Главная · Автострахование · Примеры сближения наук в современном мире. Сближение с насущными потребностями. Какова роль образования в современном обществе

Примеры сближения наук в современном мире. Сближение с насущными потребностями. Какова роль образования в современном обществе

Каждый день мы сталкиваемся с проезжающим автомобилем, самолетом в небе или яркой вывеской гипермаркета. Еще 100 лет назад такое вряд ли было возможным, но технологический прогресс приносит свои плоды. Влияние современной науки на повседневную жизнь человека достаточно велико, хотя мы иногда даже не замечаем колоссальные сдвиги , которые приносит очередное открытие. Сегодня речь пойдет о роли научной мысли в , ее влиянии, положительных и негативных факторах развития.

Вконтакте

Основополагающие понятия

сфера человеческой деятельности, призванная систематизировать, генерировать объективные знания об окружающем пространстве. Основой этого направления является6 сбор фактов, обновление имеющихся, проверка достоверности, наблюдение за явлениями природы и общества, прогнозирование на макро- и микроуровнях. Обеспечение взаимосвязи образования и НИИ в современном обществе – приоритетная задача для лучших умов человечества.

Сообщество – совокупность людей, задействованных в научных изысканиях. Они признают авторитетность гипотез, а не властного характера.

Важнейшая задача неформальных групп – генерация новых теорий, проверка достоверности имеющихся, поддержка системы образования, изучение влияния науки на общество.

Ученый – высокоинтеллектуальный человек, посвящающий себя формированию научной картины мира.

Его деятельность не только полезна обществу, но и признается всем сообществом, создает ореол авторитетности. Основой признания человека, как ученого, считается публикация работ в известных научных изданиях, выступления на конференциях, развитие этических и моральных принципов.

Важно знать! Влияние науки на общество менялось на протяжении веков, но всегда приносило плоды в виде изобретения новых технологий.

Вашему вниманию предлагается небольшая справка об историческом становлении научной мысли.

Сквозь историю былых эпох

С появлением письменности происходит эмпирическое изучение окружающего пространства, улучшение образования и науки в современном понимании. Предшественниками первых ученых были мыслители Древней Греции и Рима. Они размышляли о сущности тех или иных предметов, выдвигали классификации знаний.


Значение науки в XVI-XVII веках
претерпевает изменения. Историческое развитие позволило отойти от развития техники и технологий.

Новое направление стало независимым институтом, который оказывал влияние на социальную, и культурную сферу деятельности человека.

Экспериментальным путем доказаны многие теории, приведшие к формированию открытий, возросло количество научных сотрудников.

Значимые черты современной науки были заложены в XIX-XX веке, характеризуются экстенсивным и революционным периодами. Несколько раз менялась структура, принципы и подходы к познанию явлений природы, дифференциация и интеграция смежных дисциплин.

Отличительные особенности и признаки

Как и любой вид деятельности в современном обществе, научная деятельность имеет ряд черт, примеры которых характеризуют ее наилучшим образом:

  • универсальность – любое научное знание проверяется экспериментальным путем, обосабливается, систематизируется, обновляется с течением времени. В мире не существует предмета, который был бы не подвластен научной мысли;
  • безграничность – роль научных исследований в современном обществе не имеет границ. Она вечна в изучении окружающего пространства, неизмерима глубока, перечень задач стремится к бесконечности. Пройдут миллионы лет, прежде чем ученые скажут, что они изучили все;
  • дифференцированность – деление общей структуры на множество составных частей – вполне нормальное явление. Сегодня насчитывается более 15 тысяч дисциплин, каждая из которых сфокусирована на решении уникальной задачи;
  • объединение – смежные направления в процессе развития могут слиться, чтобы быть полезными человеку. Процесс деления и слияния бесконечен;
  • огромные объемы знаний – сегодня не существует ученого, обладающий всей полнотой познаний. Это, с одной стороны, прекрасно, ведь человек специалист в узкой области. Другая сторона медали – множество индивидуалистов смещает вектор научного познания в целом;
  • сближение – потребности мирового сообщества диктуют пути развития познавательной деятельности. Важен прогресс, который призван облегчить жизнь человека, улучшить материальное состояние каждого жителя планеты.

Важно знать! Преимущества, которые дают нам познания – ничто по сравнению с ущербом, наносимым технологическим процессом. Каждое современное исследование или открытие оценивается миллионами долларов и оставляет загрязненную экосистему вокруг экспериментального центра.

Функциональные особенности

На умственный потенциал ученых возложена священная миссия по удовлетворению следующих потребностей:

  • культурно-мировоззренческой, позволяющей сформировать научное представление о каждом явлении . Человек пытается из разрозненных фрагментов выстроить целостную систему, во всей ее многообразности;
  • познавательно-объяснительной, так называемого «рулевого колеса» производительной силы мирового общества. Важность развития науки объясняется потребностями усовершенствования материально-технического оснащения промышленности, внедрением новых производственных процессов;
  • прогностической, занимающейся разработкой планов («пятилеток») дальнейшего развития общества, культурных процессов. Формирование программ экономического роста дает нам надежду на светлое будущее.

Практическое значение

Многие спорят, какие преимущества дает наука современному обществу, оправданно ли использовать сырьевую базу для сомнительных исследований. Скажем откровенно – да. И сейчас вы поймете, почему мы ответили так утвердительно. Итак, вашему вниманию перечень примеров , ставших возможными благодаря изысканиям ученых:

  1. Изобретение телефона привело к резкому скачку обмена информацией и повышению коммуникации человечества.
  2. Энергетика, получив более технологичное оборудование, обеспечивает электроэнергией весь земной шар.
  3. Промышленность выпускает широкую номенклатуру деталей и приспособлений, востребованных в других сферах деятельности.
  4. Современной медицине подвластны практически все известные заболевания. Инновационные технологии позволяют выращивать новые ткани и .
  5. Особенности современной науки играют ключевую роль в освоении космоса. В будущем это решит демографическую проблему глобального масштаба.
  6. Всемирная Паутина – средоточие всех знаний человечества. Объединяет слои населения, увеличивает информационную осведомленность граждан.
  7. Общество под влиянием научной деятельности стало более образованным. Рациональное мышление позволяет с пониманием смотреть на окружающий мир.
  8. Рост численности населения – яркое свидетельство роста благосостояния человечества. Улучшение качества жизни стимулирует высокие показатели рождаемости , хотя бесконтрольность этого процесса вызывает опасения уже сейчас.

Все ли изыскания нам полезны


Роль науки в современном обществе
претерпела изменения. Идеалом ученых прошлого было служение всему человечеству, облегчение жизни каждого.

Поиском «золотой середины» между деструктивностью и пользой занимались не один год. Но ситуация сегодня заставляет задуматься. Вековые ценности общества стали истлевать, переменилось отношение к человеческим порокам.

Прелюбодеяние, продажа своего тела и употребление наркотиков считается «реалиями современной жизни».

Избавление от каждодневного умственного труда негативно сказывается на интеллекте среднестатистического человека (и так понятно, почему). Минимализация физических телодвижений облегчает жизнь, но ведет к деградации организма и генофонда. Однако все не так печально, большинство жителей нашей планеты – сознательные «homo sapiens» , понимающие важность личностного и умственного развития. Каждый должен решить для себя, полезны ли ему все достижения современной науки.

Влияние на образование

Два этих понятия нерушимы в своем единстве. Как формируется научная мысль? Под воздействием знаний, полученных путем образовательного времяпровождения.

Основы понимания окружающего мира закладываются со школьной скамьи, поэтому взаимосвязь образования с исследовательской деятельностью очевидна. Как не может простой обыватель сформулировать теорию без знаний, так и умственный труд невозможен без поддержки печатных источников.

Создание учебных пособий, справочников и научной литературы – призвание ученого сообщества. С помощью буквенного набора можно донести «высокие материи» до рядового жителя Земли, популяризировать и усилить роль науки в современном обществе.

Важно знать! Проблема взаимоотношения ученого сообщества с человечеством очень важна. Свобода ведения исследований чревата появлением новых технологий, используемых во вред обществу. Поневоле подумаешь, а все ли достижения так помогли нам…

Решение экологических проблем

Как ни парадоксально, но особенности современной науки, стимулируя технологический прогресс, уничтожают .

Вместе с тем, ведется работа по уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферу, «чистые» программы обязывают найти альтернативные источники энергии.

Почему важно развитие новых технологий.

К примеру, переработка накопившихся промышленных отходов – приоритетное направление, позволяющее сохранить имеющиеся ресурсы Земли.

Значение науки в этом вопросе трудно переоценить.

Роль и место науки в современном мире

Значение науки в современном обществе

Вывод

В любом случае для человечества важно развитие науки . Несмотря на вопли критики, без инновационных технологий не удастся решить глобальные проблемы, вывести человечество на космические просторы.

Несмотря на деструктивных характер воздействия на природу, изыскания помогут спасти ее от полного краха. Ученое сообщество должно задуматься о той миссии, которая возложена на плечи каждого научного сотрудника.

«Наука в современном мире» - Наука в современном обществе. Специализированные объединения людей. Сфера (области) деятельности учёных. Принцип свободы. Основные ценности. Сущность понятия. Ответственность. Суждения о свободе совести. Понятия. Нравственные принципы труда учёного. Владимир учится в 6 классе общеобразовательной школы.

«Когнитивная теория» - Преимущества сетевой архитектуры. Общие допущения. Теория информации. Принципы архитектуры компьютера. Общий решатель задач. Ренессанс коннекционизма. Символьные и нейросетевые модели. Основы модульного подхода к познанию. Материалы к курсу. Основные подходы в когнитивной науке. Джерри Фодор. Обучение нейронной сети.

«Эстетика в науке» - Формирование эстетического отношения к науке. Красота. Гончаров. Необычность вопроса. Учащиеся. Научный поиск. Знания, приобретенные на уроках. Учитель. Эстетические минутки. Академик А. И. Китайгородский.

«Наука и творчество» - Закономерности науки как результата. Сбор информации. Генрих Альтшуллер о ТРИЗ. Человеческий мозг. Методы эвристики. Смысл творчества. Гирлянда ассоциаций. Художественное творчество. Понятие науки. Что такое «смысл». Функции науки. Семь принципов мышления прорыва. Закономерности развития науки. Опоры творчества.

«Философия науки и техники» - Две крайние позиции. В истории развития общества складываются два основных образа. Н.А. Бердяев. Методологическая рефлексия. Исключительное право. Техника - это совокупность артефактов. Рациональное обобщение в технике. Методология технических наук. Эволюция образов техники. История науки и техники.

«Предмет науки» - Развитие науки, ее возросшая роль в социокультурной жизни общества. План изучения новой темы. Сплав высоких моральных категорий. Дифференциация научного знания должна сочетаться с его интеграцией. Наука. Схема перехода от идеи до конечного продукта. Функции науки. Мировая научная информация в XX в. удваивалась за 10-15 лет.

Всего в теме 27 презентаций

4. Сопоставьте два взгляда на функции искусства. С.Дягилев: «Для меня совершенно непонятно требование общественно-го служения от искусства на почве

установленных на него предписаний... Ве- 99ликая сила искусства заключается именно в том, что оно самоценно, самопо-лезно и главное – свободно». В.Ленин: «Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить свои-ми глубочайшими корнями в самую толщу широких народных масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их». Какой из них в большей степени отвечает современному пониманию назначения искусства?

Помогите пожалуйста!

1.Приведите два примера, иллюстрирующие поведение на рынке действительного покупателя.
2. Если количество товара, доставленного на рынок, не покрывает действительного спроса, то некоторые потребители, не желающие отказываться от данного товара, предпочитают в таком случае заплатить за него больше, что приводит к повышению рыночной цены. Приведите два аргумента в защиту этой позиции.

учащихся старших классов «Искусство мыслит образами» (Маймин Е.А. Искусство мыслит образами. М., 1977) пишет: «Открытия, которые мы делаем с помощью искусства, не только живые и впечатляющие, но и добрые открытия. Знание действительности, приходящее через искусство , есть знание, согретое человеческим чувством, сочувствием. Это свойство искусства и делает его общественным явлением неизмеримого нравственного значения...» Лев Толстой говорил об «объединяющем начале» искусства и придавал этому его качеству первостепенное значение. Благодаря своей образной форме искусство наилучшим способом приобщает человека к человечеству: заставляет с большим вниманием и пониманием относиться к чужой боли, к чужой радости.

Но понимать произведения искусства далеко не просто...

Как же научиться понимать искусство? Как совершенствовать в себе это понимание? Какими качествами нужно для этого обладать?..

Искренность в отношении к искусству - это первое условие его понимания, но первое условие - еще не все. Для понимания искусства нужны еще знания. Фактические сведения по истории искусства, по истории памятника и биографические сведения о его создателе помогают эстетическому восприятию искусства, оставляя его свободным. Они не принуждают читателя, зрителя или слушателя к какой-то определенной оценке или определенному отношению к произведению искусства, но, как бы «комментируя» его, облегчают понимание.

Фактические сведения нужны прежде всего для того, чтобы восприятие произведения искусства совершалось в исторической перспективе, было пронизано историзмом, ибо эстетическое отношение к памятнику всегда и историческое...

Всегда, чтобы понимать произведения искусства, надо знать условия творчества, цели творчества, личность художника и эпоху. Искусство нельзя поймать голыми руками. Зритель, слушатель, читатель должны быть «вооружены» - вооружены знаниями, сведениями. Вот почему такое большое значение имеют вступительные статьи, комментарии и вообще работы по искусству, литературе, музыке...

Народное творчество учит понимать условность искусства.

Почему это так? Почему все-таки именно народное искусство служит этим исходным и наилучшим учителем? Потому что в народном искусстве воплотился опыт тысячелетий. Обычаи создаются не зря. Они тоже результат многовекового отбора по их целесообразности, а искусство народа - отбора по красоте. Это не значит, что традиционные формы всегда наилучшие и всегда нужно им следовать. Надо стремиться к новому, к художественным открытиям (традиционные формы тоже были в свое время открытиями), но новое должно создаваться с учетом прежнего, традиционного, как итог, а не как отмена старого и накопленного. ... Народное искусство не только учит, но и является основой многих современных художественных произведений...

(Д. С. Лихачев)

С1.Составьте план текста. Для этого выделите последовательно основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

С5.С опорой на текст, обществоведческие знания, собственный социальный опыт приведите два аргумента, почему человеку необходимо приобщение к искусству.

С6.Автор пишет, что «эстетическое отношение к памятнику всегда и историческое». С опорой на текст, исторические, обществоведческие знания поясните, что дает принцип историзма для понимания произведений искусства. Приведите два примера исторического отношения к памятнику культуры.

Почему количество научных дисциплин в хх в. сильно возросло? В чем состоит сущность, значение треугольника: наука - техника - технология? Что означает фраза А. с. Пушкина: «...в просвещении быть с веком наравне»?

С детства каждому известны слова, вынесенные в заголовок параграфа. Повседневная жизнь неотрывна от нaуки. Телевизор, самолет, автомобиль , холодильник и мнoгoe другое, чем мы пользуемся постоянно,- все это производные от успешных научных поисков, умноженных достижениями техники. Вы - школьники, следовательно, образование - главное в вашей деятельности, основой образования являются достижения науки.

НАУКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Призвание науки - добывать новые знания. Для этогo нужно дерзание, желание и умение вырваться из плена сложившихся представлений, необходимо «дум высокое стремленье» .

Наука - творческая деятельность, направленная на достижение ее главной цели и OCнoвнoгo результата: получение, обоснование и систематизация новых знаний (понятий, законов, теорий) о природе, обществе, человеке. Примеры известны: законы Ньютона, периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева , теория эволюции органического мира Ч. Дарвина и т. п. Понятие «наука» означает также совокупность систематизированных знаний в какой-либо отрасли науки, например математическая наука, химическая наука.

Итак, наука - система знаний. Вспомните, что система - это совокупность элементов, связанных друг с другом и образующих определенную целостность. главной задачей науки, ее «собственной задачей», отмечают ученые, является производство новых истинных знаний, методов их создания и оценки. (Вдумайтесь в содержание этого абзаца, обсудите положения о науке как системе, о том, что такое ее «собственная задача», истинные знания и методы их добычи» О науке в современном смысле слова, полагает большинство исследователей, можно говорить начиная с XVII-XVIII вв. В эту эпоху появляются капитальные труды по астрономии, физике, математике, развиваются приемы нaблюдения и эксперимента. В дальнейшем значение науки возросло, началось ее проникновение в технологию. Aнглийскому ученому А. Тойнби принадлежат крылатые слова: «сознание - мать технологии», наука и технология « обручились друг с другом и шагают вместе». Так наука начала реализовывать две свои основные функции: познавательную (теоретическое проникновение в сущность peальных явлений) и пракстuческкu-действенную (участие в преобразующей деятельности человека, общества). Cooтветственно этим функциям принято и членение существующих наук на фундаментальные и прuкладные.

О государственном и общественном признании науки свидетельствовало возникновение во второй половине XVII в. первых академий наук: Лондонского королевского общества, Парижской академии наук. В начале XVнI в. была учреждена Петербургская академия наук, позже названная Российской.

Научная работа превращалась в профессию, научноисследовательская деятельность - в устойчивую общественную и культурную традицию , а наука - в социальный институт. Всеобъемлющее развитие науки относится к ХХ в., к современности. Вошедший в мировой обиход термин «большая наука» ученые характеризуют как новую обширную сферу научной и научно-технической деятельности, тeоретических и прикладных исследований и разработок. Массовый характер приобретает привлечение ученых в производственные лаборатории и конструкторские отделы предприятий и фирм, где они решают конкретные задачи, диктуемые потребностями времени, которые являются постоянным источником новых идей, указывающим пути нaучно-технuческого пpoгpecca (НТП). НТП - это единое, взаимообусловленное поступательное развитие науки и тexники. (Опираясь на ваши знания по ряду предметов, обсудите влияние НТП на современное общественное развитие.)

Приведем некоторые данные, характеризующие coвpeменную науку. В начале ХХ в. в мире было 100 тыс. ученых, в конце века - свыше 5 млн. В развитых странах за 7-10 лет удваивается число ученых. Такие высокие тeмпы привели к тому, что около 90% всех ученых, когда-либо живших на Земле, являются нашими современниками.

Мировая научная информация в ХХ в. удваивалась за 10- 15 лет. постоянно издается несколько сотен тысяч журналов (около 10 тыс. В 1900 г.), 90% всех предметов, созданных человеком и окружающих нас, придуманы в ХХ в. Объем мирового промышленного производства в конце ХХ в. был в 20 раз выше, чем в начале века.

Исследования ученых дают основание выделить значимые черты современной науки. Это, прежде вceгo, унивepсальность. Общество получает проверенные, обоснованные, систематизированные знания обо всем, что подвергается исследованию: природные явления на Земле и в галактике в их постоянном развитии и изменении; основные стадии возникновения и развития человека, функционирование eгo психики; роль экономики в жизни общества, демографические и другие социальные проблемы, история народов, их культура; творчество и судьбы людей; развитие самой науки, ее взаимодействие с другими областями культуры.

Наука исследует деятельность человечества во всех сферах общественной жизни. (Опираясь на знания по различным предметам и имеющийся у вас жизненный опыт, обсудите с приведением конкретных примеров влияние нaуки на духовную, экономическую, социальную и политическую сферы общества .)

Другая черта науки - ее безграничность. «Нaукa,- говорил естествоиспытатель, член Петербургской академии наук К. М. Бэр,- вечна в своем источнике, не ограничена в своей деятельности ни временем, ни пространством, нeизмерима по своему объему, бесконечна по своей задаче».

Осознание незавершенности науки способствует появлению различных научных школ, гласной и негласной кoнкурентной борьбе за эффективное и быстрое проведение исследований.

Продуктивное развитие науки требует оптимального сочетания индивидуального поиска и деятельности крупных творческих коллективов. Новые фундаментальные проблемы нередко решались в одиночку крупными учеными (например, теория относительности А. Эйнштейна), 8 иногда и небольшой группой исследователей. Здесь ocoбенно важна инициатива ученого, eгo озарение. Поиск новoгo, соединенный с талантом, - важный фактор продвижения в науке. Но подавляющее большинство научных исследований современной эпохи требует создания больших коллективов и вдумчивой координации всех про водимых исследований.

Признанным центром российской науки является Pocсийская академия наук (РАН). В ее научных подразделениях трудятся свыше 110 тыс. человек. Нет ни одной сферы жизни человека, в деятельность которых РАН не внeсла бы весьма ощутимого вклада - технико-экономическогo и гуманитарного.

НТП во мнoгoм базируется на достижениях научнопроизводственных центров, таких, как «Курчатовский институт», исследующий проблемы атомной энергии, «Pубин», занимающийся вопросами сооружения подводного флота, и т. п.

Современная наука сочетает дифференциацию и интeграцию исследований, ныне она насчитывает около 15 тыс. дисциплин. Это объясняется многообразием явлений изучаeмoгo наукой реального мира, ростом информации, специализацией ученых по сужающимся исследовательским областям, требованиями НТП о дифференцированных исследованиях в различных значительно отличающихся друг от друга отраслях производства. «Растекание реки знаний нeизбежно,- писал видный отечественный ученый, академик Н. Н. Моисеев,- оно диктуется необходимостью высокого профессионализма, детальных знаний...» Но в не меньшей степени нужны и интегральные исследования, поскольку «необходим комплексный разноплановый анализ, опирающийся на данные различных наук, требующий синтеза знаний » .

Важнейшей особенностью большой науки является ее теснейшее сближение с потребностями развивающегося общества. Удовлетворить эти потребности может только нaука, способная, говоря словами поэта, «услышать жизни зов». Так общество дает толчок, стимул к определенной нaучной деятельности.

В качестве примера назовем исследовательские решения важных проблем постиндустриального общества. Oткрытия в электронике, оптике , химии, в печатном деле, художественном творчестве позволили создать и развить мощнейшую систему печатных электронных средств мaccoвой информации, оказывающих глубочайшее воздействие (позитивное и негативное) на умы и чувства личности, на жизнь человечества. Сравнительно недавно слово «лазер» мало кто знал. Но после открытий, сделанных лауреатами Нобелевской премии А. М. Прохоровым И Н. Г. Басовым, оно стало известно многим. Разработка проблем, связанных с лазером, eгo многообразным применением в биологии, астрономии, средствах связи и других сферах, потребовала перехода на совершенно новые технологии, которые прежде не существовали ни в одной стране мира.

Известна потребность общества и в энергетических peсурсах. Здесь научный поиск может привести к фантастическим результатам. Кукуруза вместо нефти - таков cмeлый и осуществляемый замысел. В США уже разработана биотехнология получения топливного спирта из стеблей кукурузы, которые фермеры прежде сжигали. Данная тexнoлогия не только дешева, но, по утверждению ее создателей, позволяет надеяться на то, что через 25 лет четверть химической промышленности США может быть переведена на растительное сырье. (Опираясь на свои знания по ряду учебных предметов, назовите открытия последней четверти ХХ в., оказавшие серьезное влияние на промышленное и сельскохозяйственное производство, на повышение качества жизни людей.)

Сплав высоких моральных категорий - добра и coвeсти - образовал новое качество - добросовестность, cтaвшее одним из первейших требований к научному труду.

Добросовестность проявляется:
- в тщательном продумывании и безукоризненно точном проведении всех этапов исследования;
- в доказательности новых научных знаний, в их нeоднократной проверке;
- в научной честности и объективности - в стремлении к истине ученый не может считаться ни со своими симпатиями и антипатиями, ни с какими другими обстоятельствами, а должен руководствоваться изречением Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже»;
- в том, чтобы не вводить в науку скороспелые, нeобоснованные новации.

Уважение к творцам науки прошлого, опора в своей деятельности на полученные ими результаты - норма выработанной учеными этики. Физик и философ И. Ньютон говорил, что все eгo научные достижения были сделаны благодаря тому, что он стоял на плечах гигантов - своих предшественников.

Выдающиеся достижения большой науки ХХ - ХХI вв. привели к возрастанию как гуманизирующего влияния науки, так и социальной ответственности ученых за их деяния. Научный прогресс обогащает мир не только открытиями, но и бедами, так как нередко плоды научных открытий мoгут нанести людям вред. Так, например, НТП - одна из главных причин экологического кризиса, а развитие некоторых отраслей вoeннoгo производства опасно для жизни людей. К чести ученых, они первыми не только выразили тpeвoгу, но и активно включились в профессиональные и массовые экологические движения, первыми заговорили о необходимости прекращения гонки вооружений и об опасности термоядерной катастрофы. Социальная ответственность , активная позиция в защите человека и планеты - неотъемлемая часть этики науки.

Ученые доказывают: использование достижений науки на благо всем людям возможно лишь в демократическом обществе. Академик А. Д. Сахаров подчеркивал: «Свобода убеждений, наряду с другими гражданскими свободами, является основой научно-технического прогресса и гарантией от использования eгo достижений во вред человечеству».

ВЕК ЖИВИ, ВЕК УЧИСЬ

Из всех областей духовной культуры наука и образование наиболее тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Наука не может осуществлять свои функции без хорошо образованных людей; образование без науки - пустой звук. Обеспечение конкурентной способности новыми тexнологиями требует не только фундаментальных исследований, но и участия в них фундаментально подготовленных людей исследовательского и инженерного труда, способных мобильно переходить на новые рубежи. Выдвижение и реализация новых идей в гуманитарном секторе науки, разработка принципов новой российской экономики , путей созидания гражданского общества и правового государства, добывание достоверных сведений о прошлом Родины и мира требуют значительного числа образованных экономистов, юристов, историков. Так наука и образование создают национальное богатство страны и сами выступают в качестве одной из ценностей, без которых невозможно развитие общества и формирование личности.

В начале ХХI в. в России формулируется общенациональная образовательная политика, первейшая задача которой - достижение cовpeмeннoгo качества образования, eгo соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Эта политика, oтpaжая общенациональные интересы, учитывает и общие тeнденции мирового развития:

Ускорение темпов развития общества, eгo демократизация определяют необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющейся ситуации;
- в период перехода к постиндустриальному обществу, расширения межкультурного взаимодействия особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;
- возможность решения глобальных проблем лишь coтрудничеством в рамках международного сообщества требует формирования у молодого поколения coвpeмeннoгo мышления;
- динамичное развитие экономики, рост конкуренции, coкращение сферы неквалифицированного и малоквалифициpовaннoгo труда вызывают постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников.

Государственная образовательная политика исходит из данного в Законе «Об образовании» определения: образоваине - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Эта целенаправленность заключается:

В постепенном, доступном для учащихся различных возрастов формировании системы научных знаний о важнейших явлениях реального мира, а также умений и навыков познавательной и практической деятельности;
- в подготовке не только образованных, но и нpaвствeнных людей. Вспомним слова pуccкoгo ученого, составителя
«Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля: «Образование есть образование ума и образование нравственности»;
- в передаче и формировании опыта творческой деятельности, предполагающей, в частности, динамизм, кoнcтpуктивность, способность принимать решения в ситуации выбора;
- в формировании гражданской ответственности, правовогo самосознания, духовности и культуры, чувства любви к Родине, ответственности за ее судьбу.

Наука и образование - сообщающиеся сосуды, имеющие общим источником текущие и перспективные запросы общества. Именно социальное развитие, быстрое умножение научного багажа планеты требуют периодической модернизации образования, свойственной всем eгo ступеням.

Народная мудрость «век живи, век учись» ежечасно подтверждается в начавшуюся постиндустриальную эпоху, когда наука, техника, технология, культура обновляются с небывалой доселе быстротой. Но образование в первую очередь должно ориентироваться на перспективу, отвечать запросам не только сегодняшнего дня. В этих уcловиях особенно значимо непрерывное образование на протяжении всей жизни - с детства до старости. Среди функций непрерывного образования выделяют кмпeнcирующую (восполнение пробелов в базовом образовании), адаптивную (оперативная подготовка и переподготовка в условиях меняющейся социальной и производственной ситуации), развивающую (удовлетворение духовных запросов личности , потребностей творческого роста).

Существенным звеном непрерывного образования является самообразование: управляемая самой личностью цeленаправленная познавательная деятельность, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п. В основе самообразования лежит непосредственный личный интерес человека, сочетающийся с самостоятельным изучением мaтериала. Основная форма самообразования - изучение литературы, прослушивание лекций, докладов, концертов, посещение музеев и выставок.

Отечественная наука и образование являются важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1 Проявляйте интерес к новым достижениям науки и тexники. Это поможет вам ориентироваться в жизни, положительно скажется на вашем труде, культурном уровне, будет способствовать самообразованию.

2 Избирая профессию, пути послешкольного образования, постарайтесь больше узнать о тех областях науки, техники, гуманитарной сферы, к которым вы проявляете интерес. Ознакомьтесь с популярной литературой (в ее выборе вам помогут учителя , библиотекари), научитесь самостоятельно работать с каталогом. Читайте жизнеописания ученых, например книги из серии «Жизнь замечательных людей».

3 Если вы задумали посвятить свою деятельность научному труду, помните слова древних: «В науке нет цapcкoгo пути». Это означает, что работать придется мнoгo и зачастую в непростых условиях. Но если вы все взвесили и приняли решение стать научным работником, не сходите с дистанции.

4 Самообразование - постоянный ваш спутник, способствующий выработке жизненных ориентиров. Оно не должно быть бессистемным или однобоким. Полезно coставлsпь личный план самообразования, нацеленный на совершенствование вашего профессионального и общекультурного уровня.

Документ

Из выступления Президента РАН Ю. С. Осипова на общем собрании Академии 12 ноября 2001 г.

России предстоит построить новую экономику, способную стать фундаментом общественного благосостояния и оборонной мощи. Для этого нужна передовая научно-технологическая сфера. Огромный ресурс экономики Pocсии - накопленный страной научный потенциал. ...Одна из задач - создание в России конкурентоспособного ceктора высоких технологий, способного выступить локомотивом промышленного развития страны. Причем тaкoгo развития, которое направлено на завоевание, удержание и pacширение экономически и стратегически благоприятных позиций на мировом рынке. Решение этой задачи - одна из основных целей стратегии национальной безопасности. Нашему обществу пора осознать, что безопасность и тexнoлогическая независимость страны в ХХI веке будет определяться ее научно-технологическим потенциалом.

В основе науки лежат фундаментальные исследования, они создают основы современных технологий, а также определяют качество образования. Именно развитая система фундаментальных знаний лежит в основе решения проблемы технологического развития и национальной безопасности .

Вопросы и задания к документу

1. Почему в качестве важнейших задач выдвигается обеспечение общественного благосостояния и оборонной мощи?
2. На основании имеющихся у вас знаний попробуйте объяснить, какое содержание вкладывается в термины « передовая научно-технологическая сфера», «научно-технический потенциал», «технологическая независимость». Почему научно-технический потенциал определяет безопасность и технологическую независимость страны?
3. Аргументируйте положение о том, что фундаментальные исследования создают основы современных технологий и определяют качество образования. Докажите, что высокие тexнологии являются «локомотивом промышленного развития страны» .

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что такое наука, каковы ее главные задачи и цели?
2. кaковы основные черты большой науки?
З. Почему для развития науки необходимо сочетание индивидуального творчества и деятельности крупных научных коллективов?
4. Назовите примеры, характеризующие современное сближение науки с потребностями общества.
5. Почему наука является «локомотивом» научно-технического прогресса?
6. Каковы основные положения этики ученых?
7. В чем состоит взаимосвязь науки и образования?
8. Почему образование является национальным богатством страны ?
9. Почему самообразование - непременное условие успешной профессиональной деятельности и овладения культурой?

ЗАДАНИЯ

1. Принято деление науки на фундаментальную и прикладную. В чем вы видите взаимозависимость и взаимосвязь этих наук? Правы ли ученые, считающие, что это членение носит условный характер?

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что такое наука, каковы её главные функции?

Наука - область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Главными функциями науки выступают: культурно-мировоззренческая и социально-производственная функции. Культурно-мировоззренческая функция науки связана с её способностью систематизировать знания и представлять их в определённых картинах мира. Социально-производственная функция науки стала особенно значимой со второй половины XX в. Именно в это время были совершены важные технологические прорывы, в основе которых лежали достижения науки.

2. Каковы основные черты большой науки?

Основными чертами большой науки являются:

Универсальность (проверенные, обоснованные, систематизированные знания обо всём, что подвергается исследованию);

Безграничность наука не ограничена ни временем, ни пространством);

Дифференцирована (современная наука дифференцируется с каждым днём, в настоящее время насчитывается около 15 тыс. научных дисциплин).

3. Почему для развития науки необходимо сочетание индивидуального творчества и деятельности крупных научных коллективов?

Действительно для продуктивного развития научных знаний необходимо оптимальное сочетание индивидуального поиска и деятельности крупных творческих коллективов. Новые фундаментальные проблемы нередко решались в одиночку крупными учёными (например, теория относительности А. Эйнштейна), а иногда и небольшой группой исследователей. Здесь особенно важна инициатива учёного, его озарение. Поиск нового, соединённый с талантом, - важный фактор продвижения в науке. Но подавляющее большинство научных исследований современной эпохи требует создания больших коллективов и вдумчивой координации всех проводимых исследований, а также это необходимо для большей объективности научных знаний.

4. Приведите примеры, характеризующие современное сближение науки с потребностями общества.

Современное общество нельзя вообразить без научных знаний. Практически каждый человек на сегодняшний день так или иначе касается науки в повседневной жизни: телевидение, интернет, бытовая техника и т.д. Наука подстраивается под потребности современного общества.

5. Почему наука является «локомотивом» научно-технического прогресса?

Науку можно назвать «локомотивом» научно-технического прогресса потому, что она является двигателем прогресса, т.к. наука продвигает за собой весь технический прогресс.

6. Каковы основные положения этики учёных?

Этика учёных, науки складывается на основе моральных ценностей, ориентации на высшее благо; профессионально-специфических научных норм; понимания свободы и социальной ответственности учёных в условиях возрастания роли науки во всех сферах жизни, в решении глобальных проблем.

7. В чём состоит взаимосвязь науки и образования?

Взаимосвязь науки и образования заключается в том, что образование, подобно науке, является социальным институтом и выполняет важные общественные функции. Ведущая среди них - социализация личности, передача накопленных знаний, культурных ценностей и норм.

8. Какова роль образования в современном обществе?

Роль образования в современном обществе очень велика, она заключается в том, что образование выступает важнейшим каналом социальной мобильности: хорошее образование и профессиональная подготовка помогают человеку достичь высоких социальных позиций и, напротив, недостаток образования может послужить сдерживающим фактором социального роста. Нельзя не отметить и того, что образование служит мощным средством самореализации личности, помогает раскрыть её способности и таланты.

9. Почему самообразование - непременное условие успешной профессиональной деятельности и овладения культурой?

В современном обществе с большим успехом преуспевают люди, которые вместе с основным образованием занимаются и самообразованием. Особенно актуальной проблема самообразования современного человека стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современные условия требует от человека постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации. Но, ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Поэтому наиболее эффективный способ повышения мастерства – это самообразование. Постоянное самообразование – вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не отстать от «поезда современности». Самой характерной особенностью профессиональной деятельности является ее подвижность, связанная с изменением информационных ресурсов и технологий и мы отчетливо осознаем, что прежние профессиональные умения и навыки быстро устаревают, требуются иные формы и методы работы, теоретические знания смежных наук и многое другое. Чтобы успеть за этими процессами, для человека возникает необходимость постоянно учиться.

ЗАДАНИЯ

1. Принято деление науки на фундаментальную и прикладную. В чём вы видите взаимозависимость и взаимосвязь этих наук? Правы ли учёные, считающие, что это членение носит условный характер?

Фундаментальная наука ищет ответы на фундаментальный вопросы. В основном она занимается углублением и расширением знания ради самого знания, ищет новые нестандарнтные пути решения проблем. Но главное тут - именно отношению к знанию и к информации как к самоцели, то есть - новое знание ради него самого.

Прикладная наука ищет способы решения совершенно конкретных проблем и вовсе не обязательно чтобы эти способы были новыми. Знание тут не главное, а главное - найти эффективный способ разрешить существующие затруднения.

В некоторых случаях деление действительно носит условный характер, так как чаще всего в затеваемых учеными исследованиях присутствуют и задачи, направленные на расширение и углубление знаний, и задачи, направленные на решение проблем.

2. Благодаря открытию антибиотиков были спасены жизни десятков миллионов людей. Но медицинская практика выявила и их отрицательное действие: уничтожаются не только вредные микробы, но и необходимые человеку микроорганизмы; одна болезнь сменяется другой, подчас не менее тяжкой. Перед биологией, химией встала задача создания новых препаратов. В результате были созданы пробиотики. Они вытесняют болезнетворные микроорганизмы, но не губят нормальную микрофлору. Проанализируйте приведённый факт, покажите на его примере действие названных в параграфе функций и особенностей науки.

Прогресс и наука не стоят на месте и появляются более усовершенствованные лекарства (социально-производственная функция науки).

3. Профилирование школ нередко понимается по-разному. Одна из точек зрения такова: профилирование должно быть жёстким, в старших классах необходимо полное размежевание на гуманитариев и естественников. Другая точка зрения: профилирование должно быть мягким; у гуманитариев должно в соответствующем объёме продолжаться преподавание и естественно-научных дисциплин, а у естественников - гуманитарных дисциплин. Обсудите обе точки зрения и аргументируйте своё мнение.

Современный мир диктует свои правила для развития успешного человека. И в первую очередь необходимо быть разносторонней личностью, поэтому важнее 2-я точка зрения. Современный человек должен разбираться не только в гуманитарных науках, но и в естественных.

4. А. Печчеи писал: «Ещё несколько десятилетий назад мир человека можно было представить тремя взаимосвязанными элементами. Этими элементами были Природа, сам Человек и Общество. Теперь в человеческую систему вошёл четвёртый элемент - основанная на науке...». Завершите мысль учёного. Покажите связь этого элемента с тремя другими, названными выше.

В настоящее время в человеческую систему властно вошел четвертый...элемент – основанная на науке - техника. По мнению А. Печчеи, «техника... зиждется исключительно на науке и ее достижениях». Ведь никогда не существовало техники и даже самых элементарных орудий производства, изготовлению которых не предшествовало бы какое-нибудь знание, по крайней мере, о свойствах материалов, из которых они изготовлены.

Каждый конкретный этап в развитии техники есть отражение опредмеченных в ней знаний. Технические средства, исторически появившиеся до и вне строго сформулированных научных законов и закономерностей, не опровергают сказанного, поскольку и они отражают наличное знание – обыденное, эмпирическое, интуитивное.