24 Работа с картоном. Подвижная игрушка. Медвежонок. 1
25 Работа с пластилином. Оформление пасхального яйца. 1
26 Работа с бумагой. Аппликация. Бабочка. 1
27 Работа с красками. Рисование «по мокрому». Отпечатки. Вырезание бабочки. 1
28 Работа с пластилином. Налепка. Бабочка. 1
Итого 28

Тема 1.
Знакомство с инструментами. Инструктаж по работе с красками и кисточкой. Обсуждение и обобщение знаний о цвете, способах передачи впечатлений через краски и лист бумаги.
Основные понятия: краски, кисти, цвета радуги.
Практическая работа: выполнение рисунка по образцу.

Межпредметная связь: литературное чтение, окружающий мир.
Техническое оснащение занятия: слайды с изображением радуги.

Тема 2.
Знакомство с инструментами. Инструктаж по технике безопасности при работе с клеем.
Выполнение аппликации «рваной» бумагой.
Основные понятия: аппликация, цветная бумага, клей, шаблон, урожай.
Практическая работа: обведение фигур по шаблону, наклеивание.
Методы проведения занятия: беседа, игра, творческая работа.
Форма организации занятия: в парах, фронтальная.
Контрольные задания: выставка работ.
.
Техническое оснащение занятия: слайды с изображением овощей и фруктов
.
Тема 3.
Знакомство с инструментами. Инструктаж по технике безопасности по работе с пластилином. Деление цельного куска на равные части методом вытягивания и катание шаров заданной формы.
Основные понятия: лепка, вытягивание из цельного куска, катание шаров.
Практическая работа: выполнение по этапам
Методы проведения занятия: беседа, творческая работа.
, фронтальная.
Контрольные задания: выставка работ
Межпредметная связь: мир вокруг нас.
Техническое оснащение занятия: CD- диск с загадками про овощи и фрукты.

Тема 4.
Знакомство с пейзажем. Рисование плавных линий различной толщины.
Основные понятия: пейзаж,
Практическая работа: экскурсия, выполнение работы по образцу
Методы проведения занятия: творческая работа, беседа
Форма организации занятия: групповая
Межпредметная связь: литературное чтение, окружающий мир
Техническое оснащение занятия: слайды с изображением пейзажа.

Тема 5.
Знакомство с грибами. Рассматривание экспонатов выставки. Лепка объёмных фигурок.
Основные понятия: обитатели леса, объёмная форма, катание овалов
Практическая работа: выставка грибов
Методы проведения занятия: беседа, творческая работа
Форма организации занятия: групповая
Контрольные задания: выставка работ
Межпредметная связь: окружающий мир
Техническое оснащение занятия: предметная выставка и слайды с изображением грибов.

Тема 6.
Знакомство с инструментами. Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами. Обводка деталей аппликации по шаблонам, вырезание и поэтапное наклеивание частей на центр листа. Основные понятия: безопасный труд, аппликация, шаблон, вырезание, наклеивание, центр композиции
Практическая работа: выполнение работы с комментированием
Методы проведения занятия: беседа, творческая работа
Форма организации занятия: фронтальная
Контрольные задания: выставка работ
Межпредметная связь: окружающий мир, литературное чтение
Техническое оснащение занятия: диафильм « Маша и медведь»

Тема 7.
Работа по трафаретам. Раскрашивание листьев лёгкими движениями кисточки. Заполнение внутреннего пространства листика, не заходя его за границы.
Основные понятия: трафарет, внутреннее пространство и границы листика
Практическая работа: экскурсия,
Методы проведения занятия: беседа, творческая работа
Форма организации занятия: фронтальная
Контрольные задания: выставка рисунков
Межпредметная связь: окружающий мир
Техническое оснащение занятия: гербарий листьев растений
Полный текст материала Программа "ИЗО и художественный труд" для курсов по подготовке детей к обучению в 1 классе смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.