Главная · Ходовая часть · Теоретический аспект: уровни, виды и принципы организации досуговой деятельности. Разновидности досуга и классификации досуговой деятельности Классификация и содержание досуговой деятельности

Теоретический аспект: уровни, виды и принципы организации досуговой деятельности. Разновидности досуга и классификации досуговой деятельности Классификация и содержание досуговой деятельности

Виды досуговой деятельности и занятий человека в свободное вре­мя весьма многообразны по содержанию, типологическим свойствам, различны по формам проведения и организации. Существовавшие в прошлом, а также современные типы, виды и формы досуга действи­тельно трудно охарактеризовать исчерпывающим образом, так как они имеют почти безграничный спектр проявлений. Разновидности досуга к тому же постоянно умножаются за счет рождения новых видов и форм.

Свести в единую схему все разновидности досуга и досуговых заня­тий не представляется возможным. В процессе анализа обычно исполь­зуются отдельные подходы и частные схемы, позволяющие классифи­цировать наиболее освоенные разновидности досуга, а также массовые формы его организации. Рассмотрим важнейшие типы досуга по ряду критериев, которые формируют эти типы, виды досуговой деятельнос­ти и разновидности досуговых занятий.

Разные направления досуга в зависимости от форм проведения и организации. Наопределенной исторической стадии общественного развития досуг начинает диффе­ренцироваться; в нем можно выделить следующие крупные направле­ния:

досуг, реализуемый человеком или группой лиц на основе этнонациональных традиций, приобретающий спонтанный и органичный ха­рактер, проводимый в привычных и распространенных формах. Такой досуг, как правило, не требует сложных приготовлений, дорогостояще­го оборудования, специальных помещений, хотя определенные условия, некоторые предметы и товары необходимы. К такому досугу и сегодня обращаются люди в свободное время, а также в дни общих праздников, памятных дат. К такому типу досуга следует отнести настольные игры, застолья, встречи, а также традиционные этнические праздники и обря­ды, народные игры, соревнования, спортивно-оздоровительные занятия на свежем воздухе, охоту, рыбалку и др. До настоящего времени такие формы досуга остаются основными как в будни, так и в дни отпуска, в праздничное время.

специально организованный досуг особенно характерен для групповых и массовых мероприятий, требует особых навыков разработки, реализуется после предварительной подготовки и невозможен без кон­троля менеджеров-профессионалов. Досуговые занятия планируются и реализуются с помощью организаторов (бизнес-структур, работни­ков учреждений культуры, профессиональных аниматоров, общественных организаций, любителей, желающих проявить себя в рамках обще­ственного досуга и др.). Аудитория, желающая удовлетворить свои досуговые потребности, включена в организованный досуг на условиях организаторов, для реализации такого вида досуга необходимы место (помещение или открытое пространство), материально-техническая база, специальное оборудование (техника, тренажеры, мебель и др.), кадры. Таковы многие общественные (индивидуальные, групповые и массовые) формы досуга в городских условиях.

Организованный досуг подразделяется на разновидности, например, в зависимости от того, кто и с какой целью его организует. Так, следует выделить следующие субъекты организации досуга:

    специализированные фирмы, предоставляющие досуговые услуги разного рода, профиля и назначения на коммерческой основе для широкого круга потребителей;

    специализированные культурно-досуговые структуры (каналы СМИ, учреждения культуры, а также учреждения социокультурного профиля государственных, региональных или муниципальных органов вла­сти - музеи, библиотеки, учебные заведения и т.п.), ориентированные на широкую или на целевую аудиторию;

    общественные и политические организации, добровольные объединения (партии, общественные движения, культурные сообщества, не­ государственные каналы СМИ), организующие досуговые мероприятия ради социально значимых целей, а также для своих сторонников;

    административно-руководящий состав трудовых коллективов и предприятий (фирм, коммерческих организаций, производственных объединений и т.п.), организующий досуг своего персонала;

    руководство подразделений военно-силовых и специальных структур, организующее досуг своего контингента (военнослужащих, вольнонаемных, состава исправительно-трудовых учреждений и др.);

    добровольные группы, желающие выступить перед широкой аудиторией (музыкальные молодежные ансамбли, самодеятельные театральные труппы и др.);

    религиозные структуры (церковные организации, религиозные общины), организующие свободное время верующих.

Между неорганизованными и организованными направлениями досуга имеется множество промежуточных и смешанных форм, когда досуговые занятия одного типа дополняются занятиями другого типа. Например, семейный праздник проводится не дома, а, допустим, в ресторане. Когда же семья отмечает новогодний праздник, в дом могут быть приглашены из специализированной фирмы Дед Мороз и Снегурочка с подарками для детей.

Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции РФ и Федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры. Любая деятельность учреждений системы дополнительного образования во внешкольных досуговых центрах и организация отдыха детей и молодежи регламентируется официальными документами Российской Федерации.

Перечень видов образовательных учреждений дополнительного образования детей:

    Центры дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детско-юношеский детского творчества, детский (подростковый) внешкольной работы, детско-экологический, детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детского и юношеского технического творчества (научно-технические, юных техников, детский морской, эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств, детский оздоровительно-образовательный (профильный).

    Дворцы: детского и юношеского творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества.

    Дома: детского творчества (юных техников), (юных туристов), художественного творчества.

    Клубы: юных моряков, авиаторов, космонавтов, парашютистов, пожарных, авто-мото, детский экологический, юных натуралистов, технического творчества, детского туризма, детско-юношеской физической подготовки.

    Детские студии (по различным видам искусств).

    Станции (юных натуралистов, детского юношеского и технического творчества (юных техников), детские экологические (юных туристов).

    Детский парк.

    Школы (по различным видам искусств, детско-юношеская спортивная (спортивно-техническая, олимпийского резерва).

    Музеи (детского творчества, литературы и искусства).

    Детские оздоровительный лагерь.

Деятельность муниципальных, государственных учреждений дополнительного образования детей (дворцов, домов и центров детского творчества, станций юных техников, туристов, натуралистов, традиционной культуры, народных ремесел и других) регулируется типовым Положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей от 22 февраля 1997 года.

Основные задачи данных учреждений - это развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах общества, государства. Обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет.

Адаптация их к жизни в обществе.

Формирование общей культуры.

Организация содержательного досуга.

По инициативе детей в учреждениях могут создаваться детские и юношеские общественные объединения и организации, действующие в соответствии со своими уставами и положениями.

Учреждения имеют право устанавливать прямые связи с предприятиями, организациями в том числе и иностранными гражданами.

Организация внешкольных досуговых учреждений создается по собственной инициативе (учредителей) и регистрируется уполномоченным органом в заявительном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Организационно-правовая форма учреждения определяется статусом учредителя. Учреждение как юридическое лицо имеет устав, расчетный и другие счета в банковских учреждениях, печать установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием.

Право на ведение образовательной деятельности возникает с момента получения лицензии. Учреждение проходит аттестацию в соответствии с Законом РФ «Об образовании», а также аккредитацию. Свидетельство о государственной аккредитации подтверждает его (учреждения) государственный статус (тип, вид и категорию).

Учреждение самостоятельно разрабатывает планы и программу своей деятельности с учетом запросов детей, потребности семьи, образовательных учреждений, особенностей социально-экономического развития региона и национально- культурных традиций.

Организует работу с детьми в течение всего календарного года. Методическая работа направлена на совершенствование программ, форм и методов деятельности объединений, мастерства педагогических работников. С этой целью в учреждениях создается методический совет, порядок его работы регламентируется уставом.

Деятельность детей осуществляется в учреждениях в одновозрастных или разновозрастных объединениях по интересам (клуб, студия, ансамбль, секция группа, кружок, театр и другие).

Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких, менять их. При приеме в спортивно..., спортивно-технические, туристические, хореографические объединения необходимо иметь медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка.

С детьми-инвалидами проводится индивидуальная работа по месту жительства. Расписание занятий объединения составляется администрацией учреждения для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей с учетом пожеланий родителей.

Принимая во внимание актуальность проблемы функционирования подростковых и молодежных клубов по месту жительства граждан, необходимость оказания дополнительных образовательных услуг для детей и молодежи, развития физической культуры и спорта, поддержки культурно-досуговой сферы предотвращения преступности и безнадзорности в подростковой среде, деятельность подростковых клубов является важной составной частью работы комитета РФ по делам молодежи Министерства образования РФ, иных заинтересованных министерств и ведомств, их региональных органов управления.

Органы местного самоуправления решают вопросы о строительстве и вводе новых объектов для осуществления работы по месту жительства граждан самостоятельно.

Система сервиса досуга предлагает различные технологии организации досуга человека. В настоящее время классификация сервиса досуга зависит от интересов человека, целей, которые он преследует в организации своего свободного времени. И здесь главная цель системы сервиса - эффективно организовать свободное время человека.

Итак, рассмотрим общую классификацию сервиса досуга в зависимости от цели, которую преследует человек:

1. Цель: активный отдых (занятия спортом, туризм).

Сервис досуга: спортивные секции, кружки «туристов».

2. Цель: хобби.

Сервис досуга: в зависимости от хобби, увлечений, которые позволяют человеку заниматься тем, чем ему нравится, например, дайвинг, сёрфинг, водные лыжи, сноубординг, археология, художественное и техническое творчество, фотодело, коллекционирование антиквариатов, марок, открыток, вещей, которые представляют ценность.

3. Цель: общение, интеллектуальный отдых.

Сервис досуга: общества, где собираются люди и проводят, например, различного рода тренинги, общение по интересам (общество рыбаков, заядлых футболистов, хоккеистов, интеллектуалов и т.д.), занятия в творческих коллективах. Также заведения, где люди могут общаться: кафе, бары.

4. Цель: удовлетворить свои потребности в риске, азарте, «экстриме».

Сервис досуга: заведения, где люди могут поиграть в азартные игры, и

посоревноваться в таких играх, где требуется риск: казино, боулинг-клубы, бильярд, шахматы. Также спортивные игры, экстремальные виды спорта могут удовлетворить потребности в азарте и «экстриме»: сноубординг, велоспорт, баскетбол, парашютизм и т.д.

5. Цель: развлечение.

Сервис досуга: ночные клубы, боулинг-клубы, различные развлекательные комплексы, закрытые клубы.

6. Цель: духовное развитие.

Сервис досуга: театры, музеи, кинотеатры, выставки, театры оперы, театры балета, кружки писателей, музыкантов;

7. Цель: загородный отдых, потребность в природе, в оздоровлении, семейный отдых.

Сервис досуга: базы отдыха, санатории, профилактории, дома отдыха, загородные ранчо, пансионаты.

8. Цель: детский досуг.

Сервис досуга: компьютерные клубы, заведения с игровыми автоматам (тир, детский боулинг), различного рода кафе (кафе мороженое), различные детские комнаты, где дети могут поиграть, пока родители заняты работой или тоже развлекаются.

Таким образом, в настоящее время существуют довольно много организаций по проведению досуга. Данные организации разделяют на бюджетные и коммерческие. В настоящее время именно коммерческие организации занимают главное место в системе организации свободного времени человека.

Итак, система сервиса досуга при эффективной организации свободного времени человека помогает ему реализовать различного рода потребности:


a. В свободное время на первое место выступают личностные особенности в размеренности, чередовании действий, выражающие неповторимый индивидуальный порядок жизни человека.

b. При правильном использовании досуга человек восстанавливает не только физические силы, но и психические силы, что способствует дальнейшему совершенствованию творческой, духовной и преобразовательной деятельностей.

c. Досуг - это не только средство для творческого и духовного совершенствования, но и средство нейтрализации и компенсации негативных сторон повседневного образа жизни, элементов монотонности и жестких стереотипов.

d. Досуг отличается особенно высоким уровнем эмоциональной насыщенности. Это обеспечивается, с одной стороны, нацеленным на эмоциональную встряску содержанием досуговых занятий, а с другой - неизменной положительной оценкой этих занятий.

e. Эффективная организация досуга повышает общий психический тонус личности, формирует хорошее, жизнерадостное настроение, которое в отличие от эмоций не связано с каким-либо конкретным объектом. Настроение - это обшее эмоциональное состояние личности. Оно создается под влиянием многих впечатлений, причем некоторые из них даже не осознаются человеком. Конечно, правильно организованный досуг не в состоянии устранить те жизненные обстоятельства, которые отрицательно повлияли на настроение человека, но может сыграть важную роль в разрядке нервного напряжения и в подавлении отрицательных эмоций.

f. Досуг предоставляет возможность человеку проявить сообразительность, находчивость, изобретательность, гибкость ума, творческую выдумку, что активизирует мыслительные процессы головного мозга человека.

g. Досуг способен оказать положительное влияние на нравственное становление личности, в частности на выработку чувства коллективизма. Это связано, прежде всего, с тем, что важной социально-психологической характеристикой организации свободного времени является общение.

Свободное время необходимо каждому человеку. Поэтому на современном этапе развития перед системой сервиса досуга и обществом в целом стоит задача воспитания культуры использования свободного времени, умение рационально организовывать его. Для этого необходимо развивать и совершенствовать уже созданные предприятия и заведения, которые оказывают услуги по заполнению свободного времени человека. Также важным в организации сервиса досуга является то, чтобы человек, который пришел в досуговое заведение, думал не столько о том, что ему придется заплатить огромные деньги за, например, игру в боулинг, сколько о том, что эта игра принесет ему удовлетворение. Поэтому, система сервиса досуга должна заняться очень важным, на самом деле, вопросом - как сделать так, чтобы люди не думали о том, сколько они заплатят за данную услугу, сколько о том, как они ей насладятся, должна предусматриваться система скидок.

Но, следует обратить внимание на то, что любой вид досуговой деятельности хорош в умеренном количестве. Если же он чрезмерно доминирует а сфере свободного времени, то он не развивает, а тормозит развитие личности. В организации свободного времени все должно быть рациональным для того, чтобы успевать, многое, лишь тогда можно получить определенную пользу и удовлетворение.

Библиографический список

1. Аскин Я.Ф. Проблема времени. Ее философское истолкование. - М.: Знание, 1996.- 136 с.

2. Бабосов Е.М. Культура досуга. - М.: Свобода, 1992. - 580 с.

3. Балховитинов В., Колтова Б., Лаговский М. Твое свободное время. - М.: Наука, 1985.- 167 с.

4. Барановский A.M. Книга домашнего умельца. - Киев: Наук думка, 1989.

5. Букреев В.И. Активный отдых как фактор развития личности. - М.: Просвещение, 1981. - 132 с.

6. Бытовые услуги/ Ред. М.А.Шевченко. - М.: ПРИОР, 2002. - 316 с.

7. В час досуга/ Сост. Б. Башмаков, Л. Аверьянов. - М.: Просвещение, 1986. - 126 с.

8. В часы досуга/ Ред. сост. Е.Д. Гончарова. - М.: Педагогика, 1982. - 208 с.

9. Грибакин А. В. Проблемы общественного регулирования свободного времени. - Свердловск: Уральская правда, 1986. - 176 с.

10. Мельсон М.Х., Альберт М., Хедуори Ф. Основы менеджмента. - М.: ИНФРА-М, 1992.

Виды досуговой деятельности и занятий человека в свободное вре­мя весьма многообразны по содержанию, типологическим свойствам, различны по формам проведения и организации. Существовавшие в прошлом, а также современные типы, виды и формы досуга действи­тельно трудно охарактеризовать исчерпывающим образом, так как они имеют почти безграничный спектр проявлений. Разновидности досуга к тому же постоянно умножаются за счет рождения новых видов и форм. Рассмотрим важнейшие типы досуга по ряду критериев, которые формируют эти типы, виды досуговой деятельнос­ти и разновидности досуговых занятий.

Типология досуга, основанная на содержательном и мотивационном разнообразии досуговой деятельности:

1) Культурно-творческий тип. Набор занятий, связанных с ним, характеризу­ется одним общим признаком – создание или воспроизводство материальных и духовных ценностей и включает в себя художественное и научно-техниче­ское творчество, общественную деятельность, различные формы самообразования.

2) Культурно-потребительский тип. При всем разнообразии входящихв него занятий их объединяет одно общее свойство - потребление духовных ценно­стей (чтение книг, газет, журналов, просмотр телепередач, посещение кинотеатров, театров, музеев, концертов и т.п.).

3) Рекреативный тип, объединяющий различные виды отдыха и развлече­ний: туризм, спорт, отдых в компаниях, посещение танцевальных вечеров, кафе, ресторанов и т.п.

Разные направления досуга в зависимости от форм проведения и организации:

1) досуг, реализуемый человеком или группой лиц на основе этнонациональных традиций, приобретающий спонтанный и органичный ха­рактер, проводимый в привычных и распространенных формах. Такой досуг, как правило, не требует сложных приготовлений, дорогостояще­го оборудования. К нему следует отнести настольные игры, застолья, встречи, а также традиционные этнические праздники и обря­ды, народные игры, соревнования, спортивно-оздоровительные занятия на свежем воздухе, охоту, рыбалку и др.

2) специально организованный досуг особенно характерен для груп­повых и массовых мероприятий, требует особых навыков разработки, реализуется после предварительной подготовки. Для такого вида досуга необходимы место (помещение или открытое пространство), материально-техническая база, специальное оборудование (техника, тренажеры, мебель и др.), кадры.

Можно вы­делить следующие субъекты организации досуга:

a) специализированные фирмы, предоставляющие досуговые услу­ги разного рода, профиля и назначения на коммерческой основе для широкого круга потребителей;



b) специализированные культурно-досуговые структуры (каналы СМИ, учреждения культуры, а также учреждения социокультурного про­филя государственных, региональных или муниципальных органов вла­сти - музеи, библиотеки, учебные заведения и т.п.);

c) общественные и политические организации, добровольные объе­динения (партии, общественные движения, культурные сообщества, не­государственные каналы СМИ), организующие досуговые мероприя­тия ради социально значимых целей, а также для своих сторонников;

d) административно-руководящий состав трудовых коллективов и предприятий (фирм, коммерческих организаций, производственных объединений и т.п.), организующий досуг своего персонала;

e) добровольные группы, желающие выступить перед широкой ауди­торией (музыкальные молодежные ансамбли, самодеятельные театраль­ные труппы и др.);

f) религиозные структуры (церковные организации, религиозные об­щины), организующие свободное время верующих.

Между неорганизованными и организованными направлениями до­суга имеется множество промежуточных и смешанных форм, когда до­суговые занятия одного типа дополняются занятиями другого типа. На­пример, семейный праздник проводится не дома, а, допустим, в ресторане. Когда же семья отмечает новогодний праздник, в дом могут быть приглашены из специализированной фирмы Дед Мороз и Снегурочка с подарками для детей.

Досуг, связанный с местом проведения. В данном случае выделяют две основные формы досуга: домашний и внедомашний. Такое разделение зародилось еще в Древнем мире и продолжает оставаться значимым до сего дня.

Домашний досуг исключительно важен для каждого человека в течение всей жизни, поскольку связан с развитием внутреннего мира человека. В это время человек может оставаться один и заниматься чтениям, просмотром телевизионных передач, в кругу родственников – отмечать праздники, приглашать гостей и ходить в гости, играть с детьми и т.п.



Внедомашний досуг люди проводят по месту работы или учебы; в учреждениях культуры, в пунктах общественного питания, на природе, в сельской местности и др.

По критерию досугового времени выделяют:

1) Микро-досуг, который занимает небольшой промежуток времени (развлечения, разгадывание кроссвордов, чтение книг и т.п.);

2) Макро-досуг обусловлен большим временным интервалом, который образуется после работы, в выходные и праздничные дни (активный отдых на свежем воздухе, праздники, экскурсии, хобби);

3) Мега-досуг определен самым большим временным промежутком, например, отпуск, каникулы (путешествия, творческая деятельность, самообразование, праздники).

Классификация досуга по числу участников. По мере перехода от малочисленных групп к группам со средним и с высоким и сверхвы­соким числом участников меняются организационные приемы и техно­логии, что связано с изменением материально-технических, финансо­вых и кадровых показателей. Число участников досуговых групп может быть следующим:

1) небольшая группа участников досуга (2-7 человек);

2) средняя группа (до 30 человек);

3) большая группа (30-100 человек);

4) сверхкрупная группа (более 100 человек, ориентировочное число людей, за действиями которых конкретный человек может наблюдать в стабильной ситуации, продуцируя ответную реакцию).

На многолюдных гуляньях, в местах зрелищно-массовых мероприя­тий собираются одновременно тысячи и десятки тысяч людей. В этом случае речь идет о массовой аудитории досуга. Безусловно, человек не способен одновременно общаться с таким количеством людей. Здесь нуж­ны особые способы и технологии организации досуговой деятельности.

Классификация досуга по сложности характера и строения. Досуговые занятия можно классифицировать по сложности структурного строения. В этом случае можно выделить такие формы досуговой деятельности:

Одно несложное занятие, которое может состоять из ряда этапов и несходных между собой процедур - уход за цветами, чтение книги дома или в общественной библиотеке, загорание на пляже;

Несколько относительно простых занятий, к которым субъект досуга может обращаться одновременно или поочередно, с перерывами, например посещение ресторана. Здесь проходят беседа пришедших вместе людей, выбор напитков и блюд, поглощение пищи, прослушивание музыкальных номеров, участие в танцах, просмотр концертных номеров;

Сложное по структуре досуговое занятие, которое в свою очередь может состоять из комплексных мероприятий, одновременно происходящих или следующих друг за другом, каждое из которых собирает свою аудиторию. Например, во время праздника на городских улицах проходят разные культурные мероприятия, которые зрители наблюдают или принимают в них участие: аттракционы, выступления артистов на концертных площадках, спортивные соревнования, шуточные состязания в остроумии, ловкости, выставки, демонстрирующие предметы искусства или продукцию, связанную с праздничной тематикой, и т.п. Каждый человек может что-то приобрести (сувениры, украшения, изделия культурного-бытового назначения) или посетить пункт общественного питания (кафе, ресторан), а также купить еду, напитки на улице.

Еще более сложный характер приобретают некоторые виды досуговой деятельности, в рамках которых организуется ряд самостоятельных и сложных культурных мероприятий. Многие из них имеют несхожий характер, что позволяет участникам выбирать наиболее предпочтительные. В этом случае реализация разных видов занятий растягивается на несколько дней и перемежается с занятиями чисто утилитарного назначения. К такому типу досуговой деятельности принадлежат, например, разного рода фестивали, смотры, карнавалы, а также туристические путешествия.

Досуг разных социальных слоев - возрастных, гендерных, со­циально-имущественных, образовательных. Для организаторов до­суга данная классификация досуга приобретает важное значение. Осо­бо учитывается такой критерий, как возраст субъектов досуговой дея­тельности. Особое внимание уделяется досугу детей и молодежи (дошкольников, школьников младших, средних, старших групп, подро­стков, студентов и др.), а также людей старших возрастных групп (лиц пенсионного возраста).

В практике досуговой деятельности не принято специально выде­лять досуг мужчин или женщин. Тем не менее, имеются досуговые занятия, к которым тяготеют преимуще­ственно мужчины (рыбалка, охота, участие в некоторых видах спорта и др.) или по большей части женщины (рукоделие, цветоводство и др.). Женщины также в большей степени ценят досуг как средство общения, предпочитают ходить в гости, беседовать с близкими и знакомыми и т.п.

На досуговые предпочтения влияют также такие показате­ли, как характер труда, профессия, уровень образования, а также уро­вень доходов (высокообеспеченные, среднеобеспеченные, малообеспе­ченные слои населения). Немаловажно также место проживания потре­бителей досуговых услуг: жители мегаполиса, крупного, среднего или небольшого города, поселка или села. Предпочтения жителей города и села заметно разнятся.

Другие виды и разновидности досуговых занятий. Перечислим критерии разделения досуга, которые широко не распространены в ана­литической литературе, они чаще всего имеют вспомогательный харак­тер.

Выделяют серьезные и обычные виды досуга. Под серьезным досу­гом понимаются занятия, которые, во-первых, требуют от личности упор­ства, активности, творческого подхода, во-вторых, свидетельствуют о самосозидании личности, в-третьих, носят не случайный, а устойчивый характер, определяя этапы жизни. В качестве серьезного досуга высту­пают многие любительские занятия, а также занятия, актуализирующие творческий потенциал, связанные с самореализацией и самоидентифи­кацией человека.

В отличие от серьезного досуга обычные занятия не затрагивают глубинные структуры личности, не формируют творческих качеств лич­ности. Их выполнение требует от человека минимальных усилий и стан­дартных действий - пассивный отдых дома, прогулки на воздухе, загорание на солнце.

Также разделяют реальный досуг (общественно-полезный) и мнимый (асоциальный) досуг.

Реальный досуг никогда не находится в разрыве как с самой личностью, так и с обществом. Наоборот, это состояние деятельности, создание свободы из необходимых повседневных дел, время для отдыха, самоактуализации, развлечения.

Мнимый досуг – это, прежде всего, насилие над собой или над обществом, и, как результат, – разрушение себя и общества. Мнимый досуг обусловлен неумением организовать свое время, это бесцельное времяпрепровождение, приводящее к асоциальным поступкам.

Социологами были определены и другие виды досуга: пассивный (зрительский, слушательский) и активный (деятельностный); подражательный и творческий ; опережающий (изыскательная перспективная деятельность) и нормативный (традиционно сложившиеся модели). Все виды досуга имеют огромное значение во всестороннем развитии личности, поскольку на протяжении жизни человек включается в выполнение различных ролей и проявляет себя в разных позициях.

Стальная Виталина Алексеевна научный сотрудник Камской государственной инженерно-экономической академии

Спектр развлечений современного человека широк и разнообразен и является своего рода «зеркалом» современной культуры, моды и технического прогресса. С развитием потребности в развлечениях, образовался значительный сектор экономики, включающий предприятия развлекательной направленности и дающий миллиардные обороты. Однако, несмотря на значимость и масштабность современной индустрии развлечений, ни в современной статистической практике, ни в научных исследованиях российских специалистов до настоящего времени нет ни критериев выделения сферы деятельности, занятой развлечениями людей, нет и серьезной классификации ее основных видов и форм. Целью данной статьи является определение возможных путей классификации способов развлечений и типологизация объектов развлекательной инфраструктуры.

В широком смысле развлечения - это удовольствие, вызванное комплексом положительных эмоций, впечатлений, которые сопровождают процесс развлечения или являются его результатом. Источниками развлечений могут стать различные виды деятельности субъекта, приносящие удовольствие и формирующие позитивный эмоциональный фон. К настоящему времени многие из таких направлений стали объектами коммерциализации и сформировали современную индустрию развлечений. В таблице 1 представлен классификационный ряд основных видов развлечений, которые с определенной степенью условности можно отнести в ту или иную группу, в соответствии с выбранным классификационным критерием.

Таблица 1. Классификация основных видов развлечений

  1. Первая группа развлечений сформирована на основе вида источника положительных эмоций и впечатлений, которыми могут быть различные виды активной деятельности (в том числе - непрофессиональный спорт), неформальное общение, созерцание мероприятий публично-зрелищного характера. Своеобразным источником получения удовольствия является физическое воздействие на тело, а также химическое воздействие на мозговые центры удовольствия.
  2. В соответствии со способом организации, можно выделить развлечения,которые представляют предприятия сферы услуг, а также те, которые не требуют участия кого-либо в роли организатора - то есть самодеятельные развлечения.
  3. С развитием информационных технологий, значительная часть развлечений переместилась из реального сектора в виртуальный, сформировав группу виртуальных способов развлечений.
  4. В зависимости от количества развлекающихся, можно выделить единоличные развлечения, развлечения в группе и массовые, которые, как правило, предполагают создание специализированных объектов развлекательной инфраструктуры.
  5. В классификаторе выделена особая группа развлечений - «легальные и запрещенные». Сегодня существенное значение приобретает социальная направленность индустрии развлечений. Хорошо известно, например, что развлечения, направленные на удовлетворение человеческих пороков, в конечном счете ведут к деградации общества. Так, отказ от наказания за употребление наркотиков и переход к легальной продаже наркотиков превратили Нидерланды в своеобразную Мекку для наркоманов, в специфическую «Страну грез», с особой «индустрией развлечений». В некоторых странах к разряду запрещенных развлечений относят «секс-индустрию», и соответствующие «секс-туры».
  6. По степени интенсивности деятельности в процессе развлечения можно выделить активные виды развлечений, которые предполагают физическую активность субъекта, и пассивные, не предполагающие таковой.
  7. В зависимости от возраста, выделяется группа развлечений для детей, для людей среднего и старшего возраста.

В настоящее время существует множество предприятий, занятых в организации и проведении развлекательных мероприятий.

Совокупность предприятий, занятых развлечением людей относят к сфере социокультурного сервиса, наряду с образованием, здравоохранением, физкультурой, спортом вне зависимости от форм собственности и образует современную инфраструктуру развлечений.

Создавать системы классификации объектов развлекательной инфраструктуры для разных сегментов рынка становится в последнее время популярным занятием. Но многие эксперты считают, что говорить о классификации объектов развлекательной инфраструктуры несколько преждевременно. «Этот рынок развивается недавно (с начала 1990 годов) и во многом хаотично. Существующие объекты малочисленны и разрозненны» .

Попытки классификаций объектов инфраструктуры развлечений можно встретить в различных исследовательских работах. Так, в работе представлена классификация развлекательных центров по виду отдыха, на который они ориентированы: пассивный отдых (кинотеатры, азартные игры); активный отдых (бильярд, боулинг); зоны спортивного отдыха (картинг, ледовые катки); спортивно-оздоровительные зоны (фитнес, бассейн, теннис, гольф). Однако такое деление весьма условно, поскольку границы между тремя последними группами не являются четкими: все спортивные развлечения можно включить в виды активного отдыха, а бильярд и боулинг в ряде случаев можно отнести к спорту.

В целом специфика деятельности развлекательных объектов, определяется их специализацией, профилем и доступностью для посещения (табл. 2). Выделенные критерии являются определяющими в вопросах менеджмента и маркетинга данных объектов.

Таблица 2. Виды объектов развлекательной инфраструктуры

  1. Если подходить к вопросу классификации объектов развлекательной инфраструктуры с позиции основной специализации, то можно выделить пять относительно устойчивых групп. В первую группу в соответствии с представленной классификацией вошли объекты, организующие кинопоказ, проведение живых выступлений артистов эстрады, различных шоу, спортивных и иных зрелищных мероприятий. Деятельность подобных объектов ориентирована на эстетическое восприятие, и преимущественно не связано с самодеятельностью людей, которые довольствуются своим положением зрителей. Это могут быть всевозможные концертные залы и площадки, кинотеатры, стадионы, арены и т. д. Вторая группа включает учреждения для активных занятий непрофессиональными видами спорта и фитнесом: бассейны, ледовые катки, спортивные залы, спортивные-клубы и пр. Третья группа представлена учреждениями культуры: музеи, библиотеки, театры, выставочные галереи. В четвертую группу входят предприятия, организующие отдых и досуг: кинотеатры, аквапарки, клубы, дискотеки, диско-бары. Последняя группа представлена игорными заведениями: казино, залы игровых автоматов, букмекерские конторы.
  2. В соответствии с профилем можно выделить развлекательные центры формата «семейный», «Детский» и «Взрослый». Первый вид развлекательного центра ориентированы на семьи, которые приходят сюда с целью провести досуг. Обычно в таких центрах большое внимание уделяется кафе и ресторанам, игровым аттракционам и аркадам. Для центров семейного отдыха подходят практически любые виды тематических парков, крытых центров семейного отдыха и досуга. Для строительства таких объектов выбираются довольно большие территории в местах, где нет плотной застройки, а стоимость земли довольно низкая. Разумеется, семейный центр должен полностью оправдывать и отрабатывать свое название. Поэтому операторы заботятся о том, чтобы все члены семьи могли интересно проводить там время. В частности, для родителей обычно устроены бары и организованы «взрослые» игры - боулинг, бильярд и прочее. Загрузка таких центров, как правило, подвержена существенным сезонным колебаниям, что не лучшим способом сказывается на их рентабельности. Среди первых семейных центров, появившихся в России, можно отметить «Фентези парк», «Планета Развлечений», «Кино и Домино», «Ого-Город» (Москва), «Игромакс» (Казань), «Сален» (Анапа).
    • Концепция «Детский центр» предполагает комплекс развлечений исключительно для детей. Обычно данные объекты располагают в торговых центрах и молах. Еще при проектировании там выделяют специальные площади, стремясь таким образом приучить детей проводить свободное время в торговых центрах. Детские центры занимают меньшую площадь, поскольку там не надо устраивать баров, ресторанов, боулингов, бильярдов. В результате аренда помещений под детские развлечения обходится значительно дешевле, чем под центры семейного отдыха в том же моле. Первые детские игровые центры (игротеки) «Космик» появились в Москве, Санкт-Петербурге, Уфе и Костроме. В России данную концепцию активно развивают и реализуют торговые марки Game Zona, Crazy Park, Star Galaxy, «Игромакс», «Динопланета», Play Day.
    • Развлекательные центры взрослого формата выстроены с учетом особенности психологии зрелых людей. Существенное отличие данной концепции от описанных выше заключается в том, что обустройство развлекательных центров такого формата прибыльнее и не сопряжено с серьезными ограничениями. Под семейные центры необходим земельный участок, удовлетворяющий целому ряду требований, и большие инвестиции для строительства крупногабаритного масштабного здания за пределами города. Для создания детских центров необходим торговый комплекс или отдельное помещение вблизи жилых массивов. В то же время ни один из первых трех форматов развлекательных центров не удовлетворяет досуговых потребностей многочисленной категории граждан, большую долю своего времени проводящих в эпицентре мегаполиса. Чтобы создать серьезным и успешным горожанам условия для общения и отдыха, понадобилась принципиально новая структура развлекательных центров. Данную нишу заняла концепция развлекательных центров для взрослых, ориентированная на атмосферу центра города, офисы, корпоративные вечеринки, бизнес-ланчи и т. п.
    Следует отметить, что в России данная концепция в чистом виде пока не представлена. Частично она представлена в боулинг-центрах и ночных клубах. Но в полной мере она может быть реализована в рамках четырех игорных зон, открытие которых планируется в течение 2010-12 годов. Думается, что операторам игорных заведений, умеющим работать с взрослой клиентурой, данный формат наиболее близок. Среди объектов, ориентированных на данную концепцию, можно назвать развлекательный центр Nevada (Санкт-Петербург), центр развлечений и покерный клуб «Астория» (Москва), развлекательный центр «Атлантида» (Омск), культурно-развлекательный комплекс с казино «Батыр»(Набережные Челны).
  3. Последние несколько лет идет активный процесс становления новых форм реализации свободного времени, суть которого в переходе от массовых к камерным формам. А это в первую очередь проявляется в некой элитарности ряда развлекательных учреждений, недоступности их для широких слоев населения. Именно этим фактором в основном и обусловлен рост объемов реализации развлекательных услуг высокодоходной части населения, закрытых для массовой публики. Обслуживанием так называемых камерных эксклюзивных потребностей замкнутой клубной элиты занимаются vip-залы в казино, элитные клубы и рестораны, специализированные закрытые vip-зоны развлекательных центров.
  4. Еще одной отличительной чертой объектов индустрии развлечений является способ его расположения. Разница - в функциональности. Развлечения на открытом воздухе представляют класс outdoor. Это всевозможные парки аттракционов, культуры и отдыха, зоопарки, игровые, танцевальные и сценические площадки. Outdoor - это сезонный, и в большинстве своем зависимый вид развлечения, представленный в крытом помещении. Это всевозможные развлекательные центры: кинотеатры, аквапарки, торгово-развлекательные центры.

Другим важным аспектом в описании объектов индустрии развлечений является размер и масштабность их функционирования. Мировые процессы глобализации и укрупнения бизнеса затронули и индустрию развлечения. Последнее время отмечено появлением крупномасштабных развлекательных проектов, совмещающих несколько направлений развлечений.

Классификация объектов индустрии развлечений по спектру предлагаемых услуг представлена в таблице 3.

Таблица 3. Классификация объектов индустрии развлечений по спектру предлагаемых услуг

  1. Специализированные предприятия развлекательной инфраструктуры - это развлекательные центры с ярко выраженной целевой направленностью при незначительном участии услуг сопутствующего характера. В качестве дополнительных услуг здесь обычно присутствуют фуд-корты, предприятия розничной торговли товарами, имеющими отношение к специализации центра. Это могут быть отдельно стоящие кинотеатры, боулинг центры, казино, аква-парки.
  2. С точки зрения окупаемости, наиболее рентабельными являются смешанные формы развлекательных объектов. Можно выделить два принципа образования смешанных объектов развлекательной инфраструктуры. Во-первых, это сочетание 2-3 направлений развлечений. По такому принципу построены объекты со смежными направлениями развлечений - бильярд и боулинг, кинотеатры и аркады, роллердромы и катки. Во-вторых, это использование развлекательной составляющей в качестве дополнения к основной специализации объекта. Наиболее типичный случай - это расположение развлекательных зон в составе торговых центров (торгово-развлекательные центры). Успешными пионерами в области «торговля + развлечения» можно назвать ИКЕА и «Макдоналдс». Набор развлекательных услуг, который может быть представлен в таком центре, довольно широк. Среди популярных развлечений можно назвать бильярд, боулинг, автоматы с видеоиграми и спортивными симуляторами, картинг, роллердром, тир, детские аттракционы.
    Основное отличие торгово-развлекательного центра от специализированного состоит в том, что отдельно стоящий развлекательный центр - это предприятие узкой направленности. Такие развлекательные центры могут оказывать услуги на очень высоком уровне за счет своей специализации. Задача же развлечений в торговом центре - заставить посетителя провести в нем максимальное время. Девелоперы рассматривают развлечения как «приманку», тем самым стремясь увеличить рентабельность и снизить срок окупаемости всего объекта. Нередко развлекательную зону в центре торговли используют в качестве антикризисного инструмента. К тому же некоторые развлечения в торговых центрах предоставляются бесплатно. Примерами торгово-развлекательных центров являются фестивал-центры (Festival Center), культурно-развлекательные комплексы, торгово-общественные центры.
  3. Многопрофильные развлекательные центры, географические зоны развлечений представлены масштабными развлекательными проектами, включающими объекты различной развлекательной специализации и полный комплекс сопутствующих и вспомогательных услуг. Как правило, такие центры являются объектами туристского интереса и располагают соответствующей инфраструктурой. Так, например, город развлечений Лас-Вегас, знаменитый самыми большими в мире казино и самыми роскошными отелями, уникальными шоу, разнообразными ресторанами и ночной жизнью ежегодно привлекает 25 млн туристов. Тематические парки также являются самостоятельными объектами развлечений со сложной развлекательной инфраструктурой - это огромные комплексы, объединяющие на одной территории самые невероятные аттракционы, отели, рестораны и магазины. Другим примером крупномасштабной развлекательной зоны является остров Сентоза (Сингапур). Вся его территория отведена под развлекательный центр, включающий музеи, аква-парк, фешенебельный парк развлечений и аттракционов для всех возрастов. Создание многопрофильных развлекательных центров планируется и на территории России в рамках проекта строительства четырех игорно-развлекательных зон.

Помимо представленных выше, можно выделить несколько других устойчивых параметров для классификации объектов развлекательной инфраструктуры. Это такие параметры, как: тип развлекательных услуг (ориентация на определенную группу потребителей: молодежь, дети, семьи и т. д.); размер развлекательного центра (количество посетителей, на которое он рассчитан); ценовая политика (на какой сегмент потребителей в зависимости от уровня доходов он рассчитан) и др.

Завершенность понимания основных видов и форм современных развлечений позволяет рассуждать об инструментальных подходах в управлении этими предприятиями.

Орлов, И.Б. / И.Б. Орлов. Социокультурный сервис на современном этапе // Вестник МГУС. Серия. Гуманитарные науки. 2007. № 2 (2). С. 16-19.

Никитина Елена. Доходное место: По доходам и развлечения // Ведомости. 22.11.2004, № 214.

Рынок развлекательных услуг и инвестиционная привлекательность открытия развлекательного заведения в Москве. Июнь, 2006.