Главная · Салон · Методические рекомендации по умк. Методические рекомендации по составлению учебно-методического комплекса темы (УМК). Постановка цели занятия

Методические рекомендации по умк. Методические рекомендации по составлению учебно-методического комплекса темы (УМК). Постановка цели занятия

КГКП «Карасуский сельскохозяйственный колледж»

Управления образования акимата

Костанайской области

В помощь преподавателю

по разработке

учебно-методических пособий

Карасу

2017 г.

по разработке учебной литературы

Виды учебной литературы:

    учебники (электронные учебники);

    учебно-методические и дидактические пособия;

    хрестоматии;

    сборники задач и упражнений;

    справочники;

    мультимедийные и обучающие программы

Учебная литература должна реализовывать следующие функции :

    информационную;

    трансформационную;

    систематизирующую;

    самообразовательную;

    интегрирующую;

    координирующую;

    контролирующую

Учебная литература должна быть ориентирована на результат процесса обучения, развитие критического, логического и творческого мышления, организацию самостоятельной работы обучающихся и формирование базовых компетенций.

    общими целями образования, соответствующими этапами развития общества;

    задачами образования для данной отрасли и ступени образования;

    системой учебно-воспитательных задач данного предмета;

    принципами отбора и группировки учебного материала;

    средствами конструирования учебного материала;

    прогнозируемыми результатами обучения.

Принципы отбора содержания учебного материала

Основными принципами отбора содержания учебного материала являются:

    целевое соответствие учебной литературы государственным общеобязательным стандартам образования и учебным программам;

    научно-обоснованный подход к отбору учебного материала;

    системность и последовательность в изложении материала;

    четкость и преемственность в содержании учебного материала;

    достоверность отбора и изложения материала;

    наглядность;

    соответствие возрастным и психофизиологическим особенностям восприятия обучающихся;

    содействие самостоятельному усвоению материала.

Структура учебника

Основными структурными компонентами учебника являются:

    введение;

    текст (основной, дополнительный, пояснительный);

    иллюстративно-вспомогательный материал;

    аппарат усвоения знаний (вопросы, задания, тесты, материал для самостоятельной работы обучающихся);

    аппарат ориентировки (предисловие, обозначение - символы, указатели, оглавление);

      соответствие изложения понятий современным научным знаниям, их упрощение и адаптация к возрастным возможностям обучающихся;

      соблюдение в учебной литературе общей последовательности расположения программного материала;

      распределение материала по разделам, главам, темам;

      каждый раздел должен выступать как определенный объект изучения, логически взаимосвязанный с другими разделами и ступенями усвоения предмета;

      обеспечение доступности изложения для обучающихся;

      учет возрастных возможностей и интеллектуальных способностей обучающихся;

      реализация содержательных и процессуальных компонентов с учетом межпредметных связей.

После изучения каждого блока (темы) учебника необходимо включать контрольно – измерительный материал (тесты, вопросы, задания, упражнения), которые способствуют эффективной организации учебной деятельности.

Главные требования, предъявляемые к контрольно-измерительным материалам:

    соответствие содержанию учебного материала;

    обеспечение усвоения обучающимися программного материала;

    отслеживание учебных достижений в виде ключевых компетенций по прогрессивным уровням и конкретным ступеням;

    развитие познавательной мотивации и когнитивной деятельности обучающихся;

    наличие разноуровневых заданий;

    точность и ясность утверждений.

Требования к тексту

Текст, как главный компонент структуры учебника оформляется в соответствии с общими требованиями к текстовым документам и составляется на основе дидактических принципов:

    эмоционально-выразительное, проблемное изложение текста с использованием иллюстративного материала, направленное на активизацию мыслительной деятельности обучающихся;

    последовательность, четкость изложения с учетом методологической концепции автора;

    строгое соответствие изложения структуре содержания;

    соответствие текста содержанию программного материала, заглавию, теме, разделу, параграфу;

    применение функционального стиля изложения в зависимости от доминирующей функции текста: основной, дополнительной, пояснительной.

Основной текст делится на две группы: теоретико-познавательную и инструментально-практическую. В состав основного текста должны входить ключевые понятия, термины, основные факты, ведущие идеи данной отрасли науки.

Дополнительный текст должен осуществлять воспитательные и развивающие функции учебной литературы, к которым относятся хрестоматийные материалы, статистические данные, словари терминов и понятий.

Пояснительный текст должен быть ясным, кратким, точно формулирующим определенное понятие.

Иллюстративный материал учебника должен способствовать развитию мыслительных процессов обучающихся, соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и должен быть выполнен на высоком полиграфическом уровне.

При разработке учебной литературы необходимо учитывать и применять возможности информационных и телекоммуникационных технологий .

Общие требования к разработке учебно-методического комплекса

В состав учебно-методического комплекса входят:

    монографии, содержащие основные и новейшие сведения по отрасли, представленной соответствующим учебным предметом;

    методические пособия, хрестоматии;

    методические разработки курса;

    дидактические материалы для дифференцированного и индивидуального обучения;

    книга для обучающихся, содержащая необходимый текстовый, иллюстративный и дополнительный материал;

    книга для чтения;

    рабочая тетрадь, включающая задания для формирования умений и навыков обучающихся;

    дополнительный материал и задания для повторения, тестирования, самоконтроля и самооценки;

    аудиовизуальные и мультимедийные средства;

    компьютерные обучающие программы.

Учебно-методический комплекс должен быть разработан с учетом единой коммуникативно-когнитивной концепции для всех ступеней образования.

учебно-методических пособий

Общие требования к элементам учебно-методического комплекса . В системе методических пособий необходимо внедрить идеи оптимального выбора методов, форм и средств обучения. Все типы методических пособий призваны содействовать повышению допустимости преподавания, устранению перегрузки учащихся учебной работой. Достижение этой цели обеспечивают краткость, точность, ясность и живость изложения, совершенствование методического аппарата. Стиль и язык методических пособий должны быть более доступными, позволяющими педагогам лучше учесть конкретное условие и возможности, свои собственные сильные стороны. Пособия необходимо лучше иллюстрировать, используя цветные фотографии, схемы, диаграммы, занимательные мультипликации и т.п.

По функциональным особенностям различают:

    Пособия, посвященные теории изучаемого предмета, предполагающие:

Усиление методологического анализа тех или иных научных проблем;

Раскрытие межнаучных связей при описании конкретных научных проблем, включая открытия на стыках наук;

Отражение новейших достижений науки и техники.

2. Пособия по общим вопросам методики, в которых предполагаются:

Раскрытие задачи повышения научного и идейного уровня изучения данного предмета, пути усиления практической направленности преподавания, мировоззренческого воспитания учащихся;

Расширение возможностей педагогических работников в выборе оптимальных методов, форм и средств обучения, в применении компьютеров в обучении;

Рекомендации о формировании у учащихся общеучебных умений и навыков: навыков работы с книгой, приемов самостоятельной учебно-познавательной деятельности и самоконтроля в процессе учения, специальных практических умений;

Отражение межпредметных связей.

3. Пособия по методике изучения отдельных тем и разделов предполагают :

а) способами интенсификации обучения являются:

    мотивация обучения;

    увеличение объема усвоения учебного материала;

    ускорение темпа обучения;

    внедрение активных форм организации учебного процесса (семинары, собеседование, учебные дискуссии, практикумы, экскурсии, конкурсы, встречи);

б) способами оптимизации учебного процесса являются:

    комплексное планирование задач образования, воспитания и общего развития учащихся при изучении данной темы;

    отбор оптимального содержания материала для занятий по их научности, объему и доступности;

    выбор оптимальных методов, форм и средств обучения и контроля;

    дифференцированный подход к учащимся разной успеваемости;

    строгое нормирование объема и сложности домашних заданий, предупреждающее перегрузку учащихся.

* Учет основных функций элементов УМК, содействующих эффективности организации учебной деятельности учащихся. При этом элементы УМК должны:

1) На этапе подготовки учащихся к усвоению новых знаний способствовать повышению их самостоятельности в:

Процессе группировки фактов;

Приведении в готовность определенной совокупности ранее усвоенных знаний, умений и навыков, необходимых для успешного усвоения нового материала.

2) В процессе ознакомления с новым материалом – содействовать активизации познавательной деятельности каждого учащегося при восприятии и осмыслении нового материала:

    прививать умения наблюдать, находить существенные признаки;

    самостоятельно в результате поиска формулировать выводы;

    обосновывать свои практические действия;

    способствовать повышению развивающей роли упражнений;

    обеспечивать умственную активную работу учащихся;

    совершенствовать практические действия в процессе упражнений;

    способствовать сокращению времени на выполнение заданий тренировочного характера, репродуктивного характера;

    прививать умения проверять, оценивать результаты своей учебной деятельности;

    способствовать применению усваиваемого материала в творческой деятельности.

* Учет педагогических и методических требований, таких как :

1) Наличие заданий, самостоятельное выполнение которых повышает познавательную активность учащихся в процессе подготовки к усвоению нового материала и требующих:

    воспроизведения необходимых сведений;

    группировки и выявления в правилах существенных признаков;

    сопоставления незнакомого материала с ранее изученным;

    накопления данных, необходимых для постановки познавательной задачи;

    создания поисковых ситуаций, побуждающих к активной умственной и практической деятельности, с соблюдением требования посильности заданий для учащихся.

2) Наличие заданий, самостоятельное выполнение которых повышает познавательную активность учащихся в процессе ознакомления их с новыми правилами, понятиями, требующих:

    активного наблюдения, ознакомления с фактическим материалом;

    соотнесения ранее усвоенного материала с вновь овладеваемым;

    анализ фактического материала, сравнения, нахождения сходств, различий, существенных признаков, характеризующих новое понятие, правила;

    синтеза - объединения в общую систему существенных признаков, формулирования нового вывода, проверки результатов работы по обобщению материала;

    практического применения теоретических положений, обоснования своих, проверки правильности выполнения заданий.

3) Наличие заданий, выполнение которых прививает учащимся умения обосновать практические действия в процессе пробных и тренировочных упражнений, требующих:

Закрепления знаний учащихся, выработку у них умений и навыков;

Применения усвоенных знаний, умений, навыков в разных ситуациях, в новых условиях решения новых задач и т.п.

4) Наличие заданий, требующих от учащихся повторения приобретенных умений и навыков в связи с усвоением нового материала, нацеливающих учащихся на:

Самостоятельное применение системы внутритемных правил, понятий, на их синтез, на проведение обобщений более высокого порядка;

Проведение сравнения изучаемого материала с повторяемым, самостоятельное усвоение смысловых ассоциаций между ними, умений и навыков по темам;

Формирование у учащихся умений самостоятельно делать сложные межтемные выводы.

5) Наличие заданий теоретического характера, формирующих у учащихся умения излагать письменно свои мысли, увеличивающих самостоятельную деятельность, творческую активность учащихся.

Требования к дидактическим материалам для самостоятельной работы учащихся .

Дидактический материал для самостоятельной работы учащихся:

    не повторяет вопросы-задания и упражнения учебника;

    рассчитан на индивидуализированную работу учащихся;

    учитывает особенности развития и интересы учащихся;

    повышает активность дидактических функций пособий;

    повышает эффективность применения компонентов УМК;

    обязателен в организации учебно-воспитательного процесса по реализации образования по данному предмету.

Одним из основных элементов УМК являются таблицы, которые содержат:

    предметные и сюжетные картины, схемы-модели различных установок, оборудования;

    группы сюжетных иллюстраций, слов и т.п.

    связные тексты, варьирующие материал применительно к содержанию учебника, значительно обогащающие информацию.

Основное назначение таблиц состоит в том, чтобы:

    вести с группой фронтальную работу, подготавливающую учащихся к самостоятельной работе;

    обучать учащихся связно и последовательно рассуждать по содержанию сюжета, группы предметных иллюстрирований, схем-моделей;

    индивидуально упражнять учащихся под контролем педагогических работников

    подготавливать всех учащихся к восприятию нового материала на занятиях;

    помогать демонстрировать учащимся и закреплять у них правильные представления под контролем педагогических работников, которые получает обратную информацию о качестве усвоения;

    организовать внимание учащихся к главным моментам занятия;

    усилить активную деятельность учащихся с разным уровнем подготовки;

    создавать условия для воздействия педагогических работников на личность учащихся.

Основные требования к учебнику . Содержание учебника должно соответствовать основным принципам профильного обучения, отражать нетрадиционные подходы к изложению нового материала. Учебные материалы должны отвечать следующим требованиям:

    научность и логичность изложения, соответствие учебного текста концептуальным идеям современного развития науки;

    ясность, доступность и простота изложения содержания учебного материала, учитывающая психолого-возрастные особенности и индивидуальные способности учащихся;

    соответствие содержания учебного материала требованиям программы и образовательных стандартов среднего образования;

    грамотное описание методов и приемов структурирования учебного материала, способствующего повышению результатов.

1. Представление :

1.1. Опережающий подход – позволить учащемуся представить конечный уровень знаний в конце учебного процесса.

1.2. Мотивация. Направлена на усиление интереса к учебному процессу путем удобного и привлекательного расположения материала.

1.3. Отправная задача, ее основные характеристики:

    сложность, представление новой ситуации;

    доступность, необходимо превосходство над исходным уровнем знаний;

    задача вытекает 1) из знакомой ситуации; 2) собственная инициатива;

    формулировка задания должны быть лаконичной, точной в объяснении целей и средств.

1.4. Сопровождающий документ, объект, ситуация. Это текст, рисунок, фотография, схема.

1.5. Вводное упражнение. Позволит установить связь между имеющимся знанием и новым материалом.

1.6. Выездное занятие. Посещение предприятия, фирмы, музея и т.д.

1.7. Исследовательская работа, выполняемая учащимися. Поиск документов, методика опроса окружающих, постановка экспериментов.

1.8. Иллюстрация. Объект обучения должен быть проиллюстрирован примерами, рисунками, схемами. Изображения выполняют не только эстетическую, но и аттрактивную роль. Демонстрация или представление модели должно в точности соответствовать реальной ситуации.

1.9. Запоминание объектов обучения. Упражнения на закрепление в виде конспектов, схем, таблиц, графиков, контрольных тестовых заданий, упражнений. Ориентировано на использование усвоенных понятий в практике или ситуациях из реальной жизни.

2.1. Корректировка ошибок. При возникновении затруднений необходимо предложить учащимся различные виды деятельности, несущие дополнительные знания. Например: дополнительные упражнения.

2.2. Оценка полученных знаний (для преподавателя) в виде проверочных вопросов. В 3-х функциях:

1 - ориентации – сильные и слабые стороны

2 - регуляции - восполнение пробелов в знаниях

3 - непосредственной оценки – соответствие знаний уровню, определенному в начале учебного процесса.

3. Интеграция.

3.1. Связь с другими областями знаний. Связь между объектом обучения и другими знаниями (из других дисциплин).

3.2. Развитие ситуаций интеграции. Интегративные ситуации:

    естественная ситуация близка к жизни

    осложненная: необходимая и второстепенная информация

    ситуация включает ранее полученные знания и требует высокого уровня.

4. Важнейшие этапы каждого уровня обучения.

    минимальный уровень знаний для начальной профессиональной школы;

    оптимальный уровень знаний для начальной профессиональной школы

    минимальный уровень знаний для средней профессиональной школы (колледжей);

    оптимальный уровень знаний для средней профессиональной школы (колледжей).

Структурные компоненты общей модели учебника

Основной : (теоретико- познавательные тексты (1гр); инструментально-практические тексты (2 гр).

Дополнительный : 1. документально- хрестоматийный материал; 2. дополнительный материал (углубленный);

3. обобщающий текст, выводы, резюме.

Пояснительный : примечания, разъяснения, словари

АОУ : логика изложения; яркий выразительный язык; структура построения текста; текстовые проблемные ситуации; вопросы, задания и ответы; систематизирующие и обобщающие таблицы.

ИМ : сюжетные, предметные документальные, технические фотоиллюстрации; чертежи; схемы; планы и карты; диаграммы и графики.

АО : предисловие; оглавление; рубрикация; штрифтовые и цветовые выделения; сигналы и символы; предметные и именные указатели.

Варианты создания учебников по специальным предметам для организаций начального и среднего профессионального образования .

В процессе создания концепции учебника важнейшими можно считать следующие:

А) Внешняя структура: разнородность публикаций (параллельные учебники); учебник должен выходить за рамки программы; учебник должен предлагать индивидуальную интерпретацию программы обучения; межпредметная корреляция учебника; учебник в системе печатных дидактических средств.

В) Внутренняя структура: расширение информационно-вспомогательных материалов; иллюстративное оснащение как составная часть содержания; типографская работа, вытекающая из предметного содержания; синтезирующие разделы; структура, способствующая самообразовательной работе.

Общая концепция учебника

Формат

Построение полосы

Содержимое Вводные материалы

Дополняющие материалы

Основной текст

Информационно-вспомогательные материалы

Заключение; резюме; обращение к очередному учебнику

    Вводные материалы.

    Основной текст.

Информационный блок

Материал для самостоятельной работы

Основной объяснительный текст сопровождается подтекстом, включающим виды учебного материала, наглядные пособия, дающие анализ производственного процесса, явлений, а также вопросы, задания к объяснительному тексту, внутри объяснительного текста, побуждающие к активному восприятию материала.

Разделы: Администрирование школы

1. Учебно-методический комплекс темы

УМК - учебно-методический комплекс представляет собой систему дидактических средств обучения по теме создаваемую в целях наиболее полной реализации образовательных и воспитательных задач, сформированных программой по данной дисциплине.

Цель создания УМК - обеспечить качественное методическое оснащение учебно-воспитательного процесса.

Структура учебно-методического, комплекса:

1. Титульный лист (наименование образовательного учреждения, заглавие: учебно-методический комплекс, тема, специальность, дисциплина, количество часов, ФИО преподавателя).

2.1. Технологическая карта занятия

2.2. Требования из примерной (рабочей) программы к представлениям, знаниям, умениям по теме.

2.3. Тезисы лекций (для теоретического занятия) или методические разработки для преподавателя.

2.4. Методическая разработка для студента.

2.5. Методическое пособие для самоподготовки студента.

2.6. Дидактический, иллюстративный и раздаточный материал по теме.

2.7. Средства контроля знаний (тестовые задания, слепые графы логической структуры, ситуационные задачи и др.)

2.8. Глоссарий по теме.

2.9. Литература для подготовки (основная, дополнительная).

2.10. Вопросы для самоподготовки по теме.

2. Технологическая карта учебного занятия.

План учебного занятия (технологическая карта учебного занятия) - документ, разрабатываемый преподавателем на каждое учебное занятие для обеспечения эффективной реализации содержания образования, целей обучения, воспитания и развития студентов, формирования у них прочных знаний, умений и навыков.

Поурочный план занятия необходим каждому педагогу, независимо от его стажа, эрудиции и уровня педагогического мастерства. Составляется он на основе содержания рабочей программы учебной дисциплины. Преподаватель на основе мыслительного эксперимента осуществляет прогнозирование будущего занятия, его мысленное проигрывание, разрабатывает своеобразный сценарий своих действий и действий обучаемых в их единстве.

План учебного занятия (технологическая карта) - это начало творческого поиска, средства эффективности урока, реализация замысла педагога, фундамент вдохновения и талантливой импровизации. В нем отражается тема и цель учебного занятия с конкретизацией его дидактических задач, краткое содержание материала, изучаемого на уроке, определяются форма организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, методы, средства обучения, система заданий и задач, в ходе выполнения которых успешно будет осуществляться актуализация ранее усвоенных опорных знаний и способов деятельности, формирование новых научных понятий и их применение в различных ситуациях обучения, контроль и коррекция от незнания к знанию, от неумения к умению совершать на этом пути необходимые и достаточные познавательные и практические действия при решении запланированных на уроке учебно-познавательных и практических задач.

3. Постановка цели занятия.

Определение конкретной цели обучения является принципиальным моментом в организации учебного процесса. Знания и умения - это одна и та же деятельность, но существующая в разных формах. Поэтому нельзя "знать", но не "уметь", и наоборот. Если не определить цель занятия, то нельзя точно определить объем учебного материала, форму, этапы его представления студентам.

Цель как мотив мобилизует желание ученика добиться результата. При отсутствии цели любая деятельность становится пустым времяпровождением.

Цель учебная - это не название темы урока. Это четкое и ясное описание дела для учащихся.

Сформулируйте конкретную цель урока.

  • Цель урока еще не становится целью для ученика. Он должен не только понять цель, но и принять ее, сделать целью соей деятельности.
  • Цель показывает чему ученик должен научиться, видеть, где он может использовать эти знания или умения.
  • Цель объясняет ученику, что он изучает, зачем работает.
  • Цель позволяет проводить опрос с позиции достижения целей учеником.

Цель концентрирует внимание ученика на уроке.

В начале цель формируется в общих терминах, а далее конкретизируется описанием нужных действий и образцов поведения.

Понятные и принятые учениками образцы поведения, учебных действий будут активно ими выполняться.

Цели урока:

1. Варианты конструирования образовательных целей:

1.1.Способствовать формированию и развитию умений и навыков (специальных и общеучебных).

  • Изучить;
  • Раскрыть;
  • Ознакомить;
  • Отработать навыки самостоятельной работы;
  • Научить работать с самостоятельной литературой;
  • Составлять схемы.

1.2. Способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов.

1.3. Способствовать запоминанию цифрового материала как ориентира для понимания количественных характеристик изучаемых объектов и явлений.

1.4. Способствовать осознанию основного технологического материала.

1.5. Способствовать формированию представлений о...

1.6. Способствовать осознанию существенных признаков понятий, технологических процессов.

1.7. Создать условия для выявления причинно-следственных связей:

  • Раскрыть причины...
  • Выяснить последствия...

1.8. Способствовать пониманию закономерности..,

  • Создать условия для выявления взаимосвязи между...
  • Способствовать пониманию зависимости между...

2. Варианты конструирования развивающих целей:

2.1. Способствовать развитию речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса, усиление выразительности и оттенков).

2.2. Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы).

2.3. Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве, точности и тонкости различения цвета, формы).

2.4. Способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук, развивать двигательную сноровку, соразмерность движений).

2.5. Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.

2.6. Способствовать овладению учащимися всеми видами памяти.

2.7. Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.

3. Варианты конструирования воспитательных целей:

3.1. Способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических, экономических и других качеств личности.

3.2. Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.

3. Организационный момент.

  • Приветствие;
  • Проверка явки учащихся;
  • Заполнение учителем классного журнала;
  • Проверка готовности учащихся к уроку;
  • Настрой учащихся на работу;
  • Доведение до учащихся плана урока.

4. Мотивация учебной деятельности.

Мотивация - это процесс, в результате которого определенная деятельность приобретает для индивида известный личностный смысл, создает устойчивость его интереса к ней и превращает внешние заданные цели деятельности во внутренние потребности личности. Так как мотивация - это как бы внутренняя движущая сила действий и поступков личности, педагоги стремятся управлять ею и учитывать ее в построении учебного процесса. Показ обучающимся тех реальных производственных условий и задач, в которых им необходимо будет использовать знания по изучаемой теме, показ профессиональной направленности, в обучении создают у обучающихся повышенное внимание к предмету. Мотивация является одним из необходимых условий активного включения обучающегося в познавательную деятельность, поэтому ее созданию уделяется пристальное внимание психологов и педагогов. Одной из наиболее простых методик усиления мотивации является создание потребностей в учебе через интерес. В связи с этим мотивационное введение должно вызвать у студентов познавательно-профессиональный интерес к работе и явиться стимулом активной, целенаправленной деятельности.

Преподаватель подчеркивает практическую значимость, актуальность темы, отражает региональный компонент.

5. Самостоятельная работа студентов.

Самостоятельная работа прежде всего завершает задачи всех других видов учебной работы. Никакие знания, не ставшие объектом собственной деятельности, не могут считаться подлинным достоянием человека. Помимо практической важности, самостоятельная работа имеет большое воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность определенных умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста.

Самостоятельная работа может входить как главный элемент в структуру лабораторного или практического занятия, а может выступать как организационная форма обучения.

Самостоятельная работа - это деятельность студентов в процессе обучения и во вне аудиторное время, выполняемая по заданию преподавателя, под его руководством, но без его непосредственного участия.

Основой для самостоятельной работы является весь комплекс полученных студентами знаний. Самостоятельная работа тренирует волю, воспитывает работоспособность, внимание, культуру учебного труда.

Основными признаками самостоятельной работы студентов принято считать:

  1. Наличие познавательной или практической задачи, проблемного вопроса и особого времени на их выполнение, решение.
  2. Проявление умственного напряжения обучаемых.
  3. Проявление сознательности, самостоятельности, активности студентов в процессе решения поставленных задач.
  4. Владение навыками самостоятельной работы.
  5. Осуществление управления и самоуправления самостоятельной познавательной и практической деятельностью студента.

В самостоятельной работе студентов по решению познавательных задач всегда присутствуют элементы управления и самоуправления данной деятельности.

Самостоятельность обучаемых проявляется по-разному: от простого воспроизведения, выполнения задания по жесткому алгоритму и до творческой деятельности.

Владение навыками самостоятельной работы присуще далеко не всякому студенту, вместе с тем научить обучаемого учиться, научить самому добывать знания можно, лишь организуя его самостоятельную практическую деятельность.

Обязательная самостоятельная работа имеет разнообразные формы, чаще всего это различные домашние задания.

Домашняя работа может быть рассчитана на воспроизведение знаний, их закрепление, углубление, на формирование умений.

В зависимости от поставленной цели виды домашних заданий могут быть различны: чтение учебной литературы (основной, дополнительной, справочной), составление плана текста, конспектирование, составление сравнительных таблиц, графологических структур, решение задач, подготовка реферата, доклада, подготовка к конференции, олимпиаде, конкурсу, деловой игре, экзамену, зачету, контрольной работе и т.д.

Наряду с домашними заданиями, общими для всех студентов, могут применяться индивидуальные задания, предназначенные для студентов, проявляющих особый интерес к той или иной учебной дисциплине.

Педагогическое руководство внеаудиторной самостоятельной работой заключается в том, чтобы правильно определить объем и содержание домашнего задания.

Студентам важно знать и то, как следует выполнять эти задания, какими приемами и методами пользоваться, какова методика самостоятельной работы. Уместна демонстрация образцов выполненного задания.

Подлинному овладению знаниями, умениями и навыками способствует разработка преподавателем дидактических материалов по организации самостоятельной работы студентов. Дидактические материалы являются дополнением к стабильному учебнику. В них содержатся: система заданий, конкретные указания по выполнению умственных или практических действий, наблюдению явлений и фактов, воспроизведению уже знакомых явлений, выявлению существенных признаков, формулирование правил, составление графологических структур схем, сводных таблиц и т.д.

Разработка дидактического материала содействует интенсификации учебной деятельности всех студентов на всех этапах обучения.

Дидактические материалы могут быть оформлены по темам, разделам дисциплины и представлять собою рабочие тетради, которые предлагается использовать в дополнение к объяснению преподавателя и к работе студентов по учебнику.

Характерной особенностью рабочих тетрадей является то, что процесс выполнения заданий, а также результаты фиксируются тут же в тетрадях, что позволяет преподавателю контролировать ход мысли студента. Выполнение заданий может фиксироваться и в лекционных тетрадях, и в отдельных тетрадях по самоподготовке студентов. Эталоны ответов можно помешать в справочной части тетради для самопроверки выполнения заданий. Можно эталоны печатать на отдельных листах.

Использование дидактических материалов вносит полезное разнообразие в работу студентов, содействует активизации их внимания, повышению интереса к выполняемым заданиям.

6. Виды контроля.

В педагогической литературе выделяют следующие виды контроля: предварительный, текущий, рубежный (периодический) и итоговый.

Предварительный контроль служит необходимой предпосылкой для успешного планирования и руководства учебным процессом. Он позволяет определить походный уровень знаний и умений обучаемых. На основании этих данных преподаватель вносит коррективы в рабочие программы дисциплин.

Текущий контроль осуществляется во всех организационных формах обучения и является продолжением обучающей деятельности преподавателя. Текущий контроль позволяет получать непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала. Задачами текущего контроля является стимуляция регулярной, напряженной работы студентов, активизация их

познавательной деятельности. Нельзя допускать большие интервалов в контроле каждого студента, в противном случае студенты перестают регулярно готовиться к занятиям.

Сочетание различных форм текущей проверка знаний позволяет активизировать воспроизводящую, познавательную деятельность студентов и исключает элемент случайности в оценке знаний.

Рубежный контроль позволяет определить качество изучения студентами учебного материала но разделам, темам предмета. Такой контроль проводят обычно несколько раз в семестр. Примером рубежного контроля могут служит контрольные работы, компьютерное тестирование.

Педагогический контроль позволяет проверить прочность усвоения полученных знаний, гак как проводится через продолжительный период времени.

Итоговый контроль направлен на проверку конечных результатов обучения выявление степени овладения студентами системой знаний, умении и навыков, полученных в процессе изучения отдельного предмета или ряда дисциплин.

Итоговый контроль осуществляется на семестровых, переводных и государственных экзаменах.

По результатам контроля выставляются оценки по пятибалльной системе.

Итоговые семестровые оценки по предметам, не выносимым на экзамены выставляются по результатам текущего и периодического контроля, но не являются средним арифметическим всех имеющихся оценок за этот период. Следует обращать особое внимание па результаты контроля, осуществляемого по основным вопросам учебной программы, по письменным и контрольным вопросам.

Формы проверки знаний.

В средних специальных учебных заведениях основными формами контроля знаний, умений и навыков студентов являются: устный опрос (индивидуальный и фронтальный), письменная и практическая проверка, стандартизированный контроль и др.

Индивидуальный опрос - наиболее распространенный метод контроля знаний студентов. При устном опросе главное внимание сосредотачивается не только на простом воспроизведении фактов, но и на их объяснении и доказательстве,

Устный опрос должен производиться регулярно, чтобы стать важным фактором обучения и воспитания. Вопросы для устного опроса должны быть заранее подготовленными, продуманными, точными, недвусмысленными. Для такого опроса подбираются вопросы, требующие подробного изложения и разъяснения.

Кроме индивидуального, различают фронтальный и комбинированный опрос. Фронтальный опрос проводится в форме беседы преподавателя с группой. Его достоинство в том, что в активную умственную работу вовлекаются все студенты группы.

Для фронтального опроса важна система вопросов. В них должна быть определенная последовательность, которая позволяет увидеть основные понятия, положения,

зависимости в учебном материале. Вопросы должны быть лаконичными, ответы - краткими. Чаще всего такая проверка используется для контроля знаний, подлежащих обязательному запоминанию и усвоению правил, дат, количественных показателей, терминов:

Однако, фронтальный опрос не может быть основным видом проверки. В ходе его проверяется факт выполнения задания, но трудно установить полноту и глубину усвоения.

Чтобы вызвать познавательную активность студентов всей группы, целесообразно сочетать индивидуальный и фронтальный опрос, а также применять различные приемы активизации познавательной деятельности студентов (предлагают остальным проанализировать ответ товарища, дополнить его, задать вопросы отвечающему) остальным проанализировать ответ товарища, дополнить его, задать вопросы отвечающему).

Устный опрос требует больших затрат времени, кроме того, по одному вопросу нельзя проверить всех студентов. В целях рационального использования учебного времени проводят комбинированный, уплотненный опрос, сочетая устный опрос с другими формами (письменный опрос но карточкам, выполнение заданий у доски и другие).

Письменная проверка является важнейшей формой контроля знаний, умений и навыков студента. Его применение дает возможность о, проверить усвоение учебного материала всеми студентами группы

Письменные работы по содержанию и форме в зависимости от предмета могут быть самыми разнообразными; диктанты, сочинения, решение задач, выполнение упражнений, расчетов, выписывание рецептов, ответы на вопросы:

Продолжительность письменных контрольных работ может быть различной.

После проверки и оценки контрольных письменных работ проводится анализ результатов их выполнения, выявляются типичные ошибки и причины, вызвавшие неудовлетворительные оценки.

Практическая проверка занимает особое место в системе контроля. Практическая проверка позволяет выявить, как студенты умеют применять полученные знания на практике, насколько они овладели необходимыми умениями. В процессе выявления профессиональных знаний студент обосновывает принятые решения, что позволяет установить уровень усвоения теоретических положений.

Наиболее широко эта форма используется при изучении специальных дисциплин, на лабораторных и практических занятиях, при прохождении производственной практики.

Широкое применение для контроля находят профессиональные задачи, деловые игры, подобранные в соответствии с требованиями квалификационной характеристики специалиста.

Практическая проверка является ведущей формой контроля в период производственной практики. Контроль ЗУН осуществляется как в ходе выполнения студентами конкретной производственной деятельности, так и по её результатам.

7. Домашняя работа.

Домашняя работа может быть рассчитана на воспроизведение знаний, их закреплении, углубление, на формирование умений. Могут быть использованы домашние задания опережающего, перспективного характера. Применение опережающих заданий позволяет преподавателю пробуждать и развивать познавательные интересы, с большей эффективностью проводить на занятиях беседы, дискуссии.

В средних специальных учебных заведениях используют следующие основные виды домашних заданий в зависимости от поставленной цели:

Цель Виды домашнего задания
Первичное овладение знаниями (усвоение нового материала) Чтение учебника, первоисточника, дополнительной литературы; составление плана текста, конспектирование прочитанного, графическое изображение структуры текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; наблюдения.
Закрепление и систематизация знаний Работа с конспектом лекции, повторная работа над материалом учебника, первоисточника, дополнительной литературы; составление плана ответа на специально подготовленные вопросы; составление таблиц, графиков, схем; изучение нормативных документов; ответы на контрольные вопросы; подготовка к выступлению на семинаре, а также рефераты и доклады, составление библиографии.
Применение знаний, формирование умений Решение задач и упражнений по образцу, вариативных задач и упражнений; выполнение расчетно-графических, проектировочных работ, ситуационных производственных задач, подготовка к деловым играм, подготовка курсовых, дипломных проектов; экспериментально-конструкторская, опытная работа на тренажере.

Дамзина Татьяна Владимировна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска "Средняя общеобразовательная школа № 160"

Новосибирская область, город Новосибирск

УМК «Сферы» по физике /В.В. Белага, И.А. Ломаченков, Ю.А. Панебратцев. Физика. 7-9 классы, 2014.

Из опыта работы учителя физики по реализации УМК «Сферы»

Статья

Наша школа является городской инновационной площадкой «УМК нового поколения школе 21 века» с 2010 года. В настоящее время, используя УМК, изучаются предметы география, физика, биология, история, математика.

Свою работу по внедрению УМК «Сферы» в учебный процесс я проводила по следующему плану:

    Знакомство с учебной линией УМК, содержание, структура, приложения.

    Изучение инновационного опыта по данной теме.

    Работа, адаптирование программы и учебно – тематического планирования.

    Отбор и систематизация материала, который будет использоваться в учебно – воспитательной деятельности.

    Создание интерактивных и мультимедийных учебных пособий.

В настоящее время завершенная предметная линия УМК «Сферы» по физике (Белага В.В., Ломаченков И.А., Панебратцев Ю.А. Физика. 7-9классы) соответствует требованиям ФГОС основного общего образования и предназначена для 7-9 классов общеобразовательных учреждений.

Для меня, как учителя основным инструментом по формированию необходимых предметных знаний, умений и навыков был и остаётся УМК. УМК должен удовлетворять требованиям учеников с разными способностями, соответствовать современному уровню подачи и содержания информации, побуждать учеников к самостоятельной деятельности по освоению материала. Используя данную предметную линию, работать гораздо легче, так как в состав УМК «Сферы» входят:

Рабочие программы,

Учебник,

Электронное приложение к учебнику (CD),

Тетрадь-тренажер,

Тетрадь-практикум,

Тетрадь-экзаменатор,

Задачник,

Поурочное тематическое планирование,

Подача материала и система заданий в УМК обеспечивают учёт возрастных интересов, индивидуальных особенностей и реальных возможностей учащихся. Это даёт возможность оптимально реализовать системно-деятельностный подход в обучении, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.

Наибольшую проблему для учителя составляет перестройка не только методики проведения урока, но и своего отношения к образовательному процессу.

Каким образом можно индивидуализировать процесс обучения, сформировать определённые УУД и дать предметные знания за ограниченное время урока для 30 учеников? Это достигается через различные способы деятельности учащихся по получению предметных знаний.

Содержание УМК «Сферы» является принципиально избыточным для достижения этих результатов обучения и отработки УУД. Информационное наполнение учебников, содержание дидактических единиц комплекта (тетради-практикума, тетради-тренажёра, задачника, тетради-экзаменатора) позволяют закрепить, развить и проконтролировать осваиваемые в процессе обучения виды деятельности. Электронные приложения к учебникам направлены на приобретение новых знаний и отработку учебных действий с применением новых образовательных технологий.

Рассмотрю некоторые дидактические единицы УМК по физике «Сферы».

1. Учебник.


    Изучая материал учебников, учащийся знакомится с интересными историческими фактами из биографии учёных. В каждом из учебников содержится раздел «Имена в истории физики», в котором показан вклад учёных в развитие научной мысли.

    В учебниках представлено большое количество материалов, позволяющих продемонстрировать место и роль изобретений в истории человеческого общества, что позволяет установить взаимосвязи между процессом и результатом обучения.

    В УМК «Сферы» по физике заложен достаточный потенциал и для профессиональной ориентации школьников . В учебниках демонстрируются современные технические устройства и принципы их работы . Описания подкреплены интерактивными моделями в электронных приложениях.


Таким образом, учителю предоставляется возможность организации активного поиска знаний самими учащимися.


2. Тетрадь-тренажер.

В тетрадях-тренажёрах выделены следующие типы работ по видам деятельности:

    «Работаем с текстом» - обучает анализировать текстовую учебную информацию, делать выводы, получать физические знания не только из учебников, но и из научных статей, справочной литературы и научных произведений;

    «Смотрим и думаем» - заставляет задуматься над тем, что нас окружает, анализируя визуальную информацию;

    «Считаем и сравниваем» - помогает учиться анализировать статистическую и цифровую информацию.

Около каждого задания расположены от одного до трёх шариков, соответствующих уровню сложности задания. После выполнения работы необходимо самостоятельно подсчитать количество шариков (баллов) по каждому виду заданий и сравнить результат с максимально возможным, записав его в специальных ячейках рубрики «Подведём итоги».

Таким образом, учащийся производит оценку своей учебной деятельности и осознаёт уровень усвоения знаний.

3. Тетрадь-практикум.

    В тетрадях-практикумах кроме стандартных лабораторных работ, которые почти всегда сопровождаются дополнительными заданиями, также представлены работы, целью которых является формирование навыков подбора информации на заданную тему , её интерпретации и представления, составление презентации на заданную тему и демонстрация результатов работы.


4. Задачник.

В задачнике представлены задачи разного типа и уровня сложности. Это расчетные задачи, без умения решать которых невозможно полноценное знание физики, и задачи, направленные на развитие теоретического мышления. Ведь умение анализировать и делать теоретические выводы на основе знаний – один из важных навыков юного исследователя, который пригодится ребенку в повседневной жизни.

По уровню сложности задачи традиционно разделены на три типа, так что каждый ученик в классе может выбирать свою «любимую» задачу.

Используя задачник, учитель может сформировать и отработать у обучающихся навыки решения задач по всем темам, изучаемым в курсе физики.

5. Электронное приложение к учебнику.

Электронные приложения к учебникам содержат обширную медиатеку. Обучающийся имеет возможность самостоятельно планировать порядок изучения медиаобъектов, выбирать из общего числа объектов необходимые именно ему для получения новых знаний.




Электронные приложения к учебникам представляют собой многофункциональное программное обеспечение, содержащее медиаресурсы различного типа и назначения.

Работа с электронным приложением позволяет научиться методам информационного поиска для решения познавательных задач.

Такие наглядные учебные пособия обеспечивают наглядно-образное восприятие учебного материла с помощью ЭП и способствуют максимальному усвоению объема учебной информации, приобретению умений реализации их в практической деятельности.

Обучающиеся, отвечая на вопросы, содержащиеся в рубрике учебников «Вопросы для обсуждения», могут быть вовлечены в организацию научной дискуссии на определённую тему, что способствует формированию умений вести научный спор, аргументировать свою точку зрения.

Комбинируя деятельность учащихся с дидактическими единицами УМК «Сферы» по физике, опытный учитель формирует навыки выполнения УУД и работы в информационно-образовательной среде. Овладение УУД позволяет обучающемуся самостоятельно получать новые знания, умения и компетенции.

Используя в своей работе данный комплекс, можно выделить следующие отличительные особенности линии УМК:

      линия рассчитана на любой уровень технического оснащения общеобразовательного процесса – от наличия классной доски до компьютера на каждом рабочем месте ученика;

      не требует дополнительных учебных пособий, при этом дает огромные возможности для дифференциации и индивидуализации обучения;

      присутствие навигационной системы, которая позволяет осуществить единую технологию обучения в соответствии с психологическими способностями современных школьников;

      дает возможность учителю выйти на качественно другой уровень обучения и образования детей;

      практическая направленность, способствующая использованию научных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;

      наличие системы заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий.

Могу выделить следующие преимущества данного УМК:

      открытость, нет содержательных и технических ограничений;

      использование данного УМК, оснащенного ЭОР, облегчает подготовку к уроку и позволяет оперативно создавать авторские дидактические материалы к уроку, позволяет применять различные формы работы на уроке, стили обучения;

      использование электронного приложения позволяет значительно расширить информацию тестовую и визуальную и научиться применять ее при подготовке творческих работ;

      использование тренажера способствует активизации процесса обучения и результативности работы обучающихся;

      четкая функциональная направленность, возможность комплексного применения дидактических образовательных ресурсов с последующими изменениями и дополнениями;

      предполагает простор в использовании разнообразных методик и новых педагогических технологий; позволяет дифференцировать процесс обучения;

      усиливает подачу материала и практическую направленность, содержит опорные схемы, таблицы, типовые задания ЕГЭ, зачетные тесты;

      позволяет работать с различными современными образовательными ресурсами широкого спектра: текстами и объектами, аудио и видеозаписями, анимацией, веб-камерой и т.д;

      предоставляет больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в классе;

      делает занятия интересными и увлекательными благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов;

      дают стабильно позитивный настрой учащихся на уроках физики и, увеличивают мотивацию обучающихся.

При работе с УМК «Сферы» мною также выявлены некоторые сложности в процессе организации учебной деятельности по предмету.

      В тетради - тренажере задания к материалу одного параграфа разбросаны по разным страницам. Для организации работы обучащихся целесообразней было бы подобрать задания в соответствии с последовательностью изучения материала на уроках.

      На тетрадях не предусмотрено место для записи фамилии на обложке. Она имеет темный фон и ламинированную поверхность. Поэтому тетради подписываются изнутри. Тетради практикум и экзаменатор хранятся в классе и выдаются учащимся во время урока. Это создает дополнительную потерю времени.

      В силу избыточности содержания УМК тетради-тренажеры и практикумы используются не полностью (хотя это больше преимущество, чем недостаток).

Также хорошей отличительной особенностью УМК, является наличие конструктора уроков. Качественная разработка, призванная помочь учителю в организации работы по подготовке к урокам и систематизации накопленных методических материалов. При использовании конструктора уроков, учитель имеет возможность творчески подходить к организации учебного процесса.

УМК Сферы предоставляет возможность изучать физику на основе работы в едином информационном поле, реализованном через взаимосвязь всех компонентов комплекта (учебник, тетрадь-экзаменатор, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум, задачник, электронное приложение), облегчают поиск, освоение информации. При работе по этому комплекту полностью меняется роль учителя. Если раньше учитель позиционировался как носитель и транслятор информации, то сейчас он организатор учебной деятельности.

Начинающим учителям и ученикам, осваивающим УМК «Сферы», хочу предложить свои рекомендации по использованию УМК (см. Приложение 1).

В заключении хочу сказать, что использование УМК «Сферы» является перспективным, так как формирует у учащихся информационную культуру, вызывает интерес и улучшает мотивацию к изучению физики, творческим открытиям обучающихся, а в конечном итоге – к повышению качества образования.

В состав УМК "Сферы" входят: учебник, электронное приложение к учебнику, тетрадь-тренажер, тетрадь-практикум, тетрадь-экзаменатор, задачник.

Учебник подготовлен в соответствии с ФГОС и освещает вопросы курса физики для основной школы. Книгу отличает фиксированный в разворотах формат, лаконичность изложения, четкая структурированность текста, обширный и разнообразный иллюстративный ряд.

Используя электронное приложение к учебнику, обучающиеся значительно расширят информацию и научатся применять ее при решении физических задач, подготовке творческих работ. Электронное приложение содержит большой объём информации к каждому уроку, к практическим работам, тесты к параграфу. Всё это можно использовать как для закрепления пройденного материала, так и для контроля знаний. Контроль знаний может проводиться как самим учеником, так и его родителями.

Тетрадь-тренажер чаще предназначена для самостоятельной работы учащихся. Содержит задания, сгруппированные по видам работ. Позволяет на примере содержания разных тем отрабатывать предметные и метапредметные умения и навыки работы с информацией разного типа.

В тетради-практикуме представлены лабораторные работы, необходимые для успешного усвоения курса физики в соответствии с программой. Ученики могут ознакомиться с научными методами исследования в лабораторных и домашних условиях. Порядок лабораторных работ отвечает структуре учебника. Выполнение лабораторных работ, предложенных в тетради-практикуме, позволит связать теоретический материал, изучаемый на уроках физики, с практическим использованием этих знаний. В пособии представлено 30 лабораторных работ, из них 20 можно выполнять дома, так как для этого не требуется специального физического оборудования.

Тетрадь-экзаменатор предназначена для проведения тематического и итогового контроля знаний. В ней приведены варианты контрольных работ в тестовой и традиционной форме по каждой теме. Таким образом, изучая новую тему, учащийся знает примеры контрольных заданий.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Математические методы в психологии» предназначен для повышения качества подготовки студентов в процессе проведения лекционных, практических занятий, а также во время самостоятельной работы.

В учебном процессе наиважнейшее место занимает лекционное занятие. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д. В связи с этим остановимся на некоторых методических рекомендациях по «эффективному слушанию».

За установление контакта с аудиторией всегда отвечает лектор, выступающий. Говорит ли он экспромтом, импровизирует ли по тезисам, читает ли сплошной текст - выступающий только тогда добьется эффекта, когда аудитория слушает то, что он говорит. С другой стороны, чтобы понять и усвоить то, о чем говорит выступающий, надо уметь слушать внимательно и даже тщательно.

От умения слушать во многом зависит эффективность делового и личного общения людей. Преходящий характер произносимого слова - вот что повышает важность умения слушать. Слушающий, в отличие от говорящего, не может позволить себе отвлечься даже на мгновенье, поскольку произносимое слово исчезает, «умирает» в момент, когда оно слетает с губ говорящего. Умение эффективно слушать особенно важно для менеджера, который заинтересован в непосредственном общении с подчиненными.

Слышать и слушать - не одно и то же. Мы многое слышим, не слушая, и часто осознаем, что услышали тот или иной звук, только после того, как он прекратился. Например, в тихой комнате мы можем слышать тиканье часов, однако мы редко специально слушаем это; иногда мы вспоминаем о наличии в комнате часов только в момент, когда они вдруг остановились.

Слышание (простое чувствование звука) фактически является лишь первым шагом в законченном процессе слушания, который включает в себя:

· слушание слов;

· понимание языка лектора, значения отдельных слов;

· правильное выделение в речи говорящего законченных выражений;

· понимание смысла предложений и фраз;

· оценку сказанного, включая отделение фактов от мнений.

Чтобы успешно слушать и понимать, необходимо непрерывное постоянное усилие для поддержания должного внимания к словам говорящего. Этот процесс требует значительного умственного напряжения. Только при этом можно хорошо понять, о чем говорит преподаватель, проанализировать и запомнить отдельные положения предлагаемого материала.

Поддержать непрерывное внимание к лектору для многих оказывается нелегким делом по целому ряду причин:

· отключение внимания. Отвлечь наше внимание может все, что действует необычно или раздражает, например, наружность лектора, его голос или особенности произношения;

· высокая скорость умственной деятельности. По данным психологов, мы думаем в четыре раза быстрее, чем говорим. Поэтому, когда кто-либо говорит, наш мозг большую часть времени свободен и отвлекается от речи говорящего;

· антипатия к чужим мыслям. Мы всегда больше ценим свои мысли, и для нас обычно приятнее и легче следовать этим мыслям, нежели заставлять себя следить за тем, что говорит другой;

· избирательность внимания. Мы с детских лет привыкли слушать одновременно многое, не уделяя всему предельного внимания. Попытка внимательно слушать все была бы непосильным занятием. И в порядке самозащиты мы приучаемся попеременно выбирать то, что в определенный отрезок времени представляет для нас наибольший интерес. Эта присущая нам привычка переключать внимание с одного на другое затрудняет фиксированное внимание на чем-то одном;

· потребность реплики. Чья-то речь может вызвать у нас неотвратимую потребность ответить. Если это с нами происходит, то мы уже не слушаем, что нам говорят. Наши мысли заняты формулированием “разгромных” комментариев, с которыми мы хотим выступить, в лучшем случае - по окончании речи говорящего, обычно же - сразу, перебивая и ни с кем, и ни с чем не считаясь.

Из сказанного, по всей видимости, ясно, что слушать эффективно для большинства из нас является весьма трудной задачей. Но она становится еще более сложной в результате воздействия помех, которые могут возникнуть между лектором, говорящим и аудиторией.

1. Физические помехи. Они разнообразны, но их можно сгруппировать по характеру воздействия и результатов:

· температура в комнате. Если в помещении жарко или холодно, то мысли слушающих будут заняты главным образом этим неудобством, а не тем, что говорит лектор;

· шум (постоянный или спорадического характера, от случая к случаю, время от времени) отвлекает внимание аудитории;

· неожиданное действие. Опоздание студента или его уход во время лекции всегда отвлекает внимание всей аудитории;

· усталость. Студент, испытывающий физическую усталость, обычно не в состоянии внимательно относиться к словам лектора. Его голова, как правило, в этом случае больше занята своим состоянием, нежели тем, что говорит преподаватель.

2. Умственные помехи:

· безразличие. Тема или некоторые из ее аспектов могут оказаться малоинтересными для некоторых студентов или для всей аудитории;

· предубеждение. Студент, имеющий предубеждение к теме лекции или к какой-то ее части, может либо полностью отключить свое внимание от того, о чем говорит преподаватель, либо вместо того, чтобы слушать с познавательной целью, будет следить за недостатками лектора;

· озабоченность. Когда студент озабочен своими личными проблемами, ему, естественно, трудно сосредоточиться на восприятии материала лектора, так как его мысли постоянно возвращаются к этим проблемам;

· реакция на слова с эмоциональной окраской. Многие непроизвольно реагируют на определенные слова, ассоциирующиеся с неприятностями или несчастьем. Например, такие слова, как «увольнение», «штраф», «убытки», «банкротство», и им подобные могут вызвать нежелательную эмоциональную реакцию. Когда кто-то слышит такого рода слова, то возникает опасность появления у него раздражения или злости, которые могут отвлечь слушателя от сути лекционного выступления;

· напряжение. Если материал труден для понимания или излагается непоследовательно и путано, то это, как правило, вызывает ненужное умственное напряжение аудитории и затрудняет усвоение преподносимого материала.

У определенной части обучающихся выработались и укоренились отрицательные привычки, затрудняющие установление контакта с преподавателем. Вот наиболее распространенные из них:

· повышенное внимание к недостаткам в наружности, голосе, речи лектора и его манерах;

· слушание лектора, не глядя на него (обычно хорошие лекторы свою речь подкрепляют выразительными жестами и богатой мимикой; студент или другой слушающий, который не смотрит на такого выступающего, получает неполную информацию);

· активная реакция на незначительные отвлекающие моменты, например, шарканье ногами, кашель, чихание и т.д.;

· поспешная оценка темы лектора и вывод о том, что в лекции не будет ничего нового или ценного;

· поспешное заключение о том, что положения лектора неправильны или не заслуживают внимания; здесь необходимо предоставить лектору или другому выступающему возможность обосновать их;

· поспешный отказ от усилий слушать лектора (чаще всего бывает, когда материал труден или преподносится непоследовательно);

· отрицательные эмоции в случаях, когда лектор выдвигает противоречивую мысль или использует в речи слова, вызывающие отрицательные эмоции или ассоциации;

· показное внимание в случаях, когда на самом деле голова отвлечена личными заботами;

· детальное конспектирование; оно оставляет для слушания слишком мало времени (конспектируя лекцию, студент не может сосредоточить полностью свое внимание на том, что говорит преподаватель).

Каждый студент должен разделять ответственность за эффект общения с преподавателем. Лектор отвечает за эффективность своей лекции, а аудитория - за эффективность слушания. Во всяком случае, так должно быть.

Чтобы научиться эффективно слушать, нужно приучаться поддерживать непрерывное внимание к лектору. Основная проблема - это не поддаться соблазну отвлечься и не давать воли собственным мыслям. Для этого необходимо постоянным усилием поддерживать свой “настрой” на одной волне с лектором. Решение этой задачи облегчается, когда выработаны положительные устойчивые привычки и точно соблюдается план слушания.

Положительные устойчивые привычки выражаются в следующем:

· активная поза студента всегда помогает сосредоточить внимание. Правильный выбор вертикальной посадки помогает лучше сосредоточиться. Наоборот, когда расслабляется тело, тогда то же самое происходит с мозгом. Стоит только расслабиться физически, как оказывается трудно не расслабиться и умственно;

· сосредоточенный взгляд на лектора. Лектора легче слушать и сохранять внимание, наблюдая за ним. Если смотреть в сторону или на кого-либо, то появляется опасность, что наши мысли будут следовать за нашими глазами;

· устойчивая сосредоточенность. Во время речи легко отвлечься по различным причинам. Более того, можно отвлечься, даже какое-то время не осознавая этого. Чтобы сосредоточиться, нужно уметь воздержаться от всякого рода «игр», например, созерцание предметов, находящихся на столе, нежелательно перебрасываться взглядами, читать любую литературу и т.д.

1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.

Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.

2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, «далее», «итак», «таким образом», «следовательно» и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.

Вообще любой выступающий, лектор делает паузы (например, чтобы просмотреть свои записи, подойти к наглядным пособиям, выпить воды и т.д.). Эти небольшие паузы лучше использовать для анализа и обобщения того, что преподаватель сказал, чем давать волю своим собственным мыслям и витать в облаках.

3.Опережение речи лектора. Если речь лектора представляет интерес, то появляется естественное стремление предугадать ход мысли, следующее ее положение. С каждым случаем совпадения мысли лектора и слушающего его студента улучшается усвоение и запоминание отдельных положений лекции. Однако даже при несовпадении такого рода мыслительной деятельности уровень запоминания и последующего усвоения лекционного материала со стороны студента, тем не менее, повышается, поскольку происходит умственная работа, сравниваются предположения слушателя и утверждения говорящего.

Принцип сравнения или противопоставления (контраста) широко известен в обучении. Следовательно, опережение речи лектора является не только одним из средств «настройки на волну» слушаемой лекции, но и достаточно эффективным средством ее запоминания, усвоения.

4.Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания.

В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация - нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление.


Похожая информация.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

АМУРСКИЙ ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АДМИРАЛА Г. И. НЕВЕЛЬСКОГО»

по составлению учебно-методического комплекса дисциплины

Благовещенск, 2013

Методические рекомендации предназначены для преподавателей Амурского филиала, разрабатывающих методическое обеспечение внедрения и реализации требований Федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС) среднего профессионального образования (далее СПО) и методического сопровождения разработки рабочих учебных программ дисциплин и профессиональных модулей основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП).

Методические указания разработаны в связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования нового поколения.

Составитель:

В., начальник учебно-методического отдела

Введение

1. Структура, порядок составления, согласования и утверждения учебно-методического комплекса по дисциплине.

2.1. Общие положения

2.2. Порядок составления, согласования и утверждения рабочей программы

2.3. Структура и содержание рабочей программы

2.4. Дополнения и изменения в рабочей программе

Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций (в соответствии с требованиями к итоговой аттестации, установленными ФГОС).

Методические материалы и указания должны формироваться с учётом положения о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

Ответственность за содержание и представление материалов УМК дисциплины возлагается на составителя (группу составителей) и руководителя отделения, на котором реализуется данная программа.

Контроль соответствия УМК дисциплины ФГОС и рабочему плану направления или специальности осуществляет научно-методический совет колледжа.

УМК дисциплины предназначен для введения единых требований к учебно-методическому обеспечению всех дисциплин, входящих в учебные планы специальностей, реализуемых в колледже по всем направлениям подготовки. УМК доступен преподавателям и студентам в виде текста на сайте, материалов в библиотеке и методическом кабинете колледжа.

1. Структура, порядок составления, согласования и утверждения учебно-методического комплекса дисциплины

Учебно-методический комплекс – совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению курсантами (студентами) учебного материала, входящего в рабочую программу дисциплины (блока дисциплин), предусмотренную планом подготовки курсантов (студенто) в по одной из специальностей (направлений подготовки).


В структуру УМК включают следующие материалы:

1. Титульный лист УМК дисциплины.

2. Извлечение из ФГОС СПО по специальности (направлению подготовки).

3. Рабочая программа по дисциплине.

4. Карту обеспеченности дисциплины учебно-методической литературой.

5. Банк контрольных заданий и вопросов (тестов) по отдельным модулям и в целом по дисциплине.

6. Комплект экзаменационных билетов.

7. Методические указания для различных форм учебных занятий по дисциплине.

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

9. Методические указания по выполнению учебно-исследовательских (контрольных, рефератов, курсовых, дипломных) работ, предусмотренных учебным планом.

10. Инновации в преподавании дисциплины.

11. Прикладные компьютерные разработки по дисциплине (если это предусмотрено учебным планом), в том числе – электронные учебники, прикладные компьютерные программы, деловые игры , хрестоматийный материал и др.

12. Глоссарий.

13. Ридеры (тексты для чтения), являющиеся составным элементом отдельных дисциплин.

14. Наглядные средства обучения (перечень).

15. Образцы работ, выполненные при изучении дисциплины (рефераты, контрольные и творческие работы, проекты и др.).

УМК дисциплины составляет преподаватель (группа преподавателей), руководствуясь документами, указанными во введении. Если дисциплина входит в планы сразу нескольких основных образовательных программ с одинаковыми требованиями ФГОС СПО и учебных планов, то разрабатывается один унифицированный УМК дисциплины по этим специальностям (направлениям). Для очной, заочной форм обучения составляется единый УМК дисциплины. Для курсантов (студентов), обучающихся по сокращённой программе обучения , составляется отдельный УМК дисциплины.

Разработка материалов УМК дисциплины включается в индивидуальный план учебно-методической работы преподавателя, срок разработки УМК устанавливается на заседании предметно-цикловой комиссии и фиксируется в её протоколе.

Разработка УМК дисциплины включает этапы:

Разработка учебной программы по дисциплине, входящей в учебный план подготовки курсантов (студентов) по соответствующей специальности (направлению) подготовки;

Разработка учебных материалов: конспекта лекций , технологии проведения практических занятий, методических указаний по курсовым и выпускным квалификационным работам;

Оформление УМК дисциплины;

Апробация материалов УМК дисциплины в учебном процессе;

Корректировка материалов УМК дисциплины.

Порядок утверждения и согласования УМК дисциплины:

Рассмотрение на заседании предметно-цикловой комиссии;

Согласование с заместителем директора филиала по учебной работе;

Утверждение УМК дисциплины заместителем директора филиала по учебной работе.

Все печатные документы УМК должны храниться в одной или нескольких папках архивного типа, оформленных по единому образцу. Электронный вариант УМК дисциплины хранится в той же папке.

Срок действия утверждённого УМК дисциплины определяется сроком действия ФГОС СПО по направлению (специальности) и обновляется по мере необходимости. Все изменения и дополнения согласуются в установленном порядке, как правило, до конца учебного года и вводятся в действие с сентября нового учебного года.

1 ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ УМКД

Титульный лист должен быть оформлен в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению документов и содержать:

Наименование отраслевого органа, в введении которого находится учебное заведение;

Наименование учебного заведения;

Наименование учебной дисциплины;

Код и наименование специальности/направления;

Дата рассмотрения и утверждения УМКД на заседании предметно-цикловой комиссии;

Согласование с научно-методическим советом филиала;

Год и место разработки УМКД.

Оборотная сторона титульного листа содержит перечень документов, входящих в УМКД (Приложение 1).

2. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Общие положения

Рабочая программа учебной дисциплины – базовый методический документ, регламентирующий содержание и структуру, её место и значение в системе подготовки специалиста данного профиля, и составляет основу УМК дисциплины. Это основной рабочий документ преподавателя, определяющий содержание, объём и порядок изучения учебной дисциплины, а также формы(виды) контроля знаний курсантов (студентов) по данной дисциплине (промежуточный, текущий, итоговый: реферат, контрольная работа , тест, зачёт, экзамен).

Рабочая программа разрабатывается в соответствии с обязательным минимумом содержания дисциплины, отражённым в ФГОС, для каждого направления (специальности) с указанием уровня подготовки. Для дисциплин гуманитарного, естественнонаучного и общепрофессионального циклов допускается разработка одной учебной программы для нескольких направлений и специальностей. В этом случае на титульном листе программы делается соответствующая запись.

Наличие утверждённой рабочей программы учебной дисциплины является обязательным условием для организации и осуществления образовательного процесса

в колледже.

Рабочая программа составляется в двух экземплярах и после утверждения хранится (в составе УМК дисциплины) у заместителя директора по учебной работе – один экземпляр, второй – в делах отделения, где работает составитель.