Главная · Автострахование · Перспективное планирование по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Картотека игр по гендерному воспитанию (2 младшая группа) картотека (младшая группа) на тему Тема: «Люди разных профессий»

Перспективное планирование по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Картотека игр по гендерному воспитанию (2 младшая группа) картотека (младшая группа) на тему Тема: «Люди разных профессий»

Конспект НОД во II младшей группе по формированию гендерной принадлежности

Тема: «Это я – девочка, это я - мальчик»

ИОО: «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Безопасность», «Музыка»

Программное содержание

Формировать первичные гендерные представления (мальчики сильные, смелые; девочки нежные, женственные).

Формировать умение вести диалог с педагогом; слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него;

Развивать диалогическую форму речи.

Задачи:

Воспитывающее : воспитание проявления интереса к другим детям, доброжелательного отношения к сверстникам; воспитывать любознательность, интерес к получению новых знаний.

Развивающее : развивать способность рассматривать себя, друг друга; уметь анализировать, сравнивать, делать выводы; развивать основные виды моторики: общую и мелкую, учим малышей координировать речь с движением, развиваем чувство ритма.

Обучающее : дать представление о внешних особенностях строения тела девочки и мальчика; учить детей выполнять элементы физкультминутки.

Словарная работа: девочки ласковые, нежные; мальчики сильные, смелые; вводить в активный словарь детей имена существительные (лоб, шея, брови, ресницы, плечи, локти, колени, подбородок и др.); активизировать глагольный словарь (смотреть, слушать, кушать, дышать, ходить, бегать, держать, носить и др.)

Предварительная работа: знакомство детей с одеждой; в повседневном общении во время игр и режимных моментов показывать детям и называть разные части тела и лица. Почаще спросить малышей показывать на себе и на кукле следующие части лица: глаза, нос, рот, лоб, брови, ресницы, щеки, подбородок; части тела: шею, плечи, руки, пальцы, локти, ногти, туловище, живот, ноги, колени, пятки.

Оборудование: коробочка, магнитофон, аудиозапись «Из чего же», плоскостные куклы девочки Даши и мальчика Миши, набор одежды для кукол.

Педагогические технологии : использование И.К.Т.

Здоровьесберегающие технологии : физкультминутка.

Ход образовательной деятельность

В: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. К нам группу пришло много гостей. Гости - это всегда праздник и радость.

Здравствуйте, ладошки – хлоп, хлоп, хлоп.

Здравствуйте, ножки – топ, топ, топ.

Здравствуйте, щечки – плюх, плюх, плюх.

Пухленькие щечки – плюх, плюх, плюх.

Здравствуйте, губки – чмок, чмок, чмок..

Здравствуйте, зубки – щелк, щелк, щелк.

Здравствуй, мой носик – бип, бип, бип.

Здравствуйте, гости – всем привет!

В: Посмотрите, что я принесла (показывает детям коробочку).

В эту коробочку можно положить все что захотите. Я положу в неё свою фотографию, а вы хотите положить свои фотографии?

Д: Да! (Воспитатель «собирает» фотографии и случайно роняет коробочку, фотографии рассыпаются).

В: Ой! Что же теперь делать? Наши фотографии все перепутались. Как же нам теперь найти каждому свое (если дети не предложат, продолжает радостно).

В: Где у нас Диана? (ответы детей «Это я», «Вот она») А Диана девочка или мальчик?

Д: Девочка.

В: Да Диана девочка, у нее длинные косички, есть бантики и она носит платье.

В: Давайте соберем все фотографии и положим в коробочку.

В: Это кто?

В: Где Расул? Он мальчик или девочка?

Д: Мальчик.

В: Да, Расул мальчик у него короткие волосы, он носит шорты и футболку.

В: А это кто?

Д: Малика.

В : Малика, девочка.

В: (слайд) Действительно, все люди различаются по полу: мальчики и девочки, мужчины и женщины, папы и мамы. Каждый из них занят своим делом. Пока папы на работе, мамы дома занимаются домашними делами.

Чем же мальчик отличается от девочки? Мальчики и девочки различаются одеждой.

Что носят мальчики? (Шорты, рубашки, у них другая обувь).

Что носят девочки? (Платья, юбки, сарафаны, красивые кофточки, туфли)

Ещё мальчики и девочки отличаются причёской. Какие у мальчиков волосы? (Короткие.) А у девочек? (Длинные косы с бантами).

Ещё девочки (или ваши мамы) носят серьги в ушах, бусы, брошки и др. А мальчики и папы не носят таких украшений.

Д\и «Найди лишний предмет»

Теперь встаньте сначала девочки, а потом – мальчики.

Дети по очереди встают .

В: А теперь давайте возьмемся все за руки, сделаем большой круг. Скажите вы дружные ребята?

Д: Дружные.

В : Какими бывают дружные дети?

Д: Не ссорятся, дружно играют….

В: Давайте с вами поиграем.

Проводится физкультурная минутка «Дружба»

Дружат в нашей группе,

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружимся

Маленькие пальчики.

А сейчас, все приготовили пальчики…

Воспитатель: Мы узнали, чем мальчики отличаются от девочек. Давайте посмотрим, чем вы похожи друг на друга.

Воспитатель: У меня есть голова. И у вас тоже, нежно и ласково погладим по голове. На голове – волосы. И у вас тоже, нежно погладим по волосам. У кого волосы заплетены в косички или хвостики хлопните в ладоши над головой. А у кого коротко подстрижены, топните ногой. Как хорошо, что у нас есть волосы. Будем их беречь.

Дети: Да.

Воспитатель: Можно друг друга дергать за волосы?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему?

Дети: Это больно.

Воспитатель : Давайте будем беречь наши волосы. Посмотрите, у меня на голове есть уши. И у вас тоже. Закройте свои уши ладошками. Зачем нам уши?

Дети: Мы ими слышим.

Воспитатель: Хорошо, что у нас есть уши. Будем их беречь?

Дети : Да.

Воспитатель: Сейчас на улице холодно, можно ходить без шапки?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему?

Дети: Ушки заболят – мы будем плохо слышать.

Воспитатель: У меня… лицо. (обвести лицо пальцем) и у вас тоже. У меня есть…глаза и у вас тоже. Аккуратно закройте глаза ладошками. Зачем нам глаза?

Дети: Глазами мы видим окружающий мир.

Воспитатель: Можно тереть глаза грязными руками, кидать в глаза песком?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему?

Дети: глаза заболеют, и мы будем плохо видеть

Воспитатель: У меня на лице есть… нос.

Дети: и у нас тоже

Воспитатель: Аккуратно дотроньтесь до носа пальчиком. Зачем нам нос?

Дети : Дышать, вдыхаем и выдыхаем, чувствуем запахи.

Воспитатель : Как хорошо, что у нас есть нос! Будем беречь его?

Дети: Да.

Дыхательная гимнастика: «Поиграем носиком».

- «носик гуляет» - вдох и выдох через нос

- «носик балуется» - на вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцем на крылья носа.

- «носик поет песенку» - на выдохе ребенок постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет «ба-бо-бу»

- «погреем носик» - растираем переносицы указательными пальцами вверх и обратно. Теперь наши носики чистые и здоровые!

Воспитатель: Сейчас холодно. Можно ходить без курточки?

Дети: Нет

Воспитатель: А без шапочки?

Дети: Нет

Воспитатель: Почему?

Дети: Заболеешь – будет насморк.

Воспитатель: На лице у меня есть… рот. И у вас тоже. Зачем нам рот? Можно брать в рот грязные игрушки?

Дети: Нет

Воспитатель : Почему?

Дети: Рот заболит, и будет больно кушать и говорить

Воспитатель : А у меня еще есть лоб и подбородок. И у вас тоже. Погладьте аккуратно их. А еще у меня есть щеки. И у вас тоже. Давайте их раздуем. Как смешно. Шею погладим.

Похлопаем по плечам. У меня есть руки. И у вас тоже. На руках есть… локти. Благодаря им руки могут сгибаться. Есть ладони и пальцы. Зачем нам руки?

Дети: Здороваться, лепить, рисовать, одеваться и обниматься.

Воспитатель: У меня есть… животик. И у вас тоже. Давайте погладим по животику.

Дети выполняют.

Воспитатель: вот какое у нас замечательное тело! Как много всего мы умеем делать!

В: Ребята слышите какой-то шум? Это же наши знакомые Миша и Даша. Миша, Даша что случилось?

Миша и Даша: Мы поссорились. Прилетел ветер и перепутал всю нашу одежду и мы теперь не знаем где Мишина одежда, а где одежда Даши.

В: Дети давайте поможем Мише и Даше прибрать их одежду?

Проводится игра «Одень куклу» (звучит песня «Из чего же»)

Дети берут одежду, классифицируют ее, обсуждая правильность выбора.

В: Молодцы ребята! Всю одежду прибрали.

В: Миша и Даша наши дети ни когда не ссорятся.

Наши мальчики сильные, смелые как папы.

Они ни когда не обижают девочек. А наши девочки не плачут по любому поводу, они нежные и ласковые, добрые как мамы. Правда ребята?

Воспитатель: Ребята, Даша и Миша пришли к нам не с пустыми руками, а с сюрпризом Миша и Даша прощаются с детьми, и желают быть всегда хорошими и добрыми.

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Отдел образования Исполнительного комитета

Сармановского муниципального района

Это я – девочка, это я – мальчик

(НОД: «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Безопасность», «Музыка» во второй младшей группе)

Воспитатель Хасанова Ф.Г.

МБДОУ №6 «Теремок»

п. Джалиль

общеразвивающего вида

Дата публикации: 13.03.17

Гендерное воспитание дошкольников.

Проблема гендерного воспитания дошкольников - одна из самых сложных и противоречивых. От её решения во многом зависит психологическое, социальное и духовное здоровье общества.

Внимание общества и государства к проблемам гендерного воспитания обусловлено тем, что в современном мире социум и средства массовой информации изменяют психологические стереотипы мужественности и женственности, что не способствует позитивной полоролевой социализации и приводит к частичной утрате мужественных качеств у мальчиков и женственных у девочек.

Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных возможностей ребенка.

Именно игрушка закладывает в душу первоначальные понятия добра и зла, дает яркие, запоминающиеся образы, и от того, какими они будут, зачастую зависят формирование морально-нравственных представлений личности и ее развитие в целом.

В период от трёх до четырёх лет ребенок уже различает пол окружающих его людей. В этом возрасте ребёнок делает попытки без помощи взрослых разделять роли в играх, в соответствии с полом участников игры. В связи с этим игры начинают делиться на игры "для мальчиков", игры "для девочек" и "общие" игры.

Начинают складываться интересы, ценностные ориентации и предпочтения определенных видов деятельности и способов поведения, характерных для мальчиков и девочек. Начинают формироваться первые представления о социальных ролях мужчин и женщин на примере папы и мамы.

Данная работа в той или иной степени помогает решить некоторые задачи гендерного воспитания дошкольников, в частности такие как: формирование полоролевых знаний и развитие умения использовать эти знания в различных игровых ситуациях.

Конспект НОД по гендерному воспитанию во второй младшей группе на тему «Танечка и Ванечка учатся играть»

Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, музыкальное развитие.

Цель : развитие первичных гендерных представлений у детей (мальчики сильные, умелые, смелые; девочки красивые, нежные, заботливые), закрепление знаний детей о своей принадлежности к полу. Формировать представления детей о полоролевых предпочтениях при выборе игрушек, стереотипных видах деятельности человека.

Задачи :

Развивающие : развивать классификационные умения на примере игрушек для мальчиков и девочек, активизировать словарный запас через игровую деятельность

Воспитательные : воспитывать доброжелательное отношение между детьми разного пола, умение быть внимательными друг к другу.

Образовательные : учить определять особенности игровых интересов мальчиков и девочек.

Демонстрационный материал : плоскостные куклы Таня и Ваня, набор игрушек с акцентом на гендер и те, в которые играют все вместе (машина, молоток, самолет, мяч, игрушечная отвертка, кукла, фен, кукольная посуда, кубики, пирамидка, бусы, медвежонок, конструктор)

Структура образовательной деятельности:

1.Познавательная деятельность.

2.Сюрпризный момент.

3.Дидактическая игра.

4. Физкультминутка.

5.Творческая деятельность.

6.Музыкальная разминка

7.Заключение.

1.Познавательная деятельность.

На ковре стоит кукольный домик двухэтажный. Этот домик ребята делали совместно с воспитателем, взяв за основу картонную коробку, обклеили стены цветной бумагой, мебель и предметы интерьера изготовили с помощью родителей. Нижняя комнатка для куклы Тани, верхняя - для Вани. Ребята вместе с воспитателем садятся в круг на ковер.

В: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

В: Скажите мне, как я вас сейчас назвала?

Д: Ребята.

В: Правильно! А теперь я поздороваюсь с вами по-другому. А вы слушайте внимательно и ответьте только те, к кому я обращаюсь.

Итак, здравствуйте, девочки!

Девочки здороваются.

В: Здравствуйте мальчики!

Здороваются мальчики.

В. Молодцы! Как хорошо, что в группе у нас есть и мальчики и девочки. И все вы очень дружные и веселые ребята. Все вы любите играть в игрушки?

В: Это замечательно! А в какие игры игрушки любят играть наши девочки?

Девочки отвечают (в куклы, с мягкими игрушками, играть с кукольной посудкой, в парикмахерскую и т.п)

В: Правильно! Девочки играют с куклами, в кухонную посуду, магазин, дочки-матери, и они вырастут добрыми, ласковыми, заботливыми и умными как мама. Потому что девочки - будущие мамы.

В: А какими игрушками любят играть наши мальчики?

Ответы мальчиков (машинки, железная дорога, самолеты, конструкторы и т.п)

В: Все верно! Мальчики очень любят играть с машинками, с самолетами, в железную дорогу, стоить из конструктора роботов и ракеты. Поэтому наши мальчики, когда вырастут, станут как папы - умными, сильными, смелыми и храбрыми. Они будут защищать нас и нашу Родину.

2. Сюрпризный момент.

Ой, ребята, пока мы с вами беседовали, кажется, в нашем домике что-то произошло! Слышите какой-то шум? Кто-то разговаривает. Или спорит? Интересно, а кто в нем живет? Неужели его жители что-то не поделили? (заглядывает в домик). Так и есть! Давайте-ка ребята посмотрим и послушаем внимательно, что же тут случилось?

(Разворачивает домик к ребятам. Здесь и далее – воспитатель либо говорит за куклу, либо кукла шепчет, а воспитатель дублирует детям).

В.: Ребята, кто к нам пришел?

Дети: куклы!

В.: Правильно, это две куколки! Мальчик и девочка. А давайте с ними познакомимся?

Дети: Давайте!

В.: (куколки говорят на ухо воспитателю)

Ребята, мальчика зовут - Ваня, а девочку - Таня.

Друзья мои, оказывается у Вани и у Тани сегодня был день рождения и к ним приходили гости, их друзья – девочки и мальчики. И конечно, они принесли очень много подарков, так много что у Вани с Таней получилась целая гора из красивых коробочек, пакетов и свертков. Друзья играли, веселились, а потом все дружно пили чай с вкусным тортом! Но, когда Ваня и Таня проводили своих гостей, настало самое интересное: время открывать подарки. Ребята очень быстро достали их и очень обрадовались! Тут были и машина, и самолет и новенький конструктор, красивая кукла, мяч, мягкий медвежонок и много чего еще! Ваня и Таня так увлеклись, что не заметили, как мама позвала их обедать и сказала, чтобы они обязательно собрали все игрушки. Да вот беда…Ребята совсем не помнят, какие игрушки кому подарили. А главное, не знают, как их поделить, кому во что играть? Что же делать? Давайте, им поможем? Разложим игрушки по коробкам – в одну мы будем складывать игрушки, в которые играют мальчики, и наш Ваня, а в другую – те, в которые играют девочки и наша Таня.

3. Дидактическая игра «Кто во что играет?»

Ребята раскладывают по двум коробкам игрушки, принадлежащие девочке и мальчику. Остаются мяч, пирамидка, кубики.

В: Молодцы, ребята! Как быстро вы справились с этой задачей! Теперь Таня и Ваня не будут ссориться из-за игрушек, и у каждого будут те игрушки, в которые ему интересно играть. А как же быть с этими игрушками?

Ответы детей.

В: Правильно! В эти игрушки интересно играть всем – и мальчикам, и девочкам. И Таня и Ваня с удовольствием будут вместе играть в мяч, строить из кубиков город и собирать пирамидку. И конечно делать это дружно и вместе. А мы их научим!

4. Физкультминутка «Принесли мы всем подарки»

Дети встают в круг, водящий в середину. Водящий выбирает игрушку, а дети выполняют движения, изображая куклу - как она танцует, коня – как он скачет, волчок – крутятся на одном месте вокруг себя и самолет – летают по кругу.

Принесли мы всем подарки,

Кто захочет – тот возьмет.

Вот вам кукла с лентой яркой,

Конь, волчок и самолет.

5.Творческая часть – пластилинография «Мой веселый звонкий мяч».

В: Ребята, Таня мне шепнула сейчас на ушко, что хочет пригласить нас на чаепитие и угостить конфетами, ведь у них с Ваней день рождения. А на день рождения принято дарить что?

Дети: Подарки!

В: Давайте и мы поздравим наших куколок и сделаем для них подарок.

А чтобы наши куколоки Таня и Ваня никогда больше не ссорились, мы приготовим для них сюрприз – игрушку, в которую они с удовольствием будут играть вдвоем! Отгадайте мою загадку и вы поймете о какой игрушке я говорю:

Стукнешь о стенку – а я отскочу,

Бросишь на землю – а я подскочу!

Я из ладоней в ладони лечу –

Смирно лежать я никак не хочу!

Ответы детей: Мячик!

В.: Верно! Мы сделаем для Тани и Вани красивый мяч. А сейчас я предлагаю вам подойти к нашим столикам и выбрать необходимые материалы для работы.

Садятся за столы. Детям предлагается на выбор пластилин разных цветов, заготовки из картона – в виде мяча, с различными узорами. Воспитатель поощряет самостоятельность при выборе материала и исходных заготовок. Обращает внимание на аккуратность в процессе работы, а также помогает при составлении композиции и учит подбирать цвета. Объясняет последовательность выполнения работы, и наглядно демонстрирует приемы отщипывания маленького куска от большого и размазывания пластилина по основе, соблюдая контуры.

Воспитатель хвалит работы, предлагает полюбоваться работами и мальчиков и девочек и еще раз проговаривает, что хотя у Тани и Вани есть много разных игрушек, как для мальчиков, так и для девочек, но играть в них по отдельности не интересно, а вместе – очень весело.

6. Музыкальная разминка.

В.: Какие игрушки красивые у вас получились! Какие вы молодцы!

Ваня и Таня говорят вам большое спасибо! А знаете, ребята, наши куколки любят не только вместе играть, но и танцевать и я предлагаю вам потанцевать с ними и с их замечательным другом – бурым медвежонком.

Е.Железнова «Бурый медвежонок»

Пусть со мной все девочки попрыгают, как белочки!

Я – бурый медвежонок, меня должны вы знать.

Люблю я мед и сахар, люблю потанцевать.

Пусть со мной все мальчики попрыгают, как зайчики!

Я – бурый медвежонок, меня должны вы знать.

Люблю я мед и сахар, люблю потанцевать.

Пусть со мной все девочки попрыгают, как белочки!

Пусть со мной все мальчики попрыгают, как зайчики!

7.Заключительная часть.

А теперь мои друзья, давайте устроим для Тани и Вани чаепитие.

План работы по гендерному воспитанию во 2 младшей группе

СЕНТЯБРЬ

1. Вводная беседа на тему «Кто ты мальчик или девочка?»

Цель: выявление представлений детей об особенностях образа «Я» мальчиков и девочек, мужчин и женщин.

2. Тестовое задание «Выбор игрушки».

Цель: выявление представлений детей о специфике использования мальчиками и девочками предметов по их функциональному назначению.

3. Тестовое задание. «Назови, чьи вещи».

Цель: определение представлений детей о разделении предметов труда и быта взрослых на мамины (папины, мужские (женские) и специфике их использования.

ОКТЯБРЬ

1. Дидактическая игра «Кто что носит? »

Цель: учить детей находить отличия во внешнем облике мальчиков и девочек.

2. Дидактическая игра «Чем похожи наши мамы и папы».

Цель: формировать умение выделять существенные сходства и различия между представителями разного пола. Воспитывать любовь к близким людям, уважение к их труду. Помочь ребенку выразить свои чувства.

3. Дидактическая игра «Наши прически».

Цель: сформировать у детей представления о прическах, развивать фантазию, воображение.

4. Дидактическая игра «Кто что делает?»

Цель: закрепление знаний детей о мужских и женских профессиях, развития ценностного отношения к людям труда.

НОЯБРЬ

1. Дидактическая игра

«За что нам нравятся мальчики, девочки?»

Цель: воспитывать культуру взаимоотношения между мальчиками и девочками. Формировать у детей понятия о положительных чертах характера мальчиков и девочек.

2. Дидактическая игра «Как я помогаю дома ».

Цель: формировать представление о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.

3. Дидактическая игра «Кто я в семье? »

Цель: формирование представлений о родственных связях. Учить детей правильно употреблять слова: сын, дочь, внук, брак, сестра, внучка и т. д.

4. Музыкальное занятие «Песни о мальчиках и девочках».

Цель: способствовать развитию представлений ребенка о своем поле и формировать средствами музыки позитивное принятие своего тела.

ДЕКАБРЬ

1. Дидактическая игра «Давайте говорить друг другу комплименты».

2. Дидактическая игра « Дом добрых дел».

Цель: формировать представления о домашних обязанностях мужчин и женщин, девочек и мальчиков.

3. Вечер развлечений «Путешествие по морю профессий».

Цель: познакомить детей с мужскими и женскими профессиями.

4. Этическая беседа на тему «Мои предпочтения».

Цель: побуждать детей рассказывать о своих предпочтениях (что нравится, что не нравится).

ЯНВАРЬ

1. Дидактическая игра «Пожелания».

Цель: научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола.

2. Дидактическая игра «Вежливые слова».

Цель: воспитывать в детях культуру поведения, вежливость; уважение друг к другу, желание помочь друг другу.

3. Игра «Сказочная страна мальчиков и девочек».

Цель: помогать познавать самих себя, систематизировать знания в поло-ролевой идентификации. Учить оценивать стили поведения. Формировать стремление утвердиться в половой принадлежности.

4. Чтение сказки «Братец Иванушка и сестрица Аленушка».

Цель: продолжать знакомить детей с домашними обязанностями мужчин и женщин.

ФЕВРАЛЬ

1. Дидактическая игра «Благородные поступки».

Цель: воспитывать в детях желания совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.

2. Дидактическая игра «Ушки на макушке»

Цель: развивать слуховое внимание. Учить детей идентифицировать себя и окружающих людей по поло-ролевому признаку.

3.«Вечер танцев для мальчиков и девочек».

Цель: учить мальчиков разучивать движения, требующие мужской силы, ловкости. Девочек учить плавности, мягкости движений.

МАРТ

1. Дидактическая игра «Смайлик».

Цель: развитие смекалки, положительных эмоций. Учить называть, понимать, показывать эмоциональное настроение человека (радость, злость, удивление).

2. Дидактическая игра «Собираемся в гости».

Цель: учить детей находить отличия во внешнем виде, аккуратного или неряшливого ребенка (мальчика или девочку). Учить девочек, мальчиков проявлять заботу, по отношению к противоположному полу и приводить в порядок свой внешний вид.

3. Игра «Врач и пациент».

Цель: преодоление негативных ролевых стереотипов. Учить мальчиков заботиться о ком-либо, а девочек играть мужские роли.

4. Вечер развлечений «Варвара краса, длинная коса».

Цель: знакомить детей с трудом мамы, учить помогать по дому маме, как мальчиков, так и девочек.

АПРЕЛЬ

1. Дидактическая игра «Друг».

Цель: учить детей сопереживать близким людям, понимать боль других людей, радоваться успехам других людей, радоваться успехам своих друзей.

2. Дидактическая игра «Надень и попляши».

Цель: воспитание дружеских отношений между мальчиками и девочками. Формирование у детей в танце жестов и движений характерных для мужского и женского пола.

3. Игровая деятельность «Прием гостей».

Цель: учить детей распределять обязанности по дому при встрече гостей.

4. Совместная игровая деятельность «Кукла заболела», «Вызов скорой помощи».

Цель: продолжать знакомить детей с трудом мужчин и женщин.

МАЙ

1. Дидактическая игра «Утка и утята».

Цель: создание у детей общности переживания, воспитания ответственности за других, формирование у детей способности и желания заботиться о малышах.

2. Игра «Магазин».

Цель: учить девочек выбирать продукты, а мальчиков помогать им, всё донести до дома . Игра «Новоселье».

Цель: учить девочек и мальчиков помогать родителям, уметь определять женскую и мужскую работу.

3. Спортивный праздник. Игры наших бабушек и дедушек.


Наталья Аристархова
Планирование работы по гендерному воспитанию во второй младшей группе

Перспективный план работы по гендерному воспитанию во второй младшей группе

на 2013-2014 уч. год

Месяц Тема Задачи Формы работы

Сентябрь Детский сад для ребят 1. Закрепить с детьми имена и отчества воспитателей и младшего воспитателя , детей в группе , познакомиться с вновь прибывшими в группу детьми .

2. Закрепить умение ориентироваться в группе .

3. Диагностика «Формирование гендерной идентичности » 1. Экскурсия «Познакомим Незнайку с нашей группой »

2. Целевая прогулка по участку.

3. Беседы : «Какая наша группа » , «Как мы играем в игрушки» .

4. Чтение художественной литературы : З. Александрова «Катя в яслях» , Е. Янковская «Я хожу в детский сад» , «Какие дети в нашей группе »

5. Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»

6. Продуктивная деятельность «Построим детский сад» .

7. Малоподвижная игра с мячом «Как тебя зовут» .

Октябрь А у нас есть мальчики и девочки. 1. Закрепление знания имен детей в группе .

2. Знакомство с маркировкой «Для девочек» , «Для мальчиков»

3. Ориентировка в некоторых помещениях детского сада : музыкальный, физкультурный залы, сравнение с домашней обстановкой.

1. Дидактическая игра «Кто есть кто» .

2. Рассматривание наклеек на шкафчиках, на полотенчиках, на кроватках, рассматривание картинок в туалетной комнате «Туалет для девочек» , «Туалет для мальчиков» .

3. «Путешествие в страну игрушек с Незнайкой» (знакомство с игровыми зонами для мальчиков и девочек) .

4. Малоподвижная игра «моя любимая игрушка» .

5. Сюжетно-ролевые игры «Семья» , «Детский сад» , «Автомастерская» .

6. Экскурсия по детскому саду, знакомство с музыкальным руководителем.

Ноябрь Мы разные – девочки и мальчики. 1. Определение различий внешнего облика девочек и мальчиков, мам и пап, бабушек и дедушек.

2. Формирование представлений о неизменности своего пола.

3. Закрепление имен детей группы , дружелюбное отношение друг к другу.

4. Формирование представлений о семье : члены семьи, их занятия, забота друг о друге, семейные традиции и праздники. 1. Определение различий внешнего облика девочек и мальчиков : одежда, прическа. Рассматривание альбома «Мир девочек» , «Мир мальчиков» .

2. Дидактическая игра «Когда я вырасту» , «Доброе словечко»

3. Рассматривание конкурсных работ на тему «Семейные традиции» : рассматривание семейных фотографий, иллюстраций, рисунков.

4. Беседы «С кем ты живёшь» , «Как вы с папой помогаете маме» .

5. Чтение : С. Маршак «О девочках и мальчиках» , русская народная сказка «Три медведя» , К. Ушинский «Петушок с семьёй»

6. Сюжетно-ролевые игры : «Детский сад» , «Семья» , «День рождения мишки» .

7. Продуктивная деятельность «Платочек для мамы» , «Оладушки для бабушки» .

Декабрь Дружат девочки и мальчики 1. Закрепление различий внешнего вида девочек и мальчиков.

2. Распределение ролей между мальчиками и девочками в сюжетно-ролевых играх.

3. Обучение игровым действиям в сюжетно-ролевых играх.

4. Новый год в моей семье : члены семьи, их забота друг о друге, подготовка подарков для близких, традиции подготовки и проведения новогодних праздников в семье. 1. Рассматривание детьми себя в зеркале. Выделение различий : в одежде в прическе, обуви.

2. Беседа на тему «Любимые игрушки девочек» , «Любимые игрушки мальчиков» . Рассматривание любимых игрушек детей.

3. Сюжетно-ролевые игры : «Дочки-матери» , «Переезжаем на новую квартиру» , «Мальчики-моряки отправляются в плавание, мамы-девочки с детьми провожают пап», «Празднование Нового года. Дарим подарки» .

4. Рассматривание сюжетных картинок на тему «Как мы с мамой и папой готовимся к Новому году» .

5. подвижные игры «Цветы и пчелки» , «Найди свою пару»

Январь Читаем о девочках и мальчиках. 1. Формирование представлений о качествах девочек и мальчиков средствами художественной литературы.

2. Мама, папа, я – дружная семья. 1. Чтение потешек, беседа по содержанию : «Спи, Ванюша» , «Спи-ка, голубочек, маленький сыночек» , «А, Ванюша, попляши!» , «Наша доченька в дому» , «Наша Катя маленька» .

2. Беседы : «Как мы отмечали новогодний праздник» , «Маленькие помощники» , «Зимние забавы» .

Чтение : Э. Успенский «Если был бы я девчонкой.»

Февраль Праздник мальчиков, культура поведения мальчиков и девочек. Формирование представлений о празднике 23 февраля, как о празднике мальчиков, пап, дедушек и солдат, которые обладают такими качествами как храбрость, смелость, ловкость, физическая сила.

Вызвать у мальчиков желание быть помощниками своих пап. 1. Рассматривание альбома «Наши папы» , «Как я помогаю папе» .

2. Беседа «Поздравляем наших мальчиков» .

3. Дидактическая игра «Воспитанные мальчики и девочки » , «Расскажи о папе. Какой он?» , «Одень мальчика, одень девочку» .

4. Сюжетно ролевые игры : «Солдаты выходят на парад» , «Самый ловкий» .

5. Продуктивная деятельность : «Кораблики» , «Открытка для папы» .

Март Праздник мам и девочек. 1. Познакомить детей с обычаями празднования дня мам и бабушек. 2. Формировать заботливое отношение к мамам и бабушкам.

3. Познакомить детей с трудом мамы. 1. Рассказ воспитателя «У наших девочек тоже праздник» .

2. Рассматривание альбома «Мамины профессии» , рассматривание фотографий.

3. Продуктивная деятельность «Цветок для мамочки» .

4. Подготовка к утреннику.

5. Чтение : Г. Виеру «Мамин день» .

6. Сюжетно-ролевая игра «Семья» , «Папы помогают мамам» , «В автобусе» .

Апрель Внешний вид мальчиков и девочек. Мои бабушка и дедушка. 1. Закрепить представление о неизменности пола со временем.

2. Формировать представление о занятиях бабушки и дедушки, ласковое и заботливое отношение внуков к бабушкам и дедушкам.

3. Закреплять знания о различиях в одежде мальчиков и девочек. Учить девочек следить за красотой внешнего вида, мальчиков - за аккуратностью и чистотой одежды. 1. Рассматривание предметов одежды.

2. Дидактические игры : «Оденем куклу Машу» , «Оденем Мишутку» , «Когда я вырасту» .

3. Рассматривание панно «Моя семья» .

4. Чтение : С. Капутикян «Моя бабушка» , Л. Квитко «Бабушкины руки» , Д. Хармс «Иван Иваныч самовар» .

5. Продуктивная деятельность : «Варежки для бабушки» , «Шарфик для дедушки» .

6. Сюжетно-ролевая игра : «В гостях у бабушки и дедушки» .

Май Мы помощники. 1. Закрепление правил поведения в детском саду : в группе , физкультурном и музыкальном залах, коридорах, участке.

2. Посильное участие в уборке участка. «Делаем наш участок красивым» . 1. Наблюдение за играми старших дошкольников.

2. Беседа «Как вести себя в детском саду» .

3. Сюжетно-ролевая игра «На субботнике» (девочки сажают цветы, мальчики ремонтируют домик на участке) .

4. Продуктивная деятельность «Мои игрушки» .

5. Дидактическая игра «Кому что нужно» (о профессиях) .

Июнь-август Как выросли мальчики и девочки Закрепление знаний о самом себе, членах семьи и их занятиях. 1. Рассматривание фотографий детей в динамике.

2. Рассказ воспитателя «Вот какие мы большие» .

3. Рассматривание иллюстраций из серии «Семья» .

4. Беседы «Мы дружная семья» , «Как я помогаю дома» .

5. Сюжетно-ролевая игра «Почта» , «Шофёры» , «Хозяюшка» .

6. Продуктивная деятельность : «Портрет мамы, папы» , «Мы гуляем с мамой» .

Извиняюсь за неудобства при прочтении моего планирования , так как оригинал оформлен в таблицу.


Конспект по гендерному воспитанию во второй младшей группе: «Бабушка – Забавушка в гостях у ребят»
Автор: Кельцына Ольга Викторовна
Место работы: МБДОУ «Детский сад №121» г.Рязань
Должность:воспитатель
Описание материала: Представляю вашему вниманию конспект для воспитателей ДОУ направленный на полоролевую социализацию детей. Это занятие в игровой форме способствует формированию у детей представлений о своей гендерной принадлежности, формированию понятия: «Я - девочка», «Я - мальчик»
Цель: гендерное воспитание дошкольников.
Программные задачи:1. Формировать у ребенка представление о том, кто он: мальчик или девочка. 2. Учить находить отличия во внешнем облике мальчиков и девочек. 3. Учить определять особенности игровых интересов мальчиков и девочек. 4. Развивать мышление, воспитывать аккуратность и опрятность во внешнем виде. 5.Воспитывать дружелюбное отношение друг к другу.
Предварительная работа:Рассматривание альбомов: «Мальчик, мужчина, дедушка», «Девочка, женщина, бабушка», «Семья», «Профессии», групповых альбомов: «Как играют наши девочки», «Как играют наши мальчики», сюжетных картин о семье, обязанностях и отдыха ее членов. Рассматривание и чтение книг: «Игрушки» А. Барто, «Вот какая мама», «Малышок голышок», «Девочка чумазая» Е. Благининой. Игра в дидактические игры: «Одень мишек», «Во что любят играть мальчики и девочки? », «Что делает Катя, что делает Коля? », «Одень Машеньку», «Семья», «Мой дом», «Профессии».
Приоритетные образовательные области:социализация.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественная литература. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская.
Ход занятия:
Воспитатель: - Колокольчик, мой дружок, собери детей в кружок(дети собираются возле воспитателя) .-Мои любимые девочки и мальчики, я очень хочу с вами поиграть в нашу любимую игру с пальчиками. Поиграем? Дружат в нашей группеДевочки и мальчикиМы с тобой подружимся, Маленькие пальчики. Дружно за руки возьмёмсяИ друг другу улыбнёмся. Я вам скажу по секрету, что сегодня к нам должна прийти очень интересная гостья. Вы любите, когда к вам приходят в гости? Дети: - Да.Воспитатель: - Я хочу чтобы вы с ней познакомились. (Стук в дверь. Воспитатель выходит и перевоплощается в образ Бабушки-Забавушки с куклами девочкой и мальчиком) .Бабушка-Забавушка: - Здравствуйте, мальчики и девочки! Давайте знакомиться: меня зовут Бабушка-Забавушка. Я пришла к вам не одна, а со своими внучатами Катей и Ваней (усаживает кукол) .- Внучатушкам моим прислали родители подарки: всякие вещи и картинки. Я стара, забывчива, не разберу, какие вещи для Кати, а какие для Вани. Вот нарядить хотела родимых, а они на меня обиделись и теперь не разговаривают Может быть вы мне, ребятушки, скажите почему они обиделись? (показ одетых по ошибке кукол: на мальчике юбка и бант, а на девочке штанишки и рубашка) .Дети: - Вы неправильно одели их. Бабушка-Забавушка: - А как, же надо? Ну-ка расскажите мне, забывчивой, ребятушки, что носят девочки, а что мальчики. Подбор одежды для Кати и Вани. Бабушка-Забавушка: - Ох, спасибо вам, помогли мне разобраться. Теперь я правильно их одевать буду. А хотите немного отдохнуть и поиграть со мной? Двигательная пауза: Игра «Ровным кругом»Ровным кругом, друг за другом мы идем, идем, идем, в круг широкий всех мальчишек мы сегодня позовем. (рассматриваем одежду, прически, отмечаем особенности мальчиков и их общие черты) Ровным кругом, друг за другом мы идем, идем, идем, в круг широкий девочек в платьях мы сегодня позовем. (рассматриваем одежду, прически, отмечаем особенности девочек) Бабушка-Забавушка: - А еще им родители прислали картинки, но я их перепутала и теперь не знаю, что с ними делать. Вы можете мне помочь? Дети: - Да! Бабушка-Забавушка: - Ну, тогда разберите конвертики со своими значками(дети садятся за столы и складывают картинки) Бабушка-Забавушка: - Что у тебя получилось, Ванечка? - Танк.- А у тебя? - Машинка.- А что ты собрала, Ника? - Матрёшка.- А у Насти? - Юла.- А одним словом что это? Дети: - Игрушки! Бабушка-Забавушка: - А кто у нас любит играть машинками и кубиками? Дети: - Мальчики! Бабушка-Забавушка: - А девочки чем любят играть? Дети: - Куклами, посудкой и т. д. Бабушка-Забавушка: - Какие вы умные, сообразительные дети, я постараюсь теперь ничего не перепутать. А мои внучата Катя и Ваня очень любят играть в игру, которая называется «Я люблю». Воспитатель называет предложение – утверждение. А дети, если согласны с утверждением отвечают - Да! Да! Да! Если же не согласны – Нет! Нет! Нет! 1. Девочки любят играть в куклы! 2. Мальчики любят играть в машины3. Девочки любят забивать гвозди4. Мальчики любят носить бусы5. Девочки любят играть в футбол6. Мальчики любят завязывать банты7. Девочки любят обижаться8. Мальчики любят жаловаться9. Девочки и мальчики любят есть конфеты10. Девочки и мальчики любят получать подарки. Бабушка-забавушка: - Ах, какие вы молодцы. Отвечаете все вместе. Дружно! Сразу видно – настоящие друзья! Выбирайте себе в пару того, с кем дружите. Предлагаю вам рассказать и показать стихотворение «Если есть хороший друг! »Дети, стоя в парах, лицом друг к другу, читают стихотворение и выполняют действия. Настроение упало, - голова опущена внизДело валится из рук. - встряхнули кисти рук и резко опусти вниз. Но ещё не всё пропало, - друг другу грозят пальчикомЕсли есть хороший друг - хлопают в ладошиС делом справимся вдвоём, - берут друг друга за рукиС облегчением вздохнём, - делают глубокий вдохНастроение поднимем - поднимают руки вверхИ от пыли отряхнём! - «отряхивают» руки, улыбаясь друг другу. Бабушка-Забавушка: - Ну, спасибо вам, ребята, какие вы дружные. Мне очень понравилось у вас в гостях.Теперь я точно не перепутаю, во что одевать девочек, а во что – мальчиков. Только вот напомните,какие же игрушки мне купить для ванечки? (Дети отвечают) Бабушка-Забавушка: - А для Катеньки? (Дети отвечают) Бабушка-Забавушка: - Ой, заигралась я тут с вами и совсем забыла, что приготовила вам сюрприз! Шарики! Сюрпризный момент с шариками, девочкам – красные, мальчикам – синие.