Главная · Двигатель · Что такое выбор? Понятие выбора в психологии Выбор определение и аргумент

Что такое выбор? Понятие выбора в психологии Выбор определение и аргумент

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания российского лингвиста А. А. Реформатского: «Местоимение - удобное звено в устройстве языка; местоимения позволяют избегать нудных повторов речи, экономят время и место в высказывании». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами А.А. Реформатского.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Я избрал военную карьеру. Было ли это следствием гадания? Не знаю...»

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3 Как Вы понимаете значение слова ВЫБОР?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое выбор», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите

2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


(1)В пер­вый год моей жизни, в день ка­ко­го-то празд­ни­ка, по ста­ро­му по­ве­рью, ро­ди­те­ли мои устро­и­ли га­да­ние: они раз­ло­жи­ли крест, дет­скую саблю, рюмку и книж­ку. (2)К чему пер­во­му при­тро­нусь, то и пред­опре­де­лит мою судь­бу. (3)При­нес­ли меня. (4)Я тот­час по­тя­нул­ся к сабле, потом по­иг­рал рюм­кой, а до про­че­го не хо­те­лось до­тра­ги­вать­ся.

(5)Рас­ска­зы­вая мне впо­след­ствии об этой сцен­ке, отец сме­ял­ся: (6)«Ну, думаю, дело плохо: будет мой сын ру­ба­кой и пья­ни­цей!»

(7)Ста­рин­ное это га­да­нье, од­на­ко, и сбы­лось, и не сбы­лось. (8)Сабля, дей­стви­тель­но, пред­ре­ши­ла мою жиз­нен­ную до­ро­гу, но и от книж­ной пре­муд­ро­сти я не отрёкся. (9)В че­тыр­на­дцать лет увлечённо читал и писал стихи, в пят­на­дцать перешёл на «Анну Ка­ре­ни­ну», а в шест­на­дцать про­чи­ты­вал и раз­би­рал с то­ва­ри­ща­ми всё под­ряд. (10)А пья­ни­цей, к сча­стью, не стал.

(11)Рас­ска­зы отца, про­шед­ше­го тер­ни­стый путь от сол­да­та до ка­пи­та­на, дет­ские игры - всё это на­стра­и­ва­ло на опре­делённый лад. (12)Маль­чиш­кой я по целым часам про­па­дал в гим­на­сти­че­ском го­род­ке

1-го Стрел­ко­во­го ба­та­льо­на, стре­лял в тире по­гра­нич­ни­ков. (13)Ходил вер­сты за три на стрель­би­ще стрел­ко­вых рот, про­би­рал­ся с сол­да­та­ми, счи­тав­ши­ми про­бо­и­ны, в укры­тие перед ми­ше­ня­ми. (14)Пули сви­сте­ли над го­ло­ва­ми; было страш­но, но очень за­нят­но. (15)На об­рат­ном пути вме­сте со стрел­ка­ми под­тя­ги­вал сол­дат­скую песню:

(16)Греми, слава, тру­бой

За Ду­на­ем за рекой.

(17)Моё увле­че­ние при­да­ва­ло мне вес в гла­зах маль­чи­шек и вы­зы­ва­ло их за­висть...

(18)Сло­вом, при­жил­ся в во­ен­ной среде, при­об­ре­тя при­я­те­лей среди офи­цер­ства, а ещё более - среди сол­дат.

(19)Бу­ду­щая офи­цер­ская жизнь пред­став­ля­лась мне тогда в орео­ле сплош­но­го ве­се­лья и ли­хо­сти, а не в бре­ме­ни тру­дов и забот, как это бы­ва­ет в дей­стви­тель­но­сти.

(20)По мере пе­ре­хо­да в выс­шие клас­сы сво­бод­но­го вре­ме­ни, ко­неч­но, ста­но­ви­лось мень­ше, по­яви­лись дру­гие ин­те­ре­сы, и во­ин­ские упраж­не­ния мои почти пре­кра­ти­лись. (21)Не бро­сил я толь­ко гим­на­сти­ки и пре­успе­вал в «во­ен­ном строе», ко­то­рый был введён в про­грам­му ре­аль­но­го учи­ли­ща в 1889 году.

(22)Во вся­ком слу­чае, когда я окон­чил учи­ли­ще, хотя вы­со­кие баллы по ма­те­ма­ти­че­ским пред­ме­там су­ли­ли лёгкую воз­мож­ность по­ступ­ле­ния в любое выс­шее тех­ни­че­ское за­ве­де­ние, об этом и речи не было. (23)Я из­брал во­ен­ную ка­рье­ру.

(24)Было ли это след­стви­ем га­да­ния? (25)Не знаю...

(По А. Де­ни­ки­ну) *

* Де­ни­кин Антон Ива­но­вич (1872-1947 гг.) - рус­ский во­е­на­чаль­ник, по­ли­ти­че­ский и об­ще­ствен­ный де­я­тель, пи­са­тель, ме­му­а­рист, пуб­ли­цист и во­ен­ный до­ку­мен­та­лист.

Пояснение.

15.1 У каждой части речи свои достоинства. Интересна, по мнению российского лингвиста А. А. Реформатского, роль местоимения в нашей речи. Неслучайно он утверждал: «Местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые как "запасные игроки" …выходят на поле, когда вынужденно "освобождают игру" знаменательные слова». Попробуем доказать это на примере текста Антона Ивановича Деникина.

С помощью местоимений в тексте конкретизируются явления и понятия. Уже в первом (В первый год моей жизни, в день какого-то праздника, по старому поверью, родители мои устроили гадание: они разложили крест, детскую саблю, рюмку и книжку.) автором используются притяжетельные, неопределенные, личные местоимения, которые помогают избежать неоправданных повторений, делают нашу речь разнообразнее, выразительнее, грамотнее. Неопределенное местоимение «какого-то» обладает обобщенным значением.

Предложение 2 связывается с предыдущим с помощью относительного местоимения «к чему», выступающего в роли союза. В данном случае местоимение выступает не только в качестве заместителя другой части речи, но и в роли грамматического средства.

Проанализировав текст, мы без труда нашли подтверждения словам Реформатского о роли местоимений и их важности в нашей речи.

15.2 Нетрудно заметить в финале текста А. И. Деникина некоторую иронию: «Я избрал военную карьеру. Было ли это следствием гадания? Не знаю. . . » В чём же смысл этой иронии? Попробуем разобраться по содержанию текста.

Герой Деникина рассказывает, что думать о выборе жизненного пути своего чада родители начали едва ли не с самого рождения, использовав в шутку даже старинное гадание, якобы предначертавшее дальнейшую военную карьеру рассказчика. Об этом говорится в предложениях номер 1-6. Неужели всё так просто может определить выбор жизненного пути? Конечно, нет. В предложениях номер 11-14 раскрываются истинные причины этого выбора. На мальчика повлияли рассказы отца, занятия в гимнастическом городке Стрелкового батальона, суровая романтика стрельбищ. Всё это не только укрепило детскую мечту, но и помогло добиться реальных результатов в военном деле.

А гадание? Гадание, конечно, здесь совершенно ни при чём, вот почему и звучат иронично финальные строки текста. Человек делает себя и свою жизнь своими собственными руками. Понимая это, можно добиться желаемых результатов.

15.3 Выбор - главный этап процесса принятия решения, состоящий в отборе одного варианта из нескольких возможных. Шекспир был прав, подчеркивая исключительную важность таких моментов в жизни: «Быть или не быть, вот в чем вопрос... ». Человек часто оказывается в ситуации выбора: профессии, института, любимого человека и друзей, мировоззрения… Ему приходится отдавать предпочтение одним ценностям и нормам, отвергая другие.

Главный герой текста А. И. Деникина становится военным вовсе не потому, что когда-то ему выпало это предначертание по старинному поверью. Для осуществления своей детской мечты ему понадобилось упорство и огромное желание. На мальчика повлияли рассказы отца, занятия в гимнастическом городке Стрелкового батальона, суровая романтика стрельбищ. Всё это не только укрепило детскую мечту, но и помогло добиться реальных результатов в военном деле.

Свой первый серьёзный выбор предстоит сделать и нам после окончания девятого класса. И выбор этот у меня, например, возник не сегодня, не сию минуту. Я давно мечтала связать свою жизнь с медициной, чтобы приносить пользу людям, чтобы помогать им, когда, кажется, нет спасения от боли и страдания. Вот почему я иду в медицинский колледж. Надеюсь, что у меня всё получится - я смогу осуществить свою мечту и быть счастливым человеком, утром идя на работу, а вечером - домой.

«Нравственный выбор»

Вариант 1

Нравственный выбор - это, в первую очередь, выбор между добром и злом: верностью и предательством, любовью и ненавистью, милосердие или равнодушие, совесть или бесчестие, закон или беззаконие… Его совершает каждый человек на протяжении все жизни, возможно, не один раз. Нам с детства объясняли, что хорошо, а что плохо. Иногда жизнь ставит перед нами выбор: быть искренним или лицемерным, совершать добрые или дурные поступки. И этот выбор зависит от самого человека. Докажу данный тезис, приведя аргументы из текста В.К.Железникова и проанализировав свой жизненный опыт.

В качестве второго аргумента, доказывающего тезис, приведу пример из читательского опыта. В романе А.С.Пушкина „Евгений Онегин” нравственный выбор встаёт перед главным героем: отказаться от дуэли с Ленским или не отказаться. С одной стороны, было мнение общества, которое осудит за отказ, а с другой - Ленский, друг, смерть которого не была нужна. Евгений сделал, на мой взгляд, неправильный выбор: жизнь человека дороже общественного мнения.

Таким образом, я доказала, что мы постоянного сталкиваемся с нравственным выбором, порой даже в обыденных вещах. И этот выбор должен быть правильным, чтобы не сожалеть после.

​Вариант 2

Что такое нравственный выбор? Думаю, нравственный выбор - это выбор между любовью и ненавистью, доверием и недоверием, совестью и бесчестием, верностью и предательством, а если обобщить, то это выбор между добром и злом. Он зависит от степени человеческой нравственности. В настоящее время, как и всегда, нравственный выбор может показать настоящую сущность человека, потому что выбор между добром и злом - самый главный выбор человека.

В тексте Э.Шима можно найти пример, подтверждающий мою мысль. Гоша, мальчик с мягким характером, совершает по-настоящему героический поступок, когда, рискуя своим здоровьем, защищает Веру. Когда мальчик видит, что ракета может взорваться, он делает правильный выбор. Этот поступок характеризует его иначе, чем в начале рассказа, потому что своим поступком Гоша меняет мнение о себе в лучшую сторону.

В качестве второго доказательства тезиса я хочу привести пример из жизни. Мне хочется рассказать о Николае Шведюке, который, рискуя своей жизнью, спас пятерых человек, ехавших на снегоходе и провалившихся под лед. Девятиклассник, увидев случившееся, вызвал скорую помощь, сам, взяв веревку, бросился на помощь людям. Николай совершил этот поступок, хотя никто не заставлял его это делать: он сделал свой нравственный выбор.

​Вариант 3

Нравственный выбор - это выбор между добром и злом, между дружбой и предательством, между совестью и бесчестием... Главное, чтобы человек принял такое решение, о котором он потом не будет жалеть в дальнейшем. Я считаю, словосочетание “нравственный выбор” каждый человек понимает по-разному. Для меня нравственный выбор - это выбор, в котором проявляется воспитание и душа человека. Чтобы подтвердить свою точку зрения, обращусь к тексту В.Дроганова и личному опыту.

Первым аргументом в пользу моего мнения могут послужить предложения 24-25. В этих предложениях автор рассказывает о том, что рассказчик спустя много лет понимает: его выбор в ту минуту, когда он отбирал книгу у Кольки Бабушкина, был неверным, и очень сожалеет об этом. Это когда-то неправильно выбранное решение стало его болью, его «неразлучной спутницей», потому что герой понимает, что, к сожалению, ничего исправить не может, даже попросить прощения уже невозможно (30).

Таким образом, проанализировав два аргумента, я доказала, что нравственный выбор - это выбор, который человек делает в первую очередь душой, сердцем, а потом уже разумом. И иногда опыт прожитых лет подсказывает ему, что он поступил неправильно.

Вариант 4

Нравственный выбор — это принятие одного решения из нескольких: мы всегда размышляем, что выбрать: добро или зло, любовь или ненависть, верность или предательство, совесть или бесчестие... Наш выбор зависит от многого: от самого человека и его нравственных ориентиров, от жизненных обстоятельств, от общественного мнения. Я считаю, что нравственный выбор не всегда может быть верным, часто бывает отражением того, как воспитали человека. Человек со скверным характером будет выбирать решения в свою пользу: он не думает о других, ему безразлично, что с ними. За доказательствами обратимся к тексту Ю. Домбровского и жизненному опыту.

Во-вторых, я хотела бы вспомнить историю мальчика из рассказа В.Астафьева “Конь с розовой гривой”. В произведении мы наблюдаем, что мальчик понял свою ошибку и раскаялся в своём поступке. Другими словами, герой, перед которым встал вопрос - попросить прощения у бабушки или промолчать, решает извиниться. В этом рассказе мы как раз и наблюдаем, что решение нравственного выбора зависит от характера человека.

Таким образом, мы доказали, что нравственный выбор - это решение, которое мы принимаем каждый день, и выбор этого решения зависит только от нас самих.

Выбор – это принятие одного решения из множества вариантов. Часто все варианты настолько привлекательны, что неясно, какой же является лучшим и правильным. Бывает, что правильный выбор влечет за собой тяжелые последствия. Эта проблема поднималась в литературе и встречалась каждому из нас.

  1. (55 слов) В повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» перед сложным выбором встала главная героиня. Крестьянка Лиза искренне полюбила дворянина, и ей нужно было решить: отдаться чувствам или покориться доводам разума. Девушка вступила в отношения с Эрастом. Она выбрала хоть короткое, но счастье, однако горько пожалела о своем легкомыслии после предательства любимого. То, что приятнее, не всегда лучше.
  2. (60 слов) Софья, героиня комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», выбирала между тем, оговорить своего друга детства и влюбленного в нее Чацкого или развеять слухи о нем. Но главный герой обличал образ жизни Софьи и отношения ее с Молчалиным. Девушка решила отомстить, и с ее помощью распустился слух о сумасшествии Чацкого. Ее выбор – ошибка, ведь она вскоре осознает правоту того, кого обидела.
  3. (53 слова) В повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» перед выбором встала Дуня, дочь главного героя Самсона Вырина. Тихая домашняя жизнь или безумный побег во имя любви? Девушка выбрала второе, вычеркнула Самсона из жизни и этим загнала его в могилу. В такой ситуации нет правильного выбора, потому что герои не смогли найти какой-то компромисс и договориться.
  4. (47 слов) Петр Гринев, главный герой романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка», встал перед выбором между воинским долгом и самой жизнью. Молодой человек выбрал путь чести, от этого он даже выиграл, так как заслужил уважение своего врага, который не только не убил Гринева, но и помог ему спасти Машу Миронову.
  5. (46 слов) Мцыри, герой одноименной поэмы М.Ю. Лермонтова, выбирал между свободой, и заточением в монастыре. Юноша грезил о родных кавказских аулах, о воле, поэтому выбрал первый вариант. Да, счастье продолжалось всего три дня, но Мцыри вспоминал о них как о настоящей жизни, противоположной фальшивому и гнетущему монастырскому существованию.
  6. (51 слово) Печорин, главный герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», встал перед выбором между испытанием удачи и безопасностью. Печорин решил проверить, действительно ли существует предопределение: он помогал задерживать пьяного казака, рискуя собой. Герой не дорожил своей жизнью, поэтому его выбор не был мучительным, однако его примеру в данном случае не стоит следовать.
  7. (44 слова) Жилин, главный герой рассказа Л.Н. Толстой «Кавказский пленник», в плену постоянно выбирал, как же поступить: сдаться и смириться или бороться и бежать. Герой решил помочь себе самостоятельно, ради этой цели он прошел все испытания, преодолел боль и усталость. В его ситуации действовать – жизненная необходимость.
  8. (57 слов) Матрена, главная героиня рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор», стояла перед выбором: хранить верность пропавшему на войне жениху или выйти замуж за его брата и помочь его семье. Она выбрала второй вариант, так как в деревне жили бедно, и в хозяйстве нужны были ее рабочие руки. Поэтому девушка принесла свои чувства в жертву, чтобы помочь семье любимого человека.
  9. (56 слов) В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» повествуется о Великой Отечественной войне. В борьбе каждый день перед человеком стоит выбор между «сдаться» и «бороться». Главный герой Андрей Соколов всегда боролся и сделал все, что было в его силах, чтобы отразить нападение врага, оставшись при этом человеком. Он прошел фронт, плен, концлагерь, но не сдался, делая правильный выбор.
  10. (58 слов) Перед Васюткой, героем рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро», встал выбор, от которого зависела его жизнь. Мальчик заблудился в тайге, что же делать – ждать помощи или спасаться самому? Никто бы не осудил ребенка, если бы он выбрал первый вариант. Но он сам стал пробираться к Енисею, главному ориентиру, преодолевая страх, используя все свои навыки выживания. Его выбор вызывает уважение.
  11. Примеры из жизни, кино, СМИ

    1. (54 слова) В фильме Харольда Рэмиса «День сурка» главный герой Фил Коннорс вынужден переживать один и тот же день десятки раз. Как выйти из замкнутого круга? Просто вырваться из рамок обыденности и изменить свою жизнь. Как? Сделать правильный выбор, который наполнит жизнь яркими красками. У главного героя получилось, и это заставляет зрителей задуматься над собственным существованием.
    2. (59 слов) Герои фильма «Дивергент» Нила Бёргера вынуждены были выбирать между фракциями: Искренность, Бесстрашие, Эрудиция, Дружелюбие или Отречение. Государству легче управлять теми, кого рассортировали, оно карает нестандартных людей. Такова Трис, которую нельзя причислить к одной фракции. И героиня встает перед новым выбором: бороться против системы или покориться и погибнуть. Трис сражается и пытается преодолеть опасности ради спасения себя и целого общества.
    3. (50 слов) Фиона, героиня мультипликационного фильма Эндрю Адамсона «Шрек», должна была выйти замуж за принца, чтобы снять проклятие. Однако девушка полюбила зеленого великана Шрека, который должен был привести её к потенциальному мужу. Их общение показало, что внешность – это не самое главное. Фиона выбрала любовь, хоть и потеряла человеческий облик, но стала счастливой.
    4. (51 слово) Николай Алексеевич Некрасов стал великим русским поэтом вопреки советам отца, который желал для сына военной службы. У юноши был выбор: нелюбимое дело и материальная поддержка или призвание и нищета. Николай выбрал второе, жил в ужасных условиях, перебиваясь с хлеба на воду, но зато изнутри понял русский народ, стал его главным защитником.
    5. (50 слов) Юлия Ефимова, российская пловчиха, была допущена до Олимпиады в 2016 году в последний момент. Спортсменке приходилось сражаться не только за место на пьедестале, но даже за право выйти на старт. Она могла бы сдаться и никуда не ехать, но Юлия выбрала борьбу до конца, несмотря на окружающее её давление.
    6. (54 слова) У авторов советского многосерийного фильма «Приключение Шерлока Холмса и доктора Ватсона» был выбор между двумя актерами на главную роль: Александром Кайдановским и Василием Ливановым. Получил роль второй, благодаря этому зрители всего мира могут наслаждаться лучшим Шерлоком Холмсом, по версии ВВС. Блистательная игра советского актера была замечена на родине писателя, что является поводом для гордости.
    7. (55 слов) Моя знакомая никак не могла выбрать между двумя парнями, она находила в каждом свои плюсы и минусы и хотела бы, чтобы их качества сочетались в одном человеке. В итоге потеряла обоих, когда они узнали друг о друге. Правильным выбором в данной ситуации было расставание с обоими, ведь настоящие чувства не привели бы к такой ситуации.
    8. (47 слов) Мой двоюродный брат Дима не знал, пойти ему в класс с гуманитарным уклоном или с техническим. После долгого взвешивания различных вариантов он отдал свое предпочтение математике и физике. Теперь Дима – успешный инженер, который в свободное время любит читать художественную литературу, он доволен своей жизнью и совершенным выбором.
    9. (53 слова) Моя бабушка встала перед выбором будущего места работы, когда окончила университет. В советское время существовало распределение, то есть она должна была отработать в одном из предложенных для распределения месте три года. Бабушка выбрала Воркуту и осталась там на всю жизнь. Ее устраивала зарплата, коллектив на работе, она довольна своей карьерой, выбор оказался верным.
    10. (53 слова) Перед моей мамой стоял выбор: карьера или семья. Она училась в институте и узнала, что беременна. Маме пришлось оставить учебу, она родила меня. Получила диплом мама только спустя много лет, но она все равно смогла построить успешную карьеру. Ее пример показывает, что если хочешь чего-то добиться, то никакие заботы и хлопоты не помешают.
    11. Сделать выбор бывает довольно сложно, тянет выбрать что-то удобное, привычное. Однако часто резкая перемена может помочь изменить жизнь к лучшему.

      Интересно? Сохрани у себя на стенке!

изменение, состоящее в удалении (придании статуса небытия) или оставлении (подтверждении статуса бытия) каких-либо элементов множества любой природы на основе интерпретации, проводимой субъектом. В. может осуществляться любой системой, способной перерабатывать информацию и совершенно не обязательно является осознанным даже у человека. - Сагатовский В.Н. Основы систематизациивсеобщих категорий. Томск. 1973. С. 356-357; его же. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях. Ч. 2:Онтология. СПб. 1999. С. 137-141; его же. Бытие идеального. СПб. 2003. С. 50.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ВЫБОР

моральный)-самоопределение личности в отношении принципов, решений и действий.

В истории мысли высказывались два взгляда относительно предмета выбора. Согласно одному, человек может произвольно выбирать лишь поступки как средства достижения изначально заданной высшей цели (Аристотель, Августин, Локк). Идея выбора как выбора, средств к цели была сформулирована Аристотелем (EN. Ill, 4-6), который рассматривал проблему выбора как один из аспектов проблемы преднамеренности и особый вид произвольности действий. По Аристотелю, выбор: (а) сознателен, (б) противоположен влечению (влечение связано с удовольствием и страданием), (в) отличен от желания (желать можно и невозможного, желание направлено на цель), (г) направлен на то, что зависит от человека (предметом выбора не могут быть вечность, законы математики или правила грамматики, явления погоды, государственное устройство в чужой стране), (д) как сознательный выбор осуществляется относительно того, что известно человеку, (е) «добродетелью» является верность (должному). Выбор осуществляется относительно того, что зависит от человека, но не всегда бывает одинаково, «что происходит, как правило, определенным образом, но чей исход не ясен и в чем заключена неопределенность» (EN, 1112 Ы -10). Хотя предмет выбора тот же, что и предмет решения, выбор характеризуется тем, что его предмет «заранее строго определен» предшествующим поиском. Если Аристотель считал, что добродетель произвольна в той же самой степени, что и порок, и порочный так же самостоятелен, как и добродетельный-по крайней мере в поступках, если и не в целях,-то, по Августину, свобода выбора человека в отношении добра и зла различна: человек волен самостоятельно выбрать грех, выбор же блага зависит от Божьей благодати, поскольку добрая воля это дар, и, как всякий дар, она от Бога. Эта позиция утверждалась Августином в полемике с Полагаем (см. Пелагианство), учившем, что предметом выбора человека являются в равной мере добро и зло.

Согласно другому взгляду, собственно моральный смысл имеет лишь выбор высшей цели (Кант, Гегель, Сартр). Так, по Канту, нравственная задача человека состоит в конечном счете в выборе действия сообразного долгу-согласно категорическому императиву; выбор средств осуществления долга Кант относил к ведению моральной прагматики. По Гегелю, способность к выбору есть наиболее общая характеристика человека как субъекта воления (и наиболее простое выражение его свободы): осуществляя выбор, человек утверждает себя в качестве человека. Или когда Сартр говорит о выборе, то предметом его рассуждения является исключительно экзистенциальное самоопределение человека в отношении себя и человечества: каж» дым своим поступком человек утверждает образ совершенства; выбирая, человек выбирает благо, но он осуществляет свой выбор так, как если бы он выбирал благо для всего человечества, так что в выборе ответственность человека распространяется на все человечество.

Свобода выбора заключается в том, что человек не просто выбирает мораль, удостоверяя тем самым свою моральную вменяемость, но ориентируется и действует в конкретных обстоятельствах сообразно этому выбору; выбирая добро, человек определяется в отношении зла. Вместе с тем, будучи включенным в общественные, групповые или межличностные отношения, человек оказывается субъектом различных, порой противоречащих друг другу и конфликтующих обязанностей; преодоление конфликта предпола гает осознание последствий своих поступков и выбор наименьшего зла. Если выбор является моральным или внеморальным, то решение с точки зрения идеала может быть добродетельным или порочным, справедливым или несправедливым, а с точки зрения обстоятельств-правильным или неправильным.

В ситуациях конфликта человек видит свою задачу в том, чтобы сделать правильный и достойный выбор. Выбор морального образа мысли и действия и отказ от пути приспособленчества, карьеры, корысти или страсти важен в качестве первого шага и постоянных его повторений перед лицом искушений. Однако собственно выбор не исчерпывается этим: он заключается в выборе между добром и злом. Трудность первого, или исходного, выбора обусловлена тем, что далеко не всегда он предстает т. о., что нужно выбрать добродетель и устоять перед искушением: альтернативой добродетели не всегда оказывается порок, и реально человеку приходится выбирать между различными положительными ценностями: это решение в условиях выбора между большим и меньшим добром. Иными словами, указанием на то, что человек выбирает высшее, не разрешается собственно философская проблема выбора. На это указал Н. А. Бердяев, выявив действительную трагичность выбора не между добром и злом, божественным и дьявольским, а между двумя одинаково высокими и добрыми ценностями, т. е. внутри самого божественного. В случае с разными положительными ценностями из большего и меньшего добра выбирается в любом случае добро. В случае, когда выбор ограничен отрицательными ценностями, выбор меньшего зла реально направлен на практическое ограничение зла в условиях невозможности его радикального предотвращения, однако последствия такого выбора (не как меньшего зла, а как зла) всегда неоднозначны.

Лит.: Гусейнов А. А., ИррлитцГ. Краткая история этики. М., 1987, с. 532-557; Бердяев Н. А. О назначении человека (Опыт парадоксальной этики).-В кн.: Он же. О назначении человека. М., 1993; Сумерки богов. М., 1989, с. 323-325, 337-338. См. также лит. к ст. Свобода волн.

Отличное определение

Неполное определение ↓

вы́бор

сущ. , м. , употр. часто

Морфология: (нет) чего? вы́бора , чему? вы́бору , (вижу) что? вы́бор , чем? вы́бором , о чём? о вы́боре ; мн. что? вы́боры , (нет) чего? вы́боров , чему? вы́борам , (вижу) что? вы́боры , чем? вы́борами , о чём? о вы́борах

1. Выбор - это такое действие, когда вы решаете, какой предмет, человек и т. д. из нескольких предметов, людей и т. д. вам нужен.

Выбор т...

Выбор

Или свобода выбора

(Бхира )

Философский термин, выражающий возможность человека выбирать по своему усмотрению образ жизни и поведения. Проблема СВ. является центральным вопросом в этических учениях. Вопрос заключается в том, свободна ли воля человека направлять его поступки или же она подчинена указаниям, которые нельзя изменить. Греческие мыслители пришли, на основе логических умозаключений, к выводу, что человек не свободен в своих поступках. Иудаизм, возлагающий на человека ответственность за его поступки, придерживается иной точки зрения: "Смотри, предлагаю Я тебе сегодня жизнь и добро, смерть и зло [...]", избери же жизнь..." ...

Выбор

(2 м )


Орфографический словарь русского языка . 2006 .

выбор

Богатый выбор

Большой выбор

Огромный выбор

Широкий выбор

Словарь русской идиоматики. . Сочетания слов со значением высокой степени Academic 2011

выбор

ВЫ́БОР -а; м.

1. к Выбрать (1-2 зн.). В. слов. В. цели. В. профессии. Свобода выбора. Право на в. Делать в. Продавать яблоки на в. (предоставляя возможность выбирать по своему вкусу). Взять кого-л. в помощники по своему выбору (усмотрению). Зачислять кого-л. с выбором (выборочно, избирательно).

2. О том, кто выбран или что выбрано по чьему-л. усмотрению. Одобрить чей-л. в. Ошибиться в своём выборе.

3. То, из чего можно выбрать; подбор каких-л. предметов; ассортимент. Широкий в. товаров.

см. Воля, Свобода,

ВЫБОР

Выбором выбирать что, кого. Арх. Отбирать что-л., кого-л. очень тщательно. АОС 6, 103.

Большой словарь русских поговорок. - М: Олма Медиа Групп В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина 2007

выбора, м. 1. только ед. Действие по глаг. выбирать в 1 знач. - выбрать. Сделать хороший выбор. Выбор помощника. Выбор пал на него. Право выбора. || То, что выбрано. Ваш выбор плох. || Возможность выбрать. У меня нет выбора. У меня нет другого выбора. 2. только мн. Избрание голосованием должностных лиц, представителей. Выборы в совет. Служить по выборам (по избранию, не по назначению; дореволюц.). || Собрание избирателей для выборов. Пошел на выборы. Присутствовал на выборах. 3. только ед. Подбор, ассортимент (товаров; торг.). Большой выбор. Плохой выбор. Сегодня нет никакого выбора. На выбор - на усмотрение, на вкус.

Выбор

вы́боров,

вы́борам,

вы́бором,

вы́борами,

вы́борах

(Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»)


1. Стихотворение Н.Некрасова.
2. Фильм Дэвида Лина «... Хобсона».
3. Фильм Алана Пакулы «... Софи».
4. Сделай свой...!
5. Расстрел сомнений.
6. Роман американского писателя Уильяма Стайрона «... Софи».
7. Пьеса российского писателя А.А.Дударева.
8. Отказ от большего.
9. Процесс из двух зол.
10. Требование любой дилеммы.
11. Что такое дилемма?
12. Чего не было в советских магазинах?
13. Дилемма по сути.
14. Отданное предпочтение.

выборные дворяне, - в России в 16-17 вв. высший слой уездного дворянства. В. вырос на базе дворовых детей боярских, по с участием и городовых служилых людей. Впервые В. упоминается в Каширской десятне (1556). В 16 в. в состав В. входили все думные чины и моск. дворяне. В 17 в. В. был переходной ступенью между городовыми и моск. дворянами. Дворяне, вошедшие в В., несли службу в Москве в течение 6 мес., назначались также на службу в дальние города.

Лит.: Ключевский В. О., Терминология рус. истории, Соч., т. 6, М., 1959, с. 160-61; Новицкий В. И., Выборное и большое дворянство XVI-XVII вв., К., 1915.

выбор

Избрание, отбор, подбор, сортировка.

Половой отбор (подбор). Предоставлять на выбор, предоставлять одно из двух. Колебаться между двумя альтернативами. "Он должен был одно из двух: или отказаться от своей собственности или признать свои прежние мысли ложными". Толст. См. запас, коллекция, круг

делать выбор, остановить выбор...

Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари , 1999

главный этап процесса принятия решения, состоящий в отборе одного варианта из нескольких возможных.

Выбор

реализация

самый, подходящий, вариант

выбор - реализация наиболее подходящего, лучшего, нужного варианта;

процедура отсеивания вариантов в соответствии с каким-л. критерием

(делать, сделать #. удачный #. колебаться в выборе).

выбор пал на кого .

выбирать - брать походящие; отдавать предпочтению одному из вариантов.

остановить выбор на чем.

диспозитивность. диспозитивный.

дискреция. дискреционный.

предпочтение (отдавать #). предпочтительный.

скорее (он # умрет, чем отступит).

м. 1) Действие по знач. глаг.: выбирать (1), выбрать. 2) То, из чего можно выбрать; ассортимент. 3) То, что выбрано.

ВЫБОР

- англ. choice; нем. Wahl. Отдача предпочтения ч.-л. или к.-л.

Antinazi. Энциклопедия социологии , 2009

Не отрывая взгляда, словно ожидая нового чуда, молча смотрели Пандавы туда, где только что стоял, великий бог. Первым заговорил Ютхиштхира:
- Теперь мы можем по желанию менять свою внешность. Но какой нам избрать путь? Какую из семи щедрых и богатых стран изберем?
- Конечно же, Матсю, - отозвался Арджуна. - Ею владеет Вирата, благочестивый, богатый и к нам благосклонный.
- Матсю! Матсю! - воскликнули другие братья в один голос
- Я с вами согласен, - молвил старший из братьев. - Но не будем забывать, что нам не придется прибегать к благосклонности Вираты. Главное - не обнаружить себя, прожить год под чужим обликом и именам. Перед нами непростой выбор. Придется находиться в услужении у чужих людей. Какое избрать занятие чтобы оно стало лучшим прикрытием? За кого нам себя выдать?
Братья молчали.
- Я сам, - продолжал Ютхиштхира, - пожалуй, выдам себя за брахмана и предложу владыке Матсю коротать ночи за костями. Скажу я ему что в те год...