Главная · Трансмиссия · Постановка звука двумя способами. Постановка звука “Ч” Постановка звука ч индивидуального занятия

Постановка звука двумя способами. Постановка звука “Ч” Постановка звука ч индивидуального занятия

Все шипящие имеют два варианта правильной артикуляции (верхнюю и нижнюю). Верхняя более распространена и если шипящие отсутствуют, ставят именно верхнюю артикуляцию этих звуков.

Верхняя артикуляция

Губы выдвинуты вперёд и округлены, между зубами небольшая щель, кончик языка и передняя часть спинки языка подняты (но не касаются ни альвеол, ни резцов) и образуют щель. Средняя часть спинки языка опущена, задняя часть приподнята (вторая щель). Боковые края языка прижаты к

верхним коренным зубам. Язык в форме чашечки. Мягкое нёбо поднято (Ш — ротовой звук). Голосовые складки разомкнуты (Ш – глухой звук).

Нижняя артикуляция

Кончик и передняя часть спинки языка опущены, кончик языка оттянут от нижних резцов назад, щель с нёбом образует средняя часть спинки языка, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.

Точно такая же, как при произношении звука Ш. Отличие лишь в том, что голосовые складки сомкнуты (Ж – звонкий звук).

Верхняя артикуляция

Губы выдвинуты вперёд, между резцами небольшая щель, кончик языка приподнят к альвеолам, образует с ними щель. Передняя часть языка более выдвинута вперёд по сравнению с Ш. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Средняя часть спинки языкаприподнята к твёрдому нёбу, задняя часть спинки, по сравнению с Ш, более продвинута вперёд. По средней линии языка образуется продольный канал, по которому проходит струя выдыхаемого воздуха. Мягкое нёбо поднято (Щ — ротовой звук). Голосовые складки разомкнуты (Щ – глухой звук).

Нижняя артикуляция

Кончик языка опущен, слегка оттянут от нижних резцов, максимально поднята средняя часть спинки языка. Боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Нижний Щ отличается от нижнего Ш тем, что язык занимает более переднее положение, а средняя часть спинки языка поднята выше.

Верхняя артикуляция

Губы округлены, слегка выдвинуты вперёд, между резцами небольшая щель. Кончик языка и передняя часть спинки подняты. В первый момент артикуляции прижимаются к переднему краю твёрдого нёба, затем (второй момент артикуляции) передняя часть спинки отходит от места смычки, образуя щель с твёрдым нёбом. Средняя часть спинки языка приподнята. Мягкое нёбо поднято (Ч — ротовой звук). Голосовые складки разомкнуты (Ч – глухой звук).

Нижняя артикуляция

Кончик языка упирается в нижние резцы, передняя часть спинки смыкается с передним краем твёрдого нёба, а затем (второй момент артикуляции) отходит от места смычки, образуя щель.

Виды сигматизма шипящих

Они те же, что и у свистящих (исключение – шипящее произношение свистящих), но добавляются ещё:

Щёчное произношение шипящих. Язык не принимает участия в произношении, выдыхаемая струя встречает препятствие в виде сближенных зубов, прижатых к ним уголков рта. При этом образуется тупой шум;

Заднеязычное произношение шипящих. Щель образуется сближением задней части спинки языка с твёрдым нёбом. Получается звук, напоминающий Х или украинский Г.

Парасигматизм шипящих

Если звуки Ш, Ж, Щ, Ч заменяются другими звуками, то такое нарушение называется парасигматизмом шипящих. Замены звуков это фонематический дефект, т.е. это свидетельствует о несовершенстве фонематического восприятия, что очень важно учитывать при коррекции.

Звук Ш чаще всего заменяется на С, Т, Ж, Щ, Х,З.

Звук Ж чаще всего заменяется на З, Ш, С, Д.

Звук Щ чаще всего заменяется на СЬ, Ш, Т, Ч, СТ, ШЧ.

Звук Ч чаще всего заменяется на Щ, ТЬ, С, Ц.

О постановке шипящих звуков .

Если Вы сочли данную информацию полезной, делитесь с друзьями в социальных сетях. Если у Вас есть вопросы по этой теме, пишите в комментариях, обязательно отвечу. Ваш логопед онлайн Перфилова Наталья Владимировна.

Нормальная установка при произнесении звука “Ч”.
Звук “Ч” так же, как звук ”Ц” (Т+С), сложен в произношении и состоит как бы из двух звуков (Ть+Щ).

1.Кончик языка поднят к передней части нёба (к альвеолам). Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. При выдыхании кончик языка резко отскакивает от нёба, а напряжённые края языка расслабляются.
2.Губы слегка выдвинуты вперёд и округлены.
3.Зубы сближены либо сомкнуты.
4.Воздух выдыхается толчком и проходит посредине языка; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплый поток воздуха.
5.Звук “Ч” глухой и мягкий. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
Первоначально необходимо опробовать возможность постановки звука на слух, по подражанию. Обучающий произносит звук, слоги, слова, а ребёнок повторяет. Если звук по подражанию не получается, необходимо перейти к выполнению комплекса упражнений, уже знакомых нам по постановке звука “Щ”. А затем произносить мягкий звук “Ть” и сразу добавлять звук “Щ”: ть+щ, тьщ, тьщ, тьщ… = ч, ч, ч…

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА “Ч” В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ

Произносить слоги.

Образец: а –ч, о – ч, у – ч, ы – ч, я – ч, ё – ч, ю – ч, и – ч, е – ч.

Ач – оч – уч ыч – яч – ёч
юч – ич – еч ач – еч – яч
оч – уч – юч уч – ёч – ич
ыч – еч – ач еч – юч – оч
ич – уч – ёч ич – яч – уч

Произносить слова.
1.С ударением на слоге.
Образец: мя – ч, ко – ч-ка, при-вы – ч-ка.
ач
Врач, грач, плач, богач, калач, трубач, качка, прачка, удачно, задачник.
оч
дочь, ночь, бочка, дочка, кочка, ночка, почка, прочный, квочка, молочный, замочки.
уч, ыч
луч, могуч, везуч, кучка, Жучка, ручка, внучка, лучше, привычка, кавычки.
яч,юч
мяч, горяч, ключ, колюч, горюч, линюч, брючки, колючки.
ич,еч
дичь, кличка, яичко, водичка, кирпич, коричневый, меч, лечь, печь, речь, беречь, печка, речка, гречка, овечка, колечко, уздечка, навечно.
2.Без ударения на слоге.
Образец:бы – ч-ки, я – ч-мень, но-ви – ч-ки.
ач,уч
Бачки, значки, кабачки, башмачки, начни, облачко, жучки, пучки, паучки, каблучки, мучной, ручной, обруч.
ыч, ич, яч
Бычки, дички, новички, Иванович, Петрович, Николаевич, Сергеевич, ячмень.

Произносить предложения.

У девочки калач. Верочка ловит бабочку. Ванечка на речке. Девочка уронила мяч. Мяч плывёт по речке. В огороде бочка. В саду тачка без ручки. Снесла курочка яичко. Ниночка – опрятная девочка. Ела Таня булочку, запивала молочком. В окошечко залетела бабочка. Одуванчики, как маленькие лампочки. Белочка прыг на ёлочку. Сосны-невелички, а на соснах птички. Лесная земляничка ростом невеличка. В коробочке жучки, паучки и разные букашечки.

ЗАГАДКИ
Рыльца – пятачками, хвостики – крючками. (Поросята.)
Хвост крючком, нос пятачком. Вот загадка моя. Кто же это? (Свинья.)
Что это у Галочки?
Ниточка на палочке,
Палочка в руке,
Ниточка в реке. (Удочка.)

Правильная артикуляция звука «Ч»

  • губы округлены, выдвинуты вперед;
  • зубы сближены, между ними остается лишь небольшая щель;
  • широкий кончик языка поднят к передней части твердого неба;
  • средняя часть спинки языка опущена, образуя углубление;
  • боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
  • воздушная струя с силой проходит сквозь узкую щель между альвеолами и передней частью языка (в начале артикуляции кончик языка смыкается с основанием верхних резцов, а потом резко отходит назад), выдох более сильный, чем при произнесении звука ш, более напряженный, воздух выдыхается толчком и проходит посредине языка;
  • мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в ротовую полость;
  • голосовые связки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

Звук «ч» — аффрикат, состоящий из звуков «ть» и «щ». Если доступна нормированная артикуляция указанных звуков, то постановка, как правило, не вызывает затруднений. Ребенку предлагается усиленно произносить звук «ть», несколько оттянув язык на зад, от верхних резцов к альвеолам, а затем протянуть язык.

Основная трудность – моментальная смена положений передней части языка и удержание смычки между коренными зубами и боковыми краями языка.

Упражнения для звука «Ч»

Артикуляционные упражнения для языка для звука «Ч»

(Все упражнения выполняются перед зеркалом под счет до 5-7 раз и желательно сопровождать веселыми стихами)

  • Улыбка-Трубочка : поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз. Зубы в процессе не размыкаются и не сдвигаются.
  • Чашечка: рот широко открыт, передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
  • Язык перешагивает через зубы: рот открыт, губы в улыбке. Широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней. При выполнении упражнений следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.
  • Варенье: рот приоткрыт, язык высунут. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
  • Фокус: рот приоткрыт. Язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа. Сдувать можно все, что угодно, например привязываться к времени года — осенью листья, зимой снежинки, и т.п.
  • Футбол: улыбнуться положить широкий край языка на нижнюю губу. И произнося звук «Ф», сдуть ватку, мячик на противоположный край стола или забить ГОЛ в ворота!
  • Грибок: Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5-10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка - его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо открывать шире.
  • Лошадка: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать языком (как лошадка цокает копытами). Подбородок неподвижен. С переменным темпом (то быстро, то медленно) щёлкать языком так, чтобы он вначале присасывался к нёбу, а затем падал вниз. Расстояние между зубами должно быть не менее полутора пальцев. Повторять упражнение. Нижняя челюсть неподвижна. При правильном цоканье подъязычная связка («уздечка») растягивается и хорошо видна. Можно еще менять положение губ со звука «А» на звук «О» и заодно пробовать с ребенком цокать под определенный ритм.
  • Приклей конфетку : положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка положить кусочек мягкой конфеты, приклеить конфетку к нёбу за верхними резцами. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна. Рот открывать на 1,5-2 см. Для неподвижности челюсти можно использовать ластик, вставленный между коренными зубами. Выполнять медленно. Это упражнение ОЧЕНЬ ВАЖНО для укрепления мышц языка и навыка подъема языка наверх!

    Упражнения для губ

    Сомкнуть зубы. Округлить губы и вытянуть вперёд, как при произнесении звука о. Углы губ при этом не должны соприкасаться. Губы не закрывают зубов. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.

    Упражнение для развития выдоха

    Округлить губы и, вдохнув, равномерно, с силой, выдыхать воздух. Контроль упражнения ладонью руки — ощущается тёплая струя.

    Упражнение для языка

    Поднять язык к передней части нёба с помощью плоской палочки (плоского конца чайной ложки), подложенной под язык. Кончик языка поднять к нёбу. Зубы разомкнуть на ширину полутора пальцев. Губы округлить. Удерживать язык в верхнем положении некоторое время. Повторить упражнение много раз. Повторить упражнение без использования палочки. При этом язык должен свободно подниматься и удерживаться у нёба.

Постановка звука «Ч»

После проведения подготовительных упражнений следует выбрать один из приемов постановки шипящих звуков.

1. По подражанию:
— ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (стрекотание кузнечика и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения.

2. От слияния составных частей звука «Ч» :
— ребенку предлагается произносить на выдохе звуки т’, щ: сначала медленно, затем быстро и резко (слитно).

3. От опорного звука:
— ребенку предлагается произнести слог «-ать», обратив внимание на смычку языка с альвеолами, постепенно отодвигая язык назад; можно дополнительно имитировать движение языка руками.

Сначала медленно, затем все убыстряя темп, произносим сочетание звуков «ть» и «шь» – тьшь.

4. От опорного звука с механической помощью:
— ребенку предлагается произнести звук/слог ть/ать, обратив внимание на смычку языка с альвеолами, постепенно отодвигая язык назад шпателем, заведенным по язык;
— ребенку предлагается произнести звук ть, одновременно слегка нажать пальцами на уголки рта и вытянуть губы вперед – «рупором»: кончик языка при этом отодвигается назад, слышится звук ч.

После получения правильно произнесенного звука [Ч] следует перейти к автоматизации звука в слогах и в словах.
На нашем сайте есть упражнения и материал для автоматизации. А также его можно приобрести в любом магазине, где есть учебная литература.

| ё;у;е;ы;а;о;э;я;и;ю |
Постановка согласных звуков и букв: | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Трудные согласные буквы: б;п | ж;ш | з;с | г;к | с;ц | в;ф | р;л | п;л | р;п;л | з;с;ц | ч;ж;ш;щ;ц;х |

Весь предоставленный на сайте логопедический материал, Вы можете использовать в качестве логопедического пособия! Говорите слова четко проговаривая буквы и слоги. Занятия со специалистом и компьютерными программами помогут ребенку улучшить память, внимание. Статьи и упражнения с сайта () помогут понять, правильно ли говорит ваш ребенок.

Постановка звука Ч

Цель: научить ребенка произносить нормированный звук ч .

Оборудование: схема строения артикуляционного аппарата при произношении звука ч; зонд, шпатель; картинки-символы, предметные картинки.

Постановка звука ч различными способами.

1. По подражанию:

Ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (стрекотание кузнечика и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения.

2. От слияния составных частей аффрикаты ч:

Ребенку предлагается произносить на выдохе звуки т", щ: сначала медленно, затем быстро и резко (слитно).

3. От опорного звука:

Ребенку предлагается произнести слог ать, обратив внимание на смычку языка с альвеолами, постепенно отодвигая язык назад; можно дополнительно имитировать движение языка руками.

4. От опорного звука с механической помощью:

Ребенку предлагается произнести звук/слог ть/ать, обратив внимание на смычку языка с альвеолами, постепенно отодвигая язык назад шпателем, заведенным по язык;

Ребенку предлагается произнести звук ть, одновременно слегка нажать пальцами на уголки рта и вытянуть губы вперед – «рупором»: кончик языка при этом отодвигается назад, слышится звук ч.

Исправление нарушений произношения звука/Ч/

Ребенку предлагается поднять кончик языка к «бугоркам» за верхними зубами и произнести сочетание «ать». При этом логопед, нажимая пальцами на уголки губ ребенка, выдвигает их вперед. Получается «ачь».

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Ч.

Упражнения артикуляционной гимнастики те же (см. Ш, Ж).

Ч – согласный, ротовой, смычно-щелевой, переднеязычный, глухой, мягкий..

Нормальная установка при произнесении звука.

  • 1) Кончик языка поднят к передней части нёба (к альвеолам). Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. При выдыхании кончик языка резко отскакивает от нёба, а напряжённые края языка расслабляются.
  • 2) Губы слегка выдвинуты вперёд и округлены.
  • 3) Зубы сближены либо сомкнуты.
  • 4) Воздух выдыхается толчком и проходит посредине языка; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплый поток воздуха.
  • 5) Звук ч глухой и мягкий.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Первоначально необходимо опробовать возможность постановки звука на слух, по подражанию. Обучающий произносит звук, слоги, слова, а ребёнок повторяет. Если звук по подражанию не получается, необходимо перейти к выполнению комплекса упражнений..

Упражнение. Произнесение звука, имитирующего звук Т.

1) Открыть рот. Кончик языка упереть в альвеолы (но не в верхние зубы). Зубы открыты на расстояние ширины пальца. Губы открыты и напряжены, углы губ немного растянуты. Вдохнув, с силой дуть воздух. При этом кончик языка резко отскакивает от альвеол, а края языка отходят от верхних коренных зубов. Слышится глухой твёрдый звук, имитирующий звук т . То медленно, то быстро произносить этот имитирующий звук. Произнесение нормального звука т отличается от имитирующего тем, что кончик языка упирается в верхние передние зубы.

Примечание. Кончик языка упирается не в альвеолы, а в верхние зубы. Хотя при этом также будет слышаться звук т, но язык работает неправильно, цель упражнения не достигается. Положение кончика языка хорошо проверяется с помощью двух зеркал.

2) Повторять предыдущее упражнение при немного округлённых губах и сближенных зубах.

Упражнение. Произнесение звука ч, переходного от звука, имитирующего звук т.

1) Открыть рот. Поднять кончик языка к альвеолам. Плотно прижать боковые края языка к верхним зубам (язык присосать к нёбу). Чтобы язык присасывался к нёбу, полезно упражнение «цоканье». Обучающий большим и указательным пальцами надавливает (снизу вверх) на края языка ребёнка. Между пальцами видна натянутая «уздечка». Глубоко вздохнув, сильным выдыхательным толчком произносить звук, имитирующий звук т. Будет слышаться звук ч. Края языка не должны отрываться от верхних коренных зубов и ослабляться. Воздух выходит посредине языка, когда кончик языка резко отскакивает от альвеол. Расстояние между зубами в упражнении равно ширине пальца. Зубы не закрыты губами.

Примечание. В момент выдыхания вместе с кончиком языка отходят и его края, вместо звука ч слышится звук, имитирующий звук т ; для исключения этого обучающий должен крепче прижимать пальцами края языка к нёбу; кончик языка упирается в верхние зубы, а не в альвеолы, и может слышаться звук т .

2) Повторять упражнение с помощью пальцев, но самостоятельно.

3) Выполнять упражнение без использования пальцев. Зубы в упражнении сближены, губы выдвинуты вперёд и округлены.

Примечание. Допускается произнесение (чтение) слогов и слов с использованием пальцев. При чтении слов пальцы используются только для произнесения слогов со звуком ч.

При постановке аффрикаты ч логопед предлагает ребёнку произносить слог ать и в это время, подложив шпатель или зонд под передний край языка, поднимает его к альвеолам верхних резцов. Одновременно логопед слегка нажимает пальцами на углы рта, выдвигая губы вперед. При таком положении языка и губ вместо слога ать слышится ач, вместо оть - оч, вместо уть - уч и т.д. По мере того как ребёнок закрепляет этот звук в своем кинестетическом и слуховом представлении, он начинает произносить его самостоятельно (без механической помощи) в обратных и прямых слогах, а затем в словах и фразах. Кроме того, необходимы устные и письменные упражнения на дифференциацию этого звука и звуков с и ц.

При артикуляции звука [ ч ]

При артикуляции звука ч

1. Губы округлены и слегка выдвинуты вперед;

2. Зубы не смыкаются;

3. Кончик языка вместе со спинкой образует смычку с верхними зубами или альвеолами. Эта смычка незаметно переходит в щель между ними;

4. Посередине языка идет короткая воздушная струя, которая ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту, как толчок воздуха;

5. Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

Звук «ч» - аффрикат, состоящий из звуков «ть» и «щ». Если доступна нормированная артикуляция указанных звуков, то постановка, как правило, не вызывает затруднений. Ребенку предлагается усиленно произносить звук «ть», несколько оттянув язык на зад, от верхних резцов к альвеолам, а затем протянуть язык.

Основная трудность – моментальная смена положений передней части языка и удержание смычки между коренными зубами и боковыми краями языка. В осмыслении этой позиции ребенку может помочь артикуляционный профиль, на котором подчеркивается мгновенная смена взрывного элемента африкативным.

На начальном этапе постановки звука можно прижать края языка к коренным зубам средним и указательными пальцами.

Постановка звука Ч.

Звук Ч можно поставить двумя способами.

Способ 1. В быстром темпе произносим сочетание ть-ть-ть (кончик языка касается основания верхних резцов). Затем постепенно начинаем отводить кончик языка назад, как бы поглаживая верхние альвеолы. При этом широко растягиваем губы в улыбке. В результате должен получиться четкий звук Ч.

Способ 2. Сначала медленно, затем все убыстряя темп, произносим сочетание звуков ть и шь – тьшь. Не забываем широко улыбаться. Это важно!

Некоторое время потренируйтесь произносить звук Ч изолированно: «Как тикают часики?» – «Ч-ч-ч». «Как стрекочет кузнечик?» – «Ч-ч-ч». «Как успокоить расшумевшегося малыша?» - «Ч-ч-ч».



Звук Ч обычно легко ставится по подражанию, при условии, что в речи ребенка присутствуют правильно произносимые звуки Ш и Ж. Если же по каким-то причинам звук по подражанию не получается,полезно перейти к выполнению комплекса упражнений. Предварительно ознакомьтесь с рекомендациями по проведению артикуляционной гимнастики.

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука [Ч].

Приклей конфетку.

Цель.Укрепление мышц языка и отработка подъема языка вверх.

Описание. Рот раскрыт на 1,5-2 см. Язык широко распластан и спокойно лежит на нижней губе. На самый кончик языка кладем маленький кусочек ириски, приклеиваем конфетку к нёбу за верхними зубами. Выполняем упражнение в медленном темпе.

Внимание! Во время упражнения необходимо следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец сбоку между зубами – тогда рот не будет закрываться.

Произнесение звука, имитирующего звук [t].

Описание. Рот широко открыт. Губы растянуты в улыбке. Зубы приоткрыты на расстояние ширины пальца. Кончик языка упирается в альвеолы. Вдохнув, сильными толчками дуем воздух на кончик языка. При этом кончик языка должен отскакивать от альвеол, а края языка слегка отходить от верхних коренных зубов. Слышится глухой твердый звук, похожий на английский [t]. Произносим его то в быстром, то вмедленном темпе. Голос не включаем.

Теперь повторим это упражнение, слегка округлив губы и сблизив зубы.

Внимание! Следим, чиобы во время выполнения упражнения кончик языка упирался в альвеолы,а не в верхние зубы, как при произнесении обычного [т].

Произнесение переходного от [ч] звука, имитирующего звук [t].

Цель.Формирование правильного артикуляционного улада звука Ч.

Описание. Рот открыт. Поднять кончик языка поднят вверх, к альвеолам. Боковые края языка плотно прижаты к верхним боковым зубам. Большим и указательным пальцами надавливаем (снизу вверх) на края языка. Между пальцами видна натянутая «уздечка». Глубоко вздохнув, сильным выдыхательным толчком произносим звук, имитирующий английский [t]. Будет слышаться звук [ч].

Затем выполняем упражнение без использования пальцев. Зубы сближены, губы выдвинуты вперед и округлены. Щеки можно слегка придерживать пальцами.

Внимание! Края языка не должны отрываться от верхних коренных зубов. Воздух выходит посередине языка, когда кончик его резко отскакивает от альвеол.

Закрепление звука осуществляем на звукоподражаниях: «Как тикают часики?» – «Ч-ч-ч». «Как стрекочет кузнечик?» – «Ч-ч-ч». «Как успокоить расшумевшегося малыша?» - «Ч-ч-ч».

Автоматизация звука [Ч] в обратном слоге.

Приступать к автоматизации звука можно только после того, как звук поставлен и правильно произносится в изолированном виде. Как правило, автоматизацию звука [ч] проще начинать с обратного слога. Однако, если Вашему ребенку легче дается прямой слог, то можно начать и с него. Напоминаем, что закрытым или обратным слогом называется слог вида "гласный+согласный".

А-ч, о-ч, у-ч, ы-ч, и-ч

я-ч, ё-ч, ю-ч, е-ч.

ач-оч-уч ыч-яч-ёч

юч-ич-еч ач-еч-яч

оч-уч-юч уч-ёч-ич

ыч-еч-ач еч-юч-оч