Главная · Тормозная система · Пространственно временная структура мира. Состав (структура) населения мира

Пространственно временная структура мира. Состав (структура) населения мира

Первая научная система мира начала формироваться в тру-дах Аристотеля, Гиппарха и других учёных Древней Греции . Своё завершение она получила в работах выдающегося древ-негреческого астронома Птолемея (II в. н. э.). Эта система на-зывается геоцентрической системой Птолемея (рис. 4) или пто-лемеевой системой мира .

Согласно этой системе в центре мира расположена Земля (от греч. — Гея, откуда и название «геоцентрическая»). Все-ленная ограничена хрустальной сферой, на которой располо-жены звезды (сфера неподвижных звёзд). Между Землёй и сферой движутся планеты . Движения планет, Солнца и Луны описывались сложной системой круговых движений, которые в сумме давали наблюдаемые перемещения.

На протяжении многих столетий средневековые астрономы вели тщательные наблюдения за движением планет, непрерыв-но совершенствуя и уточняя систему Птолемея. По необходи-мости вводились новые круги, смещались центры планетных орбит. Система мира все более и более усложнялась. Стано-вилось ясным, что она ложна в своей основе. Материал с сайта

Научная картина мира

Картинки (фото, рисунки)

На этой странице материал по темам:

СТРУКТУРА МИРА

Вопрос о структуре мира - это вопрос о нашей собственной структуре. Микромир как отражение МАКРОМИРА - древняя и правильная формула. В энергетической структуре нашего тела могут быть выделены все уровни, существующие в реальности, и на каждом из них действуют те же правила.

С одной оговоркой - в полной мере в нас представлены элементы и структуры только тех уровней, которые лежат ниже нас, высшие уровни для нас существуют только в той форме, которая может восприниматься в нашем собственном мире. Так, правила мира ТОЖДЕСТВЕННОСТИ, который мы рассмотрим сейчас, в полной мере проявляются в ЗОНЕ ВОЛИ - той точке, которая может стать основой нашего "я". Есть теоретическая возможность обрести все силы этого уровня и хотя путь очень сложен и очень длинен, в принципе его можно пройти.

Мир ГАЛАКТИК, который мы рассмотрим в одной из следующих рассылок, в принципе соответствует уровню ГАММА - ритмов, уроню НАСТРОЕНИЯ, о котором мы уже говорили. В нашей жизни проявляются или могут проявится определёные правила этого уровня, что всегда изменяет её ЧУДЕСНЫМ образом, но мы не можем полностью перейти в МИР ГАЛЛАКТИК, стать одной из сил, действующих в этом мире на равных с другими СИЛАМИ. Есть одна лазейка, но о ней слишком рано говорить. Пока стоит принять тот факт, что в полной мере нам доступны силы трёх нижних уровней реальности, и, в определённых пределах - четвёртого уровня.

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ:

МИР ТОЖДЕСТВЕННОСТИ

МИР ТОЖДЕСТВЕННОСТИ -- мир игр, где реальность изменяется по собственному усмотрению, наслаждаясь самим процессом беспрестанных изменений. Это - царство АБСОЛЮТА в его исходной точке, это та сфера реальности, в которой возможно всё, а всё возможное моментально воплощается в реальность и так же быстро исчезает. В мире тождественности воля АБСОЛЮТА не связана никакими законами и никакими ограничениями.

На сегодняшний день физикам известно несколько сотен объектов этого мира - элементарных частиц, в действительности их неизмеримо больше. Возможности нашего познания ограничены ПРЕДЕЛАМИ РЕАЛЬНОСТИ, то есть современная наука может обнаружить какую-то частицу лишь если время её жизни превышает некий промежуток - миллионные доли секунды. По мере повышения "разрешения" научной аппаратуры число открытых элементарных частиц будет возрастать в геометрической прогрессии. И тем не менее, все они по сути одно и то же, каждая может превратиться в любую другую. Всё сущее тождественно, важен лишь сам факт существования в реальности - вот девиз этого мира. То есть этот мир является переходом от непроявленного беспредметного ("нематериального") существования к предметному существования. А главное различие между этими формами бытия - в перерыве постепенности, в разделение единого на бесчисленное множество отдельных объектов, которые хотя и могут переходить один в другой, но всё же существуют независимо друг от друга. И основное здесь - формы перехода.

Здесь стоит вспомнить то, о чём мы говорили раннее - каждой точке ВЕРХНЕГО ПРЕДЕЛА соответствует определённое множество точек НИЖНЕГО ПРЕДЕЛА и наоборот. То есть каждый квант времени или каждая "энергетическая форма" может быть воплощена в нескольких пространственных формах, а квант пространства может быть наполнен разными структурами. Число этих форм почти бесконечно, но большинство из неустойчивы, они могут существовать только в пределах мира ТОЖДЕСТВЕННОСТИ, наполняя его непрекращающимся движением, но не могут выйти за его пределы. Срок их жизни, "квант времени" образующий диаметр их "жизненного кольца" слишком мал для тго, чтобы проявится на следующих уровнях.

Есть три устойчивых варианта соединения ПРЕДЕЛОВ, которые и образуют всё множество кирпичиков, образующих наш мир. Первый из них связан с соединением максимума СВЕТА с минимумом ТЬМЫ, второй - с соединением минимума СВЕТА с максимумом ТЬМЫ, а третий - с их соединением в равных долях. Наиболее очевидно проявление этой закономерности как раз на уровне микромира.
Он образован сотнями частиц, время жизни которых составляет менее 2 миллионных долей секунды Но среди всех них есть три частицы - долгожители: электрон, в наибольшей степени проявляющий волновые свойства, свойства ВЕРХНЕГО ПРЕДЕЛА, протон, в наибольшей степени проявляющий пространственные свойства, свойства НИЖНЕГО ПРЕДЕЛА и нейтрон, в равной степени обладающий и волновыми и пространственными характеристиками, то есть пребывающий в состоянии равновесия.

Это не три различных объекта, а три формы бытия некого изначального объекта, ИЗНАЧАЛЬНОЙ СИЛЫ, при этом третья форма - нейтрон, является в определённом аспекте соединением первых двух., восстановлением равновесия, позволяющего СИЛЕ перейти на следующий уровень.

И это как раз то ГЛАВНОЕ правило мира ТОЖДЕСТВЕННОСТИ, которое действует во всех других мирах, расположенных между пределами и имеет непосредственное отношение к человеку. Всё сущее имеет некую изначальную форму, которое может пребывать во множестве неустойчивых состояний и в трёх устойчивых состояниях: "СВЕТА", "ТЬМЫ" и "РАВНОВЕСИЯ".

Формы перехода

Я уже говорил, что законы каждого мира действуют во всех последующих мирах, поэтому начать разговор о формах перехода можно с примера из нашей собственной жизни. Для человека, как биологического существа, одной из наиболее близких к АБСОЛЮТУ энергий является сексуальная энергия. В своей изначальной форме она совершенно беспредметна. Если в пределах достигаемости нет партнёров противоположного пола, то сексуальное влечение может существовать лишь в "непроявленной" форме, как некая излишняя активность, возбуждение, не имеющее конкретного предметного повода.

Более того, сексуальное влечение может быть сублимировано, превращено в иные виды активности. Мы знаем, что сексуальную энергию можно использовать и для интеллектуальной деятельности и для выполнения физической работы. Если взять современного человека, то большая часть его сексуальной энергии используется им для формирования и поддержания своего "социального тела", определяющего его статус в социальной иерархии.

То есть сексуальная энергия может становиться некой изначальной энергией и переходить из этой точки в любую другую форму жизненной энергии. Но это уже выход на другие уровни реальности.

В нормальных условиях сексуальная энергия сохраняет свою направленность. Но для своей реализации она должна расщепиться, превратиться в ряд элементарных поведенческих действий, определяющих некий ритуал ухаживания и ритуал самой сексуальной активности. Проблема в том, что каждый из них представляет собой лишь частичку изначальной силы, поэтому любое наше действие в сексуальной сфере всегда неполно. Секс разочаровывает, вернее он не оправдывает тех ожиданий, которые мы на него возлагаем. Каждый человек когда-либо чувствовал, что сексуальное возбуждение может и должно реализоваться в нечто большее, чем обычный оргазм.

Из этой точки, из ощущения неполноты тех элементов, на которые разделилась изначальная сила, расходятся два пути.
Первый из них направлен на разрушение этих первичных элементов, то есть на разрушение всех стереотипов и ритуалов, действующих в сфере сексуальных отношений и на соединение с изначальной силой, которая может существовать во всех обличиях одновременно. Это - путь ТАНТРЫ, путь тёмной стороны силы. Проще говоря, это более или менее эффективные способы подавления сознания человека, соединение его с той силой, которая лежит в основе сексуального инстинкта, чтобы она реализовалось в тех максимально широком диапозоне форм, позволяющих ей проявиться в полной мере. Это путь полного соединения с силами НИЖНЕГО ПРЕДЕЛА в точке перехода с одного уровня на другой, в точке АБСОЛЮТА. Результат здесь - рождение рёбенка, потенциально обладающего запасом жизненных сил, на порядок превосходящего запас сил обычного человека.

Второй путь - это путь "КАМЫ-СУТРЫ", это попытка соединить все известные элементы любовных игр в некий непрерывный процесс, позволяющий задействовать их одновременно и получить искомый результат, то есть "пробиться" к изначальной силе. Найти ту "точку", в которой удастся воплотить все дремлющее внутри знание о процессе. Каждый, кто пытался сделать хотя бы несколько шагов в этом направлении знает, что здесь необходимо сохранение полного сознательного контроля над всем процессом сексуальной активности. Тело человека играет подчинённую роль, роль инструмента, а дух, сознание определяет всё. И результатом может стать рождение "мудреца" - человека, в котором способность к интуитивно верному восприятию мира заложена на "генетическом" уровне.

И путь ТАНТРЫ и путь КАМА-СУТРЫ приводят к формированию устойчивых форм существования сексуальной энергии. Проще говоря, если обычный человек может совершить один-два половых акта в день продолжительностью несколько минут каждый, то человек, овладевший одним из этих искусств, может "заниматься" сексом безо всяких временных ограничений.

Проблема в том, что оба эти пути дают человеку не очень много и причина - в природе сексуальной энергии. Эта сила не принадлежит человеку, она лишь привязывает его к некой общности высшего порядка - к роду человеческому. Поэтому как бы мы не старались, в конце нас всегда ждёт пустота. Нет места, куда можно попасть, следуя по этому пути, он не ведёт даже к физическому бессмертию. Преобразование сексуальной энергии в постоянные формы безусловно полезно, но лишь как вспомогательное средство. Если это самоцель, то вы попадаете в тупик.

Есть третий путь, путь соединения тела и сознания в единое целое и достижения равновесия. Это путь встречного движения. Сознания, шаг за шагом, отказывается от тех правил и ограничений, которые лежат в основе ритуалов, высвобождая дремлющую в теле изначальную силу. А тело "обучает" сознание новым большим формам, охватывающим в конечном счёте, всю сферу сексуальной активности. Проще говоря "порог допустимости" расширяется до таких пределов, когда за этим пределами уже больше ничего не остаётся.

Это проще сказать, чем сделать. Здесь нужны громадные волевые усилия, результатом приложения которых должно стать формирование внутреннего ядра, "центра воли" в этой сфере жизненной активности, высвобождающего её из-под внешнего контроля и подчиняющего её своему "Я".

И этот путь ведёт к парадоксальным результатам. Человек обретает полную власть над сексуальной энергией, но сама эта энергия превращается во что-то большее. Возможности проявления сексуальной активности сохраняются в полной мере, но интерес к этой сфере ослабевает. Он может заниматься сексом столько, сколько захочет, но у него нет необходимости этим заниматься, власть рода, проявляющегося в данном случае в половом инстинкте исчезает почти полностью. Сейчас для него секс - это лишь средство решения каких-то иных задач, это предмет свободного выбора. То есть в сфере сексуальных отношений такой человек обретает полную свободу.

В схематичной форме всё это можно представить следующим образом:

Вернёмся к МИРУ ТОЖДЕСТВЕННОСТИ, к миру элементарных частиц. Всё многообразие этого мира сводиться на его границе к появлению трёх устойчивых, "вечных" (по меркам этого мира) частиц. Это - электрон, позитрон и нейтрон. Электрон и позитрон равны по своему заряду, но при этом масса электрона меньше, чем масса позитрона почти в 2000 раз. То есть электрон почти полностью принадлежит силам ВЕРХНЕГО ПРЕДЕЛА, а позитрон - силам НИЖНЕГО ПРЕДЕЛА.

Нейтрон по своей массе практически равен массе электрона и позитрона, то есть в определённом смысле он представляет собой результат их соединения. Кроме того, в определённом смысле в состав нейтрона входит нейрина - частица, исходящая из АБСОЛЮТА и являющаяся носителем его свойств во всей реальности.

В схематичной форме это можно представить следующим образом:

Как видим, принципы расщепления ЕДИНОГО на нескольких частей при его проявлении в реальности остаются неизменными во всех мирах. Всегда есть ветвь, ведущая к ВЕРХНЕМУ ПРЕДЕЛУ и являющаяся основой дальнейшего развития ВЕРХНЕГО (энергетического) МИРА или мира ВРЕМЕНИ, есть ветвь, ведущая к НИЖНЕМУ ПРЕДЕЛУ и порождающая НИЖНИЙ МИР, материальный мир или МИР ПРОСТРАНСТВА. И есть ветвь, соединяющая пределы и переводящая реальность на другой уровень.

Эти три ветви, три элемента лежат в основе всей реальности, именно их соединение символизирует изначальный священный слог АУМ (А - верхняя ветвь, У- средняя ветвь, М - нижняя ветвь).

И именно они создают основу следующего уровня реальности, следующего мира, мира КАЧЕСТВ.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ:

МИР КАЧЕСТВ

МИР КАЧЕСТВ- мир атомов (а до определённого предела - мир молекул) каждый из которых отличается от всех других атомов. Число этих различий - "кирпичиков реальности" велико, но не бесконечно. По сути это мир "клонов", абсолютно тождественных между собой, но отличающихся от всех других клонов.

ъ
МИР КАЧЕСТВ настолько многообразен, что даже краткое описание действующих в нём законов заняло бы несколько книг, подобной этой. Это и АЛХИМИЯ, это и МАГИЯ ИМЁН, это - основные законы развития всего сущего, и в том числе - ЗАКОН ОКТАВ. МИР КАЧЕСТВ определяет главные правила той реальности, в которой мы пребываем.

В свое время мы поговорим о нём более подробно, пока же нам достаточно определить суть отличий, отгораживающих МИР КАЧЕСТВ от предыдущего уровня реальности.

Во - первых, при переходе от первого уровня реальности ко второму уровню качественно меняются свойства НИЖНЕГО ПРЕДЕЛА, пространственные свойства реальности. Мир качеств по сравнению с миром тождественности почти пустотен, а размерность предельно малых квантов пространства увеличивается на несколько порядков. То есть плотность материи снижается настолько, что она уже не удерживается силами НИЖНЕГО ПРЕДЕЛА, действующими на первом уровне реальности.

Основная масса любой единицы данного уровня - атома - более, чем на 99,9% сосредоточена в его ядре, размер которого составляет 10-13 см, то есть в 105 раз меньше размеров самого атома (10-8 см). Так, если размеры атома представить в виде футбольного поля (с диаметром 100 м), то атомное ядро будет соответствовать дробинке с диаметром лишь 1 мм.

Во-вторых, принципиально меняются свойства ВЕРХНЕГО ПРЕДЕЛА, волновая характеристика существующих здесь объектов реальности. Волновые свойства элементарной частицы определяются предельным диаметром её "энергетического кольца", позволяющего энергии принимать материальную форму, то есть на первом уровне реальности любой объект существует только в одном измерении времени, определяющим его собственный жизненный цикл. На втором уровне к этому измерению добавляется ещё одна координата, связанная с взаимодействием нескольких объектов, в данном случае - протонов, нейтронов и электронов, с тем местом, которое они занимают относительно друг друга. Это - координата КАРМИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ, о котором мы уже говорили.

Рассматривая волновую структуру объектов реальности, можно сказать что если в МИРЕ ТОЖДЕСТВЕННОСТИ каждому объекту соответствует три ноты, "три звука", то в МИРЕ КАЧЕСТВ каждый объект представляет собой некую гармонию, некий "слог", а иногда даже "слово" со своей собственной уникальной структурой.

Рождение имени

Всё, что мы знаем о рождении ИМЕНИ - это спектральная характеристика элементов второго мира. Известно, что каждый атом, каждая молекула обладает собственным уникальным спектром, то есть он излучает энергию и поглощает энергию в строго определённых диапазонах электромагнитного излучения. Учитывая, что энергия, СВЕТ есть одна из характеристик ВЕРХНЕГО ПРЕДЕЛА можно сказать, что каждый объект второго уровня соприкасается с ВЕРХНИМ ПРЕДЕЛОМ в неком уникальном наборе точек. И именно этот набор является отражением объектов второго уровня на ВЕРХНЕМ ПРЕДЕЛЕ, их изначальной формой или их уникальной временной характеристикой. Это "ключ" к каждому элементу.

Каждый ключ - это то, что можно назвать "огненным именем" объектов второго мира. Все известные нам элементы и химические соединения характеризуются своей собственной волновой характеристикой, собственным уникальным "именем". Эти имена могут соединяться, образуя более сложные гармонии, распадаться на составляющие их простые гармонии, поддерживать звучание других гармоний или заглушать их. Здесь открываются врата и алхимии, и магии образов.

Мы знаем, что подобный ключ может быть создан и для гораздо более сложных объектов. Всем знакомы голограммы, заключающие в себе записанную в волновой форме полную информацию об объекте. Мы знаем, что даже крошечный кусочек голограммы по прежнему позволяет воспроизвести внешнюю форму объекта во всей его целостности, меняется только интенсивность, плотность изображения. Если бы мы могли применять более мощную энергию, то используя тот же "ключ" мы могли воссоздать не только внешний вид объекта, но и сам объект. Современной физике это недоступно, хотя есть другие пути, позволяющие получить тот же результат.

Способ прост - использование наших собственных возможностей восприятия мира, которые позволяют нам фактически создавать его из ничего. То количество информации, которое поступает к нам через органы чувств недостаточно даже для создания самого схематичного образа простейшего предмета. Тем не менее, мы умеем видеть мир во всей его целостности и во всех его красках.
Причина в том, что любой воспринимаемый нами объект на 99,9% плод нашего собственного творчества. Поступающая извне информация играет роль только "спускового крючка", а внешний вид, форму объекта мы воссоздаём сами, используя некую накопленную нами базу данных. Поэтому каждый из нас имеет гораздо более мощный инструмент для сотворения мира, чем любая голографическая техника. И убедиться в этом достаточно просто.

Возьмите большую цветную фотографию или плакат, сделанный с хорошим полиграфическим качеством с чётко выраженным дальним планом. Сложите ладони в некое подобие бинокля, ограничивающего ваше поля зрения так, чтобы края фотографии или плаката не были видны. Вы сразу же увидите, как плоское изображение приобретает внутренний объем, превращается в кусочек реального мира. Несколько раз переведите взгляд от близких предметов к удалённым, зафиксируйте ощущение перспективы, а потом рассматривайте фотографию или плакат обычным взглядом. Она станет как бы многослойной, причём каждый следующий слой отчётливо воспринимается как более удалённый. То есть вы сможете видеть объёмные картины мира, используя только их плоские изображения.

Этот навык легко развивается: если уделить тренировке восприятия некоторое время, то вы без труда научитесь превращать любую плоскую картину в "окно" в объёмный мир. А дальше всё определяется количеством личной силы, той свободной энергии, которую вы сможете использовать для дальнейшего "оживления" изображения. В принципе этот путь может увести очень далеко, в том числе - очень далеко от правильной цели, поэтому пока мы не будем рассматривать все раскрывающиеся здесь возможности. Достаточно лишь убедиться в том, что это возможно.

Пока же остановимся на главном:

Во-первых, каждый объект второго мира находиться (звучит) в состоянии постоянного резонанса со всеми другими тождественными ему объектами и это звучание тем громче, тем "чище", чем меньше расстояние между объектами. При предельно малом расстоянии имя, гармония объекта воплощается в то, что мы называем кристаллической структурой каждого элемента и химического соединения. В определённом смысле целью существования объектов второго мира является увеличение "громкости их звучания" в общем гармоническом строе второго мира. Поэтому все элементы стремятся к соединению с тождественными им элементами, что и является основой их перехода на следующий уровень реальности.

Во-вторых, волновая структура большинства объектов второго мира характеризуется некоторой "неполнотой", неустойчивостью и взаимодополняемостью. С точки зрения их внутреннего строения это выражается в неполноте некоторых уровней электронной структуры, в первую очередь - внешнего, валентного уровня. Проще говоря, большинство химических элементов изначально представляют собой "половинки" некой более устойчивой гармонии, при этом одна из них является проводником сил ВЕРХНЕГО ПРЕДЕЛА,проявляя себя при взаимодействии как электрон, а вторая - проводником сил НИЖНЕГО ПРЕДЕЛА, проявляя себя при взаимодействии как протон. Постоянное стремление этих элементов к взаимодействию является вторым правилом этого мира.

В-третьих, взаимодействие элементов второго уровня реальности может происходить по двум противоположным направлениям. В первом случае (то, что называют эндотермическими реакциями или реакциями, идущими с выделением энергии) волновая, гармоническая структура МИРА КАЧЕСТВ упрощается, при этом высвобождающаяся энергия рассеивается в пространстве или аккумулируется какими-то сущностями более высокого порядка. Конечным завершением этого направления становиться формирование абсолютно стабильного и "мертвого" мира устойчивых химических соединений, мира, неспособного ни к какому изменению. Формирование этого мира - "смерть" для большинства элементов. Во втором случае (то, что называют экзотермическими реакциями или реакциями, идущими с поглощением энергии) волновая, гармоническая структура МИРА КАЧЕСТВ усложняется, но становиться, при этом и более неустойчивой. Возникает мир, бесконечно более сложный, но способный существовать лишь в условиях постоянного притока энергии извне.

В-четвёртых, есть элементы, изначально обладающие почти завершённой волновой структурой, почти совершенным "именем" и именно эти элементы являются представителями сил второго мира, аккумулятором его энергии во всех остальных уровнях реальности. Самым известным элементом этой группы является ЗОЛОТО. Но, обладая собственной устойчивостью, эти элементы не оказывают и никакого влияния на все остальные объекты второго мира.

Считается, что есть ещё один элемент, объединяющий в себе свойства полноты и свойства активности - ФИЛОСОФСКИЙ КАМЕНЬ. Этот элемент не вступает в реакцию с другими элементами, но изменяет их внутреннюю структуру, превращая её в стабильную, "вечную" гармонию. С точки зрения волновой структуры он представляет собой некий устойчивый источник "белого шума", содержащий в себе "имена" всех объектов второго мира, в том числе - в их совершенной форме. С точки зрения материального субстрата этот элемент в определённом смысле напоминает радиоактивные элементы, являясь неисчерпаемым источником элементарных частиц, необходимых для перевода нестабильных элементов в стабильное состояние, но испуская их только при взаимодействии с этими элементами и только в соответствии с их уникальным "ключём". Именно этот элемент является "АБСОЛЮТОМ" второго уровня реальности.

С момента формирования второго уровня реальности, МИРА КАЧЕСТВ реальность становится многообразной, раздёленной на множество маленьких реальностей, в своей совокупности охватывающих всё многообразие возможных в ней изменений. Большинство из них находятся в процессе постоянного взаимодействия с друг другом и результатом этого процесса становится расщепление реальности на восходящую ветвь, в рамках которой волновая структура реальности усложняется почти до бесконечности,и нисходящую ветвь, связанную с упрощением волновой структуры реальности до предельных значений. Эти ветви образуют в своей совокупности цикл существования МИРА КАЧЕСТВ.

Но в обоих случаях результатом становится формирование неких устойчивых элементов, существующих параллельно друг другу и практически не взаимодействующие между собой.


Есть мы и есть другие
- вот девиз этого мира. Точка, из которой исходят ветвь РАЗРУШЕНИЯ другого для увеличения "громкости" собственного звучания и ветвь СОЕДИНЕНИЯ с другим для создания новых, совершенных гармоний. Но это тема следующих рассылок.

Мировое образование полиструктурно: для него характерны пространственная (территориальная) и организационная структуры.

Полиструктурность мирового образования позволяет осуществить анализ метаблоков, макрорегионов и состояния образования в отдельных странах.

В мире выделяют типы регионов по признаку взаимного сближения и взаимодействия образовательных систем (А. П. Лиферов).

Первый тип составляют регионы, которые выступают генераторами интеграционных процессов. Самым ярким примером такого региона может служить Западная Европа. Идея единства стала стержнем всех образовательных реформ 1990-х годов в западноевропейских странах. Стремление к утверждению «европейской идентичности» и «гражданственности» подкреплено целым рядом европейских проектов в таких областях образования и культуры, как популяризация национальных литератур, расширение обучения иностранным языкам, увеличение сети библиотек, проект «Европейский город культуры».

Значение европейских интеграционных процессов не исчерпывается территорией одной Западной Европы. Опыт и импульсы интернационализации позитивно сказываются на ходе взаимодействия национальных образовательных систем в других частях мира.

К первому типу регионов можно также отнести США и Канаду, но их интеграционные усилия в сфере образования реализуются в иной ситуации.

В мире формируется новый, Азиатско-тихоокеанский регион (АТР) -генератор интеграционных процессов.

В него входят следующие страны: Республика Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг, а также Малайзия, Таиланд, Филиппины и Индонезия. Для всех этих стран характерна стратегия повышенных требований к качеству обучения и подготовке кадров.

В основе «азиатского экономического чуда» стран АТР лежит ряд факторов. Один из решающих факторов заключается в финансовом приоритете образования.

В большинстве стран АТР сформировалась развитая система высшего образования. Например, в Корейской Республике около 1/3 всех выпускников средней школы поступают в университеты. Свыше 30 % тайваньских школьников также идут учиться в университеты (для сравнения: в Германии -- 18%, Италии - 26%, Великобритании--7%). Ныне каждый третий иностранный студент в мире -- выходец из стран АТР. К завершению XX века образовательный потенциал данного региона достаточно возрос. Япония имеет самую высокую долю ученых степеней среди стран мира -- 68 %, для сравнения -- 25 % в США. Республика Корея занимает первое место в мире в расчете на душу населения по числу лиц, получивших степени доктора наук.

Государственные расходы на образование в развитых странах составляют около 950 млрд долларов США в год, а на образование одного учащегося всех ступеней в среднем--1620 долларов.

Ко второму типу относятся регионы, позитивно реагирующие на интеграционные процессы. В первую очередь это страны Латинской Америки. Как в процессе истории, так и в настоящее время Латинская Америка оказывается в зоне действия интеграционных импульсов со стороны США и Западной Европы. Географически это воплотилось в участии этого региона в интеграционных процессах Западного полушария на общеамериканском, региональном и суперрегиональном уровнях и включении стран Латинской Америки в реализацию ряда международных проектов со странами Европы. Страны Латинской Америки рассматривают связи с Европой как средство ослабления экономической и политической зависимости от США, а также как возможность оградить от тотального североамериканского воздействия развивающийся процесс культурообразования, главными элементами которого остаются европейские культурные традиции и остаточные элементы автохтонных индейских культур. По сравнению с другими развивающимися странами, для данного региона характерен более высокий уровень элементов инфраструктуры образования. Например, выпуск книг в расчете на 1 млн жителей в 2-4 раза выше среднего показателя для развивающихся стран. Число преподавателей всех ступеней образования в 1,5 раза выше среднемирового уровня и практически равняется показателю для группы развитых стран. Наблюдается постепенное сокращение неграмотности, распространение начального образования, развитие системы высшего образования. Однако развитие образования имеет, по преимуществу, экстенсивный, своего рода «массификационный» характер.

Латинская Америка реализует программу под названием «Основной проект ЮНЕСКО по образованию для стран Латинской Америки и Карибского бассейна». В ее рамках к 2000 году, предполагается полностью ликвидировать неграмотность, всем детям школьного возраста дать восьми- или десятилетнее образование, стать конкурентоспособными на мировом рынке. На субрегиональном уровне интеграционные процессы охватывают группы стран, для которых в известной мере характерны территориальная, историческая и культурная общность: «Андская группа», «группа Контадора», «группа Рио», «группа трех» -- Мексика, Колумбия, Венесуэла. Процессы данного уровня содержательно направлены на координацию усилий в разработке общих стандартов школьного и вузовского образования, качество подготовки специалистов, предотвращение «утечки умов». Проект «Общего рынка знаний» латиноамериканских государств реализуется на региональном уровне. Для его координации создан соответствующий орган -- Совещание министров образования, заседания которого проходят в разных странах.

Общеамериканский уровень развития интеграции образования находится в процессе зарождения и во многом будет определяться задачами формирующегося экономического пространства Западного полушария и преодолением политико-культурной экспансии со стороны США. Все современные модели латиноамериканского образования представляют собой прототипы американских или их модификации. Среди латиноамериканских стран Бразилия и Аргентина уже давно ориентируются на американскую модель образования. Мексика и Коста-Рика ищут другие пути развития образовательной системы, опираясь на тесный контакт с Европой. Развивающаяся сеть «открытых» университетов также способствует уменьшению влияния США. Такие университеты действуют при университете г. Бразилиа, Национальном автономном университете Мексики, при университетах Коста-Рики и Колумбии. Латиноамериканские государства (особенно Мексика и Чили) в вопросах образования и культуры развивают сотрудничество с Японией и странами Азиатско-тихоокеанского региона.

Государственные расходы на образование в странах Латинской Америки и государств Карибского бассейна в среднем составляют около 50 млрд. долларов в год, а расходы на образование одного ученика соответственно составляют около 500 долларов.

К третьему типу относятся те регионы, которые инертны к интеграции образовательных процессов.

В эту группу входят большая часть стран Африки к югу от Caxapы (кроме ЮАР), ряд государств Южной и Юго-Восточной Азии, небольшие островные государства бассейнов Тихого и Атлантического океанов. Продолжительность школьного обучения в целом ряде африканских стран ниже минимального - 4 года. В данных регионах преобладает неграмотное население. По данным ЮНЕСКО, в начальных школах таких стран, как Нигерия или Гвинея, учебники есть только у 30% детей. Материальная база образования чрезвычайно низка. Соотношение «учащийся--учитель» (среднее число учащихся на 1 учителя) в странах этого региона является одним из самых высоких в мире.

В данных регионах нет предпосылок для формирования жизнеспособных национальных систем высшего образования. Реальную возможность поддержки связей стран данного региона с мировым научным и образовательным сообществом видят в направлении студентов на учебу за границу. В таких странах, как Буркина-Фасо, Мозамбик, Руанда, число студентов в расчете на 100 000 жителей колеблется от 16 до 60 человек. Для сравнения: в Республике Корея -- около 4000, Ливане -- более 3000, Аргентине -- 3300, Венесуэле -- около 3000, США -- около 6000. Между югом и севером Африки наблюдается гигантский разрыв в качественном уровне образования. В странах Африки (к югу от Сахары) государственные расходы на образование в среднем составляют около 9 млрд долларов США в год; а на образование одного учащегося -- около 70 долларов.

К концу XX века выделяются регионы, в которых по ряду экономических, политических, социальных причин нарушается последовательность образовательных и интеграционных процессов. К таким регионам относятся арабские страны, Восточная Европа и страны бывшего СССР.

В арабских странах наблюдается стремление к выделению четырех субрегионов, которые тяготеют к внутренней интеграции, включая и сферу образования. Это регионы Магриба (включая Ливию), Ближнего Востока (Египет, Ирак, Сирия, Ливан, Иордания), Персидского залива (Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Катар, Оман, Бахрейн), страны побережья Красного моря и Мавритания. В этих странах наблюдается крайняя неравномерность в процессе развития средней и высшей ступени образования. В Египте, Судане, Мавритании, Алжире сосредоточено 2/3 неграмотного населения арабского мира. В арабских странах государственные расходы на образование составляют примерно 25 млрд долларов в год (по данным начала 1990-х годов), а на образование одного учащегося -- около 300 долларов.

Влияние США и других стран привело к поэтапному переходу высшей школы на многоуровневую систему образования и подготовки специалистов. Системы образования стран Восточной Европы и России осуществили «перестройку», основывающуюся на стремлении к демократизации. В России сформировалось массовое инновационное движение в области школьного образования. Оно проявилось в поисках нового: моделей школы, содержания образования, образовательных технологий.

Несмотря на медленную внутрирегиональную реинтеграцию, страны Восточной Европы и России сохраняют общие элементы инфраструктуры образования, пригодные для использования в интеграционных процессах разного уровня и масштаба. Данные страны отдают приоритет связям с учебными заведениями Запада или со своими «заграничными» историческими соседями. Усиливаются международные контакты с образовательными системами США и других развитых государств как стремление войти в мировое образовательное пространство.

В процессе международной оценки уровня развития системы высшего образования были выделены группы стран по следующим показателям: ВНП (валовой национальный продукт) на душу населения страны и численность студентов в расчете на 100000 жителей. На основании полученных данных можно сделать вывод, что в практически неограниченный доступ к высшему образованию населения характерен для стран I группы: США, Канады, ФРГ, Японии и Финляндии.

Численность учащихся во всем мире составляет более 1060 млн. человек, а доля грамотного населения в возрасте более 15 лет -- лишь 75 %. К началу 1990-х число иностранных студентов, аспирантов и стажеров во всех странах мира возросло почти в восемь раз и превысило 1 млн 200 тыс. человек. Фактически в мире два из каждых ста, получающих высшее образование, иностранные студенты. Значительная доля всего международного студенческого обмена приходится на Европу. Формированию современного мирового образовательного пространства способствует развитие дистанционных форм обучения. В России за последнее десятилетие произошел скачек систем дистанционного обучения, основанный на использовании компьютерной сети и спутниковой связи. Это позволило решать образовательные задачи России в масштабах целых континентов. Так реализуется проект единой Европейской обучающей среды. Шведский Балтийский университет, объединяющий более чем 50 университетов десяти стран балтийского региона, служит примером использования дистанционных методов. В США в программе дистанционного обучения участвуют более 1 млн студентов. В мире функционируют глобальные системы дистанционного обучения: «Глобальный лекционный зал», «Университет мира», «Международный электронный университет», обеспечивая обмен информацией в оперативном режиме. Именно в связи с развитием методов дистанционого обучения мировое образование получило один из мощных инструментов формирования своего единого пространства. Теперь оно способно вовлекать множество стран в интеграционные процессы в сфере образования и подготовки специалистов выравнивать качественное состояние составляющих мирового образовательного пространства.

В России за последние двести лет сформировалась уникальная система школьного и высшего образования. Она насчитывает свыше 1000 вузов всех форм собственности (федеральные, региональные и частные). Профессорско-преподавательский состав российской высшей школы составляет 240 тыс. человек, из которых около 20 тыс. докторов и около 120 тыс. кандидатов наук. Число российских преподавателей составляет 25 % от численности преподавателей вузов всего мира. Студенческий контингент российских вузов сохраняется в течение последних лет неизменным (2,7 млн. человек). По своему объему это сопоставимо с численностью студентов вузов Великобритании, Бельгии, Нидерландов, Швеции и Польши вместе взятых. По числу студентов в расчете на 10 тыс. населения Россия стоит в одном ряду с Францией, Японией, Германией, Италией. Однако она почти втрое отстает от США и вчетверо от Канады. При этом только Европейская часть России концентрирует 1/4 часть общего числа вузов России и такую же долю студенческого контингента.

Наряду с вышеозначенными моментами в мировом образовании набирает силу «рыночный» и сугубо «деловой» подход.

ЮНЕСКО осуществляет организационное регулирование процесса развития мирового образовательного пространства. Данная организация разрабатывает для всех стран международно-правовые акты как глобального, так и регионального характера. Активно способствуя развитию интеграционных процессов в сфере образования, нормотворческая деятельность ЮНЕСКО ориентирована на:

* создание условий для расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры;

* обеспечение всеобщего уважения законности и прав человека;

* вовлечение большего числа стран в процесс подготовки правовых основ для международной интеграции в сфере образования;

* исследование состояния образования в мире, включая отдельные регионы и страны; прогнозирование самых эффективных путей развития и интеграции;

* сбор и систематизацию отчетов государств о состоянии образования на каждый год. Отчеты ЮНЕСКО публикуются как специальные издания. Международные правовые акты ЮНЕСКО глобализируют современное образование, выводя на уровень первостепенных задач: воспитание людей в духе мира, демократии и гуманизма, уважения прав человека, культурных ценностей и традиций других народов, сохранения окружающей среды.

Пространственная структура мирового образования воплощает территориальные и статистические пропорции в развитии национальной системы каждой страны, отдельных регионов и континентов, глобального взаимодействия между системами образования отдельных стран и регионов.

Образовательные модели мира

К настоящему времени в мире сложились следующие образовательные модели.

Американская модель: младшая средняя школа -- средняя школа -- старшая средняя школа -- колледж двухгодичный -- колледж четырехгодичный в структуре университета, а далее магистратура, аспирантура.

Французская модель: единый коллеж -- технологический, профессиональный и общеобразовательный лицей -- университет, магистратура, аспирантура.

Немецкая модель: общая школа -- реальное училище, гимназия и основная школа -- институт и университет, аспирантура.

Английская модель: объединенная школа -- грамматическая и современная школа-колледж -- университет, магистратура, аспирантура.

Российская модель: общеобразовательная школа -- полная средняя школа, гимназия и лицей-колледж -- институт, университет и академия -- аспирантура -- докторантура.

Появление естественного языка. Первая и вторая сигнальные системы коммуникации. Научный язык и языки искусства.

Одним из важнейших феноменов является обычный или естественный язык, к обсуждению возникновения которого приступим хотя бы потому, что «вначале было Слово».

Каждый раз, когда мы хотим понять детали какого либо процесса или структуры объекта, то подбираем словесный портрет таким образом, чтобы можно было его записать (закодировать), передать, сохранить и использовать. По-видимому, сама возможность такого способа "моделирования" окружающего нас мира определяется адекватностью исследуемых объектов и сопутствующих им информационных образов. В этом случае информация является объективной.

Имея в виду, что обмен информацией - это один из способов взаимодействия систем, отметим, что результатом взаимодействия всегда является согласование их поведения не только в живой, но и неживой природе. В мире живого важно и содержание, и ценность информации. Последнее понятие нельзя представить в универсальной (объективной) форме - ценность определяется последствиями рецепции. Необходимыми условиями рецепции информации являются следующие:

1. возможность выделения "сигнала" на хаотическом фоне других сигналов и

2. возможность кодирования получаемой информации с целью создания коньюнктурной, оперативной или долговременной памяти.

Рецепции информации

Сигнальная система.
В скобках указаны сохраняющиеся аналоги при переходе к человеческому языку

Структура Мира. Событийная форма его существования.

Мир включает в себя то, что можно наблюдать, что можно ощущать и что можно познавать. Наблюдаемую сторону Мира назовем Природой, чувственную сторону, естественно, свяжем с Человеком (Субъектом) и, наконец, к познаваемой стороне Мира отнесем Логос, имеющий многозначность в переводах с греческого языка - это Разум, Слово, Отношение, Учение.

Будем пользоваться этой многозначностью в зависимости от контекста. Таким образом, введенные нами понятия Природы, Разума и Человека являются феноменологическими, так как выделены благодаря Опыту. Элементы состояния Природы составляют объективный мир, элементы состояния Человека - субъективный мир и, наконец, элементы состояния Логоса - мир идей и отношений. Само понятие состояния может быть определено с помощью специальным образом выделенных, а значит феноменологических параметров, которые позволяют прогнозировать мировые процессы в Природе, Логосе и Человеке. Элементы Природы, Логоса и Человека пересекаются, существуют совместно; их единство (объединение) составляет то, что мы обозначили словом Мир.



Два основных фундаментальных состояния.

МИР - это все существующее, т.е.
событие Природы, Логоса и Человека.

Форма существования -
пространство Событий.

Событийная форма существования Мира и его элементов позволяет определить два основных фундаментальных состояния: состояние Хаоса и состояние Порядка. В европейской древнегреческой культуре Порядок ассоциировался с Установлением Закона, Гармонией, Красотой и обозначался Космосом. (В наши дни бытовое представление о космосе несколько иное.) Элементом хаоса, нарушающим Порядок (со времен Эпикура) был признан "клинамен" - небольшое уклонение (мы говорим о флуктуации).

Функция Логоса или мирового Разума - создание законов и порядка в Природе и управление в том числе созданием Человека (Субъекта).

Функция Природы - быть носителем Логоса и Человека.

Функция Человека - являться элементарным носителем (эталоном) разумного в Природе. Как не вспомнить знаменитую фразу Протагора: "мера всем вещам - Человек"

Что изучает общее Естествознание. Основные понятия и категории Естествознания. Понятие науки и ее цели.

Каждая составляющая культуры порождает в человеческом обществе соответствующий вид дея­тельности, среди которых наука выделяется тем, что она может выбирать в качестве объекта исследования и искусство, и спорт, и религию, и мораль, и образование. Например, искусствоведе­ние и культурология, этика и педагогика являются научными дисциплинами. Будем понимать под наукой способ отражения, описания и преобразования систем с целью прогнозирования их поведения в определенных условиях.



Выделим среди наук такие, которые в качестве объекта ис­следования выбирают природные системы. Это география (и геология) (Г), астрономия (А), физика (Ф), химия (X) и биоло­гия (Б), т. е. так называемые естественные науки (рис. 8). От­дельные пересечения естественных наук, такие, как геофизика, биохимия и т.п., дают частные представления о природе, но только совместное пересечение позволяет выделить ту часть ес­тественных наук, которая является общей, и именно ее будем считать естествознанием. Таким образом, естествознание - не объединение, а пересечение наук, внутри которых выделены об­щие категории и понятия.

Определим естествознание как науку о диалектическом единстве, взаимосвязи, взаимозависимости и изменчивости ак­тивных неживых и живых видов, а также форм существования природных объектов микро-, макро- и мегамира.

Под активностью (заряженностью) будем понимать феноме­нологическое свойство системы, являющееся следствием ее внутренней неустойчивости.

Понятийный аппарат науки будет содержать термины: сис­тема, состояние, структура, симметрия, энтропия, информация, вероятность, распределение, организм, организация.

Основными процессами в естествознании будем считать: движение, эволюцию, превращение, самоорганизацию, рождение, рост, распад, гибель, игру, творчество.

Язык науки, ее математический аппарат, кроме традици­онных глав классической математики (алгебры, математиче­ского анализа, геометрии, теории чисел, теории вероятно­стей), должен содержать разделы исследования систем нели­нейных дифференциальных уравнений, теории графов, тео­рии катастроф, исследования фракталов, обобщенной сим­метрии и т. п., с применением методов компьютерного моделирования. Многие проблемы естествознания рещаю т в рамках нового направления физико-математических исследований, названных Г. Хакеном «синергетикой», а И. Пригодным «теорией диссипативных структур», а также в динамической теории информации. Компьютерный математически* эксперимент становится неотъемлемой частью многих научных исследований, создавая новую «виртуальную реальность*" как способ прогнозирования, способ генерации структур’ Часто найденные компьютерные решения по всем параметра^ не хуже реально существующих, полученных в лабораторных или природных условиях.

Таким образом, определяя естествознание как самостоя­тельную науку, используем в пользу этого аргумента послед, ние достижения теории самоорганизации (синергетики), а также практическую необходимость подготовки специалистов именно в области естествознания и его преподавания, а не специалистов «вообще», так как время энциклопедистов, по­нимающих естествознание, как объединение всех естественнонаучных дисциплин, либо уже давно ушло, либо еще не на­ступило.

Другое дело, когда естествознание рассматривается «в об­щем», т. е. мировоззренчески. В этом случае можно говорить о различных подходах или концепциях естествознания. Сами под­ходы, представляющие собой единую мировоззренческую мо­дель или образец (по-гречески «парадигму»), так и называ­ют - парадигмы. Рассмотрим, как возникают различные кон­цепции естествознания, базируясь на общей структуре мира (см. рис. 5). Так как мир представляет собой систему из трех взаим­но связанных и функционально определяемых друг через друга феноменов: Природы, Логоса и Человека, то, как и в любой системе, можно считать какое-либо из понятий «триады» основ­ным, а остальные подчиненными. Группа философов, выбираю­щих в качестве фундаментального одно из понятий теории по­знания, создает соответствующее направление философской мысли, которая и образует последовательную концепцию. Край­ние суждения, высказываемые в рамках той или иной концеп­ции, определяют ее отличие от других концепций. Особенно за­метны различия концепций при ответе на вопрос о «начале на­чал», о возникновении мира и происхождении вселенной и человека.

В современной теории познания (эпистемологии) можно зафиксировать три «крайние» точки зрения, три подхода к от- веТ у на этот вопрос: первый, идущий от Логоса (Мирового Ра­зума), второй - от Человека (Субъекта) и третий - от Приро­ды. Первый подход называется креационным, второй - ан­тропным, а третий - естественнонаучным. В переводе с латин­ского языка «креацио» - создатель, с греческого «антро- пос» - человек, поэтому очевидно, что в основе первого под­хода заложена идея Создателя, в основе второго - идея Субъ­екта, а в основе третьего - идея естественного развития объ­ектов Природы. При этом акт рождения Природы не вызыва­ет сомнений ни в одной из этих концепций. Говоря другими словами, обязательно существует «нечто», выполняющее «функцию создателя».

Можно особо выделить и четвертый подход, базирующий­ся на идее о вечном и бесконечном Мире, но в современных теориях она, если так можно выразиться, «неконструктивна», так как противоречит идее развития, эволюционным моделям, ибо то, что вечно, не может родиться. Превращаемость при­родных объектов, переход из одного вида в другой, наличие законов сохранения, казалось бы, подтверждает идею о вечно­сти и бесконечности Природы, однако, наблюдаемая необра­тимость природных процессов и однонаправленность оси вре­мени заставляет более глубоко анализировать либо сам факт превращений, либо отказаться от классического пространст­венно-временного описания до тех пор, пока не будут поняты феномены Пространства и Времени. Необходимость введения в теорию потенциально возможных, виртуальных состояний и структур ставит под сомнение всеобщность классического оп­ределения материи, как категории для обозначения объектив­ной реальности, данной нам в ощущениях (даже в широком смысле этого слова, подразумевающего эксперимент). Для ус­пешного решения этой «новой тайны» природы придется, как отмечено выше, выявить структуру пространства-времени, по­нять механизм случайного. По-видимому, ответы следует ис­кать не только в рамках физики, хотя введение этих понятий и изучение процессов превращений происходило именно в этой науке, а в естествознании, вбирающем в себя информацию от большего количества источников. Возможно щяжл понадобит­ся использование всего багажа культуры, всех ее составляю­щих.

Границ научного познания и предсказания предвидеть невозможно.

Д. И. Менделеев

5.1. Структурное строение материального мира

В окружающем нас пространстве материя существует в форме вещества и поля. Вещество в природе находится в виде различных структур, которые определяют строение и свойства окружающего нас материального мира. Слово "строение" в данном случае отражает лестницу объектов, качественно отличающихся или характеризующихся степенью сложности.

Окружающий нас мир современная наука разделяет на три области: микромир, макромир и мегамир (рис. 5.1). Это стало возможным в результате многовекового изучения природы человеком. Микромир - это область природы, доступная человеку через посредство приборов (микроскопы, рентгеноанализ и др.). Закономерности здесь для нас непонятны, и мы экстраполируем сюда наши понятия. Макромир - это область природы, доступная нам, т. е. область наших закономерностей. Мегамир нам труднодоступен; это область крупных объектов, больших размеров и расстояний между ними. Эти закономерности мы изучаем опосредованно. В этих областях имеется следующая иерархия объектов: микромир - это вакуум, элементарные частицы, ядра, атомы, молекулы, клетки; макромир - это макротела (твердые тела, жидкости, газы, плазма), индивид, вид, популяция, сообщество, биосфера; мегамир - это планеты, звезды, галактики, Метагалактика, Вселенная.

5.2. Краткая характеристика микромира

На случаи наталкиваются именно те ученые, которые делают все, чтобы на них натолкнуться.

К. Тимирязев

Вакуум. По представлениям современной науки, вакуум - это отнюдь не пустота или "отсутствие всякого присутствия". Вакуум представляет собой физический объект, в котором непрерывно происходит рождение и уничтожение виртуальных частиц (материализованные порции энергии). Вакуум является динамической системой, обладающей какой-то энергией, которая все время перераспределяется между виртуальными (воображаемыми) частицами. Однако воспользоваться энергией вакуума мы не можем, так как это есть наинизшее энергетическое состояние полей. При наличии внешнего источника энергии можно реализовать возбужденные состояния полей - тогда будут наблюдаться обычные (не виртуальные) частицы. Вакуум способен порождать не только частицы, но и миры. Самопроизвольные флуктуации вакуума рождают вселенные с разным набором

фундаментальных постоянных. В одной из таких областей, видимо случайно, получился набор, годный для появления разумных существ. В ней мы и живем. О других вселенных мы пока ничего не знаем и можем лишь догадываться об их существовании.

Элементарные частицы. По современным представлениям, все элементарные частицы являются наименьшими "кирпичиками", из которых создан окружающий мир. Однако это не означает, что их свойства просты. Для описания поведения элементарных частиц используют наиболее сложные физические теории, представляющие синтез теории относительности и квантовой теории.

Все известные элементарные частицы подразделяются на две группы: адроны и лептоны. Предполагается, что адроны имеют составное строение: состоят из истинно элементарных частиц-кварков. И причем допускается существование шести типов кварков.

Стабильными, т. е. живущими в свободном состоянии неограниченно долго, частицами являются протон, электрон, фотон и, по-видимому, нейтрино всех типов. Время жизни протона составляет 10 31 лет. Самыми короткоживущими образованиями являются резонансы - их время жизни порядка 10 -23 с. В самой природе короткоживущие элементарные образования могут играть роль при самых экстремальных условиях существования вещества и поля, например: в "начальных" стадиях эволюции Вселенной, при образовании таких астрофизических объектов, как "черные дыры", в формировании сердцевины нейтронных звезд.

Объединение релятивистских и квантовых представлений, осуществленное в значительной степени еще в 30-е годы, привело к одному из наиболее выдающихся предсказаний в физике - открытию мира античастиц. Частица и соответствующая ей античастица имеют одинаковые времена жизни, одинаковые массы, их электрические заряды равны, но противоположны по знаку. Самым характерным свойством пары частица-античастица является способность аннигилировать (самоуничтожаться) при встрече с превращением в частицы другого рода. Античастицы

могут собираться в антивещество. Несмотря на микроскопическую симметрию между частицами и античастицами, во Вселенной не обнаружены области со сколько-нибудь заметным содержанием антивещества. Частицы и их античастицы одинаково взаимодействуют с полем тяготения, что указывает на отсутствие "антигравитации".

Ядра. Атомные ядра - это связанные системы протонов и нейтронов. Массы ядер всегда несколько меньше суммы масс свободных протонов и нейтронов, составляющих ядро. Это релятивистский эффект, определяющий энергию связи ядра. Известны ядра с зарядом, равным от одного заряда протона до 109 зарядов протона и с числом протонов и нейтронов (т. е. нуклонов) от 1 до примерно 260. Особенно устойчивыми ядрами, т. е. обладающими наибольшей энергией связи, являются ядра с числами протонов и нейтронов 2,8,20,28,50,82,126, называемых магическими. Плотность числа частиц в многонуклонных ядрах порядка 10 44 нуклонов/м 3 , а плотность массы 10 17 кг/м 3 . "Радиусы" ядер изменяются от2х10 -15 м (ядро гелия) до 7 х 10 - 15 м (ядро урана). Ядра имеют форму вытянутого или сплюснутого эллипсоида (или еще более сложную).

Ядро как квантовая система может находиться в различных дискретных возбужденных состояниях. В основном состояния ядра могут быть стабильными (устойчивыми) и нестабильными (радиоактивными). Время, за которое из любого макроскопического количества нестабильных ядер распадается половина, называют периодом полураспада. Периоды полураспада известных нам элементов изменяются в пределах примерно от 10 18 лет до 10 -10 с.

Атомы. Они состоят из плотного ядра и электронных орбит. Ядра имеют положительный электрический заряд и окружены роем отрицательно заряженных электронов. В целом атом электронейтрален. Атом есть наименьшая структурная единица химических элементов. В отличие от "плотной упаковки" ядерных частиц атомные электроны образуют весьма рыхлые и ажурные оболочки. Существуют жесткие правила "заселенности" электронами орбит вокруг ядра. Электроны, находя-

щиеся на самых верхних этажах "атомного дома", определяют реакционную способность атомов, т. е. их способность вступать в соединение с другими атомами. Здесь мы вступаем в область химии, и условность границ раздела между физикой и химией в данном случае очевидна. У большинства элементов атомы химически нестабильны. Атом стабилен, если его внешняя оболочка заполнена определенным числом электронов (2,8 и др.). Атомы с незаполненными внешними оболочками вступают в химические реакции, образуя связи с другими атомами.

Молекулы. Не всякие атомы способны соединяться друг с другом. Связь возможна в том случае, если совместная орбита целиком заполнена электронами. Такое образование называют молекулой. Молекула есть наименьшая структурная единица сложного химического соединения. Число возможных комбинаций атомов, определяющих число химических соединений, составляет миллионы. Качественно молекула - это определенное вещество, состоящее из одного или нескольких химических элементов, атомы которых за счет обменного химического взаимодействия объединены в частицы. Поскольку электроны в молекулах обобществлены, атомы теряют свою индивидуальность. При затрате определенной энергии устойчивая молекула может быть разложена на атомы.

Некоторые атомы (например, углерода и водорода) способны образовывать сложные молекулярные цепи, являющиеся основой для образования еще более сложных структур (макромолекул), которые проявляют уже биологические свойства, т. е. свойства живого (рис. 5.2).

Клетка. За 3 млрд лет существования на нашей планете живое вещество развилось в несколько миллионов видов, но все они - от бактерий до высших животных - состоят из клеток. Клетка - это организованная часть живой материи: она усваивает пищу, способна существовать и расти, может разделиться на две, каждая из которых содержит генетический материал, идентичный исходной клетке. Клетки служат элементарными структурами на онтогенетическом уровне организации жизни. Клетка состоит из ядра и цитоплазмы (рис. 5.3). От окружающей

среды клетка отделена плазматической мембраной, которая регулирует обмен между внутренней и внешней средой и служит границей клетки. В каждой клетке содержится генетический материал в форме ДНК, регулирующей жизнедеятельность и самовоспроизведение. Размеры клеток измеряются в микрометрах (мкм) - миллионных долях метра и нанометрах (нм) - миллиардных долях. Например, соматическая животная клетка средних размеров имеет 10-20 мкм в диаметре, растительная - 30-50 мкм; длина хлоропласта цветкового растения - 5-10 мкм, бактерии - 2 мкм. Клетки существуют как самостоятельные организмы (простейшие бактерии) или входят в состав многоклеточных организмов. Половые клетки служат для размножения, соматические (от греч. soma - "тело") клетки отличаются по строению и функциям (нервные, мышечные, костные). Клетки отличаются своими размерами, формой. В клетках имеются органеллы, выполняющие свой набор функций.