Главная · Трансмиссия · Дневник наблюдения расчертить в тетради. Условные знаки в дневнике наблюдений. Как правильно заполнять школьный дневник погоды

Дневник наблюдения расчертить в тетради. Условные знаки в дневнике наблюдений. Как правильно заполнять школьный дневник погоды

Дневник наблюдений за погодой

Как вести дневник наблюдений за погодой школьника?

Для «Дневника наблюдений» заводится тетрадь в клетку, подписывается, надевается обложка. Тетрадную страницу нужно расчертить на семь равных столбиков, которым даются следующие названия «Дата», «Температура воздуха», «Облачность», «Ветер», «Атмосферное давление», «Осадки», «Явления». Тогда измеряемые данные будут записываться в отдельную ячейку. Если данных нет (например, отсутствует осадки), то в ячейке следует ставить прочерк.

Дата

температура

облачность

ветер

атмосферное давление

осадки

явления

Условные обозначения

Ясно (небо чистое, солнце светит целый день).

Переменная облачность (на небе есть облака, которые часто закрывают солнце).

Пасмурно (небо целый день затянуто тучами, солнца не видно).

Дождь .

Снег .

Град .

Иней .

Туман .

Ветер .

15 0 и др.

Температура воздуха .

Школьникам необходимо вести дневник наблюдений за погодой. На таких предметах, как природоведение и география, «погода» выделяется как одна из основных тем. Наблюдение и фиксирование температуры воздуха, направление ветра, атмосферного давления, осадков – самое лучшее практическое задание по данной теме. Ведение дневника наблюдений - прекрасное проектное задание для учащегося. Оно развивает многочисленные навыки и умения. Ребенок учится ориентироваться во времени, формируется внимание и наблюдательность. Систематическое заполнение дневника развивает аккуратность и ответственность. Для школьника ведение дневника наблюдений погоды помогает заметить повторяемость процессов в природе, дает ощущение стабильности в окружающем мире. Кроме того, ведение дневника погоды – это просто интересно. Заполняя дневник в течение года, полученные результаты можно проанализировать, построить соответствующую диаграмму. По ней будет видно, как изменялась погода, в каком направлении, преимущественно, дует ветер в нашей местности. По этим данным можно будет впоследствии предсказывать погоду. А это уже начальная работа метеорологических исследований.

Почему необходимо вести дневник?

Школьникам необходимо вести дневник наблюдений за погодой. Тема «погода» выделяется как одна из основных на уроке окружающий мир. Наблюдение и фиксирование температуры воздуха, направление ветра, атмосферного давления, осадков – самое лучшее практическое задание по данной теме.

Зачем нужно вести дневник наблюдений?

Ведение дневника наблюдений - прекрасное проектное задание для учащегося. Оно развивает многочисленные навыки и умения. Ребенок учится ориентироваться во времени, формируется внимание и наблюдательность. Систематическое заполнение дневника развивает аккуратность и ответственность. Для школьника ведение дневника наблюдений погоды помогает заметить повторяемость процессов в природе, дает ощущение стабильности в окружающем мире. Кроме того, ведение дневника погоды – это просто интересно. Заполняя дневник в течение года, полученные результаты можно проанализировать, построить соответствующую диаграмму. По ней будет видно, как изменялась погода, в каком направлении, преимущественно, дует ветер в нашей местности. По этим данным можно будет впоследствии предсказывать погоду. А это уже начальная работа метеорологических исследований.

Как подготовить дневник?

Для «Дневника наблюдений» заводится тетрадь в клетку, подписывается, надевается обложка. Тетрадную страницу нужно расчертить на шесть равных столбиков, которым даются следующие названия «Дата», «Температура воздуха», «Облачность», «Ветер», «Атмосферное давление», «Осадки», «Явления». Тогда измеряемые данные будут записываться в отдельную ячейку. Если данных нет (например, отсутствует осадки), то в ячейке следует ставить прочерк.

Какие действия должен проделать ребенок, если он в этот день начинает вести дневник наблюдений для школьников за погодой?

  1. Посмотреть на термометр и записать его показания в дневник. Это температура воздуха в градусах по шкале Цельсия. Следует учитывать, что термометр должен находиться в тени. Прибор, помещенный на освещенное солнцем место, будет давать неверные показания.
  2. Посмотреть в окно и выяснить наличие облачности на улице – ясно, облачно или пасмурно. Нарисовать в ячейке соответствующий рисунок или написать словом.
  3. Отметить в дневнике наличие осадков. Если осадков нет, поставить прочерк.
  4. Записать направление ветра.

Какие условные знаки использовать в дневнике?

Условные знаки являются общепринятыми в школьном обучении географии и природоведении. Направление ветра указывать буквой, например, для северного ветра в соответствующую графу записывать С, для южного – Ю. Температуру воздуха указывать со знаком, например, +17 0 С или – 17 0 С.

Условные знаки в дневнике наблюдений

Ясно

Снег

Метель

облачно

Иней

Радуга

Пасмурно

Туман

Град

Дождь

Гроза

Все записи в «Дневнике наблюдений за погодой» должны выполняться аккуратно, ровно, чётко, по линейке. Возможно использование цветных карандашей и цветных ручек, в том числе и гелиевых. Сама таблица может быть начерчена карандашом. Допускается использование шаблона таблицы в печатном варианте или готового дневника наблюдений. Приветствуется оформление свободного пространства вокруг таблицы рисунками, фотографиями, картинками, соответствующими времени года, изображениями животных и растений, явлений природы.

Нормы оценок

«Отлично» - все записи в «Дневнике наблюдений за погодой» выполнены аккуратно, ровно, чётко, по линейке. Погода отмечалась ежедневно, нет расхождений с реальными данными погоды, подведен итог за месяц.

«Хорошо» - все записи в «Дневнике наблюдений за погодой» выполнены достаточно аккуратно, ровно, чётко, по линейке; нет явных расхождений с реальными данными погоды. Допускаются отдельные пропуски (1-2 дня) в заполнении погоды. Или: - все записи в «Дневнике наблюдений за погодой» выполнены достаточно аккуратно, ровно, чётко, по линейке. Погода отмечалась ежедневно, но не подведен итог за месяц.

«Удовлетворительно» - «Дневник наблюдений за погодой» ведётся с нарушениями правил, имеются грубые фактические ошибки в описании погоды, погода отмечалась не ежедневно, не подведён итог за месяц. Работа выполнена неопрятно.

«Неудовлетворительно» - «Дневник наблюдений» практически не ведется; отсутствует погода более чем за 7 дней месяца; имеются грубые фактические ошибки в описании погоды; работа выполнена неаккуратно, ручкой с фиолетовой или синей пастой, таблица начерчена без линейки; итог месяца не подведён; тетрадь имеет неряшливый вид.

Месяц______________________год___________________

Число

Облачность

Температура

Ветер

Осадки

Явления

WikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 13 человек(а).

"Большинство людей находятся на мире, а не в мире; не имеют никакой сознательной привязанности или отношения к чему-либо, что их касается", - писал Джон Мюир, эколог, ученый, путешественник и основатель «Клуба Сиерра». К сожалению, сегодня его заявление еще более правдиво, чем в те далекие времена. Как можем мы взаимодействовать с окружающей средой в современном обществе? Как можем мы стать более благодарными природе? Для нас существует лишь один выход - следовать примеру Мюира, Джона Джеймса Одюбона и других известных писателей и художников – вести дневник природы. Как и личный дневник или ежедневник, журнал природы - это место для записей наших наблюдений и реакций на них, но, в отличие от дневника, журнал природы предназначен специально для записи наших исследований и мыслей о природе. Начните вести журнал природы, и вы можете в конечном итоге узнать многое о природе и о себе.

Шаги

    Решите, какой именно вид журнала о природе вы хотите вести. Вы можете использовать журнал во многих случаях в зависимости от ваших собственных предпочтений и природной среды вокруг вас. И это хорошая идея - думать о том, какой журнал вы хотите сделать, так что в итоге вы можете получить соответствующего размера книгу с материалами, которые вам понадобятся. Некоторые идеи о том, как подойти к созданию собственного журнала природы включают в себя:

    • Просто записывать все ваши экскурсии на природу. Пишите все, что вы видите, чувствуете и замечаете; добавляйте столько фотографий, сколько пожелаете.
    • Создайте журнал природы для определенного места (например, река, парк, или ваш двор) или для живых существ (таких, как красные деревья, обезьяны, тараканы).
    • Создайте журнал природы для хроники событий одного конкретного путешествия.
    • Существует также ряд журналов, которые обычно используются для более специфических целей, таких как журнал Grinnell и журналы по фенологии (см. раздел "Советы", ниже).
  1. Сделайте или купите подходящую тетрадь. Большинство журналов о природе дополнены накладками или блокнотами из обычной белой бумаги. Бумага в линию, как правило, мешает черчению, но она может быть подходящей для других целей, можно найти блокноты с разделением на каждой странице из обычной бумаги и страниц в линию. Также вы можете вложить пустые листы в готовый переплет или купить коврик (или специально сделанный журнал), который уже связан в обложку. Поскольку вы будете добавлять в свой журнал различные элементы, вы должны убедиться, что он прочный и защищенный. Несмотря на то, что некоторые листы могут быть водонепроницаемыми, для остальных нужна защита обложкой книги или целлофановой обложкой.

    • Выбирайте крепкую, высококачественную бумагу, если, конечно, вы можете себе это позволить. Даже если вы не можете купить хорошую бумагу, убедитесь, что страницы в качественном книжном или спиральном переплете.
    • Ищите блокнот с интересной и качественной обложкой или сделайте свою собственную обложку, чтобы защитить содержание вашего журнала.
    • Учитывайте любые нюансы. Возможно, любая старая тетрадь для этого сгодится, но обдумайте все еще разок.
    • К примеру, если вы хотите делать очень большие зарисовки - убедитесь, что ваш журнал достаточно большой, но если в вашем рюкзаке не достаточно места – ведите маленький блокнот.
    • Если вы хотите вложить рисунки акварелью, купите специальные листы. Если вы собираетесь вставить фотографии или сувениры в свой журнал, постарайтесь найти архивную бумагу.
    • Если вы собираетесь куда-нибудь, где очень влажно, пожалуй, вам лучше прихватить с собой водонепроницаемую обложку.
  2. Возьмите дополнительные инструменты, которые вам пригодятся. Вам совсем не потребуется много инструментов для ведения дневника природы. Блокнот и карандаш будут как раз что надо, если вы собираетесь только вести записи и делать зарисовки. Если же вы хотите добавить более красочные рисунки, возьмите или цветные мелки и карандаши, или даже акварельный набор. Если вы собираетесь добавлять фото или найденные предметы в ваш журнал, приготовьте специальный клей или вкладыши для хранения фотографий. Если у вас получилось много дополнительных инструментов, можно приспособить специальный чемоданчик или папку для хранения. Опять же, просто подумайте о ваших желаниях, сопоставьте с бюджетом и подготовьте все необходимое для ведения журнала.

    Найдите время. Выделить время для ведения журнала или любого рода дневника может быть трудно, журнал о природе – не исключение. Вы можете подстраиваться по времени в зависимости от плана вашего дневника. Возможно, вы хотите прогуляться лишь один день на выходных или вести свой журнал во время туристического похода. Если вы ведете его в определенном месте, вам, скорее всего, потребуется делать записи как минимум один раз в день. Что бы вы ни делали, убедитесь, что вы действительно верно пользуетесь вашим журналом.

    • Храните журнал в легкодоступном месте. Это будет вас подталкивать заполнять его чаще, особенно если он всегда на глазах.
  3. Обратите внимание на мир вокруг вас. Цель создание журнала природы не столько для писания и рисования, сколько для наблюдения. Независимо от того, где вы живете, вы можете наблюдать за природой в том или ином воплощении. Выходите и смотрите. Посидите молча или прогуляйтесь, осмотритесь вокруг или осмотрите выбранный вами предмет. Вовсе не беспокойтесь о письме или рисовании; просто внимательно созерцайте.

    Опишите местность. Журнал становится наиболее ценным, если вы используете его на местности, записываете свои наблюдения так, как видите это вы. Если вы полагаетесь на свою память, чтобы записать все в своем дневнике позже, есть угроза, что ваш журнал будет менее точным и не сможет точно отразить атмосферу конкретного места.

    • Добавьте ваш журнал природы в список вещей для путешествий, туристических походов, отдыха и др. Таким образом, вы, скорее всего, не забудете взять его с собой и в новые места.
  4. Каждую запись начинайте с описания места, даты и времени. Как и в любом дневнике, вы бы хотели, просматривая позже журнал природы, точно знать, когда и где вы были и когда вы писали каждую запись. Если ваш журнал предназначен для научных целей, вы должны быть очень конкретным, нужно будет включить дополнительную информацию, например, особенности погодных условий.

    Дополните свои наблюдения рисунками или картинками. Многие люди считают себя плохими художниками, и вы можете быть одним из них. Неважно, каковы ваши нынешние художественные способности, вы должны, по крайней мере, попытаться сделать кое-какие наброски растений, животных, или событий, которые вы наблюдаете. Стоит отметить, что рисование (или попытки рисовать), точное исполнение чего-либо помогает вам задуматься намного глубже, чем вы видите вещи на поверхности. Например, начните рисовать растение, и в процессе вы, естественно, обратите внимание на формы листьев, различия между листочками, многогранность цветов и другие детали, которые ранее не замечали. Таким образом, хорошо рисовать – это не главное. Рисование просто помогает вам наблюдать внимательнее. Конечно, если вы записываете свои наблюдения для научных исследований или для определения видов растений, когда вы вернетесь домой, качество рисунка сыграет большую роль. К счастью, ваши рисунки будут становиться все лучше и лучше со временем и опытом, так что не сдавайтесь.

    • Фотографируйте. Если вы просто не можете заставить себя рисовать, фотографируйте объект. Даже если вы великий художник, иногда вы можете добавить фотографии в ваш журнал. Фотография может быть полезной, творческой, а иногда и абсолютно необходимой, но не забудьте попробовать сделать хотя бы несколько рисунков. Если вы собираетесь фотографировать, не забудьте оставить немного места в вашем журнале, чтобы потом их вставить.
  5. Пишите о том, что вы видите. Содержание и то, как вы пишете, должно соответствовать цели вашего журнала, но, в целом учитывая назначение журнала природы, вы можете писать о чем угодно.

    • Описывайте все. Постарайтесь забыть все то, что вы знали раньше о предмете, который вы видите, и напишите о нем так, как будто вы видите предмет впервые. Будьте настолько детальным в описании, чтобы через 100 лет другой человек мог взять в руки журнал т представить себе птицу, о которой вы писали, и подробно изучить ее, даже если этих птиц больше не существует. Может это и звучит глупо, но имейте в виду, что старинные природные журналы дают нам представление о некоторых животных, которые вымерли в последние два столетия. Вы, возможно, захотите детально описать одно конкретное растение или только дать характеристику окружающей среды. Попробуйте разобраться в элементарных понятиях, таких как погода и окружающая среда, в которой вы находитесь, а затем вы сможете написать обо всем, что вас интересует.
    • Пишите то, что чувствуете. Если вы чувствуете себя на седьмом небе, на вершине горы или спокойно наблюдаете за пчелкой на цветке, немедленно отразите это в журнале. Дневник природы дарит вам возможность отреагировать на природный мир, и написание ответа может помочь вам понять, кто вы есть - и может быть, даже найти свое место во Вселенной.
    • Не сдерживайте себя цензурой; не меняйте ход ваших мыслей. Просто пусть ваши мысли текут свободно на бумагу.
    • Выберите свой собственный стиль. Вы можете разработать единственный стиль для каждой записи в своем дневнике, или вы можете просто хаотично писать и рисовать в любом порядке, в зависимости от того, что вы чувствуете для себя нужным в данный момент. Только вы можете сделать выбор, как писать и какова будет структура вашего журнала (даже если это работа для школы или для конкретных целей). Некоторые любят вести свои записи так, как будто они написали письмо к другу или к себе. Другие любят включать в журнал стихи и небольшие рассказы. Просто пишите.
  6. Узнайте больше о том, что вы увидели. Журнал может стать катализатором для обучения. После того как вы вышли и изучили что-то новое о природе, вернитесь домой или сходите в библиотеку и прочитайте больше о том, что вы видели, особенно если вас интересует что-то конкретное или если есть вопросы без ответов. Например, вы можете увидеть незнакомое растение. Вооружившись вашим эскизом и описанием растения, вы можете изучить его, вернувшись к "цивилизации". Используйте свой дневник, чтобы записывать любые вопросы - что эта птица делала, когда она двигала головой вверх и вниз? Почему трава на одной стороне холма гораздо короче? Постарайтесь найти ответы на эти вопросы.

    • Если вы будете вести журнал про конкретный живой организм или экосистему, вам будет полезно проводить еще как можно больше исследований перед тем, как вы выйдите на исследуемую местность.
  7. Пересматривайте свои последние записи. Иногда хочется обратиться к прошлым записям из журнала для определенных целей. Возможно, вы захотите мысленно вернуться в конкретный момент вашей жизни, или, может быть, нуждаетесь в каких-то сравнениях своих наблюдений для научного доклада. В любом случае, чтение вашего журнала природы может стать невероятно полезным опытом, и это может быть очень весело. Вы можете пережить события давно минувших дней, лишь листая страницы, или вы можете заметить, как ваши взгляды и стили поменялись с течением времени.

  • Некоторые журналисты в сфере природы не одобряют "виртуальные журналы", созданные на электронных устройствах. В конце концов, это выглядит странно - пытаться воссоединиться с природой с помощью ноутбука, уставившись в экран. Странно также, например, надеяться увеличить популяцию деревьев, написав об этом на бумаге, изготовленной из древесины. Учитывая сегодняшние достижения в создании портативных ноутбуков, iPad и eReaders, не осталось практически никаких технических преград для ведения журнала о природе на электронных устройствах. Если вы хотите получить эскиз предмета, вам нужно отсканировать его из вашего блокнота, ну а если вы не сильны в рисовании - очень легко вы можете загрузить цифровые фотографии. Как правило, чаще сканируются цифровые изображения. В таком случае вы не можете, к примеру, вставить опавший листочек, а также вы можете обнаружить, что формат картинки не помещается в ваш журнал природы. Выбор за вами, и, конечно, нет ничего плохого в использовании компьютера, особенно если у вас корявый почерк, и вы не любите рисовать.
  • Тщательно продумайте размер вашего журнала. С одной стороны, он должен быть достаточно большим для ваших целей. В конце концов, вы ведь не хотите, чтобы чистые листы бумаги закончились в самый неподходящий момент. С другой стороны, журнал должен быть достаточно компактным. Если вы соберетесь в поход на дальние расстояния, вы не захотите тянуть за собой тяжестей больше, чем нужно. Если вы просто хотите вести наблюдения в вашем дворе, размер не будет иметь значения, но чем дальше от дома, тем важнее становится этот вопрос.
  • Журналы о природе - это фантастический инструмент для привлечения детей развивать знания и чувство заинтересованности. Пробудите интерес к науке и искусству, развивайте навыки письма и прививайте понимание природы, помогая вашему ребенку создать собственной дневник природы или научив детей в школе делать журналы.
  • Ваш журнал не должен быть "совершенным". Если в нем есть зачеркнутые слова и неудачные или незаконченные рисунки, это нормально. В самом деле, если в вашем журнале нет недостатков, вы должны задуматься, насколько вы себя сдерживали в текстах и рисунках. Журналы дают вам возможность быть спонтанным, пусть ваши мысли текут естественно, в то время как вы растворяетесь в теме. Конечно, вы должны быть в состоянии прочитать, по крайней мере, большинство из написанного вами, но не позволяйте аккуратности встать на пути к созданию журнала.
  • Журналы о природе являются не только отличным способом войти в контакт с природой, их также до сих пор используют ученые и исследователи для более "практических" целей. Ученые ведут "дневники местности", чтобы следить за последовательностью исследований, и многие студенты-биологи все еще учатся по журналам, таким как " Grinnell Journals ", которые придерживаются определенной формы. Журналы по фенологии, в которых фиксируются суточные и сезонные изменения и их влияние на растения и животных, широко используются учеными в этой области, а также садоводами и владельцами ботанических садов.
  • Некоторые журналисты добавляют к записям разные найденные предметы, например, листья и перья. Другие – натирают журналы. Все это может вдохнуть жизнь в ваш дневник, но не забирайте жизнь, обрывая живые растения или беспокоя растительный мир или животных.
  • Дневник о природе - это очень личный инструмент, но он также может стать большим подарком для детей или внуков, которые получат возможность узнать больше о вас и об окружающем мире до их рождения. Некоторые журналисты с большим успехом публикуют свои версии дневников.
  • Если вам трудно определиться по какому пути идти, создавая такой дневник, просмотрите некоторые примеры наиболее известных журналов о природе. Вы можете воспользоваться сетью Интернет или посетить библиотеку, чтобы найти отрывки и целые журналы таких известных авторов, как Джон Мюир, Джон Джеймс Одюбон, Уильям Хели-Дэлл или Мэривэйзер Лэвис.

Что делают школьники во время длительных зимних или летних каникул? Гуляют на улице с друзьями, играют в компьютерные игры. А ведь родители могут предложить ребенку увлекательное занятие – наблюдение за погодой.

Дневник наблюдений за погодой рекомендуют вести школьникам и учителя. На таких предметах, как природоведение и география, «погода» выделяется как одна из основных тем. Наблюдение и фиксирование температуры воздуха, направление ветра, атмосферного давления – самое лучшее практическое задание по данной теме. Ведение дневника наблюдений может стать прекрасным проектным заданием для учащегося.

Для младших школьников ведение дневника погоды развивает многочисленные навыки и умения. Ребенок учится ориентироваться во времени, формируется внимание и наблюдательность. Систематическое заполнение дневника развивает аккуратность и ответственность. Для школьника ведение дневника наблюдений погоды помогает заметить повторяемость процессов в природе, дает ощущение стабильности в окружающем мире.

Кроме того, ведение дневника погоды – это просто интересно. Если школьника увлечет это занятие, он сможет продолжить свои наблюдения и записи и в учебные дни. Заполняя дневник в течение года, полученные результаты можно проанализировать, построить соответствующую диаграмму. По ней будет видно, как изменялась погода, в каком направлении, преимущественно, дует ветер в данной местности.

По этим данным можно будет впоследствии предсказывать погоду. А это уже начальная работа метеорологических исследований.

Очень удобным временем для ведения такого дневника являются каникулы. В это время у школьника много свободного времени для измерения признаков погоды и аккуратных записей в дневник.

С чего начать наблюдение за погодой? Дневник наблюдений за погодой школьника требует правильного оформления.

Сначала необходимо приготовить тетрадь для записей. Разлиновать ее можно двумя способами.

Первый способ. Вверху страницы записать название месяца. Ниже следует расчертить страницу дневника на горизонтальные строки и вертикальные столбцы. Вертикальные столбики будут показывать количество недель, а горизонтальные – дни недели (то есть горизонтальных должно быть семь) . В углу каждой ячейки поставить число. Записи всех параметров погоды следует заносить в одну ячейку.

Следующий шаг — продумать, как будет заполняться ячейка. Температуру и атмосферное давление лучше записывать числом. Отрицательную температуру можно отмечать синей пастой, а положительную – красной. А вот, для облачности и осадок можно придумать условные обозначения. Например, ясная погода – нарисовали «солнышко», облачная – «солнышко, прикрытое облаком», а, если пасмурная – «облачко». Для осадков, также, выбирается соответствующий рисунок – дождь или снежинки.

Направление ветра можно отмечать стрелочкой. Отдельное место на странице можно отвести рисунку, с помощью которого определяются стороны света. На нем следует отметить, что вверху находится север, внизу – юг, справа – восток, а слева – запад. Стрелка, изображаемая в ячейке, должна показывать в каком направлении дует ветер. Другой способ записи направления ветра – одной или двумя буквами (ю — южный, с- северный, сз- северо-западный, юв – юго-восточный) . Следует знать, что такая запись соответствует метеорологическому названию ветров, что означает, откуда дует ветер.

Второй способ оформления дневника. Расчертить тетрадную страницу на семь равных столбиков, которым даются следующие названия «Дата», «Температура воздуха», «Облачность», «Ветер», «Атмосферное давление», «Влажность», «Осадки». Тогда измеряемые данные будут записываться в отдельную ячейку. Если данных нет (например, отсутствует облачность или осадки) , то в ячейке следует ставить прочерк.

Как вести наблюдения за погодой? Конечно, данные о погоде можно взять из интернета или прослушать прогноз погоды. Но, не следует забывать основную цель ведения дневника наблюдений – самостоятельное измерение признаков погоды. Поэтому родителям следует приобрести следующие приборы: уличный термометр, барометр, измеряющий атмосферное давление (если прибор многофункциональный, то он показывает и относительную влажность воздуха) , а, также, продумать, каким образом будет определяться направление ветра.

Барометр-анероид размещается в помещении в вертикальном положении. При снятии показаний конец стрелки прибора должен находиться на уровне глаз. Измеряют давление атмосферы в миллиметрах ртутного столба.

Для определения влажности воздуха, чаще всего, используется психрометр. Он состоит из двух термометров, один из которых «влажный» показывает более низкую температуру, чем «сухой». Чтобы узнать значение относительной влажности надо вычислить разность показаний термометров и воспользоваться специальной психрометрической таблицей.

Для расчета количества выпавших за сутки осадков используется прибор – осадкомер. Специальное ведерко, установленное на улице, заполняется дождем или снегом. Для измерения их количества дождь или растаявший снег из ведерка выливают в мерный сосуд. Полученные показания делят на 10. Это и будет количество осадков, выпавших за определенное время, измеренное в миллиметрах водного слоя.

Направление ветра определяют разными способами. Кто-то наблюдает за движением облаков или за отклонением столба дыма из трубы. Можно сделать самодельный флюгер, поворачивающийся под действием ветра в определенную сторону. А есть простой древнейший способ: нужно встать лицом к северу, намочить палец и поднять его вверх. С какой стороны он быстрее просохнет, с той и дует ветер.

Время школьных каникул – это период, когда можно больше времени провести с ребенком. Еще лучше, если это время будет занято занимательной деятельностью. Поэтому, родители могут изготовить недостающие приборы самостоятельно вместе с детьми. Так, роль осадкомера может выполнить обычная банка, снабженная воронкой и линейкой. Флюгер, также, можно использовать самодельный, взяв для этих целей тонкую легкую рейку и полоску жести. Силу ветра можно научиться определять по состоянию листьев и веток деревьев, по углу наклона дыма из трубы.

Какие действия должен проделать ребенок, если он в этот день начинает вести дневник наблюдений для школьников за погодой?

·Посмотреть на термометр и записать его показания в дневник. Это температура воздуха в градусах по шкале Цельсия. Следует учитывать, что термометр должен находиться в тени. Прибор, помещенный на освещенное солнцем место, будет давать неверные показания.

·Посмотреть в окно и выяснить наличие облачности на улице – ясно, облачно или пасмурно. Нарисовать в ячейке соответствующий рисунок или написать словом.

·Определить показания барометра. Записать значение атмосферного давления (неплохо знать, что нормальное атмосферное давление на уровне моря считается 760 миллиметров ртутного столба) .

·Отметить в дневнике наличие осадков. Также, можно записать количество выпавших осадков в миллиметрах водного слоя. Если осадков нет, поставить прочерк.

·Записать значение относительной влажности воздуха (если дома нет психрометра, можно посмотреть данные в интернете или прослушать по радио) .

·Записать направление ветра. Конечно, определить скорость ветра довольно трудно. Поэтому, в первое время можно брать сведения из интернета. А впоследствии, сопоставляя данные и свои наблюдения, скорость и силу ветра можно будет определять визуально.

·Все измерения необходимо проводить примерно в одно и то же время, например, в полдень. А, можно вносить данные в дневник три раза в день – утром, днем и вечером. В этом случае следует определить среднюю температуру в течение дня. Для этого нужно сложить показания и разделить на три. На метеорологических станциях сведения о погоде определяются восемь раз в сутки.

Дневник наблюдений за погодой дает возможность школьнику составить описание погоды, например, за месяц. Но, полезное значение дневника не только в том, чтобы его систематически заполнять, но и в том, чтобы, впоследствии, обработать и проанализировать полученные результаты.

Ученику можно предложить следующий план описания погоды за прошедший месяц:

— определить, сколько в месяце было дней с положительной температурой, с отрицательной температурой;

— интересно будет выявить день с самой высокой температурой и с самой низкой температурой;

— используя данные термометра, вычислить среднюю температуру воздуха за месяц (для этого необходимо сложить все показания термометра и полученную сумму разделить на количество дней;

— выделить день с самым сильным ветром или безветрием;

— определить день с повышенным атмосферным давление и с пониженным;

— школьнику можно предложить выявить связь между изменениями температуры воздуха и атмосферного давления.

— определить дни, когда наблюдались необычные природные явления (туман, радуга, град, роса) . Кстати, в дневнике можно предусмотреть отдельный столбик с названием «особые явления».

Анализ и исследование погоды может быть продолжено и дальше.

От состояния атмосферы зависит самочувствие, настроение и работоспособность. Ведь есть люди, которые болезненно реагируют на погодные изменения. Следует знать, что погодные факторы оказывают влияние на организм человека. Так, повышение относительной влажности при достаточно высоких температурах воздуха может привести к перегреву, и, наоборот, понижение влажности при низких температурах – к переохлаждению человека.

Давление толщи атмосферного воздуха уравновешивается внутренним давлением человека. И повышение или понижение атмосферного давления, также, может оказать неблагоприятное воздействие на организм.

Поэтому, учитель может предложить дополнительное задание с темой: «Влияние погоды на человека».

Кроме этого, существует много народных признаков хорошей или плохой погоды. Ведь предсказать погоду могут облака и ветер. Внимательно посмотрев на звезды и Луну, также, можно определить тип погоды на следующий день. Поэтому, другим заданием может стать сбор информации по народным приметам, предсказывающим погоду в данной местности.

Современные технологии позволяют вести дневник наблюдений за погодой не в бумажном, а в компьютерном варианте. Word- редактор имеет необходимые функции: «вставка таблицы» или рисунка. Значения параметров погоды можно вписывать жирным шрифтом или курсивом. В редакторе существует возможность рисования. А, можно, найти в интернете картинки с изображением солнышка, дождика, и вставлять их в нужную ячейку таблицы.

Кроме того, есть специальные программы для ведения наблюдений за погодой. Такое программное обеспечение даст возможность ребенку только собирать информацию. Программа рассортирует наблюдения по датам, ознакомит с долготой дня и фазами луны, и, даже, с народными приметами.

В конце месяца программа предоставит полный отчет об изменениях погоды в течение месяца.

Для школьников будет представлять интерес сравнения своих самостоятельных измерений с показаниями, например, взятыми из интернета. Такая работа позволит исследовать отклонения фактических показаний от прогнозируемых службой погоды. Впоследствии, можно предложить школьнику объяснить полученные расхождения. Часто, человек, научившийся планомерно наблюдать за погодой, продолжает свое занятие в течение длительного промежутка времени. Какое удовольствие он получает, просматривая свои записи и сравнивая текущую температуру с той, которая была в этот день год назад.

Многое в жизни человека зависит от погоды – удачный или неудачный отдых на выходные, хороший или плохой урожай. Поэтому умение наблюдать и прогнозировать погоду, может пригодиться школьнику в дальнейшей его жизни.

Как вести дневник наблюдений за погодой школьника?

Школьникам необходимо вести дневник наблюдений за погодой. На таких предметах, как природоведение и география, «погода» выделяется как одна из основных тем. Наблюдение и фиксирование температуры воздуха, направление ветра, атмосферного давления, осадков – самое лучшее практическое задание по данной теме. Ведение дневника наблюдений - прекрасное проектное задание для учащегося. Оно развивает многочисленные навыки и умения. Ребенок учится ориентироваться во времени, формируется внимание и наблюдательность. Систематическое заполнение дневника развивает аккуратность и ответственность. Для школьника ведение дневника наблюдений погоды помогает заметить повторяемость процессов в природе, дает ощущение стабильности в окружающем мире. Кроме того, ведение дневника погоды – это просто интересно. Заполняя дневник в течение года, полученные результаты можно проанализировать, построить соответствующую диаграмму. По ней будет видно, как изменялась погода, в каком направлении, преимущественно, дует ветер в нашей местности. По этим данным можно будет впоследствии предсказывать погоду. А это уже начальная работа метеорологических исследований. Для «Дневника наблюдений» заводится тетрадь в клетку, подписывается, надевается обложка. Тетрадную страницу нужно расчертить на семь равных столбиков, которым даются следующие названия «Дата», «Температура воздуха», «Облачность», «Ветер», «Атмосферное давление», «Осадки», «Явления». Тогда измеряемые данные будут записываться в отдельную ячейку. Если данных нет (например, отсутствует осадки), то в ячейке следует ставить прочерк.
Дневник погоды в Казани за апрель 2015г.


число

температура

облачность

ветер

Атмосферное давление

осадки

явления

1.04

2.04

3.04

5.04

6.04

7.04

8.04

9.04

10.04

11.04

12.04

13.04

14.04

15.04

16.04

17.04

18.04

19.04

20.04

21.04

22.04

23.04

24.04

25.04

26.04

27.04

28.04

29.04

30.04

Какие действия должен проделать ребенок, если он в этот день начинает вести дневник наблюдений для школьников за погодой?

Посмотреть на термометр и записать его показания в дневник. Это температура воздуха в градусах по шкале Цельсия. Следует учитывать, что термометр должен находиться в тени. Прибор, помещенный на освещенное солнцем место, будет давать неверные показания. Посмотреть в окно и выяснить наличие облачности на улице – ясно, облачно или пасмурно. Нарисовать в ячейке соответствующий рисунок или написать словом. Определить показания барометра. Записать значение атмосферного давления (неплохо знать, что нормальное атмосферное давление на уровне моря считается 760 миллиметров ртутного столба).
Отметить в дневнике наличие осадков. Также, можно записать количество выпавших осадков в миллиметрах водного слоя. Если осадков нет, поставить прочерк. Записать направление ветра. Конечно, определить скорость ветра довольно трудно. Поэтому, в первое время можно брать сведения из интернета. А впоследствии, сопоставляя данные и свои наблюдения, скорость и силу ветра можно будет определять визуально.
Все измерения необходимо проводить примерно в одно и то же время. А, можно вносить данные в дневник три раза в день – утром, днем и вечером. В этом случае следует определить среднюю температуру в течение дня. Для этого нужно сложить показания и разделить на три. На метеорологических станциях сведения о погоде определяются восемь раз в сутки.

Дневник наблюдений за погодой дает возможность школьнику составить описание погоды, например, за месяц. Но, полезное значение дневника не только в том, чтобы его систематически заполнять, но и в том, чтобы, впоследствии, обработать и проанализировать полученные результаты.

План описания погоды за прошедший месяц:

Определить, сколько в месяце было дней с положительной температурой, с отрицательной температурой;

Выявить день с самой высокой температурой и с самой низкой температурой;

Вычислить среднюю температуру воздуха за месяц (для этого необходимо сложить все показания термометра и полученную сумму разделить на количество дней);

Вычислить амплитуду колебания температур в течении месяца;

Выделить день с самым сильным ветром или безветрием;

Определить день с повышенным атмосферным давление и с пониженным;

Выявить связь между изменениями температуры воздуха и атмосферного давления.

Определить дни, когда наблюдались необычные природные явления (туман, радуга, град, роса).

Условные знаки дети вправе выбрать сами, но использовать их постоянно (одинаковые в течение всего месяца). Например:

«Ясно» – незакрашенный круг или «солнышко»

«Облачно» - наполовину закрашенный круг или «солнышко и тучка»

«Пасмурно» - полностью закрашенный круг или «тучка» и т.д.

Для обозначения грозы, метели, града, росы и других явлений в природе ребёнок вправе придумать свой знак, но зафиксировать его внизу таблицы наблюдений. Например:

Условные обозначения:

Ясно

Малооблачно

Облачно

Пасмурно

Дождь

Снег

гроза

Температура

Направление и скорость ветра

Все записи в «Дневнике наблюдений за погодой» должны выполняться аккуратно, ровно, чётко, по линейке. Возможно использование цветных карандашей и цветных ручек, в том числе и гелиевых. Сама таблица не может быть начерчена шариковой ручкой синего (фиолетового) цвета. Допускается использование шаблона таблицы в печатном варианте. Приветствуется оформление свободного пространства вокруг таблицы рисунками, фотографиями, картинками, соответствующими времени года, изображениями животных и растений, явлений природы.

Нормы оценок:

«Отлично» - все записи в «Дневнике наблюдений за погодой» выполнены аккуратно, ровно, чётко, по линейке. Погода отмечалась ежедневно, нет расхождений с реальными данными погоды, подведен итог за месяц.

«Хорошо» - все записи в «Дневнике наблюдений за погодой» выполнены достаточно аккуратно, ровно, чётко, по линейке; нет явных расхождений с реальными данными погоды. Допускаются отдельные пропуски (1-2 дня) в заполнении погоды. Или: - все записи в «Дневнике наблюдений за погодой» выполнены достаточно аккуратно, ровно, чётко, по линейке. Погода отмечалась ежедневно, но не подведен итог за месяц.

«Удовлетворительно» - «Дневник наблюдений за погодой» ведётся с нарушениями правил, имеются грубые фактические ошибки в описании погоды, погода отмечалась не ежедневно, не подведён итог за месяц. Работа выполнена неопрятно.

«Неудовлетворительно» - «Дневник наблюдений» практически не ведется; отсутствует погода более чем за 7 дней месяца; имеются грубые фактические ошибки в описании погоды; работа выполнена неаккуратно, ручкой с фиолетовой или синей пастой, таблица начерчена без линейки; итог месяца не подведён; тетрадь имеет неряшливый вид.