Главная · Топливная система · Церковь Архангела Михаила в Тропарёво. Церковь Архангела Михаила в Тропарёво Церковь михаила архангела на юго западной

Церковь Архангела Михаила в Тропарёво. Церковь Архангела Михаила в Тропарёво Церковь михаила архангела на юго западной


Давно хотел написать про эту замечательную церковь, и вот теперь, наконец собрался.
Дело в том, что в течение всего периода моей учебы на историческом факультете МПГУ, который располагался на проспекте Вернадского, неподалеку от конечной тогда станции метро "Юго-Западная" (речь идет о первой половине 1990-х гг.), этот храм был самым ярким образцом архитектуры среди серых и однообразных новостроек Тропарёва. Кроме как на церкви Михаила Архангела здесь взгляду зацепиться было не на чем.
Признаюсь, что пару раз перед сессией я - убежденный агностик, заходил в этот храм, чтобы поставить свечку Сергию Радонежскому, являющемуся будто бы покровителем всех учащихся. Не то чтобы я сильно верил в его помощь, но студенты ведь вообще люди суеверные, не правда ли?

Итак, Храм Михаила Архангела (Архистратига Михаила) в Тропарёве.

Тропарёво , как видно из летописей, было и дворцовым, и монастырским, и купеческим, и государственным селом. На всех этапах его истории источником духовности для жителей села служил храм Архистратига Михаила. Таким он остается и сейчас в масштабах района Тропарево-Никулино и всего Запада столицы. Исторические источники указывают на то, что "в 1704 году в селе Тропареве существовала каменная церковь во имя Архистратига Михаила, построенная, вероятно, в 1693 году".

Этот храм построен в стиле церковной архитектуры конца XVII века.
В то время произошел переход от трехглавия (южнорусский стиль) к пятиглавию по-московски. Этот стиль часто называют «нарышкинским барокко» , поскольку в имениях князей Нарышкиных в то время были сооружены церкви подобного типа.
Характерная деталь подобных храмов - сочетание форм, привычных для русских православных церквей, и новых, более пышных элементов декоративного убранства, во многом навеянных западной архитектурой, которая проникала тогда в Россию.

В ряде исследовании такой стиль получил название «московского барокко» , который, на мой взгляд, является более верным, поскольку кроме "нарышкинского барокко" выделяеются еще и "голицынский стиль" , "строгановский стиль" и "стиль Прозоровских" (впрочем, в этом посте не будут рассматриваться различия между направлениями московского барокко, а если вы, мои уважаемые читатели, желаете подискутировать об этом, то я с удовольствием поучаствую в дискуссии в комментариях).


Церковь имеет симметричную композицию, состоящую из двухсветного пятиглавого основного здания (или "четверика", как его принято называть) и трехчастной апсиды, а также трапезной и трехъярусной шатровой колокольни.
Как отмечал М. Ильин - известный историк и краевед: "По своей общей композиции церковь Тропарева мало чем отличается от рядовых храмов предшествующего времени. Однако ее зодчий, видимо, желая не отстать от своего талантливого собрата, обстраивавшего Новодевичий монастырь, решил применить в церкви все то новое, что выглядело столь эффектно в монастырских зданиях.... Храм Тропарева интересен как попытка применить приемы и формы «московского барокко» в рядовой сельской церкви с целью придать ей более парадный, даже торжественный вид".

Колокольня храма - характерный образец восьмигранной шатровой колокольни XVII в. Она представляет из себя центрическую площадку под легким, прорезанным небольшими окошками - "слухами", восьмигранным шатром. До нашего времени не дошли и колонки на столбах-опорах шатра, и декоративные наличники слухов. Положение колокольни в соответствии с принятыми канонами - строго по оси над западным входом в храм.

Среди подобных памятников в ближайших окрестностях Москвы храм Михаила Архангела выделяется удлиненными пропорциями четверика, завершенного кокошниками и глухими двухъярусными барабанами глав. Детали архитектурного декора и оконные наличники, укрупненные угловые колонки, карнизы нескольких типов, очевидно, навеяны формами построек Новодевичьего монастыря, сооруженных в 1680-х гг.
Среди декоративных элементов храма можно выделить барочные детали: восьмиугольные и двухъярусные шеи глав, формы наличников окон, убранство стен «пилою» (декоративное оформление верхнего фриза), а также особый рисунок железной решетки в окнах второго этажа.

Периоды жизни и восстановления храма Архистратига Михаила в Тропарево берут свое начало с XIII века. Сначала это был деревянный храм. Согласно документам, он перестраивался дважды. Затем, в конце XVII века был построен первый каменный храм. Судя по колокольне, первые каменные работы могли быть произведены в середине XVII в. Строительство было завершено в 1694 году.
Есть документы, свидетельствующие о том, что в 1823 году был произведен ремонт и частичная перестройка. Последнее большое обновление храма произошло в 1993 году.

Храм всегда располагался на одном и том же месте - небольшом холме и был хорошо виден издалека, привлекая внимание проезжих людей, направлявшихся в Москву с юго-запада. На протяжении "монастырского" периода храм поддерживался в хорошем состоянии. Это видно по описаниям конца XVIII века (сразу после выхода села из-под монастырской опеки): "Московский округ, Пехрянские десятины, село Тропарево, в нем церковь во имя святого Архистратига Михаила, каменная, в твердости, утварно посредственна, церковь большая. Священник Симеон Федоров, указ имеет".

В XX веке храм в Тропарево не избежал участи многих московских церквей. Накануне войны, в 1939 году, по словам очевидцев, храм закрыли. Колокола были сброшены с колокольни и бесследно исчезли. И только один небольшой колокол, откатившийся тогда в сторону, был бережно подобран жительницей одного из окрестных сел. Долго пребывал храм в полузапустении и полузабытьи. Постепенно исчезали ютившиеся рядом деревенские дома. И вот уже кругом - только современный бетон. Казалось молох разрушения не минует и храм. Но он выстоял.

В 1964 году архитекторы Свешников и Добряков из объединения "Мособлреставрация" провели обследование и реставрацию глав храма Михаила Архангела в Тропарево. После Великой Отечественной войны, когда страна была в разрухе, в первую очередь восстанавливались не храмы, а заводы и фабрики.
Поскольку война не дошла до храма Архангела Михаила, то он сохранился без видимых разрушений. Однако, время тоже не щадило его (все же прошло около 250-ти лет), и поэтому в 1957 г. архитектор Куницкая сделала предварительное обследование храма, чтобы составить смету для реставрации. Но только через 7 лет удалось приступить к конкретным работам.

В 1960-е годы в помещении храма располагался склад декораций "Мосфильма". В дальнейшем церковь использовалась Московским художественным комбинатом. Проходившие в 1975 году по соседству с ней съёмки "Иронии судьбы, или С лёгким паром" поспособствовали тому, что храм появился в одном из первых кадров фильма. И сразу же стал узнаваем.

В 1988 году решением исполкома Моссовета № 2118 от 13 декабря 1988 года церковь Архангела Михаила в Тропареве была передана в пользование Русской Православной Церкви и 23 февраля 1989 года церковь Архангела Михаила уже была открыта для верующих.

При подготовке поста были использованы следующие материалы:



Тропарево, как видно из летописи, было и дворцовым, и монастырским, и купеческим, и государственным селом. На всех этапах его истории источником духовности для жителей села служил храм Архистратига Михаила. Таким он остается и сейчас в масштабах района Тропарево-Никулино и всего Запада столицы. Исторические источники указывают на то, что "в 1704 году в селе Тропареве существовала каменная церковь во имя Архистратига Михаила, построенная, вероятно, в 1693 году".

Архангельский храм построен в стиле церковной архитектуры конца XVII века. В то время произошел переход от трехглавия (украинский стиль) к пятиглавию по-московски. Этот стиль часто называют «Нарышкинским барокко», поскольку в имениях князей Нарышкиных в то время были сооружены церкви подобного типа. Характерная деталь подобных храмов - сочетание форм, привычных для русских православных церквей, и новых, более пышных элементов декоративного убранства, во многом навеянных западной архитектурой, которая проникала тогда в Россию. В ряде исследовании такой стиль получил название «московского барокко».

Здание имеет симметричную композицию, состоящую из двухсветного пятиглавого основного здания (или "четверика", как его принято называть) и трехчастной апсиды, а также трапезной и трехъярусной шатровой колокольни. Как отмечал М. Ильин - известный историк и краевед: "По своей общей композиции церковь Тропарева мало чем отличается от рядовых храмов предшествующего времени. Однако ее зодчий, видимо, желая не отстать от своего талантливого собрата, обстраивавшего Новодевичий монастырь, решил применить в церкви все то новое, что выглядело столь эффектно в монастырских зданиях.... Храм Тропарева интересен как попытка применить приемы и формы «московского барокко» в рядовой сельской церкви с целью придать ей более парадный, даже торжественный вид".

Колокольня Михайловского храма - характерный образец восьмигранной шатровой колокольни XVII в. Она представляет из себя центрическую площадку под легким, прорезанным небольшими окошками - "слухами", восьмигранным шатром. До нашего времени не дошли и колонки на столбах-опорах шатра, и декоративные наличники слухов. Положение колокольни в соответствии с принятыми канонами - строго по оси над западным входом в храм.

Исстари на Руси существовал обычай совмещать колокольни с теплыми трапезными церквами. Это связано с тем, что летние церкви на долгую русскую зиму обычно закрывали (трудно было обогревать), а обязательные вседневные службы совершались в теплых церквах при трапезных. Стоит отметить, что именно на XVII в. приходится расцвет национального русского искусства колокольного звона, причем основным способом звона становится звон "в языки", то есть колокол заставляли звучать, раскачивая язык и ударяя им в край. «Языком» называют большой металлический стержень с утолщением и веревкой на конце, прикрепленный изнутри к колоколу. Кроме больших колоколов, выполнявших основную фигуру церковного звона - благовеста, в состав собрания колоколов каждого храма входили и колокола средних регистров, так называемые средние, за приятность звука их называли «красными». Третий разряд колоколов составляли «малые» или «зазвонные». Для связи между звонарями и идущей службой в храме снаружи алтарной стены (возле алтарного окна) вешался небольшой сигнальный колокол "ясак". В необходимый момент пономарь дергал за веревку этого колокола, и по этому сигналу на колокольне начинался (или прекращался) колокольный звон.

Среди подобных памятников в ближайших окрестностях Москвы храм Михаила Архангела выделяется удлиненными пропорциями четверика, завершенного кокошниками и глухими двухъярусными барабанами глав. Детали архитектурного декора и оконные наличники, укрупненные угловые колонки, карнизы нескольких типов, очевидно, навеяны формами построек Новодевичьего монастыря, сооруженных в 1680-х гг. Среди декоративных элементов храма можно выделить барочные детали: восьмиугольные и двухъярусные шеи глав, формы наличников окон, убранство стен «пилою» (декоративное оформление верхнего фриза), а также особый рисунок железной решетки в окнах второго этажа.

Периоды жизни и восстановления храма Архистратига Михаила в Тропарево берут свое начало с XIII века. Сначала это был деревянный храм. Согласно документам, он перестраивался дважды. Затем, в конце XVII века был построен первый каменный храм. Судя по колокольне, первые каменные работы могли быть произведены в середине XVII в. Строительство было завершено в 1694г. Есть документы, свидетельствующие о том, что в 1823 году был произведен ремонт и частичная перестройка. Последнее большое обновление храма произошло уже в наши дни, в 1993 г.

Храм всегда располагался на одном и том же месте - небольшом холме и был хорошо виден издалека, привлекая внимание проезжих людей, направлявшихся в Москву с юго-запада. На протяжении "монастырского" периода храм поддерживался в хорошем состоянии. Это видно по описаниям конца XVIII века (сразу после выхода села из-под монастырской опеки): "Московский округ, Пехрянские десятины, село Тропарево, в нем церковь во имя святого Архистратига Михаила, каменная, в твердости, утварно посредственна, церковь большая. Священник Симеон Федоров, указ имеет".

По сохранившимся метрическим книгам мы можем узнать о том, какие священники служили в Тропарево в разные годы. Приведем запись из книги 1832 г.: "Московский округ Голенищевской волости села Тропарево церкви Архангела Михаила, священник Николай Некрасов, пономарь Дмитрий Смирнов". 1853-1862 гг. - священник Алексей Надеждин, дьяк -Николай Васильев, с 1860 г. - священник Иоанн Покровский, а с 1870 г. - иерей Василий Смирнов".

Здесь хотелось бы сделать отступление и поговорить о куполах русского православного храма. Купола в форме луковиц с завершением в виде золотых крестов имеют древнюю и глубокую символику. Как писал князь Е. Трубецкой "наша отечественная «луковица» воплощает в себе идею глубокого молитвенного горения к небесам, через которое наш земной мир становится причастным потустороннему богатству. Это завершение русского храма - как бы огненный язык, увенчанный крестом и к кресту заостряющийся". Это явно заметно в яркие, солнечные дни, когда позолоченные купола словно пылают, отражая золотой свет и, по выражению Трубецкого создают "определенное религиозное настроение, и религиозно-эстетическое впечатление, напоминая издали огромные свечи. Завершением храма всегда являлся (и является до сих пор) крест, форма которого бывает разная. Что касается Михайловского храма, то, приглядевшись, можно заметить, что крест, завершающий колокольню, отличается от крестов куполов основного здания.

Чтобы разобраться в этом, стоит обратиться к истории христианства на Руси. Крест, которым в 988 году великий князь Владимир крестил киевлян имел простую «латинскую» форму. Позднее у креста внизу появилась наклонная поперечина, которая имеет несколько смысловых объяснений. Кстати, именно крест с косой нижней перекладиной считают «русским крестом». Одно из объяснений наклоненной перекладины - в соответствии с церковными преданиями наклонное подножие креста выражает вечное противостояние ада и рая. Это толкование выводят из евангельского рассказа о двух разбойниках, распятых вместе с Иисусом Христом. Согласно представлениям благоразумный разбойник всегда помещался справа от Христа, а нераскаянный разбойник - всегда с левой стороны. На Голгофе для разбойников крест служил своеобразным мерилом. Одному разбойнику, "низводимому в ад тяготою хуления, произнесенному им на Христа, крест стал как коромысло весов, склонившимся вниз под этой страшной тяжестью; другого же разбойника, освобожденного покаянием, крест возносит в царство небесное. Кроме того, в этой перекладине есть и практический смысл: поднятый конец перекладины всегда указывает на север, выполняя роль своеобразной стрелки компаса.

Позолоченный крест с полумесяцем у подножия, с пучком звезд в среднокрестии (по 3 на каждую из четырех сторон) в настоящее время водружен на пяти главах храма Архистратига Михаила (кстати, такого же рисунка кресты на Благовещенском соборе в Кремле, Церкви Николы в Хамовниках и др.). По одному из религиозных объяснений в этой форме выражена символика Апокалипсиса: "И явилось не небе великое знамение - жена, облаченная в солнце, а под ногами ее луна, и на голове ее венец из двенадцати звезд" (Откр. 12:1.). По мнению толкователей под этим образом из "Откровения" выводится сама Церковь Христова. Конечно, кресты на куполах храма поставлены недавно, но они соответствуют более древним крестам храма. Об этом можно судить по обследованиям архитекторов, сделанным в 1964 году.

Храм в Тропарево посвящен Архистратигу Михаилу - одному из семи высоко почитаемых архангелов в Православной Церкви. Согласно Священному Писанию, первенец Бжественного Торения Денница употребил во зло данную ему Богом свободную волю и стал родоначальником зла. Архангел Михаил, следующий за падшим ангелом по размеру дарований, исповедуя любовь к Богу словами: "Кто яко Бог" (на древнем еврейском языке: Ми-ха-ил), - изгнал сатану и падших с ним ангелов в ад. Апостол Иоанн Богослов так говорит об этом в своем откровении: "И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона. И дракон, и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змей, называемый дьяволом и сатаною, обольщающий всю вселенную".

Архангел Михаил почитается, прежде всего, как Архистратиг - предводитель небесного воинства, борющийся против сил зла (в переводе с греческого «верховный военачальник»). Изображение на иконах Архангела Михаила имеет символический смысл и выражает разного рода почитания. В древнерусском искусстве Архангела Михаила обычно изображают в двух вариантах. В одном - Архангел предстает в придворном облачении с лорантной лентой («лор» или «лорум» - широкая и длинная полоса ткани, расшитая жемчугом и драгоценными камнями), в руках держит сферу (зерцало) и жезл, а одет в хитон и гиматий; в другом - изображается как воин, Ахистратиг небесных сил: в правой руке - поднятый меч, а в левой руке - ножны, а облачен он в плащ и длинную кольчугу. Такой тип изображения Михаила Архангела был распространен на Руси с XIII века, об этом свидетельствуют печати великого князя тверского Михаила Ярославовича (стоит отметить, что Архангел Михаил считался покровителем князей и ратной славы), на фреске церкви Успения в Болотове, на соборной иконе в Архангельском соборе Московского Кремля. По этому же типу написана и храмовая икона Архистратига Михаила в Тропаревском храме. Она расположена справа от царских врат. Светлый образ Архистратига Михаила передает чувство уверенности в победе, и убеждение это создается радостным цветовым созвучием разнообразных оттенков красного цвета.

21 ноября храм в Тропарево отмечает свой главный Престольный праздник - праздник святого Архистратига Божиего Михаила. Этот праздник был установлен Православной Церковью еще в IV веке.

Создание храмов во имя Чуда Архангела Михаила на Руси (именно так ранее назывался храм Архангела Михаила в Тропареве) связано с интереснымфактом чудесного исцеления Святителем Московским Алексием ордынской царицы Тайдулы во второй половине XIV века. Вот как описывает и комментирует это событие историк И.Е. Забелин: "Ордынские цари от начала их владычества очень уважали наших митрополитов и весь поповский чин, как они выражались, почитая их молебниками, что Богу молились за них и за все их племя, а потому и освобождали молебников от всяких даней и пошлин. Быть может, никто из прежних митрополитов не действовал так благотворно на утверждение этого царского убеждения, как Митрополит Алексий. Так, возможно особое благоволение к митрополиту царя Джанибека и в особенности его матери - царицы Тайдулы, которая в 1357 году вызвала его к себе в Орду для исцеления от болезни своих очей. Когда святитель, собравшись в Орду, служил в Успенском соборе молебен, совершилось благодатное чудо у гроба св. Петра митрополита - "се от себя сама загореся свеча". Святитель раздробил чудную свечу и роздал народу на благословение и часть ее взял с собою с освященную водою". В Орде святителя встретили с большим почетом: "У царицы совершен был молебен, на котором возжена была чудесная свеча; потом святитель окропил царицу св. водою и в тот же час она прозрела. И царь, и вся орда дивились такому событию и оказали святителю хвалу и честь велию, а царь почтил его и бывших с ним многими дара-ми". По предположению И. Забелина, чудесное исцеление царицы совершилось 6 сентября (ныне день памяти Чуда Архангела Михаила в Хонях); в честь этого был основан Чудов монастырь в Москве (к сожалению, не сохранившийся до наших дней) и стали писаться иконы Михаила Архангела, Чуда Михаила Архангела, которые и стали храмовыми для новых церквей. Возможно, и Тропаревская церковь была впервые сооружена в те времена в память о чуде, случившемся в Орде.

У Тропаревской церкви в свое время было два придела: первый, с южной стороны, созданный в 1789-1791 гг. - во имя происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня и второй, с северной стороны, основанный в 1858 году в честь священномученика Харлампия.

Святитель Харлампий жил в III веке по Р.Х. и был епископом в городе Магнезии в Малой Азии. В то время римским императором был Септимий Север. Харлампий выступал против поклонения идолам и старался проповедовать истинную веру в Иисуса Христа, несмотря на жестокие гонения со стороны властей. В своих проповедях он говорил людям: "Иисус Христос послал пророков и апостолов, чтобы все люди вразумились их проповедью и шли неуклонно путем правды". Языческие власти схватили епископа и привели его к судье, который долго старался убедить его поклониться идолам. Епископ Харлампий решительно отказался отречься от Бога и тогда его подвергли страшным истязаниям. Старец с терпением и мужеством переносил страдание и говорил мучителям своим: "Благодарю вас, что пытая ветхое тело мое, обновляете дух мой, желающий облечься в новую, вечную жизнь". Многие язычники, видя необыкновенную твердость Харлампия, уверовали в истинного Бога и впоследствии были осуждены на смертную казнь. В церкви хранится икона св. Харалампия с частицей его мощей. Чудесно исцеленный от ран своих, святой епископ призывал язычников к истинной вере, исцелял больных и силой Божьей творил чудеса. По повелению императора он был осужден на казнь, но умер прежде, чем его коснулся меч палача.

В XX веке храм в Тропарево не избежал участи многих московских церквей. Накануне войны, в 1939 году, по словам очевидцев, храм закрыли, перекрыв духовный источник этой местности. Колокола были сброшены с колокольни и бесследно исчезли. И только один небольшой колокол, откатившийся тогда в сторону, был бережно подобран жительницей одного из окрестных сел. Долго пребывал храм в полузапустении и полузабытьи. Постепенно исчезали ютившиеся рядом деревенские дома. И вот уже кругом - только современный бетон. Казалось молох разрушения не минует и храм. Но он выстоял.

В 1964 году архитекторы Свешников и Добряков из объединения "Мособлреставрация" провели обследование и реставрацию глав храма Михаила Архангела в Тропарево. После Великой Отечественной войны, когда страна была в разрухе, в первую очередь восстанавливались не храмы, а заводы и фабрики. Поскольку война не дошла до храма Архангела Михаила, то он сохранился без видимых разрушений. Однако, время тоже не щадило его (все же прошло около 250-ти лет), и поэтому в 1957 г. архитектор Куницкая сделала предварительное обследование храма, чтобы составить смету для реставрации. Но только через 7 лет удалось приступить к конкретным работам.

В 1988 году решением исполкома Моссовета № 2118 от 13 декабря 1988 года церковь Архангела Михаила в Тропареве была передана в пользование Русской Православной Церкви и 23 февраля 1989 года церковь Архангела Михаила уже была открыта для верующих. А ровно через год, в день первой годовщины открытия храма, актеры театра на Юго-Западе во главе с главным режиссером В. Беляковичем торжественно передали тот старый колокол настоятелю храма протоиерею Георгию Студенову. Он освятил колокол во время богослужения. Так что сейчас среди звона новых, сделанных по специальному заказу на одном из уральских заводов колоколов, слышен и родной для храма голос старого колокола.

В храме традиционно происходит много знаменательных событий. Отмечаются одноименные Престольные праздники - соответственно 14 августа (происхождение Честных древ Животворящего Креста) и 23 февраля (в честь священномученика Харлампия). В Харлампиевском приделе хранилась икона с частицами мощей этого святого, которая в день праздника до сих пор выносится для поклонения верующим. Придел во имя происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня был создан и освящен после перенесения иконы из домовой церкви того же наименования, существовавшей в селе Воронцово в имении князя П.И. Репнина. Проследуем через просторный и уютный трапезный зал в четверик (то есть основное помещение) храма. Здесь, по разные стороны от царских врат, расположены списки с двух икон Божией Матери - Донской справа, и Смоленской (Одигитрии) - слева. Расскажем о них немного подробнее.

Список с Донской иконы особо почитаем в храме, так как жившие в Тропарево сподвижники Дмитрия Донского и их потомки всегда считали ее своей заступницей. Каждый год 1 сентября (19 августа по старому стилю) Донская икона Божией Матери торжественно выставляется в честь своего праздника в храме перед верующими. Свое название она получила со времен битвы Дмитрия Донского с татарами. Донские казаки, прибывшие на помощь великому князю, принесли с собой икону Богоматери, взятую из Благовещенской церкви. Икона стала хоругвью русского войска и в день Куликовской битвы, в 1380 году ее носили среди православных воинов, воодушевляя их на победу. В память победы, одержанной на берегах Дона, икона названа Донскою. В XVI веке был установлен ежегодный праздник в честь этой иконы, который отмечается 19 августа. Дмитрий Донской перенес икону в Москву и поставил сначала в Успенском, а затем в Благовещенском соборе Кремля.

Традиция почитания Смоленской иконы Божией Матери, называемой «Одигитрия», пришла в храм из Новодевичьего монастыря, в чьи владения, как уже упоминалось, входило Тропарево. Тропаревский список сделан, по всей видимости, с иконы XVII века. Глядя на него, невольно вспоминаешь сказания о чудотворной силе иконы. В 1398 году во время нашествия Тамерлана на южные пределы России, иконой Смоленской Божией Матери князь Витовт благословил свою дочь Софью - супругу князя Василия Дмитриевича. Софьей перенесена была икона из Смоленска в Москву и поставлена в Благовещенском соборе. Считается, что помогала она и во времена нашествия Наполеона. Накануне Бородинской битвы икону носили по русскому лагерю, чтоб укрепить молитвою воинов к великому подвигу. Особо чтимых списков с этой иконы насчитывалось когда-то более трех тысяч, они хранились как в церквях Москвы, так и в церквях других городов. Празднование иконы Смоленской Божией Матери было определено на 10 августа.

В храме также хранится довольно редкая икона Анны Кашинской. Святая благоверная княгиня Анна Кашинская родилась во второй половине XIII-го столетия. После кончины мужа - великого князя Михаила Ярославовича она постриглась в монашество. Потом по просьбе своего сына, князя Василия Кашинского, переселилась в г. Кашин, в Успенский женский монастырь, где и приняла схиму под именем Анны. Своей праведной жизнью она снискала глубокое уважение современников и благоговейную память потомков. В 1649 г. собор в Москве причислил благоверную Анну Кашинскую к лику святых. Икона св. Анны Кашинской была подарена одной из прихожанок храма.

На восточной стороне храма, у церковной ограды, выходящей на проспект Вернадского, поставлен памятный знак с фамилиями жителей из села Тропарева, погибших в годы Великой Отечественной войны.

В настоящее время храм Архангела Михаила находится в ведении и подчинении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и имеет статус Патриаршего подворья.

Как свидетельствуют некоторые источники, в 1669 году деревянная церковь во имя Архистратига Михаила в селе была отстроена заново.

В переписных книгах Московского уезда 1675 года, говорится: «...в Сетуньском стану в монастырских вотчинах написано: вотчина Новодевичья монастыря село Тропарево, а в нем храм Чудо Архистратига Михаила древен».

Церковь возводилась клетями (срубами). О том, как она выглядела в те времена, можно, наверное, судить по картине художника Б. Черушева.

Год от года богател Новодевичий монастырь, и в 1693 году в Тропарёво вместо сгоревшей деревянной церкви построили сохранившийся и поныне каменный пятиглавый храм Михаила Архангела с шатровой колокольней и одноэтажной трапезной, с приделами в честь Происхождения Честных древ Креста Господня и мученика Харлампия (в нём хранятся частицы мощей этого святого). Вот почему видим мы тут не скромную сельскую церковку, как, скажем, в соседнем Конькове, а пятиглавый храм с шатровой колокольней работы большого мастера.

Тропарёвский храм был построен в стиле церковной архитектуры конца XVII века. В то время произошёл переход от трёхглавия (украинский стиль) к пятиглавию по-московски. Этот стиль часто называют «Нарышкинским барокко», поскольку в имениях князей Нарышкиных в то время были сооружены церкви подобного типа. Их характерная деталь – сочетание форм, привычных для русских православных церквей, и новых, более пышных элементов декоративного убранства, во многом навеянных западной архитектурой, которая проникала тогда в Россию – живописным декоративным убранством и строгой многоярусной структурой. В ряде исследований такой стиль получил название «московского барокко».
Вероятный строитель храма Пётр Потапов.

Здание имеет симметричную композицию, состоящую из двухсветного пятиглавого четверика с трёхчастной апсидой, трапезной и трёхъярусной шатровой колокольни. Среди подобных памятников в ближайших окрестностях церковь выделяется удлинёнными пропорциями бесстолпного четверика, завершённого кокошниками, имитирующими закомары, и «глухими» 2-ярусными барабанами глав, усиливающими выразительность силуэта здания. Детали архитектурного декора – колончатые с навершиями-гребешками оконные наличники, укрупнённые угловые колонки, карнизы нескольких типов – очевидно, навеяны формами построек Новодевичьего монастыря, сооружённых в 1680-х гг. Среди декоративных элементов храма можно выделить барочные детали: восьмиугольные и двухъярусные шеи глав, убранство стен «пилою» (декоративное оформление верхнего фриза), а также особый рисунок железной решётки в окнах второго этажа. Стройная и изящная колокольня, представляющая собой два четверика, несущих восьмерик звона, увенчанный шатром с окнами-слухами, по своей композиции и набору декоративных деталей более тяготеет к архитектуре середины XVII в. Возможно, она является самой ранней частью здания, сохранившейся от предшествующей церкви. Об этом же свидетельствует характер примыкания колокольни к кладке западной стены трапезной, осуществлённой с «перебивкой» карнизов.

Храм был хорошо виден издалека и, располагаясь с правой стороны от Боровской дороги, привлекал внимание проезжих людей, направлявшихся в Москву с юго-запада.

После постройки новой церкви ей выдавался антиминс – освящённый четырехугольный плат из льняной или шёлковой ткани, на котором изображается положение Христа во гроб, а по углам помещается изображение четырёх евангелистов; в верхнюю часть обычно вшивается частица мощей. В книге Патриаршего приказа о выданных антиминсах за 1694 гг. значится: «октября в 25 день... дан антиминс к освящению церкви Чуда Архистратига Михаила в Московский уезд, в село Тропарево; взял антиминс той же церкви поп Иоанн и за антиминс росписался».

К началу XVIII века в селе было выстроено сорок новых дворов. После постройки каменного храма в селе находились «двор монастырский, двор скотный... и 40 дворов крестьянских, в них 147 человек». В церкви служили «поп Иван Васильев и дьячёк Иван Иванов».

В переписи 1718 г. упоминается каменная церковь Михаила Архангела; Никулино также упоминается как принадлежавшее Новодевичьему монастырю. По переписи (ревизской сказке) 1748 года в Тропареве проживало 118 человек.

В то время село находилось ещё во владении Новодевичьего монастыря и представляло собой образец хозяйственного управления. В книге «Новодевичий монастырь в Москве» историка И.М. Снегирёва приводится следующее описание:

«В образец хозяйственного управления приведём ведомость деревни или подмосковного села Тропарева: «село Тропарево с деревнями, в них последнее – в 1744 году ревизии крестьянских 225 душ, к тому селу и деревням по писцовым дачам земли паханной и лесом поросло 590 четвертей...конюшенных припасов: веников 425 гнёзд, сенных покосов 405 копен, лесу непашенного 15 десятин, заповедных три рощи осиновых на 40 десятин, дубовые рощи на 10 десятинах. Земли на монастырь находилось 28 десятин в поле, а в двух по томуж. В монастырь высылалось в феврале 12 человек колоть лед на Москве-реке... 10 баб для рубки капусты и для чищения свёклы. Работники были при своем пропитании». При Тропарёве находились кельи для приезда властей монастырских, также сад и при нём садовник. Скотный двор, при коем было монастырского скота: коров 4, подтелков 2, бык 1, телят 6, овец 7».

Приведённое описание ещё раз подтверждает, что село Тропарёво было одной из богатых вотчин монастыря и занимало особое положение среди окрестных селений.

На протяжении «монастырского» периода храм поддерживался в хорошем состоянии. Это видно по описаниям конца XVIII века (сразу после выхода села из-под монастырской опеки): «Московский округ, Пехрянские десятины, село Тропарёво, в нём церковь во имя святого Архистратига Михаила, каменная, в твёрдости, утварно посредственна, церковь большая. Священник Симеон Фёдоров, указ имеет».

Многие сёла и деревни, расположенные в юго-западных окрестностях Москвы, были разорены во время нашествия Наполеона в Россию в 1812 году. Хотя Тропарёво находилось на достаточном удалении от Смоленской дороги, по которой наступали французы, ему также был нанесён ущерб. Возможно, это произошло при отступлении наполеоновской армии по Старокалужской дороге (ныне - Ленинский проспект). Пострадал и храм Архангела Михаила. Приведём прошение священника тропарёвской церкви Василия Симеонова, написанное в ноябре 1812 года: «...В нашу Архангельскую церковь многократно входили супостаты и чинили святотатства, как-то, в ризнице и со святых икон серебряные венцы и оклады с престолов как настоящего храма, так и придела происхождения честных древ, одежды... посняли, и церковный архив передрали, с придела же сосуды и святый антиминс похитили, а в настоящей Архангельской церкви сосуды и святой антиминс имеется в целости; почему и прошу Вашего преосвященства повелеть настоящий храм освятить и о сем учинить Архипастырское решение... ». Решение епископом Дмитровским Августином было принято незамедлительно и через несколько дней храм в соответствии с чиноположением был освящён.

Согласно источникам, храм впоследствии был отремонтирован. Как свидетельствуют «Клировые ведомости церквей Московского и Богородского уезда» 1822 года, крыша храма была покрыта железом и выкрашена зеленой краской, а сама церковь и колокольня – желтой.

В XX веке храм в Тропарёве не избежал участи многих российских монастырей и храмов. В 1936 году внутреннее убранство храма было разорено. В таком виде церковь простояла более полувека, периодически используясь под различные хозяйственные нужды: в ней размещались то зернохранилище, то склад декораций киностудии «Мосфильм», то производственный цех монументальной чеканки. Временные хозяева практически не заботились о ней, и постепенно церковь приходила в запустение и разрушалась.

Накануне войны, в 1939 году, по словам очевидцев была совершена последняя литургия, и храм закрыли, перекрыв духовный источник этой местности. Колокола были сброшены с колокольни и, все кроме одного, впоследствии возвращённого храму, бесследно исчезли.

Долго пребывал храм в полузапустении и полузабытьи. В 1988 году, когда отмечалось 1000-летие Крещения Руси, вышло постановлением московских властей и церковь Архангела Михаила в Тропарёве была передана в пользование Московской Патриархии Русской Православной церкви. Московский Патриархат принял решение придать ему особый статус – Патриаршего подворья. Церковь Архангела Михаила стала второй по счёту (после Свято-Данилова монастыря) из храмов, возвращённых верующим в годы «перестройки».

Освящение храма провели 23 февраля 1989 года. В этот день отмечается праздник священномученика Харалампия. Настоятелю храма отцу Георгию удалось найти бережно сохраняемую людьми икону святого с частицей его мощей. Жители района ждали этого события, но войти в храм удалось лишь за два дня до освящения. Всего за два дня и две ночи жители, которые двадцать лет добивались возвращения храма, успели разобрать завалы мусора и вынести из храма горы хлама. После того как расчистили главное помещение, был сделан временный иконостас и состоялось освящение. Ещё сырой и холодный храм освятил митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир, управляющий делами Московской Патриархии, с благословения Патриарха Московского и всея Руси Пимена. Этот день можно считать днём возрождения храма, который с этого момента вновь стал действующим. Начались службы, началось восстановление.

К тому моменту, когда верующим вернули святыню, храм трудно было узнать: на куполах и в стенах зияли дыры, фрески практически не сохранились. «Первое, что я сделал, – говорит отец Георгий, – позолотил купола и кресты, а их общая площадь – 125 м², это значит 250 книжек тяжёлого золота. Долги, конечно, потом долго отдавал. Это можно считать дерзостью: храм полуразрушен, вокруг непроходимая грязь, в буквальном смысле слова, по колено (я на службу приезжал в резиновых сапогах), а купола сияют и кресты на них, как отрада людям, – возрождение началось!» Когда храм был готов для росписи, работы в нём проводил художник Виктор Павлович Мясоедов.

Через год произошло маленькое чудо: помимо колоколов, специально отлитых для храма на одном из уральских заводов, церковь Архангела Михаила вновь обрела один из прежних собственных колоколов, который был сброшен безбожниками с колокольни в дни закрытия церкви в годы советской власти. Этот колокол был подобран, спрятан и сохранён одной благочестивой прихожанкой, жительницей села Тропарёва. В возвращении колокола храму приняла самое деятельное участие труппа Театра на Юго-Западе во главе с главным режиссёром В. Беляковичем; этот театр – одно из плодородных зёрен русской культуры, достойная внимания достопримечательность современного Тропарёва.

Сегодня в храмовый комплекс входят уже несколько построек. Это дом причта с крестильным храмом, с библиотекой и читальным залом, с просфорной и кабинетом протоиерея. Заново расписана трапезная храма, рядом здание воскресной школы на 150 детей, два кирпичных киоска – иконный и книжный. Святые парадные ворота, восстановленные по чертежам. За церковью выстроен мемориал в память о всех, кто некогда был похоронен на церковном кладбище, которое в 1939 году сровняли с землёй. В честь 50-летия победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов все имена погибших воинов-тропарёвцев были выбиты на каменных досках, а перед ними установлен памятный крест.

21 ноября храм в Тропарёво отмечает свой престольный праздник – день памяти святого Архистратига Божиего Михаила. Этот праздник был установлен Православной Церковью ещё в IV веке.

Архангел Михаил почитается как предводитель небесного воинства, борющийся против сил зла (в переводе с греческого архистратиг – «верховный военачальник»). Изображение на иконах Архангела Михаила имеет символический смысл и выражает разного рода почитания.

В древнерусском искусстве Архангела Михаила обычно изображают в двух вариантах: в одном – Архангел предстаёт в придворном облачении с лорантной лентой («лор» или «лорум» – широкая и длинная полоса ткани, расшитая жемчугом и драгоценными камнями), в руках он держит сферу (зерцало) и жезл, одет он в хитон и гиматий; в другом – изображается как воин, Архистратиг небесных сил – в правой руке – поднятый меч, а в левой руке – ножны, он облачён в плащ и длинную кольчугу. Почитание такого типа изображения Михаила Архангела было распространено на Руси с XIII века, об этом свидетельствуют его изображения на печати великого князя тверского Михаила Ярославовича (стоит отметить, что Архангел Михаил считался покровителем князей и ратной славы), на фреске церкви Успения в Волотове, на соборной иконе в Архангельском соборе Московского Кремля.

По этому же типу написана и храмовая икона Архангела Михаила в тропарёвском храме, она расположена справа от царских врат. Образ Архистратига Михаила передаёт чувство уверенности в победе, убеждение это создаётся радостным цветовым созвучием разнообразных оттенков красного цвета.

В Харлампиевском приделе хранится икона с частицами мощей этого святого, которая в день праздника выносится для поклонения. Придел во имя происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня был создан и освящён после перенесения иконы из домовой церкви того же наименования, существовавшей в селе Воронцово у князя П.И. Репнина.

В храме, по разные стороны от царских врат, находятся списки с двух чудотворных икон Божией Матери – Смоленской (Одигитрии) – слева, и Донской – справа, являющейся святыней.

Список с Донской иконы особо почитаем в храме, так как жившие в Тропарёво сподвижники Дмитрия Донского и их потомки всегда считали её своей заступницей. Каждый год 1 сентября (19 августа по старому стилю) Донская икона Божией Матери торжественно выставляется в честь своего праздника в храме перед верующими.

Традиция почитания Смоленской иконы Божией матери, называемой «Одигитрия», пришла в храм из Новодевичьего монастыря, в чьи владения, как уже упоминалось, входило Тропарёво. Тропарёвский список сделан, по всей видимости, с иконы XVII века. Глядя на него, невольно вспоминаешь сказания о чудотворной силе иконы. В 1398 году, во время нашествия Тамерлана на южные пределы России, иконою Смоленской Божией Матери князь Витовт благословил дочь свою Софию, супругу князя Василия Дмитриевича, бывшую в Смоленске для свидания с отцом, и ею перенесена была икона из Смоленска в Москву и поставлена в Благовещенском соборе. Помогала она и во времена нашествия Наполеона. Накануне Бородинской битвы икону носили по лагерю, чтоб укрепить молитвою воинов к великому подвигу. Особо чтимых списков с этой иконы насчитывалось когда-то более 3 тысяч, они хранились в церквях Москвы и других городов.

Объект культурного наследия федерального значения.

Храм Архангела Михаила в Тропарево - старинная христианская святыня 1694 года, восставшая буквально из пепла, уникальный памятник архитектуры и духовный родник для жителей России.

Старинная церковь в некогда небольшом селе Тропарево, в теперь районе Москвы, является каменным старожилом среди современных построек, выделяясь на их фоне своим уникальным внешним видом.

Архистратиг Михаил

В святом Писании упоминается о семи архангелах, среди которых архистратиг Михаил наиболее известен и почитаем в православном мире.

Икона святого Архангела Михаила

Согласно Библии, именно этому архангелу Бог доверил изгнать из рая родоначальника зла, некогда прекрасного ангела. Иоанн Богослов пишет в «Апокалипсисе» (Откр.12:7), о том, что на Небесах произошла война между силами Света в лице Архангела Михаила, его ангелов - воинов и дьяволом, сатаной, которому удалось увлечь за собой треть ангельской Божьей армии.

Нет места на небе для тех, кто обольщается этим миром, пренебрегая благостью Творца и Спасителя.

В современном христианском мире верующие чтят предводителя небесных воинов, веря в его силу побеждать силы зла и ныне.

Икону архангела можно увидеть по правую сторону от Царских ворот. Каждый молящийся у светлого образа обретает чувство уверенности, победы над сложившимися обстоятельствами.

История появления уникальной святыни

Храмы в честь святого Михаила стали строиться в Руси с чуда исцеления царицы Орды Тайдулы.

Ордынцы с большим уважением относились к митрополитам, священству за их молитвы, даже дань и пошлина не бралась с церковных приходов во времена Тайдулы, матери царя Джанибека. Страдающая глазами царица пригласила к себе в 1357 году митрополита Алексия. Во время передачи приглашения шло богослужение в соборе Успения Богородицы, во время которого сами собой загорелись свечи у гробницы святого Петра. Свечи после чуда были раздроблены на части и розданы всем присутствующим в соборе. Одну из них митрополит взял с собой в поездку в Орду.

Чудо Михайлово произошло после молебна, совершенного у матери царя Джанибека. После зажжения свеч и окропления святой водой к царице Тайдуле вернулось зрение, и вся Орда воздала хвалу Всевышнему.

Храм Архангела Михаила в Тропарёве

В 2018 году исполняется 324 года со времени появления среди маленьких домиков под Москвой великолепного храма архангела Михаила, который выстоял среди пожаров и разгромов.

Село Тропарево за время своего существования принадлежало купцам, монастырям и державе, но неизменным источником духовности в нем оставался построенный в 1693 году храм архистратига Михаила.

Построенный в стиле московского барокко, пятиглавый хранитель московских земель отличался пышными элементами убранства, которые были позаимствованы у западной архитектуры.

В храмовую композицию вошли:

  • основное здание с пятью главами, что означает Иисус и 4 евангелиста;
  • трехчастная апсида;
  • трапезная;
  • трехъярусная шатровая колокольня.

Завершенные формы кокошников, глухие двухъярусные барабаны глав, оконные наличники, скорее всего, заимствованы с архитектуры Новодевичьего монастыря, на месте которого расположился знаменитый московский хранитель.

Первые упоминания о деревянной церкви в Тропарево встречаются в записях XIII века, его перестраивали дважды.

В начале XVII века были возведены первые каменные постройки, основное строительство завершили в 1694 году.

В XVIII веке Тропаревская церковь имела 2 придела:

  • южный - в честь честных древ Животворящего Креста;
  • северный - во имя святого мученика Харлампия.

Святой Харлапий - епископ города Магнезии, живший в III веке после Рождества Христова. Это было время разгула гонений на христиан. Император Септимий Север за непоклонение идолам и проповеди истинной веры приказал схватить епископа Харлапия.

За решительный отказ отказаться от Иисуса и веры в Него святой мученик был подвергнут страшным пыткам, во время которых он благодарил палачей за то, что во время истязаний его дух обновляется. Все раны на теле мучимого священника чудесным образом исцелялись, что только еще сильнее разжигало гнев императора.

Твердая вера привела в христианство многих горожан, присутствующих на казни святого, за что они также поплатились земной жизнью, но обрели Небесное царство.

На заметку! Ныне в Михайловском соборе в Тропарево можно поклониться лику святого мученика Харлампия и частицам его мощей.

В 1823 году Тропаревская святыня была реставрирована и частично перестроена.

Послереволюционное время не пощадило единственный в то время в Тропарево храм, в 1939 решением власти Советов святыню закрыли, сбросив с ее вершины колокола, один из которых был сохранен жительницей близлежащего села.

Нынешнему внешнему и внутреннему виду церковь архангела Михаила обязана реставрации, завершенной в 1993 году.

Возвращение святыни Православной Церкви

Тысячелетие Крещения Руси в 1988 году широко отмечалось по всей России, это событие буквально кардинальным образом поменяло отношение общества к христианской вере и ее святыням.

Росписи восточной стены церкви Михаила Архангела в Тропареве

В 1989 году полуразваленная церковь была в ужасном состоянии. Полусгнившая крыша пропускала дождь и снег, внутри здания находился ржавый металл, останки станков, но это не испугало верующих, которые буквально выскребали грязь со всех уголков святыни. Силами верных прихожан в храм приносились хранившиеся по домам церковные святыни.

Ныне десятки тысяч прихожан ежегодно посещают великолепный старинный храм, наделенный статусом патриаршего подворья.

Главы куполов современной постройки выполнены в форме луковиц, что означает пламенение к небесам, они отливают золотым светом в солнечные дни, озаряя все вокруг Божественным светом.

На заметку! Отличительной особенностью Михайловской церкви является крест. Князь Владимир крестил Русь крестом латинской формы. Русский крест имеет внизу косую нижнюю перекладину, отображающую противоборство ада и рая.

Современный крест на куполе святыни, покрытый позолотой, имеет полумесяц, расположенный у основания и пучок звезд в его середине. Это прообраз православной церкви, о котором говорится в послании Иоанна (Откр. 12:1)

Святыни храма

Святынями Михайловского собора в Тропарево являются иконы Богородицы и святых.

Чудотворные иконы Божьей Матери Донская и Смоленская находятся по обе стороны от Царских ворот в трапезном зале святыни.

Именно список с Донской иконы Богородицы был нанесен на хоругви донского войска, которое было уверено в том, что своей победой над татарами в Куликовской битве оно обязано защите Божьей Матери.

Богослужение в московском храме Архангела Михаила в Тропареве

Смоленскому списку святого образа Богородицы «Одигитрии», перенесенной из Новодевичьего монастыря, поклонялись русские воины в дни нашествия Наполеона, укреплялись верой в победу. Пречистая Матерь защитила святую землю от нашествия врага.

Одна из прихожанок церкви подарила храму икону благоверной Анны Кашинской, княгини принявшей схиму после смерти мужа. За свою праведную и жертвенную жизнь богобоязненная Анна, жившая в XIII веке, причислена к лику святых в 1649 году.

Богата Тропаревская святыня многими иконами, частицами святых, хранящимися в мощевике, молитвы около которых часто заканчиваются чудеса исцелений.

Информация для прихожан и паломников

Московский Михайловский собор открыт ежедневно, службы ведутся дважды в день. Утром в 7.40 совершается Божественная литургия. Вечернее богослужение начинается в 17.00.

На заметку! На вечернем воскресном богослужении можно присутствовать при чтении акафиста Святому Архистратигу Михаилу.

О расписании богослужений на каждый день необходимо узнавать лично, основную информацию предоставляет официальный сайт церкви.

Основной престольный праздник отмечается:

  • 21 ноября, в день Собора Архангела Михаила и всех Небесных сил бесплотных;
  • 19 сентября - Михайловское чудо;
  • 14 августа - Спас Всемилостивый;
  • 23 февраля - праздник святого мученика Харлампия.

Как добраться

Для желающих посетить старинный храм, и поклониться уникальным чудодейственным святыням, лучшим способом добраться до него станет метро.

Нынешней территорией сохранившейся святыни является парк Николино, расположенный в менее чем 1 км от станции «Юго-Западная» на проспекте Вернадского, д. 90.

Храм Архангела Михаила в Тропарево