Главная · Ходовая часть · Наследие святых отцов. Писания святых отцов. Чтение святых отцов

Наследие святых отцов. Писания святых отцов. Чтение святых отцов

Перед каждым христианином, который стал на путь воцерковления возникает очень много вопросов и недоумений. Одним из таких вопросов является вопрос о чтении духовной литературы.

В великом разнообразии предлагаемой литературы новичку очень непросто разобраться, что необходимо читать сначала, а что оставить на потом. Перед чтением книг церковных авторов необходимо помнить, что святые отцы и подвижники благочестия «просто так» чтобы оставить «след в истории» никогда ни писали. Любые их произведения были написаны конкретно по какому-нибудь поводу.

Написанные произведения — это выражение их опыта жизни в церкви. Поэтому читая какое либо произведение, следует внимательно вчитываться в слова, пытаясь уловить основную мысль автора. И это очень важно: разглядеть главное, не заостряя внимания на «формах». В противном случае результат может быть самым печальным. Если же при чтении покажется что-то непонятным, то скорее всего, мы просто к пониманию этого не доросли.

Лествица

Итак, прежде всего, это классика аскетической литературы « ». Лествица — в переводе со славянского, означает лестница, возводящая от земли на небо. Именно так озаглавлена эта книга. Написана она Иоанном, игуменом горы Синайской, по просьбе одного благочестивого инока. Предназначена эта книга преимущественно для монахов. Поэтому применить ее советы, касающиеся внешних подвигов, для мирян будет очень затруднительно.

Но эта книга ценна не этим. Мы уже упоминали о форме, о содержании. А содержание этой книги — бесценный источник духовного опыта. Опыта борьбы со страстями. Как часто христиане исповедуются и снова продолжают грешить, не понимая, что бороться нужно совершено с другой страстью. Иоанн Лествичник так и писал, что есть «матери» страсти, а есть «дочери», которые произрастают из страстей-матерей. Кто пытается бороться со «страстьми-дочерьми», не умертвив «основные страсти» несет бесполезный труд. По «Лествице» составлена даже наглядная схема взаимодействия между собой страстей и пороков.

Моя жизнь во Христе

В этом дневнике отец Иоанн делал записи о переживаемом им духовном опыте, опытом жизни в церкви. Его однажды спросили откуда у него столь горячая вера Спасителю. На что он отвечал: «Я жил в церкви».

Эту книгу можно посоветовать людям при нападении помыслов неверия, отчаяния и малодушия, которые неизбежно будут на пути воцерковления. Отец Иоанн был назначен в храм в портовом рабочем городке под названием Кронштадт. Этот городок почти весь погряз в грехах. Беспробудное пьянство, воровство, драки были для него привычным явлением. И вот среди этого всего является отец Иоанн, который сумел разбудить чувства верующих. Он организовывает общества трезвости и странноприимные дома, восстанавливая в народе образ Божий. Это истинный светильник веры.

Невидимая брань

Следующая книга, рекомендуемая для прочтения православным христианам, называется « ». Написал ее афонский монах Никодим по прозвищу Святогорец. С греческого языка книгу перевел святитель Феофан Затворник. Эта книга описывает ту внутреннюю борьбу, которая происходит в душе каждого человека, ведущего внимательную духовную жизнь.

Ценность этой книги для нашего времени заключается в том, что в ней раскрывается суть христианского подвига. Она указывает, что весь смысл христианства заключается в борьбе с грехом внутри себя. Это сборник наставлений пронизан вековым опытом борьбы с грехом. Он учит, что начало греха есть мысль, которая рождается внутри нас. И от человека зависит отвергнуть или принять эту мысль.

Слова старца Паисия Святогорца

Об этой борьбе с помыслами учит также и . Этот афонский монах имел всего восемь классов образования, но его сердце, очистившиеся от страстей, стало вместилищем Святого Духа. Он был канонизирован в лике святых Вселенским патриархом.

Сейчас выпущены творения старца Паисия в пяти томах. Это слова, наставления, рассказы которые говорились в разное время посещавшим его людям. И монахи, и мирские семейные люди смогут найти в его творениях ответы на самые разнообразные вопросы. Его наставления затрагивают такие темы, как воспитание детей, государственная служба, выбор супруги(га), взаимоотношение с близкими. И особенно ценно, что старец Паисий был нашим современником и живя в наше непростое лукавое время, смог в жизни воплотить христианский идеал. Жизнь его еще раз подтвердила, что Христос и раньше и сейчас тот же.

Аскетические опыты

Еще хочется порекомендовать для прочтения книги Святителя Игнатия Брянчанинова. Все современные старцы советовали своим чадам изучать творения этого святого. Он собрал и систематизировал весь святоотеческий опыт в своих книгах.

Особенно ценны его первые два тома под названием « ». В них собраны основные вероучительные истины и опыт древних отцов, адаптированные под наше время.

В своих творениях святитель Игнатий настоятельно рекомендует искать дух, а не «букву». Он прямо пишет, что внешние аскетические подвиги, которыми подвизались древние отцы непосильны для современного человека. Критерием правильного духовного опыта являются не подвиги и даже не чудеса, а глубокое покаянное и смиренное чувство.

Нам оставлено покаяние

И, как бы, перекликается со святителем Игнатием, другой подвижник благочестия, живший совсем недавно в 1960-х годах. Это . Его книга «Нам оставлено покаяние», является источником духовной мудрости.

Книга написана в виде писем разным людям. В доступной форме и простым языком отец Никон наставляет, утешает, и подбадривает своих духовных чад. Основная мысль его писем заключается в том, что спасаемся мы не своими делами и подвигами, а единственно милостью Божьей. Господь заботится о спасении каждого из нас, нам же остается только безропотно и с благодарением принимать все, что ниспослано нам в виде жизненных обстоятельств.

Человек перед Богом

Еще хочется обратить внимание на труды митрополита Антония Сурожского. Одна из его книг, на которой хотелось бы заострить внимание называется « ». В ней собраны беседы святителя, которые он говорил в разных местах.

Это был человек глубоко верующий, который смог передать другим свой опыт веры. Обладая широчайшим кругозором, владыка смог глубокие истины христианской веры преподнести читателю таким образом, что даже простому, богословски необразованному человеку, становится все понятно. Более того, у него получилось тот внутренний духовный опыт, который несомненно присутствует у каждого христианина, открыть с другой стороны.

Очень часто бывает что человек не может подобрать слова, чтобы выразить что-то сокровенное, внутреннее. А когда читаешь святителя Антония, то невольно радуешься, когда твой опыт подтвержден его опытом и словами. В этом его несомненная заслуга.

Можно еще очень много рассказывать о православных книгах. Это действительно источник мудрости. Но не стоит забывать о том, о чем мы писали в начале статьи. Ключ к пониманию книг лежит в опыте борьбы с грехом и чистоте сердца. Поэтому и призываем мы Духа Утешителя перед учением.

Иеромонах Мефодий (Капустин)

Говоря о социальном служении Оптинских старцев, прежде всего нужно сказать несколько слов о сущности самого богодухновенного старчества.

Мы христиане знаем, что цель земной жизни человека — познать Бога, возлюбить Его и соединиться с Ним в этой жизни, а потом и в вечности. Этот путь весьма непрост, потому что каждый из нас вступает на него в состоянии глубокой духовной поврежденности, и вдобавок к этому, в течение всей жизни нам противостоит опаснейший противник — духи злобы поднебесной (Еф. 6, 12). Поэтому пройти этот путь можно только с помощью Божией. Для этого Христом Спасителем на земле была создана Церковь, в которой люди через Таинства получают благодать Святого Духа. И некоторые из людей, особо преуспевшие в этом и достигшие святости, направляются Промыслом Божиим на особое служение помощи всем остальным, окормляя их как при своей жизни, так и по кончине, вознося за них молитвы пред Престолом Божиим. Вот такие и были, и есть наши богоносные Оптинские старцы и другие святые, которых в истории Святой Руси было очень много.

Благодатное старчество это служение, в котором соединено несколько даров Святого Духа — дар пророчества, умение видеть душевные недуги человека и исцелять их, дар духовного руководства, дар дерзновенной молитвы за ближнего, дар рассуждения и слова. И подаются эти дары по милости Божией с единственной целью — для служения людям. Направление заблудшего человека по пути Христову к Богу — вот то самое духовное и в то же время социальное служение Оптинских старцев, которое без сомнения является самым важным из всех.

Писание говорит нам, что полнота ветхозаветного закона и пророков заключалась в двух заповедях: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; Вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»; На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». (Мф. 22, 35-40)

К этим двум заповедям Спаситель наш Иисус Христос добавил новую заповедь: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга». (Ин. 13, 34) То есть, любить ближнего надо даже не как себя, а так, как Сам Бог возлюбил людей, жертвенно и самоотверженно, вплоть до крестных страданий и смерти. И Оптинские старцы в своем служении людям действительно исполнили эти заповеди.

Стоит заметить, что старчество — не есть что-то исключительное, из ряда вон выходящее — это явление глубоко свойственно христианству, в котором человек уже здесь, в своей земной жизни соприкасается с Самим Богом и водится силой Божией. Но так уж получилось исторически, что после эпохи петровских реформ было закрыто более 500 монастырей, а в оставшихся духовная жизнь пришла в упадок. Многие истинные подвижники и угодники Божии по причине гонений от государственной власти были вынуждены скрываться и жить в глухих уединенных местах, с небольшим количеством учеников, так что и речи быть не могло о доступе к ним широкого общества. И в монастырях к тому времени уже мало кто понимал цель духовной жизни, как умного делания, а обычным мирским людям и тем более не к кому было обратиться за духовным советом. Как следствие этой пустоты, с Запада в Россию широким потоком хлынули чуждые православию нравы и литература. И в этот самый момент в Оптиной Пустыни воссияла череда богоносных старцев, которые передавали свое старческое служение как эстафету своим ученикам в течение целого столетия. Таким образом, в начале этого столетия был поставлен заслон западным ценностям, и многие русские мыслители были воспитаны в истинно православном духе, с пониманием, что именно духовный святоотеческий путь важнее всех интеллектуальных занятий. А в конце, с разорением России и пришествием большевиков, Оптина Пустынь была закрыта, но старцы успели воспитать людей, которые смогли пронести их заветы сквозь горнило атеистической пропаганды к новому рассвету православия в нашей стране. Удивительно, как своевременно и точно Промысл Божий расположил историческую эпоху оптинского старчества, так что оно принесло максимальные плоды для нашего Отечества.

Конечно, очень трудно сказать об Оптиной коротко, её духовное наследие огромно. Цель этого выступления — призвать вас, уважаемые гости, к его изучению. В письмах Оптинских старцев можно найти ответы на очень многие вопросы современности, так как сущность духовной жизни мало меняется с течением времени, меняются лишь окружающие нас обстоятельства, а душа наша, ей устремления и падения остаются теми же, что и у наших самых далеких предков.

В этом году исполняется сто лет со дня праведной кончины преподобного старца Варсонофия Оптинского — достойного продолжателя традиций оптинских старцев, своих предшественников. Происходил он из семьи оренбургских казаков, и с самого детства воспитывался в любви к Богу и благочестии. Знаки свыше о его будущем избрании были явлены ему в самом раннем возрасте. В возрасте шести лет, когда маленький Павел гулял в саду со своим отцом, им явился некий удивительный странник и сказал отцу: «Помни, отец, это дитя в своё время будет таскать души из ада!» — после чего стал невидим. А предсказание его, как мы знаем, исполнилось впоследствии в точности. Вот в этих коротких словах заключается всё служение старца Варсонофия, так же как и прочих оптинских старцев, его предшественников. Можно ли вообразить что-либо более важное для людей, нежели спасение души и избавление от адских мук? Очевидно, что нет. Поэтому можно еще раз с уверенностью сказать, что образ богодухновенного старчества — высшее служение обществу из всех возможных.

С юности Павел избрал для себя путь военного, но в отличие от своих сослуживцев-сверстников, всю свою мирскую жизнь он проводил в благочестии и трезвении. Он любил молиться в храме, избегал мирских развлечений, устраивал благотворительные обеды для детей из бедных семей. Товарищи по службе, хотя и любили его за отзывчивый и добрый характер, но все же не понимали его и считали даже сошедшим с ума, а для него от Господа был уготован другой путь. Однажды, во время тяжелой болезни, ему было явлено чудесное видение, во время которого он увидел открытыми небеса и услышал голос свыше, повелевающий ему идти в Оптину Пустынь. У него открылось духовное зрение. По словам оптинского старца Нектария, «из блестящего военного в одну ночь, по соизволению Божиему, он стал старцем». Вскоре, в возрасте 46 лет, по благословению старца Амвросия Оптинского он пришел в Оптину Пустынь послушником, и так началась его новая жизнь.

В 1904 году старец Варсонофий, уже как военный священник был направлен на русско-японский фронт, где проходил службу при военном госпитале. По его словам, там он глубоко прочувствовал духовные качества и устремления нашего народа, с особой силой раскрывающиеся на поле брани. По возвращении с военной службы через три года, он был назначен скитоначальником Иоанно-Предтеченского скита Оптиной Пустыни.

Россия уже находилась в преддверии будущих потрясений, и старец Варсонофий это ясно видел и предрекал своим ближайшим ученикам. В это же самое время ярко просияли его духовные дарования, как старца. Он был преисполнен пламенной любви к людям и весь свой богатый жизненный опыт направлял на их окормление. До наших дней дошли его поучения мирянам в виде бесед с духовными чадами, в которых он кроме духовного назидания рассказывает о своей жизни. Также, сохранился пространный дневник послушника Николая Беляева, будущего преподобного исповедника Никона, который повествует нам о его становлении в монашестве под мудрым отеческим руководством старца Варсонофия.

Но яркая личность старца, его духовный авторитет вызвали у некоторых лиц зависть, и в 1912 г по ложному доносу он был переведен в Голутвин монастырь, где прожил всего один год и отошел ко Господу, даже за такой короткий срок успев весьма многое сделать для восстановления этой обители. Святые останки его после кончины были перенесены в Оптину Пустынь, где и находятся по сей день вместе с мощами остальных Оптинских старцев.

В завершении уместно будет особо подчеркнуть, что истинные духовные руководители или, как их называют, старцы, призываются на свое великое и важное служение исключительно особым Промыслом и призванием Божиим — быть верными и способными делателями на жатве Христовой, как о них говорит Писание. Именно призванными на это дело Самим Богом. Господь специально для этого в Евангелии дает нам очень важную заповедь (о которой, к прискорбию, мы часто забываем), говоря и даже как бы требуя: «Молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф. 9, 38). Сейчас, как мы знаем, многие из православных людей совершают многочисленные поездки, активно и деятельно ищут богоносных старцев, однако, вместо этого находят совершенно противоположное желаемому. В первую очередь, это потому, что мы не исполняем вышеупомянутую заповедь — испросить у Господа, чтобы Он послал нам духовных руководителей. И другой момент, часто мы ищем старцев просто, чтобы удовлетворить свое любопытство, а слушаться их даже и не собираемся. Но откровение Божие всегда накладывает на человека особую ответственность. Поэтому, конечно же, в таком случае никаких истинных старцев Господь нам не пошлет, чтобы нам не быть осужденными за открытое непослушание воле Божией, открываемой через них.

Итак, если мы хотим иметь подобных делателей на жатве Христовой, каковы были Оптинские старцы и среди них преп. Варсонофий, то да положим себе на память сердца своего всегда помнить об этой заповеди Христовой и молиться о том, что заповедал нам Господь. И для начала со смирением исполнять благословения своих духовников или даже просто приходских священников.

Писания святых отцов все составлены по внушению или под влиянием Святого Духа. Чудное в них согласие, чудное помазание! Руководствующийся ими имеет, без всякого сомнения, руководителем Святого Духа.

Все воды земли стекаются в океан, и, может быть, океан служит началом для всех вод земных. Писания отцов соединяются все в Евангелии, все клонятся к тому, чтобы научить нас точному исполнению заповедей Господа нашего Иисуса Христа, всех их и источник, и конец – святое Евангелие.

Святые отцы научают, как приступать к Евангелию, как читать его, как правильно понимать его, что содействует, что препятствует к уразумению его. И потому сначала более занимайся чтением святых отцов. Когда же они научат тебя читать Евангелие, тогда уже преимущественно читай Евангелие.

Не сочти для себя достаточным чтение одного Евангелия без чтения святых отцов! Это мысль гордая, опасная. Лучше пусть приведут тебя к Евангелию святые отцы, как возлюбленное свое дитя, получившее предварительное воспитание и образование посредством их писаний.

Многие, безумно отвергшие святых отцов, приступившие непосредственно, со слепой дерзостью, с нечистым умом и сердцем к Евангелию, впали в гибельное заблуждение. Их отвергло Евангелие: оно допускает к себе одних смиренных.

Чтение писаний отеческих – родитель и царь всех добродетелей. Из чтения отеческих писаний научаемся истинному разумению Священного Писания, вере правой, жительству по заповедям евангельским, глубокому уважению, которое должно иметь к евангельским заповедям, – словом, спасению и христианскому совершенству.

Чтение отеческих писаний, по умалении духоносных наставников, сделалось главным руководителем для желающих спастись и даже достигнуть христианского совершенства.

Книги святых отцов, по выражению одного из них, подобны зеркалу: смотрясь в них внимательно и часто, душа может увидеть все свои недостатки.

Опять же – эти книги подобны богатому собранию врачебных средств: в нем душа может приискать для каждого из своих недугов спасительное врачевство.

* * *

Что прежде всего поразило меня в писаниях отцов Православной Церкви? Это их согласие, согласие чудное, величественное. Осьмнадцать веков свидетельствуют единогласно единое учение, учение Божественное! Когда в осеннюю, ясную ночь гляжу на чистое небо, усеянное бесчисленными звездами столь различных размеров, испускающими единый свет, тогда говорю себе: таковы писания отцов. Когда в летний день гляжу на обширное море, покрытое множеством различных судов с их распущенными парусами, подобными белым лебединым крылам, судов, бегущих под одним ветром к одной цели, к одной пристани, тогда говорю себе: таковы писания отцов. Когда слышу стройный многочисленный хор, в котором различные голоса в изящной гармонии поют единую песнь Божественную, тогда говорю себе: таковы писания отцов. Какое между прочим учение нахожу в них? – Нахожу учение, повторенное всеми отцами, учение, что единственный путь к спасению – неуклонное последование наставлениям святых отцов. «Видел ли ты, – говорят они, – кого-либо прельщенного лжеучением, погибшего от неправильного избрания подвигов, – знай: он последовал себе, своему разуму, своим мнениям, а не учению отцов, из которого составляется догматическое и нравственное Предание Церкви. Им она, как бесценным имуществом, препитывает чад своих».

Чтение отцов с полной ясностью убедило меня, что спасение в недрах Российской Церкви несомненно, чего лишены Западной Европы, как не сохранившие в целости ни догматического, ни нравственного учения первенствующей Церкви Христовой. Оно открыло мне, что сделал Христос для человечества, в чем состоит падение человека, почему необходим Искупитель, в чем заключается спасение, доставленное и доставляемое Искупителем. Оно твердило мне: должно развить, ощутить, увидеть в себе спасение, без чего вера во Христа мертва, а христианство – слово и наименование без осуществления его! Оно научило меня смотреть на вечность как на вечность, перед которой ничтожна и тысячелетняя земная жизнь, не только наша, измеряемая каким-нибудь полустолетием. Оно научило меня, что жизнь земную должно проводить в приготовлении к вечности, как в преддвериях приготовляются ко входу в великолепные царские чертоги. Оно показало мне, что все земные занятия, наслаждения, почести, преимущества – пустые игрушки, которыми играют и в которые проигрывают блаженство вечности взрослые дети. Что значит перед Христом все земное? Перед Христом, всемогущим Богом, Который дает Себя в имение, в вечный дар и собственность пылинке – человеку?.. Не стоит видимый мир, чтоб служить ему и им заниматься! Чем он награждает слуг своих? Сперва игрушками, потом гробом, тлением, темной неизвестностью будущности, рыданием ближних и вскоре забвением ими. Другие награды у слуг Христовых: они проводят здешнюю жизнь в изучении истины, в образовании себя ею. Претворенные ею – запечатлеваются Святым Духом, вступают в вечность, уже коротко ознакомленные с вечностью, приготовив себе блаженство в ней, извещенные в спасении: "Дух" Божий, – говорит апостол, – «все проницает, и глубины Божии» (): знание их Он сообщает Своим причастникам. Это с полной ясностью излагают святые отцы в своих священнолепных писаниях.

* * *

Писания отцов можно уподобить аптеке, в которой находится множество целительнейших лекарств, но больной, не знакомый с врачебным искусством и не имея руководителем врача, очень затруднится в выборе лекарства, приличествующего болезни его. Если же по самонадеянности и легкомыслию, не справясь основательно за неимением врача с врачебными книгами, больной торопливо решится сам на выбор и принятие лекарства, то выбор этот может быть самым неудачным. Лекарство, само собой целительное, может оказаться не только бесполезным, но и очень вредным. В положение, подобное положению такого больного, поставлены мы за неимением духоносных руководителей по отношению к писаниям святых отцов о тайнодействии сердечной молитвы и ее последствиях. Учение о молитве в дошедших до нас отеческих книгах изложено с удовлетворительными полнотой и ясностью, но мы, будучи поставлены при неведении нашем перед этими книгами, в которых изображены в величайшем разнообразии делания и состояния новоначальных, средних и совершенных, находим себя в крайнем затруднении при избрании делания и состояния, нам свойственных. Несказанно счастлив тот, кто поймет и ощутит эту затруднительность. Не поняв ее, при поверхностном чтении святых отцов, поверхностно ознакомясь с предлагаемыми ими деланиями, многие приняли на себя делание, не свойственное себе, и нанесли себе вред.

* * *

«По плодам их узнаете их» (), – сказал Спаситель. Известно всем, какими преступлениями, какими потоками крови, каким поведением, решительно противохристианским, выразили западные фанатики свой уродливый образ мыслей, свое уродливое чувство сердечное. Святые отцы Восточной Церкви приводят читателя своего не в объятия любви, не на высоты видений – приводят его к рассматриванию греха своего, своего падения, к исповеданию Искупителя, к плачу о себе перед милосердием Создателя. Они сперва научают обуздывать нечистые стремления нашего тела, делать его легким, способным к духовной деятельности, потом обращаются к уму, выправляют его образ мыслей, его разум, очищая его от мыслей, усвоившихся нам по падении нашем, заменяя их мыслями обновленного естества человеческого, живо изображенного в Евангелии. С исправлением ума святые отцы заботятся об исправлении сердца, об изменении его навыков и ощущений. Очистить сердце труднее, нежели очистить ум: ум, убедясь в справедливости новой мысли, легко отбрасывает старую, легко усвояет себе новую; но заменить навык навыком, свойство свойством, чувствование другим чувствованием, чувствованием противоположным, – это труд, это усильная продолжительная работа, это – борьба неимоверная. Лютость этой борьбы отцы выражают так: «Дай кровь и прими дух». Значит, надо умертвить все греховные пожелания плоти и крови, все движения ума и сердца, зависящие от плоти и крови. Надо ввести и тело, и ум, и сердце в управление духа. Кровь и нервы приводятся в движение многими страстями: и гневом, и сребролюбием, и сластолюбием, и тщеславием. Последние две чрезвычайно разгорячают кровь в подвижниках, «незаконно подвизающихся,» делают их исступленными фанатиками. Тщеславие стремится преждевременно к духовным состояниям, к которым человек еще не способен по нечистоте своей, за недостижением истины – сочиняет себе мечты. А сладострастие, присоединяя свое действие к действию тщеславия, производит в сердце обольстительные ложные утешения, наслаждения и упоения. Такое состояние есть состояние самообольщения. Все «незаконно подвизающиеся» находятся в этом состоянии. Оно развивается в них больше или меньше, смотря по тому, сколько они усиливают свои подвиги. Из этого состояния написано западными писателями множество книг. На них-то с жадностью кидается, их-то проповедует преимущественно святыми и духовными, достойными стоять возле Священного Писания слепотствующий и гордый мир, признающий себя просвещенным в высшей степени и потому не нуждающимся держаться неотступно Преданий Восточной Церкви.

В святых отцах Восточной Церкви отнюдь не видно разгоряченного состояния крови. Они никогда не приходят в энтузиазм, который, будучи рождением крови, часто на Западе искал пролития крови. Из их сочинений дышит истинное самоотвержение, дышит благоухание Святого Духа, мертвящее страсти. От этого благоухания бегут прочь сыны мира, как осы улетают прочь от курящегося фимиама. «Мир любит свое», – сказал Господь. Сочинения западных писателей, написавших из состояния самообольщения, находят многочисленных читателей, переводятся не раз на русский язык, печатаются, перепечатываются; им произносятся, пишутся и печатаются громкие похвалы; то, что исполнено смертоносного яду, одобряется и утверждается. Сочинения святых отцов забыты! То, что они с давних времен приняты Святою Церковью, признавались единым правильным руководством в подвижнической жизни, нисколько не принимается в уважение. Их сочинения критикуют, находят в них несообразности, противоречие Священному Писанию . Всему этому причиной, что святые отцы наставлены были Духом Святым, что они отвергли премудрость мира для стяжания премудрости Духа. Тщетны покушения тех, которые, вопреки учению апостола, вопреки учению Церкви покушаются войти в премудрость Духа премудростию мира. И «запинаются премудрые в коварстве их» (), преткнулись, пали падением страшным. Они захотели «духовное» объяснить темным душевным разумом, – и это «духовное» в писаниях святых отцов показалось им странным, противоречащим Священному Писанию . «Соображая духовное с духовным» , – сказал святой апостол Павел. – «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» ().

* * *

Что значит иноческая добродетель – послушание? Она – признание разума человеческого падшим и потому отвержение его буйством веры. От веры – послушание, от послушания – смирение, от смирения – духовный разум, который извещенная вера. Иноческое послушание процветало при обилии духовных наставников. С оскудением наставников оскудел и великий подвиг послушания, скоро приводивший подвижников к святости: вера, составлявшая сущность этого подвига, требует, чтоб предмет ее был истинный и духовный: тогда она приводит к Богу. Вера в человека приводит к исступленному фанатизму. Руководство писаниями святых отцов ведет гораздо медленнее, слабее; на пути этом гораздо больше преткновений: книга, начертанная на бумаге, не может заменить живой книги человека. Чудная книга – ум и сердце, исписанные Святым Духом! Так и дышит из нее жизнь! Так и сообщается эта жизнь слушающим с верою. Но руководство писаниями отеческими сделалось уже единственным руководством ко спасению по конечном оскуднении наставников. Кто подчинится этому руководству, того можно признать уже спасенным; кто же водится собственными разумениями или учением лжеучителей, того должно признать погибшим.

* * *

Вы спрашиваете, почему необходимо чтение святых отцов! Не довольно ли будет руководствоваться одним Священным Писанием – чистым Словом Божиим, в котором нет примеси слова человеческого?

Отвечаю: непременно нужно при чтении Писания чтение святых отцов Восточной Церкви. Вот что говорит святой апостол Петр о Священном Писании: «всяко пророчество книжно по своему сказанию не бывает. Не бо волею бысть когда человеком пророчество, но от Святаго Духа просвещаеми глаголаша святии Божии человецы» (). Как же вы хотите произвольно понимать духовное слово, которое и произнесено не произвольно, а по внушению Духа и само запрещает произвольное толкование себя. Дух произнес Священное Писание, и только Дух может истолковать его. Вдохновенные Богом мужи – пророки и апостолы – написали его; вдохновенные Богом мужи – святые отцы – истолковали его. Поэтому всякому желающему стяжать истинное познание Священного Писания необходимо чтение святых отцов. Если ж вы ограничитесь чтением одного Священного Писания, то по необходимости должны понимать и объяснять его произвольно. По той же необходимости невозможно вам будет избегнуть заблуждений; потому что «душевный человек не принимает того, что от Духа Божия,.. и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» ().

Особенно ненавидят отеческие писания еретики всех времен: писания отцов открывают прямой смысл Священного Писания, который враги истины хотели бы исказить для утверждения своих лжеумствований. Ересиарх Евтихий выразил свое нерасположение к отцам на Поместном Константинопольском Соборе. «Священное Писание, – лукаво сказал он, – следует больше уважать, нежели отцов», – и сказал потому, что тогда писаниями святых патриархов Александрии Афанасия Великого и недавно почившего Кирилла ясно обличалось его заблуждение богохульное. Вселенская Церковь, напротив, всегда питала особенное уважение к отеческим писаниям: этими писаниями сохранялось единение церковное, для которого необходимо всеми принятое, истинное, благодатное изъяснение Писания. Вселенские Соборы всегда начинались с чтения тех отеческих писаний, в которых с особенной подробностью излагались догмат или предание, рассмотрение которых составляло предмет совещаний Собора. И опираясь на отеческие писания, Собор обличал ересь, произносил православное учение и исповедание. Точно так же и в частной жизни святые подвижники первоначально воспитывались отеческими писаниями, только тогда они переходили к чтению преимущественно Священного Писания, когда уже достигли особенного духовного преуспеяния. «Глубоко море Писания, – сказал святой Иоанн Лествичник, – и не безбедственно носится по нему ум безмолвника: опасно плавать в одежде и касаться богословия страстному». Эта опасность, это бедствие, очевидно, заключается в произвольном толковании, в ложном понятии Писания, отчего многие иноки впали в гибельное заблуждение.

Напрасно еретики выставляют свое мнимое уважение к Священному Писанию, коварно намекают, что Православная Церковь мало его уважает, излишне уважая святых отцов, которых они отвергают, которых они осыпают клеветами и ругательствами бесстыдными и бессовестными. Уважение еретиков к Священному Писанию – ложное, лицемерное: что за уважение к Слову Божию, когда предоставлено каждому, как бы он порочен ни был, понимать и толковать его произвольно? Святая Церковь, принимая благодатное толкование Священного Писания святыми отцами, этим самым доказывает свое глубокое уважение к Священному Писанию: она чтит его, как должно чтить Слово Божие. Она научает чад своих не быть дерзкими относительно Слова Божия, удерживает их от гордостного своеволия и бесчиния, повелевает воспитываться чтением святых отцов и при руководстве их проникать в чудный свет Слова Божия, поражающий слепотою тех, которые осмеливаются воззреть на него без должного приготовления, умом нечистым и сердцем грехолюбивым. Стоит только обратить внимание на богослужение Восточной Церкви, чтобы убедиться в ее глубоком благоговении к Священному Писанию. Евангелие-всесвятая книга, заключающая в себе слова, произнесенные к человекам Самим воплотившимся Богом, – всегда присутствует на святом престоле, живо изображая Самого Христа. К всенародному чтению его допускаются одни священные лица; когда оно читается, все внимают ему как говорящему Христу: когда оно выносится из алтаря, предшествуют ему зажженные свечи. Выносится оно и полагается на аналой среди храма, тогда все присутствующие православные христиане благоговейно преклоняют перед ним колена, как перед Словом Божиим, со страхом и любовью лобызают его. А в это время еретик, только что хвалившийся уважением своим к Священному Писанию, соблазняется на благоговение чад Святой Церкви перед Евангелием, насмешливо называет их поклонение Слову Божию идолопоклонством, поклонением бумаге, чернилам, переплету; несчастный слепец! он видит в этой книге только бумагу, чернила, переплет – не видит Евангелия Христова. Всенародное чтение апостольских Посланий совершается диаконами и чтецами; чтение прочего Священного Писания совершается чтецами посреди храма. Церковные же песнопения, сочиненные святыми отцами, содержат в себе полный курс догматического и нравственного богословия. Слава Богу, сохранившему Церковь Свою в чистоте и святыне! Слава святой Восточной Церкви, единой святой и истинной! Все предания, все обычаи ее святы, благоухают духовным помазанием! Да постыдятся все противомудрствующие ей, все отделяющиеся от единения с нею.

Имейте благоговение к Священному Писанию, благоговение, должное для истинного сына истинной Церкви; имейте должную доверенность и благоговение к писаниям отеческим. Тот же самый Дух Божий, который действовал в пророках и апостолах, действовал в святых учителях и пастырях церковных: свидетель этого догмата святой апостол. "Иных Бог," – говорит он, – «поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями» ().

Сообразно словам апостола, словам Священного Писания и указанию Церкви – первое место в благочестивом чтении вашем должны занимать писания апостолов. Между писаниями апостолов первое место занимает Евангелие. Чтобы правильно понимать , читайте святых учителей церковных, читайте и Псалтирь, и прочие книги Ветхого Завета. Очищайте себя евангельскими заповедями и благочестивыми подвигами. Сообразно чистоте души является ей Бог, открывается ей Божие Слово, для плотских очей прикрытое непроницаемой завесой слова человеческого.

В издательстве нашего монастыря опубликована новая книга — «Житие священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского, и иже с ним пострадавших преподобномученика Сергия (Шеина), мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова» .

В новой книге известного русского агиографа архимандрита Дамаскина (Орловского) читателю предлагается житие митропо-лита Петроградского Вениамина (Казанского) — одного из первых святителей-священномучеников, не погрешивших своей душой, ни совестью во время начавшихся гонений и отдавших свою жизнь за Христа и Его Церковь.

З мея, ког-да нуж-но ей пе-ре-ме-нить ста-рую свою ко-жу на но-вую, про-хо-дит чрез очень тес-ное, уз-кое мес-то, и та-ким об-ра-зом ей удоб-но бы-ва-ет ос-та-вить свою преж-нюю ко-жу; так и че-ло-век, же-лая сов-лечь свою вет-хость, дол-жен ид-ти уз-ким пу-тем ис-пол-не-ния Еван-гельс-ких за-по-ве-дей.

все поучения →

оптинские
книги

Расписание Богослужений

сентябрь ← →

пн вт ср чт пт сб вс
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30

Последний фотоальбом

Преображение Господне

Видео

Духовные беседы с паломниками

все видеоролики →

Чтение святых отцов

Старцы советуют читать и перечитывать творения свя-тых отцов. Они глубоки и понимаются постепенно. Пред-мет их — духовная жизнь, а она обширна: «широка запо-ведь Твоя зело». Духовному росту предела нет, поэтому перечитывание имеет огромное значение. Лучше с благо-говением и вниманием перечитывать небольшое количе-ство книг, нежели многое читать наскоро. Чтение одно из самых необходимых деланий. Без чтения или слушания чтения нельзя узнать истину. Говоря о чте-нии, разумею исключительно чтение Священного Писания и писаний отеческих и церковных. Но чтение только тогда будет приносить желаемую пользу, когда читаемое будет по мере сил и возможности входить в жизнь, становиться правилом жизни, а не простым голым, бездушным и хо-лодным знанием. Какая может быть польза, что человек знает, что нужно молиться, и не молится, знает, что нужно прощать обиды, и не прощает, знает, что нужно поститься, и не соблюдает постов, нужно терпеть, и не терпит и т. д. Такое знание, по слову Евангелия, будет даже в осужде-ние человеку. Поэтому нужно читать со вниманием и ста-раться жить по духу того, что читаешь. Конечно, сразу стать исполнителем всего, что написано, мы не можем — нужна постепенность. Вначале понуждение себя и смире-ние, сознание своей немощи, тогда знание, получаемое от чтения, будет приносить желаемую пользу. Вообще, все книги и писания святых отцов и истинных учителей Церкви о духовной жизни, а в особенности пи-сания о молитве, надо читать с крайним вниманием, не спеша, вникая по силе своей умом в каждое изречение, каждое слово, дабы не упустить чего-либо необходимого, дабы не дать себе повода к неправильному, произвольному пониманию и толкованию читаемого. Духовная жизнь и подвиг молитвы имеют свои законы, свою последова-тельность; их надо изучить и понять, усвоить уму и сердцу. Самочиние, самомышление здесь места не должны иметь, они приводят человека в заблуждение. Малое по внешно-сти уклонение или неточности приводят иногда к большим ошибкам и заблуждениям, имеющим горькие плоды и по-следствия. Если что-либо кажется непонятным, неясным, то надо спросить у знающего, если имеешь такого человека, а если не имеешь, то пусть это остается до времени непо-нятным; не пытайся понять своим умом. В свое время Господь пошлет вразумление; хорошо о сем говорит свя-титель Тихон Задонский. Старцы советуют читать и перечитывать книги святых отцов. Писания святых отцов заключают в себе истину духовной жизни и мудрости, всегда доставляют читающему их утешение и вразумление и подкрепление духовное! Они никогда не могут потерять своей жизненности, ибо духов-ная жизнь, в них изложенная, навсегда имеет свои законы неизменяемые. Они (писания) понимаются и усваиваются постепенно, по мере духовного роста читающего и подви-зающегося, по мере получения разумения от их пережи-вания и личных опытов. Между прочим, последнее являет-ся одной из причин необходимости перечитывания писаний отеческих. И советуется перечитывать их так: если человек видит, что на него нападает, например, страсть гнева, то читать советуется об этой страсти и противоположной ей добродетели, если нападает злоба, то читать о злобе и любви, если нападает блуд, то читать о блудной страсти и целомудрии и т. д. Удрученному скорбью полезно читать о пользе и необходимости скорбей и т. д. Замечено, что особо сильное впечатление производит на душу то, что ей в данное время потребно, как запрет читать книги под-ряд. Желающие и имеющие на то возможность пусть чи-тают каждую книгу подряд. Это даже необходимо для получения цельного впечатления и понятия о писаниях и учении того или иного святого отца. А данным советом можно пользоваться по мере своей душевной нужды в том или ином чтении. Лучше всего, если на то имеется воз-можность, на каждое чтение получать благословение ду-ховного отца. При неимении такой возможности нужно получить хотя бы общее благословение на порядок и вы-бор книг для чтения (преп. Никон).

О чтении книг отеческих я не могу дать точного на-значения; оные писаны не по ученой системе, а просто о различных страстях и добродетелях, как противиться пер-вым и стяжавать последние. Есть и высокие предметы для совершенных. Ты, читая книги, что доступно твоему уму и приличествует к твоему устроению, то и усваивай себе, а что превышает твое понятие, то, прочитав, оставляй так, не вникая в глубину разумения: оно по времени может от-крыться, для младенцев твердая пища неудобна. Книги чи-тай с начала начиная, продолжай сряду, но не все одну, а утром в одной прочти, вечером в другой; читайте не для любознательности, а для научения благочестию и познания своей немощи, а от сего к смирению приходите (преп. Макарий).

Читайте отеческие книги и занимайтесь их учением, оно пригодится к познанию своей немощи и к приобретению смирения, терпения и любви и вразумляет нас, как противиться страстям, как очищать сердце свое от сего терния и насаждать добродетели (преп. Макарий).

Они <святые отцы> не просто от ума писали, но прежде делом прошли многие скорби и болезни и нам оставили, как богатое наследие и как хранилище надеж-ды, — богодухновенные свои словеса, а мы, воссылая бла-годарение Господу, даровавшему нам сей дар, будем поуча-ться в них и, в случае нужды, прилагать к язвам нашим, как целительный бальзам... (преп. Макарий).

Книги читать сестрам, смотря по устроению каждой, но более надобно давать читать деятельные, а не умозри-тельные, как то: святых Ефрема, Аввы Дорофея, препо-добного Иоанна Лествичника, Пролога и жития святых от-цов; и смотреть от них плода — познания своей немощи и смирения, а не того, что — все знаю, и в случае беседы оспаривать других. А далее Господь Сам даст им разум истинный, который стяжавается от смирения; и сколько оное приносит пользы, столько, напротив, возношение повреждает, что видели сами на опыте на многих (преп. Макарий).

Книги читать нравственные, то есть деятельные, отно-сящиеся до жизни христианской, можешь столько, сколько время позволит при занятиях общежительных; умозритель-ные, т.е. созерцательные, нам еще недоступны; созерца-тельная жизнь бывает по очищении себя заповедями Хрис-товыми, а оной сама благодать научает. В отеческих учениях называется: «деяние и видение». Деяние — заповеди, а ви-дение — созерцание умом таинств, не подлежащих чув-ствам; искать сего отнюдь не должно, дабы вместо истины не подпасть прелести (преп. Макарий).

Вы поверяйте свою совесть и руководствуйтесь уче-нием святых отцов, прошедших путь иноческой жизни и житием и учением своим оставивших нам пример. В учении их мы видим, как поступать и проходить путь жизни, иметь борьбу со страстями... (преп. Макарий).

Пишешь, что некоторых мест из книги Иоанна Лест-вичника не понимаешь; довольствуйся тем, что понимаешь, и старайся о исполнении, а далее и прочее откроется (преп. Макарий).

Что читала в отеческих книгах и о чем устно бесе-довали, старайся проходить искусом или опытом, и паче всего с отвержением себя, в отвержении своей воли и разу-ма состоящем, и в оставлении своих хотений... (преп. Ма-карий).

Читайте отеческие книги; в их учении найдете себе вразумление и укрепление (преп. Макарий).

Прошу вас, Бога ради, читайте слово Божие и отечес-кие наставления почаще, обрящете пользу, найдете там, что один путь к спокойствию — терпение и смирение (преп. Макарий).

Достань книгу «Поучения Аввы Дорофея»... Эту кни-гу читай постоянно, прилагая к себе уроки нравственности и стараясь по ним исправлять и направлять жизнь свою. Наши покойные старцы называли книгу эту азбукою мо-нашеской жизни (преп. Иосиф).

Что книгу Аввы Дорофея читаешь, это хорошо. Дай Бог, чтобы благой плод принесло чтение. Старайся вникать в то, что там писано, там все удобопонятно, и если хочешь, то и легко приложимо к жизни. А если трудно дается, то потому, что в первый раз читаешь. Будешь поприлежнее читать, будешь и лучше понимать... Также полезно про-честь и «Лествицу» преподобного Иоанна, а на недостатки не смущайся, а старайся себя укорять за них, приносить в них покаяние и смиряться больше (преп. Иосиф).

Батюшка сказал... что о. Макарий, великий старец, через каждые три года перечитывал Авву Дорофея и «Ле-ствицу» и находил в них все новое и новое, ибо рос ду-ховно (преп. Варсонофий).

Авва Дорофей — это азбука монашеской жизни, хотя, читая ее, можно открывать все новое и новое, и для каждого она является сообразной его состоянию... Она имеет берег, а от берега можно ходить сначала по коле-но, потом глубже и глубже. Иной раз сразу в глубину... (преп. Варсонофий).

Вопрос: «Батюшка, я вот замечал, что чтение книг безбожных и вообще несогласных с моим миросозерцанием, хотя и не изменяет моих взглядов, но все-таки после этих книг остается какой-то осадок». Ответ: «Да... святые отцы и наши старцы советовали читать книги своего направления и чтением еще больше укреплять и развивать свое убеждение...» (преп. Варсо-нофий).

Это хорошо вы сделали, что стали читать эту книгу <«Отечник» епископа Игнатия>. Она составлена так: епископ Игнатий выписывал то, что отвечало на волную-щие иноческие вопросы. С этой стороны этот труд его незаменим. Многие недоумения, долго волновавшие ко-го-нибудь, сразу разрешаются какой-нибудь выпиской (преп. Варсонофий).

Я очень утешаюсь сочинениями епископа Игнатия. Не знаю, как благодарить Господа и батюшку, что имею такое сокровище... Удивляюсь ангельскому уму епископа Игна-тия, его дивно глубокому разумению Священного Писа-ния... Я чувствую особенное расположение к его сочи-нениям. Они просвещают мое сердце, мой разум истинно евангельским светом (преп. Никон).

Творения преподобного Исаака Сирина лучше читать в русском переводе. Его сочинения, с весьма глубоким со-держанием, надо читать с осторожностью. То, что там ска-зано для новоначальных, в наше время доступно только преуспевшим в духовной жизни, а многое и совсем нельзя применить. Такие книги, как творения преподобного Исаа-ка, надо читать не для того, чтобы применять к себе, а для настроения. Иначе может быть очень плохо. В самомне-ние, в прелесть можно впасть и повредиться. И надо целиком брать все сочинение или статью, смотреть надо на целое. Так и сказано у Исаака Сирина, что его учение в целом надо брать... Лучше читать что проще, понятнее, например: Авву Дорофея, «Лествицу», Феодора Студита, Кассиана Римлянина и другие (преп. Никон).

Читая духовные книги без указания, вы опасаетесь, как бы вам не впасть в какие-либо неправильные мысли и неправильные мнения. Опасение ваше весьма основатель-но. Поэтому, если не хотите пострадать такого бедствия душевного, не читайте без разбора всякие новые сочине-ния, хотя бы и духовного содержания, но таких сочини-телей, которые не подтвердили своего учения святостью жизни, а читайте творения таких отцов, которые признаны Православною Церковью за твердо известные и, без сомне-ния, назидательные и душеспасительные (преп. Амвросий).

Чтобы не потерять твердое Православие, возьмите в руководство себе и детям своим книгу «Православное исповедание» Петра Могилы. Рассмотрите ее со вниманием и со тщанием и написанное там содержите в памяти твердо, чтобы и самим хорошо знать дело своего спасения, и знать, что нужно сказать и указать детям в приличное время. Второю книгой в этом роде да будет «Летопись» или 4-я часть творений святителя Димитрия Ростовского. За нею и прочие части его творений читайте не только для руко-водства относительно правых мнений и разумений, но и для руководства в самой жизни, что знать и уметь, как когда должно поступить чисто по-христиански, согласно православным постановлениям. Для этой же цели читайте книгу Аввы Дорофея, которую по справедливости назы-вают зеркалом души. Зеркало это покажет каждому не только его действия, но и самые движения сердечные. В посты, и особенно во дни говения, прилично и полезно читать творения Ефрема Сирина в русском переводе, вы-бирая главы о покаянии (преп. Амвросий).

Чтобы более утвердиться в православных понятиях, со-ветовал бы я вам прочитать со вниманием и со тщанием все творения нового угодника Божия святителя Тихона Задонского. Слог их хотя и тяжел, но вы при чтении старайтесь обращать внимание ваше более на мысли и на предлагаемые христианские правила. Чтение двух русских светил, святителя Димитрия Ростовского и святителя Ти-хона Задонского, многое вам разъяснит и много вас утвер-дит. К этому прибавьте и слова апостола Павла: «Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими» (Евр.13, 9). И в другом месте: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал.1, 8). Крепко держитесь за это свидетельство и не соглашайтесь принимать никаких новых учений, как бы благовидны они ни были, подражая хорошо знающему все признаки и приметы чистого серебра, который скоро при-мечает примесь всякой лигатуры и не чистое серебро отвергает. Подобно и вы отвергайте всякое учение, где заметите хоть мало лигатуры различных человеческих мне-ний, которые взимаются на разум Божий (2Кор. 10, 5). Утвердившись в православном учении, сперва читайте все духовные журналы, с означенным разбором, и изберите потом, который более придется по духу вашему (преп. Амвросий).

Пишешь еще и спрашиваешь, почему преосвященный Феофан не одобрял сочинений преосвященного Игнатия Брянчанинова. Я всех его сочинений не читал, а помню неточное приведение им мест из писаний святых отцов. Например, в «Добротолюбии» у Симеона Нового Богослова говорится в третьем образе внимания молитвы о послу-шании к старцу и духовному отцу, без которого неудобно спасаться молитвою Иисусовою, а преосвященный Игна-тий отнес это к простому общему монастырскому послу-шанию, а ты ведь и сама знаешь, какое великое различие между тем и другим послушанием. Должно быть, препо-добный Феофан нашел и много других неточно приведен-ных мест у преподобного Игнатия. Впрочем, «Слово о смерти» хорошо им написано, также неплохо разъясняет-ся им прелесть ума и прелесть сердца (преп. Амвросий).

О чтении отеческих книг не заботься, когда внутреннее чувство к тому не преклоняется. Глаголет некто: стяжи Бога в себе, и не востребуеши книги (преп. Амвросий).

Чтение духовных книг

Читая духовные книги, прилагайте более к себе, а не к другим в оных написанное, а иначе вместо того, чтобы при-ложить пластырь к своим язвам, налагаете вредный яд, и более оные <раны> растворяются (преп. Макарий).

Жажда твоя к чтению книг духовных похвальна, но только не надо ограничиваться одним чтением, а про-стираться и на делание; а делать надобно все со смирени-ем. От чтения же и та польза бывает, что, видя высоту жительства и познавая свою немощь, невольно должна сми-ряться и сим привлекать на себя благодать Божию и по-мощь в делах наших. Однако не надобно высокомудрствовать, что ты читаешь (преп. Макарий).

Чтение духовных книг советую вам не оставлять, ибо бывает иногда и одна строка, прочитанная в добрый час, оценится дороже всего годового издания и останется на-всегда в памяти (преп. Антоний).

Усердно прошу вас, как искреннего друга, не набивать головы своей пустошью и вздором, но употребить память свою на прочтение книг, наиболее духовных и назидательных (преп. Антоний).

Ничто столько не утешало душу мою, и не успокаи-вало ее, как всегдашнее чтение книг духовных, которые попеременно я прочитывал, а некоторые места, замечая, и повторял, дабы долее в памяти моей могли сохраниться. Ибо и овечки, по насыщении своем, обыкновенно прежнюю пищу пережевывают, подая тем пример, дабы и мы, вкушая нетленную пищу, то есть, читая или слушая слово Божие, оное почаще пережевывали, сиречь со вниманием и рассуждением в памяти своей слышанное обносили и нрав-ственность свою поправляли (преп. Антоний).

Лучшим руководством будет для вас чтение жития свя-тых (преп. Варсонофий).

Жития святых представляют незаменимое чтение, которое так благотворно действует на душу, особенно чита-емое на славянском языке. В настоящее время часто сла-вянский язык не понимают, а между тем, он гораздо краси-вее и богаче русского языка. Один знаток сравнивает славянский язык с русским и говорит, что между ними такая же разница, как между дворцом и трактиром... В миру чтение житий святых, а особенно на славянском языке, совсем оставили, вы же не следуйте обычаям века сего, а занимайтесь этим спасительным чтением (преп. Варсонофий).

Посылаю вам... три брошюрки: 1) советы ума своей душе, 2) о вещах, возбраняющих ко спасению, с душепо-лезными беседами блаженного старца Зосимы и 3) толкование на «Господи помилуй». Объем этих книжечек по видимому очень малый, но содержание их велико, весьма велико. В них, хотя кратко, но ясно и практически изложено, как должен всякий христианин евангельское учение при-способлять к образу своей жизни, чтобы получить милость Божию и наследовать вечное блаженство. ...Прочитывать в каждую неделю хоть по одной из этих книжиц и таким образом делать в каждый месяц, потому что сказанное в этих духовных книжках долго не удерживает-ся в памяти. А почему не удерживается, объявил причину нам покойный 80-летний старец, архимандрит Моисей, ска-зав вопрошавшему о сем: «книги эти дела требуют» (преп. Амвросий).

Написали вы, что N. ваш, кроме Евангелия, других книг богословского содержания не признает и считает их, как и современные проповеди священников в церкви, излишним повторением и искажением евангельского учения. Почему же? Не потому ли, что вовсе не читает духовной литерату-ры и не слушает проповедей. Но в таком случае можно ли правильно судить о достоинстве духовно-нравственных со-чинений? Ведь наизусть, т. е. не заглядывая в книгу, одни только нищие Лазаря поют. А N. вашему, много думающе-му о себе, стыдно так укоризненно отзываться о духовной литературе без всяких фактических доказательств (преп. Амвросий).

Чудеса

Вы видите в N. своем противоречие самому себе. Это сущая правда. В самом деле, в евангельские чудеса Хрис-товы не верит, а причащается Святых Христовых Тайн. Между тем как Святая Евхаристия есть первейшее, важ-нейшее и величайшее чудо Христово, а прочие евангель-ские чудеса уже второстепенные. Ибо как не назвать величайшим чудом то, что простой хлеб и простое вино, раз непосредственно пресуществленное Господом в истинное Тело и в истинную Кровь Его, вот уже почти две тысячи лет, по молитвам иереев, следовательно, уже людей обык-новенных, не престают пресуществляться точно таким же образом, производя чудное изменение в людях, причащаю-щихся сих Божественных Тайн с верою и смирением (преп. Амвросий).

N. ваш евангельские чудеса Христовы приписывает гипнотическим и телепатическим явлениям и называет их фокусами. Но между чудесами евангельскими и фокусами неизмеримое различие. И во-первых, они различаются между собою по своему значению. Чудеса Христовы, буду-чи делами необыкновенными, в то же время были величай-шими благодеяниями страждущему человечеству. В самом деле, исцелить слепорожденного, сухорукого, воскресить мертвого не суть ли все это величайшие благодеяния. Недаром и Апостол выразился о Господе Иисусе Христе так: «и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом» (Деян.10, 38). И эти чудесные благодеяния Христовы производили благотворнейшее влияние на благо-детельствуемых Господом людей. Например, по исцелении слепорожденного Господь, нашедши его, сказал ему: «ты веруешь ли в Сына Божия? — А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него» (Ин. 9, 35—36), возразил тот. Гос-подь же сказал ему: «и ты видел Его, и Он говорит с тобою» (Ин. 9, 37). Исцеленный же сказал: «верую, Гос-поди! И поклонился Ему» (Ин. 9, 38). А при представлении фокусов что мы видим? Фокус-ник занят корыстною целью, заботится только о своей наживе, как побольше собрать денег со зрителей, а зрители посмотрят, позевают, скажут: «да, это удивительно», — и затем пойдут прочь с пустыми карманами. А сколько при сем бывает соблазнительных речей и взглядов. А уже о мыслях скверных и толковать нечего. Во-вторых, чудеса Христовы были истинными чуде-сами. Например, воскресить четверодневного мертвеца (Лазаря), у которого тело уже стало разлагаться, разве это фокус? И какой гипнотист или телепатист может сде-лать что-либо подобное сему? А фокусы — обман, это уже давно всем известно (преп. Амвросий).

Шахматы

Шахматная игра служит для потери времени, кото-рое и без оной игры теряется у нас немало... (преп. Антоний).

Шутки

Шутки неприличны в нашем звании, надобно вперед этого не делать — и молиться Богу с покаянием: «безза-кония моя аз знаю, и грех мой предо мною есть выну...» (Пс. 50, 5). Когда будем помнить грехи наши, то не впа-дем в новые (преп. Макарий).

Юродство

Ты просто угорела! И тошно ей! И трудно жить на земле! И юродствовать желает! И уйти в другой мона-стырь! Хоть бы он там какой был! Смирись!.. Батюшка велел тебе сказать, что «юродствуют святые», т. е. этим людям слишком мало скорбей между братьями, и они отыскивают их в мирском многолюдстве! (преп. Анато-лий).

Твое рассуждение о том, что не следует доверять всем юродивым, потому что многие из них находятся в прелести и других обманывают своим мнимым юродством, но что также не следует и осуждать их — согласно с истиною (преп. Иларион).

Ябедничество

На что ты жалуешься, на то самое жаловались прежде на тебя, что ты много без надобности передавала М., что видишь или слышишь и иногда неверно, а как тебе показа-лось; за это на тебя скорбели, и теперь исполняется слово: что сеем, то и пожнем... (преп. Амвросий).

Язык

У иных людей язык бывает тростью Святого Духа, т. е. назидательным и утешительным, а у других — язык про-износит слова диавольские, раздражительные, до болезни расстраивающие слушающих. Что самое (не в укоризну сказать) замечал я нередко и в словах Т. В., о чем и жалел всегда, а поправить его не находил никакой воз-можности, ибо всякое стороннее слово принимал он для себя в дурную сторону. А потому нет нам иного средства к ограждению себя, кроме одной молитвы ко Господу (преп. Антоний).

Польза наша бывает не от количества слов, а от качества. Иногда и много говорится, а слушать нечего, а в другое время и одно услышишь слово, и оно остается на всю жизнь в памяти (преп. Антоний).

Если взять в размышление один свой язык, то сколь-ко им произнесено было зла — хулы на Бога, осуждения на ближних, ропота, насмешек, кощунства, болтовни, брани, божбы и прочее и прочее! И проходит ли в году хотя один день, в который бы мы языком своим не согрешили, забывая о том, что за каждое праздное слово ответ отдадим Богу. Посему Господь Бог, промышляющий о нашем исправле-нии и спасении, и посылает скорби, от которых человек не только празднословить, но и дельное говорить затрудняется (преп. Антоний).

Ярость

Вы, N. N.. чрез сии случаи впадая в ярость, понимае-те, что это происходит от самолюбия, и не быв в состоя-нии бороться или каяться, впадаете в малодушие и уныние, а это тоже есть от самолюбия или духовной гордости: вы, не видя в себе исправления, падаете духом и унываете, а надобно бы, видя свою нищету в духовном делании и в неисполнении заповедей, смириться и приносить покаяние, тогда милость Божия посетит вас и дарует вам успокое-ние: «Бог на смиренныя призирает»(Ср.: Пс. 112, 6) (преп. Макарий).

Мы - россияне, великий многострадальный народ. Мы живём на необъятных просторах с огромными природными ресурсами, пользуемся благами, которыми милостиво наградил нас Господь. Это их защищали наши славные предки, героически сражаясь на протяжении всего времени становления нашей державы. Русский народ отстоял свободу для своей страны. Отцы наши с Божией помощью сделали это, не жалея своего живота. Мы свободны, мы независимы, мы сыты, мы одеты. Мы знаем, что государство в трудную минуту придёт нам на помощь и кусок хлеба у нас будет.

Настал наш черёд, теперь нашему поколению необходимо проявить себя во всей своей мощи, чтобы не утратить то, что удерживали наши отцы, деды и прадеды невероятно тяжёлыми усилиями. Что же нам делать? С чего начать? Какими ценностями руководствоваться? Откуда черпать силы, чтобы душа не оскудела, чтобы не утонуть в омуте насилия, распутства, порока? Как нам убедиться в том, что мы должны не только жить, но и понимать во имя чего мы живем?

К сожалению, оглянувшись вокруг мы встречаемся не только с прекрасным. В наше общество вторглись грубая сила, цинизм, потребительский взгляд на жизнь. Мы хотим получить всё сразу и без больших усилий. Но ведь так не бывает, не должно быть! Чтобы человек сумел что-то оценить, он должен заработать это своим физическим и умственным трудом. Потратить на это свои духовные и душевные силы. А где их взять? Они рядом - бери и пользуйся! Для чего оставили нам духовное наследие святые отцы? За кого они жизнь положили? За нас неблагодарных, чтобы мы, читая их творения, находили ответы на многие злободневные вопросы, волнующие наше общество. И не только находили, а усердно претворяли в жизнь.

Россия будет сильной, если наши семьи будут крепкие и здоровые. Святитель Климент Александрийский называет семью домом Господним, а Иоанн Златоуст - малой церковью. Новомученик митрополит Владимир (Богоявленский) писал: «Всё человеческое общество основано на семье и в ней, как здание в фундаменте, приобретает свою прочность и устойчивость» . Если наша семейная жизнь будет непрочной, то благополучия мы не достигнем никогда. Святитель Иоанн Златоуст предупреждал: «Когда разрушатся семьи - падут города и низвергнутся государства». Если мы впустим в нашу семью негативную информацию, которая будет растлевать нас и наших детей, то мы обречены на вымирание. «Народ растёт, когда его обычаями охраняются вера, честность, целомудрие, человеколюбие, гостеприимство… Народ обречён на исчезновение с лица земли, когда в его обычаи вторглись безверие, разврат, своекорыстие, хищничество, грабежи, разбои» .

Многие из нас хотят иметь семью, но не все понимают, что семейная жизнь - это подвиг. Построить семью без любви невозможно. Святитель Феофан Затворник призывал: «Всякий день начинать так, как бы он был самый первый после свадьбы. Берегите с женой взаимно свою любовь, этот источник семейной жизни» . По слову святителя Иоанна Златоуста: «В супружестве надо всем жертвовать и всё терпеть для сохранения взаимной любви; если она утрачена - всё пропало. Истинное богатство и самое великое счастье в том, когда муж и жена не разногласят между собою, соединены друг с другом как едина плоть. Такие супруги, хотя бы и жили бедно и были незнатны, могут быть всех счастливее, потому что они наслаждаются истинным счастьем и живут во всегдашнем спокойствии». Отец Иоанн Кронштадтский учил: «Чтобы научиться тебе любить, как должно, любящего Господа, научись прежде любить любящую жену свою» . Именно семья даёт возможность супругам стяжать эту любовь. Без неё обрести семейное счастье человеку невозможно.

Почему бы нам не взять на вооружение слова святого апостола Петра: «Жёны, повинуйтесь своим мужьям» , или «Мужья, обращайтесь благоразумно с жёнами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни» . Взять можно, а исполнить? Не проще ли сойтись на некоторое время, насладиться вместе, а при первом разногласии разбежаться? Проще. С этим печальным явлением наше общество знакомо. Беда в том, что не для всех оно печальное, а даже наоборот. Зачем терпеть, зачем кого-то ждать, кому-то верить, что-то прощать... Для кого апостол Павел писал: «Во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» , «Всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава - Бог» . Для нас писал, нас предупреждал, чтобы мы не делали ошибок, о которых будем горько сожалеть.

Может быть, наша родительская небрежность привела к кризису, который сейчас испытывает современная семья? Мы мало готовим наших детей к семейной жизни, не учим тому, как правильно её устроить. Наши советы иногда носят разрушительный характер, потому что мы также стремимся к максимальному комфорту и удовольствию. И когда разрушаются наши семьи, семьи наших детей мы взываем к Господу: «За что?!». За то, что не знаем и знать не хотим установок, которые даёт нам Церковь на этот счёт. Вразумления «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19: 6) нам недостаточно. И слов апостола Павла, что в семье будут «скорби по плоти» не слышим. И поучения святителя Феофана Затворника в мыслях не держим: «Супружество имеет много утешений, но сопровождается и многими скорбями, иногда очень глубокими. Имейте это в мысли, чтобы, когда придёт что подобное, встречать то не как неожиданность» .

Святые отцы рассматривали трудности семейной жизни как один из способов для человека приблизиться к Богу. «Супружество более привязывает к Богу, потому что имеет больше побуждений обращаться к Нему», - писал Григорий Богослов. Не этому ли учит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Семья - это школа любви, потому что в семье есть не только радости, но и скорби, и отношения супругов проходят через кризисы. Это означает, что люди, желая спасти семью, могут идти на такие жертвы, на какие они не пойдут ни при каких условиях в иных ситуациях» . «Мы знаем, как разваливаются семьи только потому, что супруги перестали отдавать себя друг другу, заботиться друг о друге, жизнь другого воспринимать как свою собственную жизнь. А разве не в этом кроется проблема отцов и детей, проблема поколений? Ведь она вырастает из недосказанности, из того, что не выражена была до конца родительская любовь, из того, что родители не получили любви своих детей. И разрывается преемственность, разрывается историческая связь поколений» . Что нам сказать в свое оправдание на эти слова Патриарха? Нечего сказать, никакие слова оправдания не избавят нас от ответственности за воспитание детей, от заботы обо всех членах семьи, от сохранения верности друг другу.

От этой ответственности зависит, в каком обществе мы будем жить. Каждый из нас привносит в общество не только хорошее, но ещё свои недостатки и пороки. Поэтому духовное состояние нашего общества целиком зависит от духовного состояния каждого человека. В нашей стране есть люди богатые и бедные. Только от самого человека зависит погубит его душу богатство или спасёт. Иоанн Златоуст учил: «Бедность евангельская состоит не в лишении богатства, но в отсутствии привязанности к нему» , «Богатство только тогда может быть нашей собственностью, когда его нищим раздаём» . Значит, опасность богатства для нас заключается не в нём самом, а в порабощении ему. Значит правильно поступают те богатые люди, которые значительную часть своих средств направляют на благо людям: строят храмы, больницы, школы. А мы, небогатые, дадим вовремя милостыню нуждающемуся, посетим больного, накормим голодного? Кажется, всё так легко - просто поделись с другим. Нет, это не легко, это требует усилий, но и награда велика: «Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его». (Мф. 11:12).

Для тех, кто из нас чрезмерно стремится получать земные удовольствия, жизнь теряет всякую ценность, когда перестаёт приносить наслаждение. Тогда на место образовавшейся пустоты приходят алкоголь и наркотики. О фактах распространения алкоголизма и наркомании, и какую угрозу они представляют для общества известно всем. То, что «пьянство - мать порока» мы слышали. А то, что «пьянство не знает правды, отнимает благоразумие» вспоминаем не всегда. Если бы мы прислушались к словам преподобного аввы Исаии: «Не употребляй вино до упоения, чтобы не лишиться Божественной радости» проблемы бы не было. Не было бы разбитых семей, брошенных детей, одинокой старости в приюте. Слишком много времени мы проводим в лени, растрачиваем его на пустые разговоры, выяснения отношений, суету.

Чтобы не допустить образования пустоты в душе, чтобы не сделать то, о чём потом будем жалеть, мы должны заняться делом полезным для себя и общества. Честно работать, приносить своим трудом пользу государству и содержать свои семьи. Святые отцы противопоставляли честный труд развитию пагубных страстей в человеческом обществе. «Бог сотворил человека для труда и дал ему для этого необходимые члены; празднолюбец, следовательно, уклоняется от порядка Божия и от цели творения» , - свидетельствует святитель Иоанн Златоуст. Духовная жизнь человека не должна иметь исключительно созерцательный характер. «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь», - говорит апостол Павел. Подняться над мирской суетой, достичь хороших результатов в духовной и материальной жизни мы сможем только усердно, работая умственно и физически.

Патриотизм тоже является самоотверженным трудом на благо Отечества. Это готовность защищать Родину, не щадя своей жизни. Для русского человека понятия Отечество, религиозные ценности, святыни тесно переплетаются между собой. Только человек, обладающий высокими духовными христианскими качествами, может пожертвовать своей жизнью ради жизни других. Полководец Суворов А.В. был убеждён, что христианская вера порождает героев. А святитель Игнатий (Брянчанинов) призывал: «Развивайте в русских воинах живущую в них мысль, что они, принося жизнь в жертву Отечеству, приносят ее в жертву Богу и сопричисляются к святому сонму мучеников Христовых» . Русская Церковь всегда была со своим народом. Она вдохновляла воинов на Куликовом поле, в ополчении Минина и Пожарского, во времена Великой Отечественной Войны. В православной традиции воин пользуется особенным уважением. Святитель Феофан Затворник говорил: «Военный путь самый хороший - чистый, честный, самоотверженный» .

Герои есть и сейчас. Есть среди нас люди способные пожертвовать собой ради других. Возможно, мы даже не подозреваем, что способны на подвиг, но в критическую минуту мы его сможем совершить, если будем вооружены духовными наставлениями святых отцов. И в мирное время место подвигу всегда найдётся. Каждый наш шаг навстречу Богу, это - подвиг для нас. Каждый наш шаг по лестнице небесной стóит нам порой невероятных душевных и физических усилий.

Мне вспоминается эпизод, который поразил всё моё естество и долго не давал душевного покоя. Как-то раз я дежурила в маленьком храме далеко от нашего посёлка. Люди там не ходят, поэтому приходится прислушиваться к каждому шороху за дверью. Услышав какое-то движение снаружи, я выглянула из-за чуть приоткрытых дверей и застыла в изумлении от увиденного. В 30-градусный мороз по каменным ступенькам храма, рыдая, на коленях полз человек. В ужасе я присела в уголке на скамейку, боясь поднять глаза. Это был взрослый мужчина. Он поставил свечи и, не переставая плакать, ушёл. Тогда настала моя очередь. Слёзы градом покатились по моему лицу от увиденного чужого несчастья. Душа разрывалась на части спрашивая: «Что должно с нами произойти, какое горе должно на нас свалиться, чтобы мы на коленях ползли к Богу, никого не замечая, никого не стесняясь, прося только о пощаде?» Некоторое время спустя, я увидела этого мужчину в храме. Он был со своей семьёй, в добром здравии и достаточно уверенный в себе. Я втайне порадовалась за него, видимо, покаяние его было искренним и дало свои плоды.

А мы смогли бы так? Всегда ли мы встаём на колени или хотя бы низко склоняем голову перед Отцом нашим небесным, прося у Него прощение, за свои недостойные деяния? Зачем, и так пройдёт. Не пройдёт! И, мы, старшее поколение это знаем, убеждались в этом не один раз. Поэтому и пытаемся успеть исправить в себе то, что ещё можно исправить. А вам - нашим детям, помочь не повторять ошибок, на которых обожглись сами. Ведь какое наследие святых отцов у нас есть! Всё расписано по мелочам, разложено по полочкам. Берите его разумом, впустите его в сердце, держите крепко двумя руками, никому не отдавая! Поверьте, мы - ваши старшие родные, очень хотим, чтобы у вас получилось лучше, чем у нас. Чтобы сердца ваши наполнились любовью. Чтобы там не было места ненависти, злобе, раздражению и гневу. Мы все должны постараться услышать и принять наставления святых отцов. Чтобы в конце жизненного пути не пришлось, рыдая говорить себе: «Если бы я знал…, если бы я раньше послушалась…, если бы я вовремя…». Сколько таких «если» существует в нашей жизни? Много. Они не дают нам свободно дышать, творить добрые дела, правильно развиваться, радоваться счастью другого и сопереживать чужому горю.

Я верю, я очень хочу верить, что мы воспрянем! С таким духовным наследием, с таким мощным сонмом святых у нас за спиной, иначе быть не может! Мы - русские православные, мы живучие. Мы встанем на колени, низко склонив свою голову, и попросим прощения у Господа нашего Иисуса Христа! Он милостив. Он терпелив. Он ждёт этого от нас. Только Он даст нам силы подняться во весь рост, понять для чего мы пришли в этот мир. Ведь Господь уже родился на земле, даровав человечеству Божественное Откровение и указав ему путь спасения, «лето Господне благоприятное» (Лк. 4: 18-19) уже наступило. У тех из нас, кто изберёт путь веры и пойдёт за Христом, «из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7: 38). Она утолит духовную жажду, напитает благодатью нашу личную, семейную и общественную жизнь. В Святой Церкви, в Священном Писании и Священном Предании, в святоотеческом наследии мы, современные люди, найдём неиссякаемый источник духовных и телесных сил. Чтобы освободиться от греховной зависимости и не увязнуть в мирских стихиях, утвердиться во Христе и в Нём обрести смысл жизни.

Список литературы

1. Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла (3:10).

2. Душеполезные поучения святителя Феофана Затворника. М., 1998. С. 451.

3. Епископ Амвросий (Ключарев). Духовное наследие. О язвах современного общества. М., 2005. С. 38.

4. Жития и творения русских святых. М., 1993. С. 337.

5. Жития и творения русских святых. М., 1993. С. 338.

6. Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла (11:3).

7. Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла (7:2).

8. Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла (7:28).

9. Первое соборное послание святого апостола Петра (3:1).

10. Первое соборное послание святого апостола Петра (3:7).

11. Преподобного и богоносного отца нашего аввы Исаии, отшельника египетского, духовно-нравственные слова. 2-е изд. Сергиев Посад. 1911, С. 91.

12. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Пишу к вам прямо из сердца: Сб. писем. М., 2005. С. 192.

13. Святитель Иоанн Кронштадтский. Творения. Т. 2., М. 2003. С. 652-653.

14. Священномученик Владимир, митрополит Киевский. Вечные истины христианства. М., 1999. С. 260.

15. Творения иже во святых отца, нашего Василия Великого, Архиепископа Кесарии Каппадокийския. 4-е изд. Сергиев Посад. 1900. Ч. 2, С. 106.

16. Творения иже во святых отца, нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского. 2-е изд., СПб., 1899. Т. 5, С. 182.

17. Цветник духовный. Ч. 2. М., 1991. С. 119.

18. Цветник духовный. Ч. 2. М., 1991. С. 119.

19. Выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Московской городской думе 29 марта 2016 года. Интернет-ресурс.

20. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Интернет-ресурс.