Главная · Нарушения  · В чем отличия дуального профобразования от дуального профессионального обучения? Лекарство против безработицы. Зачем России дуальное образование

В чем отличия дуального профобразования от дуального профессионального обучения? Лекарство против безработицы. Зачем России дуальное образование

Алексей Кобилев, Депутат Государственной Думы, автор законопроекта о “Дуальном образовании”

Рынок труда, пожалуй, один из самых динамично - развивающихся в нашей стране. Потому, что он первым вынужден реагировать на структурные изменения в экономике - предлагать новые специальности, потребности в которых не было еще вчера. Новые специальности требуют новых технологий производства, которых тоже еще не было. И, конечно, рынок труда в современной развитой стране требует трансформации системы образования. И здесь система не всегда успевает за веяниями жизни.

Можно ли сказать, что современное российское образование не такое уж современное? Косвенное подтверждение этому отображается в сухих цифрах статистики. Во-первых, с уверенностью можно констатировать очевидный тренд на рост безработицы среди молодежи. Если общие число незанятых в РФ составляет 5.5%, что является весьма неплохим показателем для развитых экономик, то процент 20-30 летних среди этого количества равен 35%. Эта тенденция наметилась с конца нулевых, тогда и начался рост доли нетрудоустроенных молодых людей.

Все дело в том, что, при приеме на работу в первую очередь учитывается стаж. Не образование, а именно опыт практической работы, который у выпускника ВУЗа нулевой. Вот и не могут устроиться многие выпускники по специальности. Это может подтвердить любой специалист по подбору кадров. И такая проблема действительно существует.

На нее обратил внимание и Президент. Так на одной из сессий ПМЭФ несколько лет назад он назвал обновление и повышение качества среднего и высшего профессионального образования и укрепление его связи с реальным образованием важнейшей задачей: "Во многих регионах уже активно и успешно занимаются развитием так называемого дуального образования, когда практика на конкретных предприятиях сочетается с теоретической подготовкой", - говорил Путин. Он отметил, что и инженерные, и рабочие профессии требуют высочайшей компетенции, в соответствии с этим РФ выстраивает систему современных профессиональных стандартов.

Термин “дуальное образование”, прозвучавший из уст главы государства в той речи до сих пор никак не закреплен на законодательном уровне. Меж тем “дуальное образование” - это такой вид образования, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая - на рабочем месте. Предприятия делают заказ образовательным учреждениям на определенное количество специалистов, работодатели принимают участие и в составлении учебной программы, а учащиеся проходят практику на предприятии без отрыва от учебы.

В той своей речи Президент также отметил, что считает необходимым обобщить опыт, объединить наши усилия и выстроить целостную систему подготовки квалифицированных кадров с учетом лучших международных практик.

А у “международных практик” действительно есть чему поучиться. Так, родоначальником системы дуального образования считается Германия. Там задачи будущего трудоустройства молодежи решаются уже на уровне профориентации школьников в средней ступени образования (в возрасте школьников 12-14 лет).

В настоящее время система дуального обучения является основной системой подготовки кадров в 60-ти странах, в том числе, в Германии, Австрии, Сербии, Словении, Македонии, Черногории, Швейцарии, в Нидерландах, Дании, Франции и некоторых странах Азии.

Необходимо отметить, что в дуальной системе образования усиливается и качественно меняется роль работодателя. На территории предприятия создаются учебные рабочие места для студентов, которые могут отличаться от обычного рабочего места наличием виртуального симуляционного оборудования. Важнейший компонент - наличие подготовленных кадров, которые выступают в качестве наставников.

Плюсов у дуального образования не мало. Так для бизнеса это, прежде всего подготовка кадров под конкретные технологические процессы предприятий. А также сокращение сроков адаптации выпускников на предприятии, что прямо влияет на повышение производительности труда.

Для системы образования это возможность повысить качество профессионального образования и как следствие увеличить конкурентоспособность образовательной организации. Да и процент трудоустройства выпускников ощутимо повыситься.

Для будущих специалистов э то овладение профессиональными компетенциями и умениями для работы и трудовой деятельности уже во время обучения. Важно отметить, что все время, проведенное на предприятии в рамках обучения, будет оплачено. И конечно, гарантированное трудоустройство

Регионы тоже останутся в выигрыше. Потому что будет обеспечен баланс баланса спроса и предложения на рынке труда. В результате чего, инвестиционная привлекательности региона тоже повысится.

Нельзя сказать, что в России этому вопросу не уделялось бы никакого внимания. Так, о внедрении программ дуального образования в 2014 году договорились Агентство стратегических инициатив (АСИ) и Российско-Германская внешнеторговая палата (РГВП).

Эксперимент, в котором участвуют 15 российских регионов, 105 учебных заведений и 1005 предприятий, 20899 студентов, 5602 наставника, успешно реализуется в поле среднего профессионального образования и уже получил высокие оценки немецкой стороны. Так отметил положительную динамику развития немецкой практико-ориентированной системы подготовки кадров в РФ. Эксперты BIBB также отметили наличие в регионах нормативно-правовой базы, практико-ориентированных программ обучения, участие работодателей в образовательном процессе, независимую оценку уровня квалификации выпускников и возможности для их дальнейшего трудоустройства.

Дуальное образование, но на уровне старших классов, собираются постепенно внедрять в Москве. Так в Общественном совете при Департаменте образования Москвы родилась инициатива провести эксперимент на базе нескольких столичных школ под названием “Профнавигация 2.0. Полное погружение”. Его суть в том, что дети уже со старших классов будут полностью погружены в процесс выбора будущей профессии. И дело не ограничится только традиционными тестами. Это целая комплексная программа, которая полностью вовлекает ребенка в процесс построения карьеры. Она рассчитана на совместную работу разных ведомств и общественных организаций.

Такая инициатива как нельзя лучше перекликается с идеей дуального образования, потому что помимо экономической составляющей - подготовки квалифицированных кадров для нашей экономики, образование профориентированного формата несет в себе важную социальную функцию - дает молодежи альтернативу времяпрепровождения. Дает выбор между тем, чтобы готовиться к взрослой жизни или заниматься вещами, скажем так, мало связанными с этим. А это в последнее время стало особенно актуальным.

Но это все эксперименты. А чтобы система заработала на полную мощность необходимо закрепить это понятие на федеральном законодательном уровне. Потому что сейсчас термин «дуальное образование (обучение)» может использоваться профессиональными образовательными организациями, организациями работодателей при условии наличия нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации о проведении регионального эксперимента. Закрепление терминов «дуальное образование (обучение)», «дуальная модель» и т.п. на федеральном уровне приведет к существенным изменениям в системе среднего профессионального образования, прежде всего, принципов финансирования и формирования инфраструктуры, изменению степени ответственности и прав организаций работодателя при реализации образовательного процесса.

Можно долго перечислять плюсы введения системы дуального образования в нашей стране, но достаточно упомянуть о том, что Россия, несмотря на те временные сложности в области санкций, является неотъемлемой частью глобальной мировой экономики. А лидирующие государства в этой области свой выбор в пользу такого образования уже сделали.

Представляет собой комплексную модель обучения. Теоретическая подготовка осуществляется в учебном заведении. Практическая же часть организуется непосредственно на рабочем месте. В рамках такой программы предприятия направляют заявки на конкретное число специалистов. Учебные заведения, в свою очередь, составляют программы подготовки при участии работодателей. Практика для студентов организуется на предприятии без отрыва от процесса получения теоретических знаний.

Зарубежный опыт

Впервые дуальное образование было введено в Германии. Ее опыт сегодня считается образцом для всего ЕС. Дуальное образование в Германии включает в себя достаточно развитый институт наставничества, характеризующийся активным участием предприятий в подготовке кадров. Эта модель обучения имеет в стране жесткие законодательные рамки. Дуальное образование реализуется при участии ремесленных и торгово-промышленных палат.

Значение модели

Дуальная система образования является отличной возможностью для предприятия подготовить кадры с учетом особенностей своей деятельности. В рамках программ обучения достигается максимальное соответствие потребностям организации. Кроме этого, предприятие экономит средства на поиск и подбор кадров, их переучивание и адаптацию. Дуальное образование позволяет выбрать лучших учеников. Сами будущие специалисты получают хорошую мотивацию. По окончании обучения они будут гарантированно трудоустроены на предприятии. Следует также отметить, что внедрение дуального образования положительным образом отражается на репутации компаний, их имидже на рынке рабочих ресурсов. Для небольших компаний, желающих участвовать в программах, но не имеющих возможности организовать собственные мастерские, формируются межпроизводственные учебные центры при поддержке торгово-промышленных палат.

Цели модели

Дуальное образование призвано способствовать развитию самостоятельности и безболезненной адаптации молодых специалистов во взрослой жизни. Программы разработаны таким образом, что уже во время обучения они начинают получать вознаграждение за свой труд. Дуальное образование обеспечивает плавное вхождение в рабочую среду, исключает различные стрессы, связанные с недостатком опыта и теоретических знаний. Целью программ является не только обучение навыкам выполнения конкретных обязанностей, но и формирование умения трудиться в коллективе, социальной компетенции и ответственности.

Влияние на карьеру

Практика для студентов без отрыва от производства обеспечивает постоянный Уровень обучения в рамках программ непрерывно повышается. Еще сравнительно недавно студентами становились 14-летние подростки. В настоящее время среди них все чаще появляются вполне зрелые молодые люди, обладающие солидной базой знаний. У каждого шестого ученика есть аттестат о полном образовании. Однако многие из них не спешат поступать в вуз, предпочитая в первую очередь получить профессию. Это вполне обосновано. Ведь ни одно высшее образование не дает таких знаний о производстве, как дуальное обучение. Этот факт придает программам особое значение при достижении карьерных высот.

Значение для государства

Правительство, внедряя дуальное образование, эффективно решает проблему подготовки квалифицированных сотрудников. В немецкой экономике нагрузка в сфере обучения лежит преимущественно на предприятиях. По данным статистики, компании ежегодно расходуют на повышение квалификации сотрудников больше 40 млрд евро. Эта сумма значительно превышает затраты на содержание вузов. Государство обеспечивает поддержку подготовки специалистов на предприятиях, финансируя развитие системы ПТУ. Основной же функцией правительства является координация законодательной базы.

Нормативное обеспечение

В Германии принят закон, регламентирующий профессиональное образование, и "Ремесленное уложение". Эти нормативные акты регулируют взаимодействие молодежи с предприятиями и учебными заведениями. В законе определены компании, которые могут участвовать в дуальном образовании. Из 3.6 млн организаций задействовано полмиллиона. Положения о подготовке кадров принимаются участниками тарифных переговоров - структурами предприятий и наемных работников. Введение их в действие осуществляется на министерском уровне. Минтруд, в свою очередь, составляет Положение об обучении. Оно регламентирует экзаменационные требования.

Межведомственное взаимодействие

Общая идеология партнерства определена Федеральным институтом профобразования. На основе него Минобрнауки ФРГ взаимодействует с прочими заинтересованными ведомствами и министерствами. В федеральных землях работает Постоянная конференция. В ней участвуют министры образования от каждой административной единицы. На каждой территории ведется контроль деятельности всех профшкол, осуществляется разработка типовых положений, координируется обеспечение преподавательским составом и содержание программ обучения. К компетенции земельных министерств отнесены также юридический надзор и взаимодействие с региональными палатами по вопросам профобучения. В задачи последних входит контроль наличия в организациях необходимых условий для студентов, а также формирование экзаменационных комиссий. В результате в стране обеспечивается единое учебное пространство при возможности территориальных единиц решать собственные специфические задачи в области профтехподготовки кадров.

Образование в России

В отечественной сфере обучения дела обстоят не так хорошо. Тем не менее на правительственном уровне ведется постоянная работа для улучшения ситуации. В частности, уже подписаны соглашения о взаимодействии с регионами, победившими в конкурсе Агентства стратегических инициатив (АСИ). Дуальное образование в нашей стране вводится в 10 субъектах: Ярославской, Калужской, Свердловской, Ульяновской, Волгоградской, Нижегородской и Московской области, в Красноярском и Пермском крае и в Республике Татарстан. В подписании соглашений участвовали не только регионы и Агентство, но и Министерства экономического развития, промторга, труда. Кроме этого, сторонами выступали Минобрнауки РФ и Российско-германская внешнеторговая палата. Директор Агентства Д. Песков отметил, что программа была поддержана президентом страны В. В. Путиным. В своем послании к ФС глава государства акцентировал внимание на введение моделей обучения, эффективных для формирования высококвалифицированного производственного кадрового состава. Президент выразил надежду на то, образование в России выйдет на новый курс. Программы обучения, в свою очередь, должны стать общепринятыми моделями.

Проект "Дуальное образование": характеристика

Разработанная модель предполагает учебных заведений и региональной власти. Совместное финансирование подготовки сотрудников под конкретные рабочие места осуществляется компаниями, заказывающими кадры для себя, и органами субъектов. Стоит отметить, что опыт дуального образования в стране уже был. Однако сегодня программы вводятся в условиях неплановой экономики. Предприятия, которые заинтересованы в получении высококвалифицированных кадров, стремятся добровольно решать проблемы и разделять ответственность за подготовку специалистов.

Задачи программы

Разработка и реализация проекта дуального образования направлена на обеспечение современного уровня профподготовки и переподготовки кадров для приоритетных отраслей передового высокотехнологичного производства в рамках государственно-частного партнерства. Основными задачами программы являются:


Заключение

Существенный эффект в совершенствовании системы подготовки квалифицированных кадров можно получить при условии, что часть ответственности возьмут на себя представители бизнес-сообщества. При этом должна быть создана совместная зона взаимодействия государства, работодателей и учебных заведений. Как отмечают специалисты, опыт внедрения дуального образования за рубежом может успешно применяться и в РФ. Действующее сегодня законодательство позволяет реализовывать эту модель с учетом современных условий. Однако, несомненно, опыт зарубежных партнеров потребует адаптации в России.

Чтобы понять, чем отличается дуальное профобразование от дуального профессионального обучения, надо уточнить, что же значит загадочное, но модное ныне слово «дуальный». Попробуем понять его смысл через подбор синонимов. Например, таких как «двусторонний», «двойной».

Говоря о дуальном профессиональном образовании, подразумевают наличие двух сторон: учебные учреждения, дающие современные теоретические профессиональные знания своим подопечным, и предприятия, где получают неоценимые конкретные практические навыки, умения.

Такое образование уже практикуется в Московской области, Пермском, Красноярском краях, Нижегородской, Вологодской и других областях.

Опыт очень интересный, перспективный. Профессиональные учебные заведения обучают воспитанников в соответствии с определенными запросами работодателей. Теоретические знания обучающиеся получают в стенах учебных учреждений, а вот практические навыки – на предприятиях заинтересованных работодателей. Причем на практику отводится намного большевремени (примерно две трети), чем на изучение теории.

Чем же привлекателен такой опыт? Конкретностью. Теория сразу же подкрепляется практикой. Готовят специалистом на определенные должности, практика проходится ими на будущем рабочем месте.

Какие же еще плюсы дуального образования?

Предприятие активно участвует в подготовке для себя нужных кадров в соответствии со своими требованиями. Государство не тратит время и деньги на обучение обезличенных специалистов. Учащиеся обучаются сразу в двух местах: в учебном профессиональном учреждении и на реальном предприятии, что укрепляет в них желание заниматься выбранным делом.

К концу обучения молодой работник профессионально компетентен,вовлечен в определенное производство, будущее место работы для него родное, знакомое, понятное. Он знает, что, как и когда нужно делать, мотивирован на успешную, качественную работу. Рабочий график не будет для него в новинку. Ему понятна инфраструктура предприятия, знаком с корпоративной культурой. Коллектив известен, все его знают, потому стрессовых ситуаций, конфликтов не боится. Вход в должность тоже не требует времени. Наставник – сотрудник предприятия — всегда поможет, подскажет.

Теория уже не оторвана от практики и не превалирует в процессе обучения, как раньше.

Дуальное профессиональное образование позволяет избежать выпуска обезличенных специалистов, которых потом необходимо доучивать на рабочем месте, теряя на это драгоценное время, что в результате негативно сказывается на эффективности работы предприятия в целом. То есть время для адаптации им не требуется.

Не пополняются ряды молодых специалистов либо безработных, так как не могут трудоустроиться, либо работающих не по профессии.

Обучаемый чувствует ответственность перед предприятием, ощущает заинтересованность, заботу будущего работодателя. Отсюда появляется и мотивация к качественному обучению, верность, преданность предприятию, профессии.

Во время реальной, взрослой работы на настоящем производстве формируетсясильная, уверенная, целеустремленная личность.

В результате из выпускника школы вырастает настоящий увлеченный своим делом специалист, который не только профессионально обучен, но и профессионально образован.

Нельзя подменять дуальное профессиональное образование на профессиональное обучение. Обучить («натаскать», натренировать) можно кого угодно и чему угодно, нужно только время, наличие у наставников педагогических навыков и терпение.

Профессиональное образование – понятие более емкое. Это не только механическое обучение определенным навыкам, умениям, но и формирование убеждений, взглядов, умения творчески использовать полученный багаж знаний, стремление непрерывно повышать квалификацию, видеть профессиональные перспективы.

Это и воспитание разносторонней личности с развитым, широким кругозором.

Образованный человек – это человек, не только механически усвоивший определенный опыт, знания, умения, которые ему постарались передать, то есть обученный, но и думающий, самостоятельный, творческий, не останавливающийся на достигнутом.

Обученный– это исполнитель, а образованный – новатор, созидатель, идущий в ногу со временем.

Дуальное профессиональное образование позволяет готовить образованные (а не только обученные) креативные, квалифицированные профессионально-технические кадры, приступающие к работе в полую силу сразу после обучения.

ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Зарипова Лилия Фасилевна

Преподаватель спец. дисциплин

ГАПОУ «Актанышский технологический техникум»

Извечная беда сначала советского, а позже российского профессионального образования - пропасть между теорией (ей щедро набиваются юные головы) и реальностью (с ней молодежь неминуемо сталкивается после выпускного вечера).

Ликвидировать разрыв между теорией и практикой приходится предприятию, для которого обеспеченность квалифицированными кадрами - вопрос жизни и смерти. Каждый решает этот вопрос по-своему. Где-то к новичкам прикрепляют наставников, вводят в должность, где-то разрабатывают и внедряют программы обучения и адаптации. И в результате через пару-тройку лет получают готового к работе и отлично знающего производство специалиста. Не слишком ли накладно - сначала несколько лет учить, а потом почти столько же доучивать и переучивать? Нельзя ли как-то поэффективнее и побыстрее?

Оказывается, можно. Дуальная система позволяет убить сразу двух зайцев, то есть совместить в учебном процессе и теоретическую, и практическую подготовку. Одновременно с учебой учащиеся осваивают избранную профессию непосредственно на производстве, то есть учатся сразу в двух местах: 1-2 дня в неделю в образовательном учреждении, остальные время - на предприятии.

Дуальная система обучения - форма подготовки кадров, которая комбинирует теоретическое обучение в колледже и практическое обучение на производственном предприятии.

Основной принцип дуальной системы обучения – это равная ответственность учебного заведения и предприятия за качество подготовки кадров.

Дуальная система отвечает интересам всех участвующих в ней сторон - предприятий, обучающихся, государства:

Для предприятия - это возможность подготовить для себя кадры, сократить расходы, предусмотренные на поиск и подбор работников, их переучивание и адаптацию;

Для обучающихся - это отличный шанс раньше приобрести самостоятельность, легче адаптироваться к взрослой жизни, к реальным производственным условиям и большая вероятность успешного трудоустройства по специальности после окончания обучения;

Для государства - эффективно решается задача подготовки квалифицированных кадров для экономики страны.

Опыт использования дуальной системы обучения показал следующие преимущества этой системы по сравнению с традиционной:

Дуальная система подготовки специалистов устраняет основной недостаток традиционных форм и методов обучения

Разрыв между теорией и практикой;

Дуальная система обучения работников создает высокую мотивацию получения знаний и приобретения навыков в работе, т.к. качество их знаний напрямую связано с выполнением служебных обязанностей на рабочих местах;

Заинтересованностью руководителей соответствующих учреждений в практическом обучении своего работника; - учебное заведение, работающее в тесном контакте с заказчиком, учитывает требования, предъявляемые к будущим специалистам в ходе обучения;

Дуальная система образования предусматривает сочетание обучения в учебном заведении с периодами производственной деятельности. Учебный процесс организуется следующим образом: параллельно с обычными занятиями в вузе, колледже или ином профессиональном учебном заведении (общеобразовательная подготовка) учащиеся ходят на работу на конкретное предприятие или фирму, где приобретают практический опыт (профессиональная подготовка).

Дуальная система отвечает интересам всех участвующих в ней сторон - предприятий, работников, государства. Для предприятия - это возможность подготовить для себя кадры, экономия на расходах по поиску и подбору работников, их переучивании и адаптации.

Для молодых людей дуальное обучение - отличный шанс рано приобрести самостоятельность и легче адаптироваться к взрослой жизни. Уже во время обучения они получают за свой труд на предприятии денежное вознаграждение, а после его окончания - работу, к которой хорошо подготовлены.

Для обучаемых дуальное образование, наряду с оптимальной передачей профессионального опыта, означает и совсем иную степень социализации: молодые люди проходят проверку и учатся утверждать свою позицию в производственных условиях и, тем самым, в ситуациях «реальной жизни».

В результате внедрения дуальной системы колледж разрабатывает программы, исходя из потребностей рынка в регионе, развивает свой потенциал, повышает квалификацию преподавательского состава, что в целом позволит повысить качество подготовки кадров в учебном заведении и приведет к росту конкурентоспособности колледжа.

Для предприятия дуальное образование - это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, экономя на расходах на поиске и подборе работников, их переучивании и адаптации. К тому же есть возможность отобрать самых лучших учеников, ведь за годы обучения все их сильные и слабые стороны становятся очевидными. В свою очередь такой подход мотивирует учащихся учиться не для галочки.

Дуальная система предоставляет прекрасные возможности для управления собственной карьерой. Уровень обучения в ее рамках постоянно повышается. Ни одно среднее профессиональное образование не способно дать такое знание производства изнутри, как дуальное обучение, что делает его важной ступенькой на пути к успешной карьере.

В образовательных учреждениях должна быть разработана нормативно- правовая и учебно-методическая документация по системе дуального обучения, рассмотрены вопросы обучения персонала предприятия основам педагогического мастерства, а также прохождение производственных стажировок преподавателями колледжа на предприятиях в целях повышения квалификации.

Таким образом, можно сделать вывод, что дуальная форма обучения позволяет значительно укрепить практическую составляющую учебного процесса, сохраняя при этом уровень теоретической подготовки, обеспечивающий реализацию требований ФГОС СПО, помогает решить задачу подготовки специалистов, полностью готовых к выполнению конкретных трудовых функций, повышает профессиональную мобильность и конкурентоспособность выпускников на рынке труда.


Извечная беда сначала советского, а позже российского профессионального образования — пропасть между теорией (ей щедро набиваются юные головы) и реальностью (с ней молодежь неминуемо сталкивается после выпускного вечера).

Участники Всероссийской конференциии «Российское профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы», проходившей в Москве 23-24 апреля 2008 г., отметили, что качественные характеристики экономики страны не позволяют ей в полной мере использовать преимущества глобальной конкуренции. Россия по-прежнему остается уязвимой к колебаниям конъюнктуры мировых сырьевых и финансовых рынков. Среди ограничивающих факторов — острый дефицит высококвалифицированных рабочих на федеральном и региональных рынках труда.

Ликвидировать разрыв между теорией и практикой приходится предприятию, для которого обеспеченность квалифицированными кадрами — вопрос жизни и смерти. Каждый решает этот вопрос по-своему. Где-то к новичкам прикрепляют наставников, вводят в должность, где-то разрабатывают и внедряют программы обучения и адаптации. И в результате через пару-тройку лет получают готового к работе и отлично знающего производство специалиста. Не слишком ли накладно — сначала несколько лет учить, а потом почти столько же доучивать и переучивать? Нельзя ли как-то поэффективнее и побыстрее?

Практика — критерий истины

Оказывается, можно. Нужно присмотреться к опыту тех, кто эту задачу уже решил, и небезуспешно. Особенный интерес в этом отношении может представлять для нас система профессионального образования Германии (эта страна, по оценке Международного института мониторинга качества рабочей силы (Швейцария), является одним из лидеров по уровню квалификации кадров). Система дуального образования Германии проверена жизнью и является образцом для всего Европейского Союза.

Немецкое образование имеет глубокие исторические корни и прочные традиции. Уже в Средние века немецкие ремесленники отличались особым мастерством и дольше всех в Европе практиковали передачу ремесла от мастера к ученику. Кстати, ученик полжизни мог оставаться подмастерьем, настолько высоки были требования к его квалификации. Право мастера ставить личное клеймо на товары было символом не только профессионального, но и жизненного успеха.

Новая экономика трансформировала традицию «штучной» подготовки мастером ученика в дуальную систему обучения. Эта особая форма подготовки квалифицированных работников на основе тесного взаимодействия предприятий и профессиональных школ: ученики обучаются профессии у прошедших специальную подготовку «мастеров».

У немцев не грех поучиться и традиционно уважительному отношению к той разновидности труда, которую в современных условиях лишь условно можно назвать физическим. Наши молодые люди после школы стремятся поступить в вуз. А более половины детей в Германии проходят через профессионально-техническое образование, предпочитая научиться что-то делать руками. В настоящее время насчитывается несколько сотен профессий, изучить которые можно по дуальной системе, и список этот постоянно пополняется.

Дуальная система позволяет убить сразу двух зайцев, то есть совместить в учебном процессе и теоретическую, и практическую подготовку. Одновременно с учебой учащиеся осваивают избранную профессию непосредственно на производстве, то есть учатся сразу в двух местах: 1-2 дня в неделю в училище, остальные время — на предприятии.

В училище молодежь получает теоретические знания, изучая как специальные предметы по избранной профессии, так и общеобразовательные (родной и иностранный языки, математику, религию). А мастера на предприятия помогают им приобрести практические навыки, обучают тонкостям и премудростям профессии, которых нет ни в одной книжке.

Программа обычно рассчитана на три года и завершается экзаменом, который принимает комиссия из представителей предприятия, училища и региональных ремесленных или торгово-промышленных палат. Успешно сдавшие экзамен выпускники получают свидетельство палаты, дающее право работать по специальности.

Анна Бехтольд

главный специалист управления персоналом

Дивизиона «Легкие коммерческие автомобили»

ООО «Коммерческие автомобили — Группа ГАЗ»

В 2008 г. я посетила выездной семинар в Германии, посвященный эффективности подготовки кадрового резерва на промышленном предприятии по системе дуального обучения, организованный Немецкой школой бизнеса при компании Industrial Consulting Group .

Почему я поехала на семинар? Меня в первую очередь заинтересовала возможность познакомиться с опытом 2-х компаний: Continental AG и Volkswagen, так как мы тесно сотрудничаем с ними. Эти передовые предприятия работают в той же отрасли, что и мы.

Почему молодые немцы хотят получать рабочие специальности? В Германии студенты обеспечивают сами себя, родители перестают их обеспечивать после окончания школы, поэтому они готовы выполнять любую работу и получать за это деньги. Русские хотят получить все и сразу (менталитет такой!), поэтому молодежь сразу видит себя менеджером с большой зарплатой. В Германии же созданы отличные условия для работы, в том числе по рабочим специальностям плюс имеются отличные условия для обучения (по той же дуальной системе).

Немецкие компании не ждут милостей от природы, а активно участвуют в подготовке кадров под свои нужды. Почему же мы не следуем передовому опыту? Причина - в системе образования, регламентируемой «сверху». Она централизована. И чтобы внедрить на своем предприятии дуальную систему обучения, нужно сначала «пробить» разрешение «сверху». И это может быть только эксперимент, так как для каждой специальности есть утвержденная программа, отступать от нее учебные заведения не имеют права.

Дуальная система (по немецкой модели) могла бы быть хорошим источником рабочей силы для предприятий, что способствовало бы развитию промышленности и экономики. Однако есть и одно «но». Эта система не может быть внедрена на российских производственных площадках в ближайшее время, так как это требует полного пересмотра системы обучения в России.

На мой взгляд, к этому нужно стремиться. Это действительно полезное и нужное дело — проводить параллельно теоретическую и практическую подготовку студентов. Таким образом решается несколько проблем. Во-первых, стажер получает необходимый опыт. После окончания учебного заведения ему будет проще найти постоянное место работы. Во-вторых, предприятие при таком подходе к обучению будет обеспечено постоянным притоком квалифицированного персонала.

После моего возвращения наше предприятие заключило договоры с рядом специализированных учебных заведений для целевой подготовки персонала (в основном по востребованным рабочим специальностям). В 2009 г. планируется оборудовать ряд учебных классов и лабораторий для прохождения стажировки (практического обучения).

В наших перспективных планах — создание дуальной системы обучения на производственных площадях ГАЗа, которые будут объявлены экспериментальной площадкой для дуального обучения. В настоящее время данный проект на согласовании в Министерстве образования. Кроме того, был создан корпоративный учебный центр, работа которого направлена на подготовку квалифицированного персонала под потребность предприятия.

Я считаю, что нужно повышать качество образования в имеющихся вузах всеми возможными методами. Сократить можно всегда, это самое простое, а вот поднять до нужного уровня образование гораздо сложнее, но более эффективно.

Играют и выигрывают все

Высокая жизнеспособность и надежность дуальной системы, видимо, объясняется тем, что она отвечает кровным интересам всех участвующих в ней сторон — предприятий, работников, государства.

Для предприятия дуальное образование — это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, экономя на расходах на поиске и подборе работников, их переучивании и адаптации. К тому же есть возможность отобрать самых лучших учеников, ведь за три года все их сильные и слабые стороны становятся очевидными. В свою очередь такой подход мотивирует учащихся учиться не для галочки.

Новички могут сразу работать с полной отдачей и производительностью, они хорошо знают жизнь предприятия и чувствуют себя на нем «своими». Все это в совокупности способствует закреплению кадров и уменьшению текучести, что для производства немаловажно.

Участие в подготовке кадров положительно сказывается на репутации предприятия и его имидже как работодателя на рынке труда (так называемом HR-бренде компании). При этом за ним остается право выбора, и оно само решает, организовывать ли у себя обучение. Для мелких предприятий, желающих проводить обучение, но не имеющих возможности оборудовать собственные мастерские, торгово-промышленные палаты создают межпроизводственные учебные центры.

Для молодых людей Германии дуальное обучение — это отличный шанс рано приобрести самостоятельность и безболезненно адаптироваться к взрослой жизни. Уже во время обучения они получают за свой труд на предприятии денежное вознаграждение, а после его окончания — работу, к которой хорошо подготовлены. Дуальная система обеспечивает плавное вхождение в трудовую деятельность, без неизбежного для других форм обучения стресса, вызванного недостатком информации и слабой практической подготовкой. Оно позволяет не только научиться выполнять конкретные трудовые обязанности, но и развивает умение работать в коллективе, формирует социальную компетентность и ответственность.

Дуальная система предоставляет прекрасные возможности для управления собственной карьерой. Уровень обучения в ее рамках постоянно повышается. Если раньше учениками становились четырнадцатилетние подростки, то теперь в большинстве случаев это уже достаточно зрелые молодые люди, имеющие хорошую базу знаний. Каждый шестой ученик даже имеет аттестат о полном среднем образовании, позволяющий поступать в вуз, но все-таки он предпочитают сначала получить профессию на предприятии. Ни одно вузовское инженерное образование не способно дать такое знание производства изнутри, как дуальное обучение, что делает его важной ступеньки на пути к успешной карьере.

В безусловном выигрыше остается и государство, которое эффективно решает задачу подготовки квалифицированных кадров для своей экономики. В отличие от России, в Германии основная нагрузка в области образования лежит на предприятиях, которые тратят на повышение профессиональной квалификации своих сотрудников более 40 млрд евро ежегодно. Эта сумма больше той, в какую обходится государству содержание вузов.

Государство поддерживает подготовку специалистов на предприятии, финансируя систему профессионально-технических училищ. Ученики посещают учебные заведения в рамках системы дуального образования. Главная же функция государства — координация и обеспечение законодательной базы.

На федеральном уровне в Германии принят Закон «О профессиональном обучении» (далее - закон) и «Ремесленное уложение», которые регулируют взаимоотношения учащегося с предприятием и образовательным учреждением. Закон этот также определяет, какие предприятия могут участвовать в программе (из 3,6 млн предприятий Германии в программе профессионального обучения задействовано 500 тыс.). Согласно Закону, положения о подготовке специалистов принимаются сторонами тарифных переговоров, то есть организациями работодателей и работников наемного труда, и затем вводятся в действие на федеральном уровне компетентным министром (как правило, министром экономики). Министерство труда в свою очередь разрабатывает «Положение об обучении», регламентирующее экзаменационные требования.

Общая идеология сотрудничества определяется Федеральным институтом профессионального образования, на основании которого Министерства образования и науки ФРГ взаимодействуют с другими заинтересованными министерствами и ведомствами. На уровне федеральных земель действует Постоянная конференция их министров образования. Каждое из земельных министерств осуществляет контроль за деятельностью всех профшкол на своей территории, разрабатывает типовые положения, отвечает за обеспечение их преподавательскими кадрами и за содержание учебных программ. Кроме того, к его компетенции относится правовой контроль и сотрудничество с региональными палатами по вопросам профессионального обучения. В задачи этих палат входит контроль наличия на предприятиях необходимых условий для обучения учеников, а также создание экзаменационных комиссий.

Таким образом, в стране обеспечивается единое образовательное пространство при возможности регионов решать свои специфические задачи в сфере профессионально-технической подготовки кадров.

А что у нас?

«Будете плохо учиться, пойдете в ПТУ», — такой страшилкой активно пользовались педагоги советской школы для «усмирения» разгильдяев. В те времена продолжение учебы в ПТУ молодые люди и их родители воспринимали как вариант для неудачников. Где уж тут говорить о гордости человека труда! Тем не менее система профессионально-технического образования худо-бедно работала и поставляла народному хозяйству запланированное количество специалистов.

В конце XX века ситуация претерпела существенные изменения. Последствием социально-экономического кризиса и спада производства стало снижение потребности в квалифицированных кадрах: за период с 1985 по 1994 гг. подготовка специалистов со средним техническим образованием сократилась почти в 2 раза, прием на специальности технического профиля уменьшился с 421 до 222 тыс. человек.

Затем наметившийся со 2-й половины 90-х гг. подъем производства вызвал и повышение спроса на квалифицированные кадры. Причем спрос изменился не только количественно, но и качественно. В связи с изменением структуры занятости населения, применением новых технологий, современного оборудования, наукоемких автоматизированных процессов требования к работникам значительно возросли. Теоретическая подготовка должна была сочетаться с практическими умениями по обеспечению ремонта и наладки оборудования, его диагностики и текущей эксплуатации, выполнению диспетчерских и административно-технических функций, контролю качества продукции. Состояние системы образования эффективно решать эту задачу не позволяло.

В настоящий момент ситуация не менее сложная. По данным Федеральной службы по труду и занятости Российской Федерации (Роструд), в настоящее время от 60 до 80% вакансий на рынке труда составляют рабочие профессии. При этом средний возраст российского рабочего — 53-54 года. Таким образом, статистика говорит о тяжелой ситуации с воспроизводством квалифицированных рабочих кадров.

Главная задача, которую необходимо решить системе образования — сформировать новую модель профессиональной подготовки, которая бы преодолела отставание в структуре, объемах и качестве трудовых ресурсов от реальных требований конкретных предприятий. И в ее решении опыт развития дуальной формы профессионального образования Германии может оказаться чрезвычайно полезным — для совершенствования законодательства, определения механизма разделения полномочий Федерации и регионов, реанимации традиций ремесленного обучения, формирования системы многоканального финансирования обучения.

Текст: Анна Брылевич, Софья Кранц