Главная · Нарушения  · Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке. Нужны ли посредники в электронных продажах осаго Наказание за посредничество в е осаго

Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке. Нужны ли посредники в электронных продажах осаго Наказание за посредничество в е осаго

Экспертный совет по страхованию Банка России, который является регулятором рынка ОСАГО, рассмотрел в пятницу вопрос о снятии запрета на деятельность посредников и сайтов-агрегаторов на рынке е-ОСАГО. Мнения разошлись, но финальное решение все равно мало на что повлияет.

В состав упомянутого совета входят , в основном, представители крупнейших страховых компаний (ВТБ Страхование, которая в прошлом году , Ингосстрах, СОГАЗ, МАКС, Согласие, РЕСО-Гарантия, АлфаСтрахование, Росгосстрах) и представители различных союзов страховщиков (в том числе профильного РСА).

Помимо прочего на совете обсуждался вопрос о разрешении работы сайтов-агрегаторов и посредников на рынке электронного страхование, в том числе и е-полисов ОСАГО. Напомню, на данный момент посредничество в интернет-продажах страховых продуктов запрещено.

Как оказалось, позиция ЦБ, сформулированная этим советов, и позиция РСА (хоть его представитель и входит в этот совет) сильно отличаются. ЦБ – за. РСА – против.

Позиция ЦБ была известна заранее, не так давно в прессе появлялись мнения двух его представителей. 22 марта зампред ЦБ Владимир Чистюхин утверждал, что стоит подумать над подключением к продаже е-ОСАГО агрегаторов подобных booking.com на рынке бронирования отелей. Причём, по словам господина Чистюхина, роль такого агрегатора мог бы играть сайт профильного союза РСА. Первый зампред организации Сергей Швецов также ранее высказывался в пользу допуска агрегаторов на страховой рынок в Интернете.

В результате совет решил, что “запрет на осуществление электронных продаж через страховых посредников серьезно сокращает возможности развития онлайн-страхования. Предоставление им возможности работы в Интернете, в первую очередь в качестве сайтов-агрегаторов, существенно повысит уровень доступности страховых услуг для потребителей, повысит конкуренцию и сократит издержки страховщиков”. Впрочем, решения совета не обязательны к исполнению и носят рекомендательный характер.

Позиция РСА диаметрально противоположна. Хоть его представитель и входит в совет, он оказался в меньшинстве. Позицию РСА объяснил источник агентства АСН:

Допуск последних (агентов и брокеров – прим. ред. ) в е-ОСАГО, которое является социальным видом страхования, создает риск мошенничества. Кроме того, система обязательных онлайн-продаж ОСАГО функционирует чуть больше двух месяцев и пока не готова для работы с сайтами-агрегаторами.

Впрочем, редакция портала сайт считает, что какое бы решение не принял в результате ЦБ, оно мало повлияет на рынок. Дело в том, что действующий на сегодняшний день запрет означает лишь то, что онлайн-полисы можно продавать исключительно на официальных сайтах страховых компаний.

Но специфика интернет-технологий такова, что это не мешает деятельности агрегаторов, которые в данный момент и так ведут свою деятельность вполне легально: на рынке е-ОСАГО это, в первую очередь, порталы Банки.Ру и Сравни.Ру, а, например, на рынке страхования выезжающих за рубеж ярким примером является онлайн-агрегатор Черехапа.Ру. Указанные агрегаторы лишь сравнивают условия страхования у разных компаний, а на последнем шаге для покупки отправляют клиента на сайт конечной компании. Таким образом, и закон не нарушен, и функция агрегатора выполнена.

Частные брокеры, помогающие оформить людям электронный полис, формально запрещены, но ведут свою деятельность несмотря на . С учетом того, что доказать посредничество достаточно сложно, они существуют в серой зоне где-то между “бесплатно помог дедушке оформить е-ОСАГО на Москвич” и “за 1000 рублей оформляю полис всем желающим”. Положительное решение ЦБ относительно них сделало бы их деятельность легальной, но, скорее всего, РСА в любом случае убедит ЦБ не разрешать частных брокеров в Интернете.

Таким образом, даже формальное разрешение агрегаторов не изменит рынок, а ожидать легализации “частных помощников” вряд ли стоит. А что думаете Вы?

На днях появилась информация о том, что в России набирает обороты новый вид мошенничества в сфере обязательного страхования гражданской ответственности при оформлении полиса ОСАГО. Смысл страхового мошенничества заключается в предоставлении страховой компании недостоверных сведений о транспортном средстве, о владельце, о лицах, допущенных к управлению ТС и регионе использования автомобиля.

Это позволяет злоумышленникам занижать страховой тариф при оформлении электронного полиса. Как же обычным автолюбителям не стать жертвой мошенников и ?

По данным страховых компаний доля неправильно оформленных электронных полисов ОСАГО за 2017 год составляет в среднем около 10 процентов от всех оформленных электронных страховых полисов. Это означает, что около 10% автовладельцев рискуют не получить возмещение ущерба не по своей вине.


Дело в том, что действующим законодательством предусмотренно следующее. а именно, если, при оформлении страховая компания получает или получит недостоверные данные о страхователе, а также о предмете страхования, то юридически выданный ими страховой полис будет считаться не действующим.

То есть, если вы приобретете такой полис с оформленными недостоверными данными, то вы ни каким образом не можете и не сможете рассчитывать на его действие. а значит соответственно и на само покрытие ущерба. Также, подобный полис не покроет убытки и в ДТП, которые были причинены по вашей вине. В том числе, вы не сможете воспользоваться подобным полисом при прямом урегулировании убытков причинных и вашему автомобилю третьими лицами в результате той же аварии.

Схема страхового мошенничества на рынке электронных полисов ОСАГО

Напомним, (электронные полисы ОСАГО) через специальные разделы официальных сайтов страховых компаний. Эта схема оформления ОСАГО призвана была упростить процедуру страхования автомобилей на территории всей страны, а также была запущена для того, чтобы исключить злоупотребление страховых компаний в некоторых регионах России, которое заключалось в навязывании различных сторонних страховых услуг.

В итоге, популярность существенно выросла. В настоящий момент эта услуга пришлась по вкусу многим автолюбителям. Но к сожалению, не все в нашей стране знают, как через сеть Интернет приобрести полис е-Осаго. Поэтому по-прежнему продолжают обращаются к различным посредникам работающим на страховом рынке автомобилей.

Опасность такого приобретения полиса по не знанию и не умению заключается в том, что не все посредники являются добросовестными агентами или брокерами представляющими страховые компании. Естественно существуют и злоумышленники, которые раньше занимались продажей , а сегодня решили переквалифицироваться на продажу официальных электронных полисов оформленных по заведомо недостоверным данным.

В чем же тогда выгода страховых мошенников? Схема мошенничества довольно проста. Мошенники для оформления е-ОСАГО подают через Интернет в страховые компании недостоверные данные, для максимального снижения стоимости полиса ОСАГО.

Напомним, что при расчете итоговой стоимости полиса ОСАГО страховыми компаниями учитывается следующее, и , период владения транспортным средством, а также еще и региональный коэффициент. В конечном итоге все эти данные существенно могут влиять на конечную стоимость самого полиса ОСАГО.


Например, в Москве и в Санкт-Петербурге региональный коэффициент сегодня составляет -"2". В других регионах коэффициенты соответственно существенно ниже. Например, в Чеченской республике региональный страховой коэффициент при оформлении полиса ОСАГО составляет - "0,6".

Сами понимаете, что при такой разнице стоимость полиса ОСАГО на один и тот-же автомобиль на одного и того-же водителя между регионами, может отличаться существенно.

В итоге получается следуюшее. Мошенники, при оформлении полиса автовладельцу, несмотря на такой факт, что указывают в электронной форме на сайте страховой компании все достоверные сведения об автомобиле (например, и госзнак), заведомо подают страховщику недостоверные сведения о страхователе и о регионе использования данного транспортного средства, и таким образом занижают страховой тариф почти до минимума.

А в результате эти недобросовестные посредники при оформлении полиса фактически платят за него по факту, всего несколько тысяч рублей, а с владельца машины естественно берут уже в несколько раз больше. Есть случаи, когда разница между тем, что заплатили мошенники и тем, что они получили от водителя составляла 1000% прибыли.

Еще мошенники используют различные программы на компьютере, которые позволяют видоизменять данные, когорые указаны в распечатанном электронном полисе ОСАГО. Это делается для того, чтобы автовладелец видел в распечатанной форме полиса е-ОСАГО его достоверные данные и ни в чем не сомневался.

В итоге такой бурной деятельности мошейников-посредников, на рынке страхования в настоящий момент по данным РСА, по России, на руках у водителей в настоящий момент находится около 250 - 500 тысяч электронных полисов ОСАГО оформленных по заведомо недостоверным данным.

Что грозит владельцам автомобилей, которые оформили такие полисы ОСАГО у недобросовестных посредников?


В соответствии с законодательством, если полис ОСАГО был оформлен по недостоверным данным, то он не может считаться действительным и не может покрывать ответственность водителя оформившего подобную страховку. Максимум на что годен такой полис ОСАГО, так это для защиты , которые при проверке полиса ОСАГО через единую базу данных РСА, найдут его в данной системе.

Естественно, что притензий к водителю по полису у сотрудников ДПС не возникнет. Но надо помнить, что полис ОСАГО создан для того, чтобы страховать ответственность водителей по чьей вине может произойти авария. А значит, если вы купите подобный поддельный полис ОСАГО и не дай бог, по вашей вине произойдет ДТП, то вы не сможете рассчитывать на страховую компанию, что она покроет вам все убытки причиненные с вашей стороны другим автомобилям или участникам дорожного движения, таков уж закон.

Как не купить электронный полис ОСАГО оформленный по не достоверным данным?


С момента появления возможности оформления полиса ОСАГО через Интернет большинство агентов, брокеров и других страховых посредников также перешли на электронное оформление страховых полисов ОСАГО. Им даже так удобнее, поскольку не нужно заботиться о наличии самих бланков ОСАГО, которых, как обычно не хватает.

Именно поэтому у многих автолюбителей на руках в настоящий момент . Так что на сегодня у автолюбителей не возникает ни каких вопросов по поводу таких чёрно-белых копий е-ОСАГО. Тем более, что теперь сотрудники ГИБДД не вправе потребовать от водителей полис ОСАГО оформленный строго только на бланках Госзнака.


Но есть одно -Но-... К сожалению подобные чёрно-белые копии бланков е-ОСАГО легко подделываются мошенниками. Поэтому, вы заведомо должны понимать у кого приобретаете данный полис ОСАГО, а также и осознавать, что полис ОСАГО не мог еще и подешеветь за год, в два раза. Ведь именно дешевизной стоимости страхования и заманивают мошенники в свои сети доверчивых автолюбителей. Поэтому лучше не верить страховым посредникам, которые обещают вам оформить ОСАГО в два раза дешевле. Помните, что в этом обязательно скрыт какой-то подвох.

В том числе, после покупки полиса ОСАГО вы должны проверить достоверные ли данные были поданы посредником в страховую компанию . Для этого вам придется либо посетить официальное представительство компании в вашем регионе проживания (филиал страховой компании) либо проверить свой полис ОСАГО через сеть Интернет .


В том числе, кроме всего прочего советуем вам проверить стоимость полиса ОСАГО за который вы заплатили определенную сумму. Сделать это можно на официальном сайте страховой компании зайдя в специальный раздел, оформления электронных полисов. Также желательно проверить стоимость своего полиса ОСАГО на сайтах других страховых компаний , которые осуществляют оформление электронных полисов е-ОСАГО через Интернет.

Если в нескольких страховых компаниях онлайн расчет стоимости е-ОСАГО существенно превысит сумму, ранее отданную вами посредникам, то есть такая вероятность, что тот, кто оформлял вам страховку при отправке данных в страховую организацию, указал заведомо недостоверные сведения и о вас, и о вашем автомобиле, и о вашем регионе проживания.

В таком случае немедленно потребуйте возврата денег за полис. А затем обратитесь к добросовестному страховщику.

Так, законодательством предусмотрено, что ряд министерств и ведомств, в том числе МВД и ФНС России обязаны по запросу РСА представлять информацию для включения в автоматизированную информационную систему обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, известную как АИС ОСАГО или АИС РСА (). При этом взаимодействие между органами власти, РСА и его членами осуществляется с использованием СМЭВ – единой системы межведомственного электронного взаимодействия ().

Однако, как сообщил Михаил Порватов, на практике такой обмен данными до сих пор не организован, хотя РСА неоднократно направлял в ведомства заявки на доступ к их сервисам. Отсутствие взаимодействия приводит к тому, что страховщики не могут гарантировать достоверность указанных страхователями в заявлениях о заключении договора ОСАГО в электронном виде данных (отсутствие опечаток в представленных сведениях и намеренных искажений). Соответственно, невозможно обеспечить чистоту содержащихся в АИС ОСАГО сведений, поскольку их в систему вносят непосредственно страховые компании.

По каким основаниям страховщики отказывают в заключении договоров ОСАГО и правомерно ли это, узнайте из Энциклопедии решений
интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите бесплатный
доступ на 3 дня!

В результате проблемы возникают у самих страхователей, в частности при определении коэффициента бонус-малус (скидки за безаварийное вождение) – именно с такими жалобами они чаще всего обращаются в Банк России. Кстати, в настоящее время расхождение данных, указанных страхователем в заявлении, и сведений, содержащихся в АИС РСА, является основанием для отказа для заключения договора ОСАГО в электронном виде (). С 1 января следующего года эта норма отменяется, но требование о необходимости проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в АИС РСА информации будет сохранено ().

Стоит отметить, что не может заключаться договор ОСАГО в электронном виде и в случае отсутствия данных о страхователе или транспортном средстве в АИС РСА (). Таким образом, не получится оформить е-ОСАГО на новые машины, а также водителям, только получившим водительское удостоверение. В обоих случаях первые полисы будут именно бумажными, а уже через год можно оформить электронные. Будет ли снято такое ограничение в дальнейшем, пока неизвестно.

С 1 января на страховщиков и РСА возлагается обязанность по обеспечению бесперебойного и непрерывного функционирования своих сайтов ( , ). Предполагается, что это поможет исключить случаи невозможности заключения договоров ОСАГО в электронном виде в связи со сбоями в работе сайтов страховщиков, которые используются в том числе как информационные системы взаимодействия страхователя, страховщика и РСА. Требования, которым должны отвечать эти сайты, предстоит определить Банку России. Проект соответствующего указания уже , и страховщики считают его положения невыполнимыми.

Так, нарушением бесперебойного функционирования сайта предлагается считать операции, длящиеся дольше двух минут, критическим нарушением – нарушение, не устраненное в течение двух часов. Кроме того, устанавливается, что суммарная длительность перерывов в работе сайте не должна превышать четыре часа в месяц. При этом страховщики и РСА должны будут не просто информировать посетителей сайта о технических проблемах, но и указывать точное время восстановления работы сайта.

Как отметил Михаил Порватов, выполнить такие требования невозможно по двум причинам. Во-первых, серьезная доработка информационных систем займет месяцы и к 1 января точно не завершится, а ее проведение обойдется каждый компании в десятки миллионов долларов, и, скорее всего, некоторые страховщики просто откажутся от деятельности по ОСАГО. Во-вторых, обеспечить абсолютную бесперебойность сайтов в Интернете в принципе невозможно, поскольку это зависит и от качества работы провайдеров, и от скорости подключения – во многих регионах она очень низкая. Поэтому РСА будет настаивать на корректировке указанного проекта – соответствующее обращение уже направлено в Банк России.

К слову, РСА планирует включить е-ОСАГО в систему " ". "Если оформление е-полиса на сайте страховщика по техническим причинам будет затруднено, клиенту предложат заключить договор по системе агента на сайте другой компании, которая определяется специальным алгоритмом в зависимости от номера ПТС транспортного средства", – цитирует слова президента Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и РСА Игоря Юргенса Клуб журналистов ВСС и РСА .

Перспективы развития е-ОСАГО

Экспертное сообщество не ожидает стремительного роста доли электронных полисов на рынке ОСАГО с 1 января следующего года, в том числе из-за отсутствия подключения страховщиков к СМЭВ и избыточности требований к надежности сервисов страховых компаний. Выполнение новых требований потребует существенных расходов, поэтому страховщикам выгоднее использовать традиционные каналы продаж, считает директор по страховым продуктам ООО СК "Сбербанк страхование" Владимир Новиков .

При этом введение в принципе такого канала продажи, как продажа через Интернет, эксперты поддерживают, отмечая, правда, что страховщики сами должны решать, заключать договоры ОСАГО в электронном виде или нет. В то же время они указывают, что оформлением полиса страховая услуга не оканчивается, и для страхователей более важен процесс получения страхового возмещения. В связи с этим необходимо обсудить, например, возможность осуществления страховых выплат на основании электронных документов без представления их оригиналов, считает генеральный директор АО "Тинькофф Страхование" Вадим Юрко . Президент АНО "За справедливые выплаты", глава Экспертного совета по страховому законодательству при Госдуме Александр Коваль и вовсе предлагает перевести в электронный вид практически весь процесс взаимодействия между страхователем и страховщиком и реализовать его примерно по такой схеме: получение электронного полиса – направление электронного бланка извещения о ДТП – внесение в информационную систему результатов экспертной оценки – автоматическая выплата возмещения. Разумеется, все это невозможно без обеспечения достоверности вносимых в информационные системы данных.

Отдельной темой для обсуждения может стать допуск посредников на рынок е-ОСАГО, например путем создания сервисов по сравнению услуг, позволяющих на основе данных о пользователе и автомобиле подобрать наиболее подходящее предложение страховых компаний и подать заявку на оформление полиса непосредственно на сайте посредника. Такие ресурсы избавят клиентов от необходимости мониторить сайты всех страховщиков, а страховым компаниям позволят сэкономить на разработке технологий по привлечению клиентов, уверен генеральный директор ООО "Сравни.ру" Сергей Леонидов .

К слову, и страховщики, и РСА не против допуска посредников к е-ОСАГО при условии минимизации рисков мошенничества при заключении договоров. Однако в настоящее время посредническая деятельность при заключении договоров страхования в электронном виде прямо запрещена законом (п. 5 ст. 6.1 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-I " ").

Привлечение посредников для заключения электронных договоров ОСАГО создает угрозы для водителей - Росгосстрах

Анализ практики заключения электронных договоров ОСАГО в первые полгода с момента начала добровольных продаж таких полисов выявил, что 53% виртуальных полисов были заключены с привлечением посредников. Такими данными поделился представитель "Росгосстраха", отвечающий за организацию электронных продаж, Ренат Конурбаев на встрече, организованной KPMG по вопросам, связанным с угрозами мошенничества при электронных продажах полисов "автогражданки".

Р.Конурбаев, комментируя факт масштабного привлечения посредников при оформлении электронных полисов ОСАГО, уточнил, что "законодательством об ОСАГО вообще не предусмотрено участие посредников в электронных продажах полисов обязательного автострахования". "Вместе с тем никто ведь не может сказать, является ли нарушением помощь родственника или друга при оформлении такого полиса в электронном виде. Также трудно квалифицировать благодарность помощнику, которая может быть выражена подарком или небольшим денежным вознаграждением. По данным Росгосстраха, ставки за такую помощь для клиентов составляет от 500 рублей до 3 тыс. рублей", - отметил он.

По данным "Росгосстраха", из 200 тыс. полисов, проданных в РФ с 1 июля 2015 года, более 109 тыс. полисов ОСАГО было оформлено "Росгосстрахом". 26 марта этого года компания приостановила продажу электронных полисов. На тот момент доля в общих продажах составляла 70%. "Е-полис" ОСАГО начали продавать добровольно 14 автостраховщиков. Доля ближайших преследователей "Росгосстраха" в количестве проданных "е-полисов" оказалась в 2 или в 3 раза меньше.

Р.Конурбаев сообщил коллегам на встрече, что выявление факта заключения половины договоров с IT-адресов посредников стало основной причиной приостановки продаж электронных полисов ОСАГО "Росгосстрахом".

"Дополнительные расходы, которые несут наши клиенты при оформлении полиса, еще полбеды. Настоящим неприятным открытием стало выявление массовых фактов прекращения действия таких договоров, заключенных посредниками", - сказал представитель "Росгосстраха". Он пояснил, что оплата электронного договора осуществлялась, как правило, не самим клиентом, а этим посредником, что не возбраняется законодательством, но после проведения такой оплаты через банк посредники начали отзывать ее, "мы заметили серию откатов транзакций".

"Непоступление оплаты по договору приводит к прекращению действия полиса ОСАГО. Клиенты об этом не знают, "все попытки связаться с владельцами полисов по указанным телефонам или электронным адресам оказываются в таких случаях безуспешными. И это уже создает настоящую опасность для людей, которые, как мне кажется, добросовестно исполнили обязанность, возложенную на них законом, застраховав свою ответственность. Действие их полиса никто не подтвердит. Убытки окажутся неоплаченными, водитель может подвергнуться штрафу за езду без полиса ОСАГО", - пояснил представитель "Росгосстраха".

Как сообщалось ранее, с 1 января 2017 года продажа полисов ОСАГО в электронном виде станет обязательной по закону для автостраховщиков.

Службы безопасности страховых компаний в добровольном порядке собирают и анализируют информацию о возможных угрозах, которые могут иметь последствия как для бизнеса страховщиков, так и для их клиентов.


18 июня 2019 года 17:26 17 июня 2019 года 13:39 13 июня 2019 года 16:32 13 июня 2019 года 12:24 11 июня 2019 года 15:36 06 июня 2019 года 16:46 06 июня 2019 года 11:46

Российские страховщики ожидают резкого снижения темпов роста совокупных премий в диапазоне от -4% до 1% по итогам первого квартала 2019 года по сравнению с первым кварталом прошлого года, показал опрос представителей страховых компаний, проведенный "Интерфаксом". В первом квартале прошлого года...

электронных продаж в страховании вновь поднял вопрос о необходимости допустить на этот рынок посредников - агрегаторов и брокеров. Однако внутри страхового сообщества этот вопрос вызвал настоящий раскол: голоса «за» и «против» разделились почти поровну. Банки.ру выслушал доводы обеих сторон.
При посредничестве ЦБ
Бурный e-ОСАГО (в 2016-м и первой половине 2017 года заключено уже более 3 млн договоров, 90% из них - в 2017-м) и в целом электронных продаж в страховании заставил регулятора снова вернуться к вопросу о допуске посредников к электронным продажам. Так, заместитель председателя Банка России Владимир Чистюхин на международной конференции по страхованию в июле заявил, что запреты, которые существуют сейчас в плане допуска посредников в электронные продажи, необоснованны. ЦБ планирует изменить эту ситуацию, но необходимо создавать стандарты и для посредников, отметил представитель регулятора. Как вариант контроля над посредниками Чистюхин назвал создание реестра брокеров и агентов, которые будут заниматься электронными продажами.
Напомним, что законопроект о допуске посредников и упрощении для страховщиков идентификации клиентов внесен в Госдуму еще в апреле, но пока не дошел даже до первого чтения. «Законопроектом предлагается установить возможность заключения и сопровождения договоров страхования страховыми агентами - юридическими лицами и страховыми брокерами в виде электронных документов, - говорится в пояснительной записке к документу. - При этом права потребителей страховых услуг защищены нормами о полной ответственности страховой организации за деятельность страховых посредников, действующих от ее имени во взаимоотношениях с потребителями». Внесение предложенных изменений позволит сделать страхование более доступной услугой для самого широкого круга страхователей, а взаимодействие потребителей и страховых организаций - максимально оперативным и существенно менее затратным, уверены авторы законодательной инициативы.
в целом идею поддерживает, подчеркивая, что развитие электронных продаж - одна из стратегических задач отрасли. Однако страховщиков не хочет пока форсировать претворение идеи в жизнь применительно к e-ОСАГО.
Отношение участников рынка к этой идее радикально разнится. Кто-то уверен, что посредников нужно разрешить немедленно: это повысит доступность ОСАГО и конкуренцию, а также поможет бороться с мошенниками. Другие, напротив, полагают, что допуск посредников даст злоумышленникам простор для творчества и только усугубит проблемы.
Команда «против»: «С мошенниками никак не можем расхлебаться - не до посредников»
На «ринг» Банки.ру выходят представители команды, выступающей против допуска посредников на рынок продаж электронных полисов ОСАГО.
«Посредничества в электронном полисе ОСАГО пока быть не должно»
Евгений Уфимцев, исполнительный директор Российского союза автостраховщиков ():
- Мы сейчас не поддерживаем это (посредничество при продажах е-ОСАГО), потому что система (АИС . - прим. Банки.ру.) пока подвержена технически очень большим рискам: и фишинговых атак, и мошеннических действий. Наша система не была на это рассчитана, поэтому мы сейчас планируем потратить миллиард рублей, чтобы разработать более мощную информационную систему. Примерно полтора года на это уйдет, тогда мы будем готовы, наверное, запускать и агентов, и кого-то еще. Пока существующая система может обеспечивать страховщиков и потребителей по разным запросам, но, к сожалению, массового запроса на рынке она сейчас не выдержит.
Мы не стратегически против агентов, может, в дальнейшем они будут, но не в ближайшие полтора-два года. Мы об этом заявили на экспертном совете, и Центробанк нас услышал. Посредничества в электронном полисе пока быть не должно. Пускай система заработает, мы свою систему новую разработаем, тогда готовы вернуться к этой дискуссии.
«Нас тревожит желание допустить посредников в электронное ОСАГО»
Дмитрий Маркаров, генеральный директор ОАО « »:
- Электронное ОСАГО позволяет мошенникам, которые специализировались по поддельным полисам, зарабатывать от всей души. Нас тревожит желание легализовать этот момент, допустить туда посредников. Тут никак не можем расхлебаться - не до посредников. Давайте сделаем хоть что-то в борьбе с мошенничеством, а уж потом будем допускать посредников.
«Разрешать посредничество в электронных продажах ОСАГО нужно, когда страховщики смогут сами определять цены»
Александр Потитов, заместитель генерального директора «Либерти Страхование»:
- Разрешать посредничество в электронных продажах ОСАГО нужно позже, когда страховые компании смогут сами определять цены на основании собственной статистики и бизнес-задач.
«Активное развитие онлайн-агрегаторов в проблемных сегментах страхования кажется преждевременным»
Татьяна Кудрявцева, начальник управления андеррайтинга в ОСАГО ООО «Зетта Страхование»:
- Развитие онлайн-агрегаторов как полноценных участников страхового рынка в целом положительное явление, так как способствует развитию конкуренции. И сегодня в тех сегментах страхования, где рынок сформирован и стабильно развивается, отсутствуют проблемы законодательной базы и взаимной ответственности, онлайн-сервисы становятся удобным и эффективным каналом продаж страховых полисов (например, страхование выезжающих за рубеж).
С другой стороны, деятельность онлайн-сервисов еще недостаточно урегулирована на законодательном уровне. Только недавно была предпринята попытка дать определение понятию «товарный агрегатор» (законопроект № 126869-7 «О внесении изменений в закон Российской Федерации «О защите прав потребителей») и закрепить ответственность электронной торговой площадки за достоверность информации. До сих пор нормативный акт не принят. Поправки к закону о контрольно-кассовой технике обязали агрегаторов выдавать фискальные чеки, но, насколько сервисы исполняют закон, неизвестно. Поэтому активное развитие онлайн-агрегаторов в проблемных сегментах страхования, особенно в ОСАГО, где и без того наиболее остро стоит вопрос достоверности предоставляемых страхователем данных, кажется преждевременным.
Но как только все проблемные вопросы будут в должной степени урегулированы законом, безусловные плюсы работы онлайн-агрегаторов, связанные с повышением доступности страховых услуг и развитием конкуренции на рынке, должны быть реализованы.
«Можно разрешить продавать электронные полисы по добровольным видам страхования»
Дарья Ермолина, директор по коммуникациям «Тинькофф Страхование»:
- Агрегаторам можно разрешить продавать электронные полисы по добровольным видам страхования в рамках стандартных продуктов. При этом допускать посредников в е-ОСАГО еще рано, так как повышен риск мошенничества как для страховщиков, так и для автовладельцев.
«Агрегаторы не помогут решить накопившиеся проблемы ОСАГО»
Василий Бусаров, директор по страхованию « »:
- В данный момент агрегаторы и брокеры уже де-факто довольно успешно работают со страховщиками, например в страховании каско и выезжающих за рубеж.
Однако на сегодняшний день агрегаторы не помогут решить накопившиеся проблемы ОСАГО (автоюристы, мошенничество, очень высокая убыточность во многих регионах и сегментах) и не смогут сделать ОСАГО более доступным для клиента.
В целом, по нашему мнению, сейчас необходимо сосредоточиться на решении общих проблем отрасли.
Команда «за»: «Посредническую деятельность нужно срочно переводить в юридически и физически прозрачную плоскость»
У команды сторонников немедленного допуска посредников к продаже е-ОСАГО нашлись свои веские доводы.
«Мы выступаем за разрешение посреднической деятельности во всех видах страхования в онлайне»
Татьяна Пучкова, заместитель генерального директора « » по маркетингу и развитию:
- Мы выступаем за разрешение посреднической деятельности во всех видах страхования в онлайне. Это важно для потребителей, россиян и бизнеса, нас и для всего сообщества в целом. Первая причина - это прозрачность во взаимодействии. Сейчас существует теневая не регламентируемая посредническая деятельность, которую нужно срочно переводить в юридически и физически прозрачную плоскость: реестры агентов, агрегаторов, прозрачные договоры, защита интересов граждан и т. д.
Не секрет, что пока посредническая деятельность в онлайне существует только через странные договоры, которые наносят вред сообществу в целом, добавляя серости и непрозрачности в имидж страхования.
«Эта мера уже запаздывает»
Николай Тюрников, основатель мобильной платформы osaGO:
- Допуск посредников не то что своевременно, эта мера уже запаздывает. Это должно решить часть проблем с ОСАГО, с доступностью полисов например. Агрегатор не будет заинтересован в ограничении продаж, так как за это он получает комиссию.
Клиенты, желающие купить ОСАГО, до сих пор сталкиваются со сложностями при покупке полиса. Предоставление агрегаторам возможности продавать полисы даст клиентам возможность оформить полис там, где они привыкли находиться, где им удобно. Чтобы снятие ограничений на продажу электронных полисов для маркетплейсов не привело к увеличению мошенничества (когда, заплатив деньги, клиент получает несуществующий полис), можно, как и в случаях с реестром официальных сайтов страховых компаний Банка России, составить реестр маркетплейсов, которые продают е-ОСАГО.
Продажа полисов онлайн - это лишь полдела. Получение действительно нового пользовательского опыта (new user experience) возможно только при полном онлайн-цикле - от покупки полиса до осуществления выплат или расторжения договора и возврата страховой премии. Вот в этом направлении в ближайшее время будут экспериментировать агрегаторы и сами страховые компании.
«Это усилит конкуренцию и пойдет на пользу рынку»
Евгений Демидов, начальник управления интернет-продаж компании « »:
- Нужно допускать посредников к электронным продажам прямо сейчас. Это усилит конкуренцию и пойдет на пользу рынку. Развитие сотрудничества с интернет-компаниями является важной задачей интернет-продаж «Ингосстраха».
«Процедура оформления страхового полиса должна быть такой же простой, как покупка авиабилета»
Дмитрий Жуков, руководитель направления «Страхование» Банки.ру:
- Как агрегатор мы сейчас предлагаем расчет стоимости полиса ОСАГО. Запросы в финансовом супермаркете Банки.ру показывают большой спрос на эту услугу. Клиенту удобнее и проще один раз ввести все данные - свои и автомобиля - и получить готовые предложения от разных компаний. Сейчас мы вынуждены перенаправлять на сайт страховой компании, что усложняет процесс, и периодически возникают разные технические сбои. Если бы мы могли выступать агентами, клиент получал бы электронный полис выбранной компании сразу на сайте Банки.ру, ему не приходилось бы перескакивать с сайта на сайт и вводить дополнительные данные. Мы можем хранить данные, и при желании клиента смена страховщика на очередной год может происходить фактически в один клик. Мы хотим, чтобы процедура оформления страхового полиса была такой же простой и доступной, как, скажем, покупка авиабилета.
«Посредником в сделке должна выступать лицензированная брокерская организация»
Павел Озеров, заместитель CEO страхового брокера MainsInsurance:
- Я поддерживаю инициативу разрешения для агрегаторов полностью оформлять страховку на электронной площадке с некоторыми ограничениями. Посредником в сделке должна выступать лицензированная брокерская организация. Это сузит круг потенциально недобросовестных участников, так как вопрос получения лицензии уже подразумевает проверки на добросовестность. Также новый план счетов позволит Банку России более детально изучать деятельность посредника и контролировать «токсичность» бизнеса. Второе условие: используемые IT-системы должны, помимо сертификации Федеральной службы по техническому и экспортному контролю касательно законов о персональных данных, содержать проверку на предмет потенциального мошенничества. Алгоритм такой проверки еще предстоит разработать и утвердить в ЦБ.
Несмотря на большое количество сомневающихся, рынок уже начал де-факто готовиться к тому, что агрегаторы и брокеры вскоре придут в электронные продажи. Так, например, «Яндекс.Деньги» не так давно запустили в тестовом режиме сервис «Яндекс.Страхование». «Пока мы отлаживаем процессы с партнерами. О подробностях и планах развития cервиса сообщим в ближайшее время, - ответили Банки.ру в пресс-службе «Яндекса». - Что касается законопроекта, до момента окончательного принятия закона делать выводы о том, какие сервисы можно называть посредниками, преждевременно. Со своей стороны мы предоставляем клиентам услуги в соответствии с профилем нашего бизнеса и действующим законодательством».