Главная · Топливная система · Гибель народа. Краткая история геноцида армян в Османской империи. В память жертв геноцида армян День памяти жертв геноцида армян

Гибель народа. Краткая история геноцида армян в Османской империи. В память жертв геноцида армян День памяти жертв геноцида армян

День памяти жертв Геноцида армян отмечается ежегодно 24 апреля в память о жертвах Геноцида армян в Османской империи. Планомерное уничтожение армянского населения в Османской Турции началось ещё с конца ХIХ века, а 24 апреля в качестве мемориальной даты выбрано потому, что именно в этот день в 1915 году в османской столице Стамбуле были арестованы и позднее убиты более 800 представителей армянской интеллигенции. Так армянский народ, большая часть которого на тот момент проживала в Западной Армении, лишился большей части интеллектуальной элиты. Вслед за этим событием последовала череда жестоких убийств и выселений этнических армян, получившая название Геноцид армян.
Традиционно в этот день миллионы армян и сочувствующих им представителей других народов в разных странах мира отдают дань памяти жертвам Геноцида, унёсшего жизни около 1,5 миллионов армян или около половины всех армян мира на тот период.
Уцелели в основном армяне Российской империи, а также армяне-беженцы в третьих странах...


Геноцид армян был организован турецкими правителями при поддержке императорской Германии и при попустительстве западных стран. Исповедуя идеи пантюркизма и панисламизма, турецкие власти стремились не только сохранить Османскую империю и насильно уничтожить или ассимилировать подданное население, но и создать всетуранскую империю, в которую бы вошли все мусульмане.

24 апреля 1915 года была арестована первая группа армянской интеллигенции. Далее последовали многочисленные аресты. За короткий период число арестованных достигло около 800 человек, в числе которых были писатели, ученые, искусствоведы, педагоги, актеры, врачи, священники, общественные деятели, а также армянские депутаты турецкого меджлиса (парламента). Всех их погнали в Анатолию и зверски убили.

В результате геноцида 1915 года было уничтожено около полутора миллионов армян, со своих земель было депортировано все армянское население Западной Армении.
Причем не просто вырезали - убивали садистски, сжигали заживо, пытали...

К сожалению русские были не в силах предотвратить страшной бойни, которую устроили турки в 1915 году, когда сигнал к убийствам был дан в Зайтуне, 24 апреля 1915 года.
Однако, уже в начале этих бедствий, по личному приказанию Государя Императора Николая II, русские войска предприняли ряд мер для спасения армян, в результате которых из 1.651 тысячи душ армянского населения Турции было спасено 375 тысяч, то есть 23%, что само по себе является исключительно внушительной цифрой.

Обратимся теперь к армянскому источнику и посмотрим как это спасение происходило. Г. Тер-Маркариан, в своей работе „Как все это происходило", говоря о страшном преступлении турок писал:
„Ради исторической справедливости и чести последнего русского Царя нельзя умолчать, что в начале описываемых бедствий 1915 года, по личному приказанию Царя, русско-турецкая граница была приоткрыта и громадные толпы скопившихся на ней измученных армянских беженцев были впущены на русскую землю.
Сохранились рассказы очевидцев о душераздирающих, разыгравшихся при этом сценах, о незабываемых проявлениях безмерной радости и слезах благодарности со стороны страдальцев, падавших на русскую землю и неистово ее целовавших, о русских солдатах-бородачах, стыдливо прятавших увлажненные слезой глаза и кормивших из своих котелков изголодавшихся армянских детей, о матерях, целовавших сапоги русских каазаков, бравших в седло по одному, по два армянских ребенка и спешно увозивших их подальше от этого ада, о рыдавших от счастья стариках, обнимавших русских солдат, об армянских священниках, с крестом в руках возносивших молитвы, крестивших и благословлявших коленопреклоненную толпу.

У самой границы, прямо под открытым небом, было расставлено множество столов, за которыми русские чиновники принимали армянских беженцев без всяких формальностей, вручая по царскому рублю на каждого члена семьи и особый документ, дававший им право в течении года беспрепятственно устраиваться по всей Российской Империи, пользуясь бесплатно всеми видами транспорта. Здесь же было налажено кормление голодных людей из полевых кухонь и раздача одежды нуждающимся.
Русские врачи и сестры милосердия раздавали лекарства и оказывали неотложную помощь больным, раненым и беременным. Всего таким образом было тогда пропущено через границу и нашло прибежище и спасение в России более 350 тысяч турецких армян"

И взгляд с армянской стороны.

АРМЯНЕ ПОМНЯТ О МИЛОСЕРДНОМ АКТЕ ИМПЕРАТОРА РОССИИ

Для нас важное значение имеет статья Павла Пагануцци «Император Николай II - спаситель сотен ты­сяч армян от турецкого геноцида», опубликованная на страницах журнала «Родина» (1993. № 8-9). Лишь в одном не прав Павел Пагануцци - в том, что о спасе­нии не вспомнил «никто ни раньше, ни теперь». Ар­мяне ничего не забыли. Акт царского милосердия на вечные времена вошел в национальное сознание ар­мянского народа. Достаточно отметить, что даже в са­мые суровые годы сталинского деспотического режи­ма многие армяне, в особенности беженцы из Запад­ной Армении, своих сыновей в честь императора на­зывали Николаем.
Вооруженные силы Советской Армении стали орга­низовываться на новой основе. Однако недолго длил­ся этот процесс - всего 8 дней. С десятого декаб­ря 1920 года начались повальные аресты генералов и офицеров армии Республики Армения. За два меся­ца было арестовано 1400 человек. В конце февраля 1920 года 840 из них (в том числе 13 генералов, 20 полковников) оказались в концентрационном ла­гере города Рязани, в числе их и 67-летний генерал Базоев.

Находясь вдали от родных берегов, штабс-капитан Фарашян не переставал рассказывать о гуманном пос­тупке русского царя по отношению к армянам. В Госу­дарственном архиве Рязанской области (ГАРО) хра­нятся документы, в которых особый отдел XI Крас­ной армии и спецчасть концлагеря характеризуют Фа­рашяна как явного монархиста. Даже в лагере он не расставался с портретами царя. Как сказано в доносе агента-сексота (фамилия имеется в деле), «Фарашян считает себя не временно задержанным, а воен­нопленным. Поэтому он имеет право хранить в карма­не фото царя. Убийство царя он считает преступлени­ем века» (см. ГАЮ. Φ. Р-2817. On. I. Д. 198). Кличка «монархист» сохранялась за Фарашяном, пока он на­ходился в лагере. Вместе с другими офицерами армии Республики Армения Фарашян через несколько лет был освобожден из концлагеря, но в 1936 году вновь оказался в застенках террористической диктатуры в качестве дашнака, хотя никогда не был членом какой-либо партии.

Так жили, страдали и умирали мученики двадцатого столетия - благородные сыновья армянского народа. Что касается акта милосердия Русского Императора, то он с благодарностью будет воспринят теми армяна­ми, которые до публикации на страницах журнала «Ро­дина» об этом не могли знать. Абсолютно уверен в том, что недалек тот день, когда на территории возро­жденной Республики Армения будет воздвигнут вели­чественный памятник - Хачкар в честь этого поступ­ка Его Императорского Величества Николая II. Как свидетельствует история, армяне умеют быть благо­дарными. Они не забывают добро.
ГЮЛАБ МАРТИРОСЯН,
доцент Рязанской радиотехнической академии, председатель правления Рязанского Армянского культурного общества «АРАКС»

Упокой, Господи, невинноубиенных.


24 апреля отмечается День памяти жертв геноцида армян в Османской империи. В результате геноцида погибли около 1,5 миллиона армян.
В этот день в 1915 году 215 видных представителей армянской интеллигенции были сначало собраны в Константинополе, а затем депортированы. Эта акция была знаком к началу массовых убийств и депортаций армянского мирного населения. Людей, в том числе стариков, женщин и детей заставляли делать многокилометровые переходы по засушливым районам без питья и еды. Большинство гибли на этих маршах смерти. Людей сжигали заживо в домах и церквьях, топили в море, сгоняли в концлагеря.

Влияние геноцида армян на организацию Нили
Массовая резня армян турками оказала решающее влияние на решения Аарона Ааронсона и его товарищей организовать подпольную организацию Нили для помощи англичанам захватить Палестину.
Эйтан Белкинд, подпольщик Нили, смог попасть в турецкую армию и был прикреплён к штабу Джамаль-паши. Эйтан Белкинд был свидетелем сжигания живьём 5000 армян.
Сара Ааронсон, выйдя замуж за обеспеченного болгарского еврея Хаима Авраама, проживала в Константинополе. 25 декабря 1915 года Сара решила вернуться домой, в Зихрон Яаков. По дороге в Эрец Исраэль она была свидетелем резни и маршей смерти устроенных турками. Элиэзер Ливне в его книге "Нили - история политической смелости" рассказывает:
"Она (Сара Ааронсон) видела целый народ беспомощный изнемогающий в предсмертных муках почти без сопротивления. Рассказы Сары о резне армян очень сильно повлияли на Аарона и других людей, которых она встречала в Палестине."
Впоследствии, когда Аарон Ааронсон прибыл в Лондон, в ноябре 1916 года, он подготовил доклад британским властям об резне армян, назвав его "За Армению". Вот что он написал:
"Сестра пишущего эти строки двигалась из Константинополя в Хайфу в декабре 1915 года. После той поездки, каждый раз при упоминании резни она в истерике. Вот некоторые её свидетельства. Сотни тел мужчин женщин и детей разбросаны с обоих сторон железнодорожного полотна и собаки обгладывают трупы. На одной из остановок тысячи голодающих армян болеющие тифом ждали состав, они лежали около рельс. Когда состав подошёл и машинист увидел армян он специально продолжил ехать, около 15 армян были раздавлены паровозом. Машинист выпрыгнул из паровоза, радостно потирая руки, и крикнул своему напарнику - Я раздавил этих свиней"....
Иногда к ним пригоняют цистерну с водой, в тот же миг по прибытию открываются люки и воды хлещет уходя в землю на глазах у умирающих от жажды армян....
Видела я (Сара) мусульманина с седой бородой, когда он собрал вокруг себя подмигиванием и движением пальца, опытного в этих делах, несколько девочек от 12 до 14 лет. Нацепил очки на свой нос, и начал щупать каждую девочку, пока не выбрал одну в возрасте не больше 13 лет, заплатив за неё 6 монет...."

Мир, западные страны молчали и не вмешивались. А это звонил набат и звонил он по нам, по евреям. Так как мы были следующие.
Когда Гитлера спросили опасается ли он мировой реакции на германское "окончательное решение", то его ответ был - "Кто помнит сегодня катастрофу армян".

Вклад Франца Верфела
В 1932 году Иерусалим посетил австрийский писатель еврейского происхождения Франц Верфел со своей женой Алмой Малер. Журналист Цафрони, работавший в газете Итамара Бен Ави (сын Иехуды Бен Элиэзера), познакомился с писателем. Францу Верфелу понадобились новые туфли и Цафрони отвёл его к сапожнику по имени Гарбидян. Гарбидян был одним из переживших ужасы геноцида. Под впечатлением услышанных от сапожника свидетельств Франц Верфел в следующем 1933 году написал книгу "40 дней деревни Муса Даг", которая стала бестселлером и рассказала миру о катастрофе армян.

Признание геноцида армян в Израиле
"Геноцид армян примечателен во многих отношениях, в том числе и потому, что в кровавом XX столетии он был ранним примером массового геноцида, который многие признают как «репетицию» холокоста."
Профессор Исраэль Чарни - директор Института геноцида в Иерусалиме, главный редактор «Энциклопедии геноцида».

На этой карте тёмно-зелёным цветом обозначены государства признавшие геноцид армян и светло-зелёным признавшие только на уровне некоторых областей и местных администраций. Я бы хотел чтоб Израиль был на этой карте тёмно-зелёного цвета.

Признание геноцида армян в современной Турции
"Мы не совершали этого преступления, нам не за что извиняться. Кто виноват, тот может принести извинения. Однако у Турецкой Республики, у турецкой нации таких проблем нет."
Реджеп Тайип Эрдоган - премьер-министр Турции

При написании поста использовалась Википедия и статья Зеева Галили.

24 апреля армяне всего мира отмечают самую скорбную дату в своей истории: годовщину начала "Великого Злодеяния" - геноцида 1915 года

В конце марта 2018 года в Армении было на удивление тепло и солнечно даже для столь южной широты. Нежная зелень, цветущие сады и столь долгожданные каждым русским человеком после нашей долгой зимы майские запахи. В те дни еще ничто не предвещало апрельских политических волнений. Завершался Великий пост: скромные в своем внутреннем убранстве армянские храмы украшались свежей зеленью, традиционной в канун великого праздника Входа Господня в Иерусалим, на Руси широко известного как Вербное воскресенье.

В те дни мы, участники международной конференции "Традиционные ценности - вызовы современности", собрались в Эчмиадзине - древней духовной столице армян. Тема обсуждения была более чем острой: как наша восточно-христианская цивилизация способна противостоять тому колоссальному внешнему давлению, которое в разной степени затронуло все народы разрушенной столетие назад Империи. Разрушенной в результате исторической катастрофы, одним из прологов к которой стали кровавые события 1915 года, вошедшие в историю как геноцид армян. Той самой катастрофы, о которой в Армении знает каждый младенец, а на многих домах, автомобилях и даже на одежде можно встретить ее скорбный символ - фиолетовую незабудку.

Мы выходим из эчмиадзинского храма святой преподобномученицы Гаянэ (Гаиании) - памятника Всемирного наследия ЮНЕСКО и места погребения нашей общей святой, почитание которой объединяет различающиеся в догматике Армянскую Апостольскую и Поместные Православные Церкви. Воздух свеж и прозрачен: вдали, за турецкой границей, виднеются две вершины Арарата, напоминающие в том числе и о трагических событиях столетней давности.

На пути к трагедии

Историческая память - штука сложная, а порой и причудливая. Каждый русский (по меньшей мере, старшего поколения) знает, пусть зачастую не благодаря урокам истории, а произведениям Лермонтова и Льва Толстого, об Отечественной войне 1812 года. Слава Богу, свежа память о Великой Отечественной войне и еще живы ее последние ветераны. А вот о другой Великой войне, Первой мировой, в советские годы прозванной "империалистической", мы практически ничего не знаем. А еще меньше, чем ничего - о ее Кавказском фронте, поражение русских войск на котором привело к трагическим последствиям для всех народов региона. И самой кровавой стала трагедия армянского народа, потерявшего, по разным подсчетам, до полутора миллионов человек - около половины армян всего мира.

Конечно, истоки геноцида несложно найти в религиозных противоречиях турецкого и армянского народов. Мусульмане против христиан. Но этот ответ слишком прост. И его явно не хватает, чтобы понять смысл случившегося: того, что произошедшее - отнюдь не цивилизационный антагонизм, а прямое порождение современного мира. То, чего нельзя было ожидать в средневековой Османской империи (при всем ее отношении к христианским народам как второразрядным подданным - "зимми"), произошло в период после победы либерально-националистической прозападной Младотурецкой революции 1908 года. Именно на младотурках, сторонниках секуляризации общественной жизни, а вместе с тем - радикальных националистах, лежит основной груз ответственности за геноцид армянского населения Османской империи в годы Первой мировой войны.

Геноцид 1915 года

Армянская трагедия столетней давности изучена историками столь же досконально, как и трагедия еврейского народа в нацистской Германии и на оккупированных ей территориях. Собственно, параллелей между Геноцидом армян и Холокостом очень много. Оба были спровоцированы секулярно-националистической политикой: с одной стороны, как уже говорилось, младотурок, с другой - немецких национал-социалистов. Конечно, подобные трагедии не возникают на пустом месте, и в обоих случаях существовали бытовые межэтнические и межрелигиозные конфликты. Но их перерастание в поистине сатанинскую ненависть людей друг к другу - всецело на совести политиков, подменивших исконные традиции народов секулярно-националистическим симулякром.

Так и в начале Первой мировой войны - после того, как в январе 1915 года Русская императорская армия при поддержке армянских добровольцев одержала решительную победу в Сарыкамышском сражении, младотурецкое правительство в качестве мести организовало массовое уничтожение армян. Началось все с разоружения и убийств армянских военнослужащих османской армии. После этого началась депортация армян из приграничных (прифронтовых) районов, а затем и других мест их компактного проживания в пустынные районы Османской империи. Параллельно 24 апреля (именно поэтому сей день стал символическим) из Константинополя была выслана армянская интеллигенция.

В дальнейшем трагические события нарастали подобно лавине. Даже некоторые османские чиновники были поражены зверствами, происходившими во время депортаций. Приведем лишь одной свидетельство процедуры высылки армян из Трапезунда, приведенное турком Саидом Ахмедом:

Вначале османские чиновники отобрали детей... Мусульмане Трапезунда были предупреждены о смертной казни за защиту армян. Затем отделили взрослых мужчин, заявив, что они должны принять участие в работах. Женщины и дети были высланы в сторону Мосула под охраной и с гарантиями безопасности, после чего мужчины были вывезены за город и расстреляны у заранее вырытых канав. На женщин и детей организовывались нападения "четтес", которые грабили и насиловали женщин, а затем убивали. Военные имели строгий приказ не мешать действиям "четтес". Отобранные дети также были высланы и убиты..."

Впоследствии все очень сильно напоминало гитлеровское "окончательное решение еврейского вопроса". Концлагеря, массовые убийства и еще более массовая гибель от условий содержания. И в итоге - чудовищная трагедия одного из самых древних христианских народов мира. Трагедия, последствия которой сложно оценить в полной мере, но сам факт, что в Армении живет менее трети армян мира, во многом связан с событиями 1915 года. Как с событиями тех лет связано и то, что главный символ всех армян - гора Арарат - находится за пределами Армении.

Непростые выводы

Конечно, иные специалисты возразят: но почему вы не говорите о том, что в те же годы в Османской империи пострадало немало представителей турецкого населения, в том числе, и от рук армянских националистов? А с другой стороны, игнорируете выступления турок в защиту армян? Нет, с этим не поспоришь. Было. А потому мы должны понимать, что факт геноцида - это не повод к исторической непримиримости, к тому, чтобы два древних народа на веки вечные стали врагами. Ведь это, как минимум, было бы не по-христиански. Да и не по-мусульмански.

Главный вывод, который всем нам стоило бы сделать из случившегося: что этническая гордыня - это главная опасность для существования любой древней традиции и любой цивилизации. Мы видим, как на фоне армянской трагедии рухнули две столь разные в частностях империи - Российская и Османская. Обе в той или иной мере наследовали Ромейскому царству - Византии, и обе представляли опасность для тех, кого сегодня мы иронически именуем "нашими западными партнерами". Потому и младотурки, и большевики в одном оказались "близнецами-братьями": посредством гражданских войн и гибели миллионов соотечественников они смогли до основания разрушить два уникальных, основанных на традиционных религиозных основаниях государства-цивилизации.

В канун Дня памяти жертв Геноцида армян в самой Армении снова было беспокойно. Но искренне хочется надеяться, что у чад этого древнейшего христианского государства хватит исторической памяти и мудрости не наступать на грабли, на которых уже вдоволь оттоптались многие народы нашей империи. Надеюсь, освободившись от столь опостылевших коррупционеров, армяне, подобно малороссам, не допустят в высокие кабинеты либеральных "евроинтеграторов", чье умение грабить собственный народ никому не нужно доказывать.

Храни тебя Бог, цветущая Армения! Христос Воскресе!

В истории геноцида некоторые историки выделяют два периода. Если на первой стадии (1878-1914 годы) задачей было удержание территории порабощенного народа и организация массового исхода, то в 1915-1922 годах во главу угла было поставлено разрушение этнического и политического армянского клана, препятствовавшего осуществлению программы пантюркизма. До Первой мировой войны разрушение армянской национальной группы осуществлялось в форме системы повсеместных одиночных убийств в сочетании с периодической массовой резней армян в отдельных районах, где они составляли абсолютное большинство (резня в Сасуне, убийства по всей империи осенью и зимой 1895 года, резня в Стамбуле в районе Вана).

Исходная численность народа, жившего на этой территории, является спорным вопросом , так как значительная часть архивов была уничтожена. Известно, что в середине XIX века в Османской империи немусульмане составляли около 56 % населения.

Согласно данным армянского патриархата, в 1878 году в Османской империи проживали три миллиона армян. В 1914 году армянская патриархия Турции оценила количество армян в стране в 1 845 450 человек. Армянское население уменьшилось более чем на миллион из-за резни в 1894-1896 годах, бегства армян из Турции и насильственного обращения в ислам.

Пришедшие к власти после революции 1908 года младотурки продолжили политику по жестокому подавлению национально-освободительного движения. В идеологии старая доктрина османизма была заменена на не менее жесткие концепции пантюркизма и панисламизма. Была начата кампания насильственного отуречивания населения, запрещены нетурецкие организации.

В апреле 1909 года произошла Киликийская резня, массовое убийство армян вилайетов Адана и Аллепо. Жертвами резни стали около 30 тысяч человек, среди которых были не только армяне, но и греки, сирийцы и халдеи. В целом в эти годы младотурки подготовили почву для полного решения "армянского вопроса".

В феврале 1915 года на специальном совещании правительства идеолог младотурок доктор Назим-бей изложил план полного и повсеместного уничтожения армянского народа: "Необходимо полностью истребить армянскую нацию, не оставляя на нашей земле ни одного живого армянина. Даже само слово "армянин " должно быть стерто из памяти…".

24 апреля 1915 года , в день, ныне отмечаемый как День памяти жертв геноцида армян, в Константинополе начались массовые аресты армянской интеллектуальной, религиозной, экономической и политической элиты, что привело к полному уничтожению целой плеяды виднейших деятелей армянской культуры. Были арестованы и впоследствии убиты более 800 представителей армянской интеллигенции, в числе которых были писатели Григор Зохраб, Даниел Варужан, Сиаманто, Рубен Севак. Не вынеся смерти друзей, лишился рассудка великий композитор Комитас.

В мае-июне 1915 года началась массовая резня и депортация армян в Западной Армении.

Всеобщая и систематическая кампания против армянского населения Османской империи заключалась в высылке армян в пустыню и последующих расстрелах, смерти от банд мародёров или от голода или жажды. Депортации были подвергнуты армяне из почти всех основных центров империи.

21 июня 1915 года, во время заключительного акта депортации, ее главный вдохновитель министр внутренних дел Талаат-паша приказал выслать "всех армян без исключения", живших в десяти провинциях восточного региона Османской империи, за исключением тех, кто был признан полезным для государства. В соответствии с этой новой директивой, депортация производилась по "принципу десяти процентов", согласно которому армяне не должны были превышать 10 % от мусульман в регионе.

Процесс изгнания и уничтожения турецких армян завершился серией военных кампаний в 1920 году против беженцев, вернувшихся в Киликию, и во время резни в Смирне (современный Измир) в сентябре 1922 года, когда войска под командованием Мустафы Кемаля вырезали армянский квартал в Смирне, а затем, под давлением западных держав, разрешили эвакуироваться оставшимся в живых. С уничтожением армян Смирны, последней уцелевшей компактной общины, армянское население Турции практически прекратило существование на своей исторической родине. Оставшиеся в живых беженцы рассеялись по миру, образовав диаспоры в нескольких десятках стран.

Современные оценки количества жертв геноцида разнятся от 200 тысяч (некоторые турецкие источники) до более 2 миллионов армян. Большинство историков оценивают количество жертв от 1 до 1,5 миллиона человек. Свыше 800 тысяч стали беженцами.

Точное число жертв и выживших определить сложно, поскольку с 1915 года, спасаясь от убийств и погромов, множество армянских семей сменило вероисповедание (по некоторым источникам — от 250 тысяч до 300 тысяч человек).

Уже много лет армяне всего мира добиваются того, чтобы международное сообщество официально и безоговорочно признало факт геноцида . Первым специальный декрет, признающий и осуждающий страшную трагедию 1915 года, принял парламент Уругвая (20 апреля 1965 года). Законы, постановления и решения по геноциду армян были в дальнейшем приняты Европарламентом, Государственной Думой России, парламентами других стран, в частности Кипра, Аргентины, Канады, Греции, Ливана, Бельгии, Франции, Швеции, Швейцарии, Словакии, Нидерландов, Польши, Германии, Венесуэлы, Литвы, Чили, Боливии, а также Ватиканом.

Геноцид армян признали свыше 40 американских штатов , австралийский штат Новый Южный Уэльс, канадские провинции Британская Колумбия и Онтарио (город Торонто включительно), швейцарские кантоны Женева и Во, Уэльс (Великобритания), около 40 итальянских коммун, десятки международных и национальных организаций , в том числе Всемирный совет церквей, Лига прав человека, Гуманитарный фонд Эли Визеля, Союз еврейских общин Америки.

Государственная Дума РФ 14 апреля 1995 года приняла заявление "Об осуждении геноцида армянского народа в 1915-1922 годах".

Правительство США уничтожение 1,5 миллиона армян в Османской империи, но отказывается называть его геноцидом.

Армянская община США уже давно принятия конгрессом резолюции, признающей факт геноцида армянского народа.

Попытки провести эту законодательную инициативу предпринимались в конгрессе не раз, однако они так и не увенчались успехом.

Вопрос признания геноцида в нормализации отношений между Арменией и Турцией.

Армения и Турция до сих пор не установили дипломатических отношений, а армяно-турецкая граница закрыта с 1993 года по инициативе официальной Анкары.

Турция традиционно отвергает обвинения в геноциде армян, утверждая, что жертвами трагедии 1915 года были как армяне, так и турки, и крайне болезненно реагирует на процесс международного признания геноцида армян в Османской империи.

В 1965 году на территории католикосата в Эчмиадзине был сооружен памятник жертвам геноцида. В 1967 году в Ереване на холме Цицернакаберд (Ласточкина крепость) была завершена постройка мемориального комплекса. В 1995 году около мемориального комплекса был построен Музей-институт геноцида армян.

Девизом армян всего мира к 100-летию геноцида армян выбраны слова "Помню и требую", а символом — незабудка. Этот цветок на всех языках имеет символический смысл — помнить, не забывать и напоминать. В чашечке цветка графически изображен мемориал в Цицеркаберде с его 12-ю пилонами. Этот символ будет активно использоваться в течение всего 2015 года.

атериал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

В Османской империи. Несмотря на то что планомерное и институционально подкреплённое уничтожение армянского населения в Османской Турции началось ещё с конца ХIХ века, мемориальная дата 24 апреля года выбрана не случайно. Именно в этот день в 1915 году османской столице г. Стамбуле были арестованы, а позднее умерщвлены более 800 представителей армянской интеллигенции. Так армянский народ, большая часть которого на тот момент проживала в Анатолии, лишился большей части своей интеллектуальной элиты. Вслед за этим событием в 1915 году последовала череда убийств и выселений этнических армян, получившая название геноцид армян . Традиционно в этот день миллионы армян в республиках Армения и непр. респ. Нагорный Карабах , всех армянских диаспор мира и сочувствующих им представителей других народов, отдают дань памяти жертвам геноцида, унесшёго жизни около 1,5 миллионов армян или около половины всех армян мира на тот период. Сохранились лишь армяне Российской империи, а также армяне-беженцы в третьих странах. Каждый год в этот день, сотни тысяч людей в Ереване поднимаются на мемориальный холм и возлагают гвоздики и тюльпаны к вечному огню. Как и День Победы (9 мая) в России, значимость этого дня в Армении не ослабевает с течением времени, что отчасти связано с кампанией мировой общественности по принуждению Турции к признанию геноцида армян.

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • День памяти воинов-интернационалистов
  • День подразделений собственной безопасности органов внутренних дел Российской Федерации

Смотреть что такое "День памяти жертв геноцида армян" в других словарях:

    День памяти жертв Геноцида армян - … Википедия

    День памяти жертв геноцида армян в Османской империи в 1915 году - Массовое уничтожение и депортация самая трагическая страница истории армянского народа, оставившая тяжелый след не только на всей последующей его истории, но и на его национальном самосознании. Уничтожение армян в Османской империи считается… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    День памяти геноцида армян в Османской империи в 1915 году - 24 апреля армяне всего мира вспоминают жертв геноцида армянского народа в Османской империи. Массовое уничтожение и депортация самая трагическая страница истории армянского народа, оставившая тяжелый след не только на всей последующей его истории … Энциклопедия ньюсмейкеров

    День памяти геноцида армян в Османской империи в 1915 г - Массовое уничтожение и депортация - самая трагическая страница истории армянского народа, оставившая тяжелый след не только на всей последующей его истории, но и на его национальном самосознании. Уничтожение армян в Османской империи… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Признание Геноцида армян - Признание геноцида армян формальный акт (действие) государства, констатирующий тот факт, что в 1915 году властями Османской империи на контролируемых ею территориях был организован и осуществлен геноцид армянского населения. Содержание 1… … Википедия

    Доказательства геноцида армян - Рафаэль де Ногалес Мендес (1879 1936), венесуэльской офицер служивший … Википедия

    Поминовение жертв Геноцида в Армянской Апостольской Церкви - 24 апреля Армения и диаспора отмечают память невинных жертв Геноцида армян 1915 г. Массовое уничтожение и депортация - самая трагическая страница истории армянского народа, оставившая след не только на всей последующей его истории, но и на… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    День геноцида азербайджанцев - «День геноцида азербайджанцев» Тип памятная дата Установлен 26 марта 1998 года Отмечается Азербайджан Дата 31 марта Празднование рабочий день Традиции проводятся мероприятия, посвящённые памяти жертв национальной резни Связан с массовые убийства… … Википедия