Главная · Салон · Духовно-рыцарские ордена: госпитальеры. Иоанниты - госпитальеры Возрождение в Британии под Именем Почетного Ордена Святого Иоанна Иерусалимского

Духовно-рыцарские ордена: госпитальеры. Иоанниты - госпитальеры Возрождение в Британии под Именем Почетного Ордена Святого Иоанна Иерусалимского

Орден госпитальеров — самый знаменитый и прославленный из духовно-рыцарских орденов. Полное его наименование — Суверенный Военный Орден Госпитальеров святого Иоанна Иерусалимского Родоса и Мальты. Резиденция Ордена, начиная с 1834 г., находится в Риме на виа Кондотти. Ордену также принадлежит Дворец Великих Магистров на Авентинском холме.

История Иерусалимского, Родосского и Мальтийского державного военного Ордена госпитальеров Св. Иоанна, называемого также Орденом иоаннитов, или госпитальеров, уходит своими корнями в глубокую древность.

Известный историк Г. Шиклуна, долгое время работавший директором Национальной библиотеки Валлетты, пишет, что первое упоминание о монашеском братстве госпитальеров относится к IV веку н. э., когда христианские пилигримы устремились к Святым местам.

Свое название братство получило от госпиталя, или странноприимного дома, основанного им в Иерусалиме. Госпиталь в Иерусалиме продолжил свое существование и после захвата Святых мест христианства мусульманами. Монахи давали приют паломникам, лечили больных.

Между 1023 и 1040 годами несколько купцов из Амальфи, города на южном побережье Италии, являвшегося вплоть до конца XVI века одним из центров левантийской торговли, основали новый госпиталь либо же, что вероятнее, восстановили старый, уничтоженный по приказу египетского халифа Хакима. Госпиталь находился в Иерусалиме, недалеко от храма Гроба Господня, и состоял из двух отдельных зданий — для мужчин и женщин. При нем была сооружена церковь Марии Латинской, богослужения в которой отправляли монахи — бенедиктинцы. День поминовения Иоанна Крестителя в церковном календаре стал самым торжественным праздником иоаннитов.

Братство и крестовые походы

Значение братства госпитальеров особенно возросло в эпоху крестовых походов (1096-1291 гг.). Когда 15 июля 1099 г., во время первого крестового похода, крестоносцы под предводительством Готфрида Бульонского вступили в Иерусалим, они нашли госпиталь действующим. В знак благодарности за помощь при взятии города Готфрид Бульонский щедро наградил госпитальеров. Однако, в чем конкретно состояла эта помощь, достоверно не известно.

До наших дней дошла лишь легенда о том, что Жерар, глава монашеского братства, самоотверженно пытался помочь своим единоверцам во время осады. Зная о том, что в стане осаждающих начался голод, он с брасывал со стены города на головы воинов Готфрида Бульонского не камни, а свежевыпеченный хлеб. Жерара схватили, ему угрожала смерть, от которой он был избавлен чудесным образом: на глазах судей, перед которыми он предстал, хлеб превратился в камни. Многие рыцари вступили в братство; вскоре оно взяло на себя защиту паломников в их путешествиях к Святым местам. Госпитальеры не только строили больницы, но и укрепляли крепости по дорогам пилигримов.

Братство становиться орденом

Глава братства госпитальеров (в дни первого крестового похода его называли ректором) брат Жерар был выходцем из Прованса или Амальфи. Судя по всему, Жерар обладал не только замечательным благочестием, позволившим госпитальерам причислить его к лику святых, но был, как это нередко случалось со святыми, дельным организатором. Его усилиями братство было преобразовано в монашеский орден. Когда члены его явились к храму Гроба Господня и в присутствии Иерусалимского Латинского патриарха произнесли три монашеских обета — послушания, благочестия и нестяжания, они вряд ли могли предполагать, что новому Ордену было суждено пережить все остальные средневековые рыцарские ордена и просуществовать до конца XX века.

Order Of Malta
Выложил — Мэлфис К. Выложил — Мэлфис К.

монашеский орден

Первоначальный центр, от которого госпитальеры получили своё наименование - госпиталь (лат. "гостеприимство") св. Иоанна при доме паломников в Иерусалиме , созданный в году монахом-бенедиктинцем Жераром. Первоначальной целью братства была забота о неимущих, больных или раненых паломниках в Святой Земле . После вступления римо-католиков в Иерусалим в ходе I Крестового похода в году орден оформился как религиозно-военный, был утвержден его устав.

После изгнания из Иерусалима орден обосновался на Родосе . После его падения в году орден переместился на Мальту и госпитальеры стали известны также под названием рыцарей Мальтийского ордена .

Современное состояние

На начало 2010-х годов владения госпитальеров (около 2 кв.км) пользуются правом экстерриториальности. По международному праву Орден является государствоподобным образованием и имеет дипломатические отношения на уровне послов с около 50 странами, свою конституцию, правительство, национальный гимн, гражданство и даже чеканит монету. Орден обладает немалой недвижимой собственностью: только в Италии она оценивается в 450 млн. долларов. Ордену также принадлежит около 200 больниц в различных странах мира. Орден объединяет крупных политических и общественных деятелей, представителей большого бизнеса и аристократии.

Устройство

Согласно Конституции члены Ордена разделяются на три класса:

  • члены I класса – рыцари справедливости, признанные монастырские капелланы – дают обеты бедности, целомудрия и послушания и являются монахами ;
  • члены II класса – рыцари послушания и донаты справедливости – дают обет послушания. Они обязаны соблюдать предписания для рыцарей послушания касательно совершения молитв и обязанностей по отношению к ордену и его членам;
  • члены III класса - не принимают обетов, но берут на себя обязательство вести христианский образ жизни и принимать активное участие в уходе за больными и социальной работе, проводимой орденом.

Орден иоаннитов (госпитальеров)

Христианские паломники приходили в Святую землю истощенными путешествием; многие заболевали и оставались без призрения. Тотчас после того, как Иерусалим был взят крестоносцами (1099), несколько французских рыцарей соединились, чтобы основать странноприимный дом, в котором могли бы находить приют паломники. Они образовали духовную конгрегацию, члены которой обязывались посвящать себя уходу за бедными и больными, жить хлебом и водой и носить простое платье, «как бедные, их господа». Эти рыцари жили милостыней, которую рассылаемые ими люди собирали во всех христианских странах и которую они потом складывали в комнате для больных. Их госпиталь назывался «Странноприимным домом иерусалимского госпиталя» или госпиталем св. Иоанна. Позже он изменил свой характер. Кроме рыцарей, здесь были и послушники, то есть слуги, ходившие за больными. В больнице находило приют до 2 тысяч больных, и ежедневно раздавалась милостыня; рассказывают даже, что мусульманский султан Саладин переоделся нищим, чтобы ознакомиться с благотворительной деятельностью госпитальеров. Этот духовно-рыцарский орден сохранил свое название госпитальеров святого Иоанна (или иоаннитов) и свою печать, на которой был изображен простертый на ложе больной с крестом в головах и светильником в ногах. Но рыцари, вступавшие в орден иоаннитов, образовали военное сообщество, задачей которого была борьба с неверными.

В число госпитальеров допускались уже только рыцари благородного происхождения или побочные сыновья князей; каждый новый член должен был приносить с собой полное вооружение или вносить в арсенал ордена 2 тысячи турских су. Во всех государствах Сирии князья предоставили госпитальерам право строить замки вне городов и укрепленные дома – в городах. Главные поселения духовно-рыцарского ордена иоаннитов находились в областях Антиохии и Триполи, вокруг Тивериадского озера и на египетской границе. Его Маркабский замок, построенный в 1186 г., занимал всю площадь плоскогорья, круто спускавшегося в долину, имел церковь и деревню, в нем находился гарнизон в тысячу человек и припасы на 5 лет; здесь нашел убежище епископ Валении. Во всех странах Европы госпитальеры приобрели владения; в XIII в. они имели, по преданию, 19 тысяч обителей. В каждой из них жило несколько рыцарей с командором; многие деревни, носящие имя святого Иоанна (Saint-Jean), – древние госпитальерские командорства.

Вход во дворец великих магистров ордена Иоаннитов на острове Родос

Орден тамплиеров (храмовников)

Прежде чем этот духовно-рыцарский орден изменил свой характер, несколько рыцарей, которым наскучил уход за больными, захотели найти занятие, более соответствовавшее бы их вкусам. В 1123 г. восемь французских рыцарей составили братство, члены которого обязались сопровождать паломников по дороге в Иерусалим, чтобы защищать их против неверных; великим магистром ордена они избрали Гуго de Payens. Король Балдуин предоставил им часть своего дворца, так называемый Temple (буквально – «Храм»), построенный на месте древнего Соломонова храма ; они приняли название Бедных братьев Иерусалимского храма, или тамплиеров (букв. – «храмовников»). Знаменитый святой того времени, Бернард Клервоский , покровительствовал им и принимал участие в составлении их устава, который частью воспроизводил цистерцианский устав. Устав духовно-рыцарского ордена тамплиеров был утвержден на соборе в Труа (1128). Орден состоял из членов троякого рода; монашеские обеты бедности, послушания и целомудрия были обязательны для всех. Рыцарями были у тамплиеров люди благородного происхождения; они одни могли быть начальниками монастырей и занимать должности в ордене. Служителями были богатые горожане, которые отдали свое имущество ордену и занимали место либо оруженосцев, либо управителей; они руководили финансовыми делами ордена тамплиеров; береговой командор, который наблюдал за посадкой на корабли и за высадкой богомольцев, был служителем. Священники исполняли духовные обязанности в ордене. Папы, которые покровительствовали тамплиерам, позволили им иметь собственные капеллы и кладбища и выбирать себе священников для отправления божественной службы в их монастырях. Они постановили, что все духовные лица, находящиеся на службе ордена, должны подчиняться не своему епископу, а великому магистру тамплиеров (булла 1162 г.). Таким образом, духовно-рыцарский орден тамплиеров сделался в недрах Римской церкви независимой церковью, подчиненной одному только папе. Светские князья, особенно французские, из уважения к этим рыцарям, которые посвящали себя беспрерывной крестовой войне, делали им крупные подарки. Позже орден владел 10 тысячами обителей в Европе, флотом, банками и такой богатой казной, что мог предложить за остров Кипр 100 тысяч золотых.

Вооружение и эмблема духовно-рыцарского ордена тамплиеров

Как госпитальеры, так и тамплиеры были французскими орденами. Когда немцы начали являться в Святую землю в большем количестве, они также почувствовали необходимость иметь странноприимный дом, в котором говорили бы на их языке. В Иерусалиме существовало убежище для немецких паломников, но оно зависело от ордена госпитальеров. Во время осады крестоносцами Сен-Жан д"Акры (1189) несколько немцев собрали своих больных на одном судне, пришедшем в негодность. Немецкие князья дали им средства для основания больницы, которая и была организована в 1197 г. по образцу больницы св. Иоанна. Членами нового ордена были немецкие рыцари, которые обязывались одновременно и ходить за больными, и воевать с неверными. Они приняли наименование Братьев немецкого дома, а позже их стали чаще называть рыцарями Тевтонского ордена. Во время пребывания в Палестине императора Фридриха II они приобрели поместья и построили себе близ Сен-Жан д"Акры Монфортский замок (1229), который оставался центром ордена до 1271 г.

Герман фон Зальца - гроссмейстер Тевтонского ордена, перенесший в начале XIII века его местопребывание из Палестины в Прибалтику

Общие черты духовно-рыцарских орденов

Все эти три духовно-рыцарских ордена были религиозными братствами и принимали обычные три обета бедности, целомудрия и послушания. Каждый орден был организован по образцу клюнийского или цистерцианского. Генеральный капитул (то есть собрание должностных лиц и глав обителей, входивших в состав ордена) управлял всем орденом. Отдельные монастыри были как бы угодьями, которые управлялись за счет ордена. Но эти монахи были вместе с тем и рыцарями: их миссией была война. Они были все без исключения благородного происхождения, а их вождями часто бывали крупные сеньоры . Глава духовно-рыцарского ордена назывался не аббатом, а великим магистром, глава монастыря не приором, а командором. Их одежда была наполовину монашеская, наполовину – военная: они носили рыцарские доспехи и сверху плащ. У госпитальеров плащ был черного цвета, крест – белого; у тамплиеров – плащ белого, крест красного цвета; у рыцарей Тевтонского ордена плащ белого, крест черного цвета. Каждый орден со своей казной, своими поместьями, крепостями и воинами представлял собой как бы маленькое государство.

Я заинтересовалась историей ордена госпитальеров, когда собиралась отдыхать на острове Родос. Эти рыцари базировались на острове несколько веков и были известны как родосские рыцари. Но сейчас орден госпитальеров больше известен как Мальтийский орден.

Изначально он объединял монахов, которые при этом еще и являлись воинами — рыцарями. Этот рыцарский орден, который считается старейшим, был основан во время первого крестового похода в 1113 году. В том году папа Пасхалий II выдал папскую буллу.

Символом членов ордена является белый восьмиконечный крест.

Внутренее убранство Мальтийской капеллы (Сантк-Петербург)

Первоначально задачей ордена госпитальеров был прием пилигримов на святой земле. Орден предоставлял паломникам ночлег и медицинскую помощь. Латинское слово «gospital» переводится, как «гость». В 1107 году король Иерусалима Болдуин I выделил ордену Ионитов (так еще назывался орден) землю в Иерусалиме.

Сначала орден госпитальеров не занимался военными операциями, однако со временем монахи стали охранять паломников. Для этого они строили укрепленные пункты и госпитали по всей Европе.

Однако христиане на ближнем востоке хозяйничали не долго. В 1187 году Саладин вторгается в Иерусалимское королевство и захватывает Иерусалим. Когда пал Иерусалим госпитальеры перенесли свою резиденцию в Акру.

Рыцари ордена госпитальеров покинули Акру в 1291 году, сначала они перебрались на остров Кипр, затем в 1307 году на , который отвоевали у Византии.

На Родосе рыцарский орден достиг своего расцвета. Здесь во дворце великого магистра располагалось руководство ордером госпитальеров: Магистр, Приор и администрация Ордена.

Администрация Ордена Святого Иоанна состояла из восьми Бейлифов: Главный Командор (управлял общим имуществом), Маршал (начальник военного штабаl), Главный Госпитальер (управлял больницами), Драпиер (отвечал за снабжение вооруженных сил), Главный Адмирал (управлял флотом), Туркопольер (управлял наемниками), Главный Канцлер (управлял канцелярией), Главный Бейлиф (ответственный на Родосе за защиту защиты замка святого Петра). Каждый из руководителей управлял отделениями в Европе.

Все члены Ордена делились на три основных класса: рыцари, священники и боевые сержанты. Позже появился четвертый класс — сестры.

Рыцари в зависимости от происхождения делились на: полноправных рыцарей, повинующихся, преданных и льготных. Конечно чтобы занять высокое положение в ордене, необходимо было происходить из хорошей семьи, но при таланте и упорстве рыцарь мог сделать карьеру.

Улица рыцарей г. Родос

После того, как орден госпитальеров покинул Святую Землю и обосновался на Родосе, он стал не просто военным, а военно-морским орденом. Именно благодаря наличию флота орден Святого Иоанна пережил все остальные. Госпитальеры совершали набеги на мусульманские порты и корабли, захватывали богатую добычу, среди которых были заложники. Сейчас бы это назвали пиратством.

В 1480 году турки, предприняли попытку захватить Родос, тогда рыцари отбились. Однако в 1522 году Османская империя захватывает остров.

Условия сдачи были очень мягкими. Султан пообещал, что на острове будет сохранена католическая вера, церкви не будут осквернены, а Орден сможет покинуть остров со всеми своими кораблями, реликвиями, оружием и богатствами.

Рыцари, оставшись без крова, начали скитаться, а Великий магистр вел переговоры с европейскими монархами о месте дислокации.

В конце концов Орден согласился на остров Мальта, которую им пожаловал король Сицилии Карл V 24 марта 1530 года.

Условиями владения являлись ежегодная дань в виде 1 сокола (платилась аккуратно вплоть до 1798 года), не использование гавани Мальты кораблями Ордена, конфликтующими с Сицилией и признание вассальной зависимости от короля Испании. Хотя на самом деле предполагалось, что орденский флот будет бороться с алжирскими пиратами.

картинка с сайта: http://ru-malta.livejournal.com/193546.html

Госпитальеры также занимались торговлей «черным деревом», то есть вывозили рабов из Африки в Америку.

Постепенно Мальтийский орден попадал во все большую зависимость от императора и Римского Папы. В 1628 году Папа принимает декрет о том, что в период между смертью одного гроссмейстера и выборами другого Орденом управляет непосредственно Папа. Это давало возможность Ватикану кардинально влиять на выборы нового гроссмейстера.

Через своих представителей Ватикан постепенно забирал имущество Ордена. Орден приходит в упадок.

Когда в XVII-XVIII веках Средиземноморские государства создали свои собственные военно-морские силы, Мальтийский стал не нужен. В конце концов Мальту завоевал Наполеон и орден лишился своего суверенитета.

К концу восемнадцатого столетия Российский флот стал главной угрозой флоту Оттоманской империи. Это привело к сближению Мальтийского ордена с русским царем. В 1797 году Павел I организовал на территории Российской империи новое главное приорство и готовил поход кораблей в защиту Мальтийского Ордена.

Однако, после убийства его в Михайловском (Инженерном) Замке в ночь на 13 марта 1801 года, Мальтийский орден покидает Россию.

Римский Папа 9 февраля 1803 года назначает гроссмейтером Ордена Джиованни Батиста Томасси (Giovanni-Battista Tommasi), который временно разместил резиденцию Ордена сначала в Катании (Catania), затем в Мессине (Messina) на острове Сицилия.

По окончании наполеоновских войн Парижским Соглашением держав победительниц 30.3.1814 года Мальта окончательно была признана владением британской короны

После смерти в 1805 году Томасси Орден влачит жалкое существование. В Резиденции Ордена живет не более тридцати человек, имеющих титул рыцаря и небольшое количество обслуживающего персонала. Никакой военной силы после ухода с Мальты Орден более не имеет и никогда больше иметь не будет. Глава ордена утверждается Папой и носит титул лейтенанта магистра. Орден не имеет возможности даже пригласить на выборы членов Ордена, живущих в приорствах. Собственно, Орден существует только номинально.

В 1831 году резиденция Ордена Перемещается в Рим в здание Главного Приорства Ордена в Риме палаццо Мальта (Palazzo Malta) на улице Хилл (Aventine Hill), а затем в здание бывшей резиденции посла Ордена при Папском Престоле палаццо Мальта на виа Кондотти (Palazzo Malta on the via Condotti) возле Пиацца ди Спага (Piazza di Spagna).

В 1910 году Орден организует полевой госпиталь, который спасет много человеческих жизней в период итало-ливийской войны 1912 года. Орденское госпитальное судно «Реджина Маргарита» вывезет из района боевых действий более 12 тыс. раненных.

В период Первой Мировой войны в Германии, Австрии, Франции действовала целая сеть полевых госпиталей Ордена.

В послевоенный период Орден продолжал заниматься и занимается поныне только гуманитарной и медицинской деятельностью, в основном в странах, исповедующих католицизм.

Сегодня Орден насчитывает около 10 тыс. членов и по численности среди католических организаций занимает второе место после Ордена иезуитов (чисто монашеская религиозная невоенная организация).

В настоящее время в составе Ордена насчитывается 6 Главных Приорств (Рим, Венеция, Сицилия, Австрия, Чехия, Англия) и 54 национальных командорий, одна из которых имеется и в России.