Перспективное планирование по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Картотека игр по гендерному воспитанию (2 младшая группа) картотека (младшая группа) на тему Тема: «Люди разных профессий»
Конспект НОД во II младшей группе по формированию гендерной принадлежности
Тема: «Это я – девочка, это я - мальчик»
ИОО: «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Безопасность», «Музыка»
Программное содержание
Формировать первичные гендерные представления (мальчики сильные, смелые; девочки нежные, женственные).
Формировать умение вести диалог с педагогом; слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него;
Развивать диалогическую форму речи.
Задачи:
Воспитывающее : воспитание проявления интереса к другим детям, доброжелательного отношения к сверстникам; воспитывать любознательность, интерес к получению новых знаний.
Развивающее : развивать способность рассматривать себя, друг друга; уметь анализировать, сравнивать, делать выводы; развивать основные виды моторики: общую и мелкую, учим малышей координировать речь с движением, развиваем чувство ритма.
Обучающее : дать представление о внешних особенностях строения тела девочки и мальчика; учить детей выполнять элементы физкультминутки.
Словарная работа: девочки ласковые, нежные; мальчики сильные, смелые; вводить в активный словарь детей имена существительные (лоб, шея, брови, ресницы, плечи, локти, колени, подбородок и др.); активизировать глагольный словарь (смотреть, слушать, кушать, дышать, ходить, бегать, держать, носить и др.)
Предварительная работа: знакомство детей с одеждой; в повседневном общении во время игр и режимных моментов показывать детям и называть разные части тела и лица. Почаще спросить малышей показывать на себе и на кукле следующие части лица: глаза, нос, рот, лоб, брови, ресницы, щеки, подбородок; части тела: шею, плечи, руки, пальцы, локти, ногти, туловище, живот, ноги, колени, пятки.
Оборудование: коробочка, магнитофон, аудиозапись «Из чего же», плоскостные куклы девочки Даши и мальчика Миши, набор одежды для кукол.
Педагогические технологии : использование И.К.Т.
Здоровьесберегающие технологии : физкультминутка.
Ход образовательной деятельность
В: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. К нам группу пришло много гостей. Гости - это всегда праздник и радость.
Здравствуйте, ладошки – хлоп, хлоп, хлоп.
Здравствуйте, ножки – топ, топ, топ.
Здравствуйте, щечки – плюх, плюх, плюх.
Пухленькие щечки – плюх, плюх, плюх.
Здравствуйте, губки – чмок, чмок, чмок..
Здравствуйте, зубки – щелк, щелк, щелк.
Здравствуй, мой носик – бип, бип, бип.
Здравствуйте, гости – всем привет!
В: Посмотрите, что я принесла (показывает детям коробочку).
В эту коробочку можно положить все что захотите. Я положу в неё свою фотографию, а вы хотите положить свои фотографии?
Д: Да! (Воспитатель «собирает» фотографии и случайно роняет коробочку, фотографии рассыпаются).
В: Ой! Что же теперь делать? Наши фотографии все перепутались. Как же нам теперь найти каждому свое (если дети не предложат, продолжает радостно).
В: Где у нас Диана? (ответы детей «Это я», «Вот она») А Диана девочка или мальчик?
Д: Девочка.
В: Да Диана девочка, у нее длинные косички, есть бантики и она носит платье.
В: Давайте соберем все фотографии и положим в коробочку.
В: Это кто?
В: Где Расул? Он мальчик или девочка?
Д: Мальчик.
В: Да, Расул мальчик у него короткие волосы, он носит шорты и футболку.
В: А это кто?
Д: Малика.
В : Малика, девочка.
В: (слайд) Действительно, все люди различаются по полу: мальчики и девочки, мужчины и женщины, папы и мамы. Каждый из них занят своим делом. Пока папы на работе, мамы дома занимаются домашними делами.
Чем же мальчик отличается от девочки? Мальчики и девочки различаются одеждой.
Что носят мальчики? (Шорты, рубашки, у них другая обувь).
Что носят девочки? (Платья, юбки, сарафаны, красивые кофточки, туфли)
Ещё мальчики и девочки отличаются причёской. Какие у мальчиков волосы? (Короткие.) А у девочек? (Длинные косы с бантами).
Ещё девочки (или ваши мамы) носят серьги в ушах, бусы, брошки и др. А мальчики и папы не носят таких украшений.
Д\и «Найди лишний предмет»
Теперь встаньте сначала девочки, а потом – мальчики.
Дети по очереди встают .
В: А теперь давайте возьмемся все за руки, сделаем большой круг. Скажите вы дружные ребята?
Д: Дружные.
В : Какими бывают дружные дети?
Д: Не ссорятся, дружно играют….
В: Давайте с вами поиграем.
Проводится физкультурная минутка «Дружба»
Дружат в нашей группе,
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружимся
Маленькие пальчики.
А сейчас, все приготовили пальчики…
Воспитатель: Мы узнали, чем мальчики отличаются от девочек. Давайте посмотрим, чем вы похожи друг на друга.
Воспитатель: У меня есть голова. И у вас тоже, нежно и ласково погладим по голове. На голове – волосы. И у вас тоже, нежно погладим по волосам. У кого волосы заплетены в косички или хвостики хлопните в ладоши над головой. А у кого коротко подстрижены, топните ногой. Как хорошо, что у нас есть волосы. Будем их беречь.
Дети: Да.
Воспитатель: Можно друг друга дергать за волосы?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему?
Дети: Это больно.
Воспитатель : Давайте будем беречь наши волосы. Посмотрите, у меня на голове есть уши. И у вас тоже. Закройте свои уши ладошками. Зачем нам уши?
Дети: Мы ими слышим.
Воспитатель: Хорошо, что у нас есть уши. Будем их беречь?
Дети : Да.
Воспитатель: Сейчас на улице холодно, можно ходить без шапки?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему?
Дети: Ушки заболят – мы будем плохо слышать.
Воспитатель: У меня… лицо. (обвести лицо пальцем) и у вас тоже. У меня есть…глаза и у вас тоже. Аккуратно закройте глаза ладошками. Зачем нам глаза?
Дети: Глазами мы видим окружающий мир.
Воспитатель: Можно тереть глаза грязными руками, кидать в глаза песком?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему?
Дети: глаза заболеют, и мы будем плохо видеть
Воспитатель: У меня на лице есть… нос.
Дети: и у нас тоже
Воспитатель: Аккуратно дотроньтесь до носа пальчиком. Зачем нам нос?
Дети : Дышать, вдыхаем и выдыхаем, чувствуем запахи.
Воспитатель : Как хорошо, что у нас есть нос! Будем беречь его?
Дети: Да.
Дыхательная гимнастика: «Поиграем носиком».
- «носик гуляет» - вдох и выдох через нос
- «носик балуется» - на вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцем на крылья носа.
- «носик поет песенку» - на выдохе ребенок постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет «ба-бо-бу»
- «погреем носик» - растираем переносицы указательными пальцами вверх и обратно. Теперь наши носики чистые и здоровые!
Воспитатель: Сейчас холодно. Можно ходить без курточки?
Дети: Нет
Воспитатель: А без шапочки?
Дети: Нет
Воспитатель: Почему?
Дети: Заболеешь – будет насморк.
Воспитатель: На лице у меня есть… рот. И у вас тоже. Зачем нам рот? Можно брать в рот грязные игрушки?
Дети: Нет
Воспитатель : Почему?
Дети: Рот заболит, и будет больно кушать и говорить
Воспитатель : А у меня еще есть лоб и подбородок. И у вас тоже. Погладьте аккуратно их. А еще у меня есть щеки. И у вас тоже. Давайте их раздуем. Как смешно. Шею погладим.
Похлопаем по плечам. У меня есть руки. И у вас тоже. На руках есть… локти. Благодаря им руки могут сгибаться. Есть ладони и пальцы. Зачем нам руки?
Дети: Здороваться, лепить, рисовать, одеваться и обниматься.
Воспитатель: У меня есть… животик. И у вас тоже. Давайте погладим по животику.
Дети выполняют.
Воспитатель: вот какое у нас замечательное тело! Как много всего мы умеем делать!
В: Ребята слышите какой-то шум? Это же наши знакомые Миша и Даша. Миша, Даша что случилось?
Миша и Даша: Мы поссорились. Прилетел ветер и перепутал всю нашу одежду и мы теперь не знаем где Мишина одежда, а где одежда Даши.
В: Дети давайте поможем Мише и Даше прибрать их одежду?
Проводится игра «Одень куклу» (звучит песня «Из чего же»)
Дети берут одежду, классифицируют ее, обсуждая правильность выбора.
В: Молодцы ребята! Всю одежду прибрали.
В: Миша и Даша наши дети ни когда не ссорятся.
Наши мальчики сильные, смелые как папы.
Они ни когда не обижают девочек. А наши девочки не плачут по любому поводу, они нежные и ласковые, добрые как мамы. Правда ребята?
Воспитатель: Ребята, Даша и Миша пришли к нам не с пустыми руками, а с сюрпризом Миша и Даша прощаются с детьми, и желают быть всегда хорошими и добрыми.
Министерство образования и науки Республики Татарстан
Отдел образования Исполнительного комитета
Сармановского муниципального района
Это я – девочка, это я – мальчик
(НОД: «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Безопасность», «Музыка» во второй младшей группе)
Воспитатель Хасанова Ф.Г.
МБДОУ №6 «Теремок»
п. Джалиль
общеразвивающего вида
Дата публикации: 13.03.17
Гендерное воспитание дошкольников.
Проблема гендерного воспитания дошкольников - одна из самых сложных и противоречивых. От её решения во многом зависит психологическое, социальное и духовное здоровье общества.
Внимание общества и государства к проблемам гендерного воспитания обусловлено тем, что в современном мире социум и средства массовой информации изменяют психологические стереотипы мужественности и женственности, что не способствует позитивной полоролевой социализации и приводит к частичной утрате мужественных качеств у мальчиков и женственных у девочек.
Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных возможностей ребенка.
Именно игрушка закладывает в душу первоначальные понятия добра и зла, дает яркие, запоминающиеся образы, и от того, какими они будут, зачастую зависят формирование морально-нравственных представлений личности и ее развитие в целом.
В период от трёх до четырёх лет ребенок уже различает пол окружающих его людей. В этом возрасте ребёнок делает попытки без помощи взрослых разделять роли в играх, в соответствии с полом участников игры. В связи с этим игры начинают делиться на игры "для мальчиков", игры "для девочек" и "общие" игры.
Начинают складываться интересы, ценностные ориентации и предпочтения определенных видов деятельности и способов поведения, характерных для мальчиков и девочек. Начинают формироваться первые представления о социальных ролях мужчин и женщин на примере папы и мамы.
Данная работа в той или иной степени помогает решить некоторые задачи гендерного воспитания дошкольников, в частности такие как: формирование полоролевых знаний и развитие умения использовать эти знания в различных игровых ситуациях.
Конспект НОД по гендерному воспитанию во второй младшей группе на тему «Танечка и Ванечка учатся играть»
Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, музыкальное развитие.
Цель : развитие первичных гендерных представлений у детей (мальчики сильные, умелые, смелые; девочки красивые, нежные, заботливые), закрепление знаний детей о своей принадлежности к полу. Формировать представления детей о полоролевых предпочтениях при выборе игрушек, стереотипных видах деятельности человека.
Задачи :
Развивающие : развивать классификационные умения на примере игрушек для мальчиков и девочек, активизировать словарный запас через игровую деятельность
Воспитательные : воспитывать доброжелательное отношение между детьми разного пола, умение быть внимательными друг к другу.
Образовательные : учить определять особенности игровых интересов мальчиков и девочек.
Демонстрационный материал : плоскостные куклы Таня и Ваня, набор игрушек с акцентом на гендер и те, в которые играют все вместе (машина, молоток, самолет, мяч, игрушечная отвертка, кукла, фен, кукольная посуда, кубики, пирамидка, бусы, медвежонок, конструктор)
Структура образовательной деятельности:
1.Познавательная деятельность.
2.Сюрпризный момент.
3.Дидактическая игра.
4. Физкультминутка.
5.Творческая деятельность.
6.Музыкальная разминка
7.Заключение.
1.Познавательная деятельность.
На ковре стоит кукольный домик двухэтажный. Этот домик ребята делали совместно с воспитателем, взяв за основу картонную коробку, обклеили стены цветной бумагой, мебель и предметы интерьера изготовили с помощью родителей. Нижняя комнатка для куклы Тани, верхняя - для Вани. Ребята вместе с воспитателем садятся в круг на ковер.
В: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
В: Скажите мне, как я вас сейчас назвала?
Д: Ребята.
В: Правильно! А теперь я поздороваюсь с вами по-другому. А вы слушайте внимательно и ответьте только те, к кому я обращаюсь.
Итак, здравствуйте, девочки!
Девочки здороваются.
В: Здравствуйте мальчики!
Здороваются мальчики.
В. Молодцы! Как хорошо, что в группе у нас есть и мальчики и девочки. И все вы очень дружные и веселые ребята. Все вы любите играть в игрушки?
В: Это замечательно! А в какие игры игрушки любят играть наши девочки?
Девочки отвечают (в куклы, с мягкими игрушками, играть с кукольной посудкой, в парикмахерскую и т.п)
В: Правильно! Девочки играют с куклами, в кухонную посуду, магазин, дочки-матери, и они вырастут добрыми, ласковыми, заботливыми и умными как мама. Потому что девочки - будущие мамы.
В: А какими игрушками любят играть наши мальчики?
Ответы мальчиков (машинки, железная дорога, самолеты, конструкторы и т.п)
В: Все верно! Мальчики очень любят играть с машинками, с самолетами, в железную дорогу, стоить из конструктора роботов и ракеты. Поэтому наши мальчики, когда вырастут, станут как папы - умными, сильными, смелыми и храбрыми. Они будут защищать нас и нашу Родину.
2. Сюрпризный момент.
Ой, ребята, пока мы с вами беседовали, кажется, в нашем домике что-то произошло! Слышите какой-то шум? Кто-то разговаривает. Или спорит? Интересно, а кто в нем живет? Неужели его жители что-то не поделили? (заглядывает в домик). Так и есть! Давайте-ка ребята посмотрим и послушаем внимательно, что же тут случилось?
(Разворачивает домик к ребятам. Здесь и далее – воспитатель либо говорит за куклу, либо кукла шепчет, а воспитатель дублирует детям).
В.: Ребята, кто к нам пришел?
Дети: куклы!
В.: Правильно, это две куколки! Мальчик и девочка. А давайте с ними познакомимся?
Дети: Давайте!
В.: (куколки говорят на ухо воспитателю)
Ребята, мальчика зовут - Ваня, а девочку - Таня.
Друзья мои, оказывается у Вани и у Тани сегодня был день рождения и к ним приходили гости, их друзья – девочки и мальчики. И конечно, они принесли очень много подарков, так много что у Вани с Таней получилась целая гора из красивых коробочек, пакетов и свертков. Друзья играли, веселились, а потом все дружно пили чай с вкусным тортом! Но, когда Ваня и Таня проводили своих гостей, настало самое интересное: время открывать подарки. Ребята очень быстро достали их и очень обрадовались! Тут были и машина, и самолет и новенький конструктор, красивая кукла, мяч, мягкий медвежонок и много чего еще! Ваня и Таня так увлеклись, что не заметили, как мама позвала их обедать и сказала, чтобы они обязательно собрали все игрушки. Да вот беда…Ребята совсем не помнят, какие игрушки кому подарили. А главное, не знают, как их поделить, кому во что играть? Что же делать? Давайте, им поможем? Разложим игрушки по коробкам – в одну мы будем складывать игрушки, в которые играют мальчики, и наш Ваня, а в другую – те, в которые играют девочки и наша Таня.
3. Дидактическая игра «Кто во что играет?»
Ребята раскладывают по двум коробкам игрушки, принадлежащие девочке и мальчику. Остаются мяч, пирамидка, кубики.
В: Молодцы, ребята! Как быстро вы справились с этой задачей! Теперь Таня и Ваня не будут ссориться из-за игрушек, и у каждого будут те игрушки, в которые ему интересно играть. А как же быть с этими игрушками?
Ответы детей.
В: Правильно! В эти игрушки интересно играть всем – и мальчикам, и девочкам. И Таня и Ваня с удовольствием будут вместе играть в мяч, строить из кубиков город и собирать пирамидку. И конечно делать это дружно и вместе. А мы их научим!
4. Физкультминутка «Принесли мы всем подарки»
Дети встают в круг, водящий в середину. Водящий выбирает игрушку, а дети выполняют движения, изображая куклу - как она танцует, коня – как он скачет, волчок – крутятся на одном месте вокруг себя и самолет – летают по кругу.
Принесли мы всем подарки,
Кто захочет – тот возьмет.
Вот вам кукла с лентой яркой,
Конь, волчок и самолет.
5.Творческая часть – пластилинография «Мой веселый звонкий мяч».
В: Ребята, Таня мне шепнула сейчас на ушко, что хочет пригласить нас на чаепитие и угостить конфетами, ведь у них с Ваней день рождения. А на день рождения принято дарить что?
Дети: Подарки!
В: Давайте и мы поздравим наших куколок и сделаем для них подарок.
А чтобы наши куколоки Таня и Ваня никогда больше не ссорились, мы приготовим для них сюрприз – игрушку, в которую они с удовольствием будут играть вдвоем! Отгадайте мою загадку и вы поймете о какой игрушке я говорю:
Стукнешь о стенку – а я отскочу,
Бросишь на землю – а я подскочу!
Я из ладоней в ладони лечу –
Смирно лежать я никак не хочу!
Ответы детей: Мячик!
В.: Верно! Мы сделаем для Тани и Вани красивый мяч. А сейчас я предлагаю вам подойти к нашим столикам и выбрать необходимые материалы для работы.
Садятся за столы. Детям предлагается на выбор пластилин разных цветов, заготовки из картона – в виде мяча, с различными узорами. Воспитатель поощряет самостоятельность при выборе материала и исходных заготовок. Обращает внимание на аккуратность в процессе работы, а также помогает при составлении композиции и учит подбирать цвета. Объясняет последовательность выполнения работы, и наглядно демонстрирует приемы отщипывания маленького куска от большого и размазывания пластилина по основе, соблюдая контуры.
Воспитатель хвалит работы, предлагает полюбоваться работами и мальчиков и девочек и еще раз проговаривает, что хотя у Тани и Вани есть много разных игрушек, как для мальчиков, так и для девочек, но играть в них по отдельности не интересно, а вместе – очень весело.
6. Музыкальная разминка.
В.: Какие игрушки красивые у вас получились! Какие вы молодцы!
Ваня и Таня говорят вам большое спасибо! А знаете, ребята, наши куколки любят не только вместе играть, но и танцевать и я предлагаю вам потанцевать с ними и с их замечательным другом – бурым медвежонком.
Е.Железнова «Бурый медвежонок»
Пусть со мной все девочки попрыгают, как белочки!
Я – бурый медвежонок, меня должны вы знать.
Люблю я мед и сахар, люблю потанцевать.
Пусть со мной все мальчики попрыгают, как зайчики!
Я – бурый медвежонок, меня должны вы знать.
Люблю я мед и сахар, люблю потанцевать.
Пусть со мной все девочки попрыгают, как белочки!
Пусть со мной все мальчики попрыгают, как зайчики!
7.Заключительная часть.
А теперь мои друзья, давайте устроим для Тани и Вани чаепитие.
План работы по гендерному воспитанию во 2 младшей группе
СЕНТЯБРЬ
1. Вводная беседа на тему «Кто ты мальчик или девочка?»
Цель: выявление представлений детей об особенностях образа «Я» мальчиков и девочек, мужчин и женщин.
2. Тестовое задание «Выбор игрушки».
Цель: выявление представлений детей о специфике использования мальчиками и девочками предметов по их функциональному назначению.
3. Тестовое задание. «Назови, чьи вещи».
Цель: определение представлений детей о разделении предметов труда и быта взрослых на мамины (папины, мужские (женские) и специфике их использования.
ОКТЯБРЬ
1. Дидактическая игра «Кто что носит? »
Цель: учить детей находить отличия во внешнем облике мальчиков и девочек.
2. Дидактическая игра «Чем похожи наши мамы и папы».
Цель: формировать умение выделять существенные сходства и различия между представителями разного пола. Воспитывать любовь к близким людям, уважение к их труду. Помочь ребенку выразить свои чувства.
3. Дидактическая игра «Наши прически».
Цель: сформировать у детей представления о прическах, развивать фантазию, воображение.
4. Дидактическая игра «Кто что делает?»
Цель: закрепление знаний детей о мужских и женских профессиях, развития ценностного отношения к людям труда.
НОЯБРЬ
1. Дидактическая игра
«За что нам нравятся мальчики, девочки?»
Цель: воспитывать культуру взаимоотношения между мальчиками и девочками. Формировать у детей понятия о положительных чертах характера мальчиков и девочек.
2. Дидактическая игра «Как я помогаю дома ».
Цель: формировать представление о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.
3. Дидактическая игра «Кто я в семье? »
Цель: формирование представлений о родственных связях. Учить детей правильно употреблять слова: сын, дочь, внук, брак, сестра, внучка и т. д.
4. Музыкальное занятие «Песни о мальчиках и девочках».
Цель: способствовать развитию представлений ребенка о своем поле и формировать средствами музыки позитивное принятие своего тела.
ДЕКАБРЬ
1. Дидактическая игра «Давайте говорить друг другу комплименты».
2. Дидактическая игра « Дом добрых дел».
Цель: формировать представления о домашних обязанностях мужчин и женщин, девочек и мальчиков.
3. Вечер развлечений «Путешествие по морю профессий».
Цель: познакомить детей с мужскими и женскими профессиями.
4. Этическая беседа на тему «Мои предпочтения».
Цель: побуждать детей рассказывать о своих предпочтениях (что нравится, что не нравится).
ЯНВАРЬ
1. Дидактическая игра «Пожелания».
Цель: научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола.
2. Дидактическая игра «Вежливые слова».
Цель: воспитывать в детях культуру поведения, вежливость; уважение друг к другу, желание помочь друг другу.
3. Игра «Сказочная страна мальчиков и девочек».
Цель: помогать познавать самих себя, систематизировать знания в поло-ролевой идентификации. Учить оценивать стили поведения. Формировать стремление утвердиться в половой принадлежности.
4. Чтение сказки «Братец Иванушка и сестрица Аленушка».
Цель: продолжать знакомить детей с домашними обязанностями мужчин и женщин.
ФЕВРАЛЬ
1. Дидактическая игра «Благородные поступки».
Цель: воспитывать в детях желания совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.
2. Дидактическая игра «Ушки на макушке»
Цель: развивать слуховое внимание. Учить детей идентифицировать себя и окружающих людей по поло-ролевому признаку.
3.«Вечер танцев для мальчиков и девочек».
Цель: учить мальчиков разучивать движения, требующие мужской силы, ловкости. Девочек учить плавности, мягкости движений.
МАРТ
1. Дидактическая игра «Смайлик».
Цель: развитие смекалки, положительных эмоций. Учить называть, понимать, показывать эмоциональное настроение человека (радость, злость, удивление).
2. Дидактическая игра «Собираемся в гости».
Цель: учить детей находить отличия во внешнем виде, аккуратного или неряшливого ребенка (мальчика или девочку). Учить девочек, мальчиков проявлять заботу, по отношению к противоположному полу и приводить в порядок свой внешний вид.
3. Игра «Врач и пациент».
Цель: преодоление негативных ролевых стереотипов. Учить мальчиков заботиться о ком-либо, а девочек играть мужские роли.
4. Вечер развлечений «Варвара краса, длинная коса».
Цель: знакомить детей с трудом мамы, учить помогать по дому маме, как мальчиков, так и девочек.
АПРЕЛЬ
1. Дидактическая игра «Друг».
Цель: учить детей сопереживать близким людям, понимать боль других людей, радоваться успехам других людей, радоваться успехам своих друзей.
2. Дидактическая игра «Надень и попляши».
Цель: воспитание дружеских отношений между мальчиками и девочками. Формирование у детей в танце жестов и движений характерных для мужского и женского пола.
3. Игровая деятельность «Прием гостей».
Цель: учить детей распределять обязанности по дому при встрече гостей.
4. Совместная игровая деятельность «Кукла заболела», «Вызов скорой помощи».
Цель: продолжать знакомить детей с трудом мужчин и женщин.
МАЙ
1. Дидактическая игра «Утка и утята».
Цель: создание у детей общности переживания, воспитания ответственности за других, формирование у детей способности и желания заботиться о малышах.
2. Игра «Магазин».
Цель: учить девочек выбирать продукты, а мальчиков помогать им, всё донести до дома . Игра «Новоселье».
Цель: учить девочек и мальчиков помогать родителям, уметь определять женскую и мужскую работу.
3. Спортивный праздник. Игры наших бабушек и дедушек.
Наталья Аристархова
Планирование работы по гендерному воспитанию во второй младшей группе
Перспективный план работы по гендерному воспитанию во второй младшей группе
на 2013-2014 уч. год
Месяц Тема Задачи Формы работы
Сентябрь Детский сад для ребят 1. Закрепить с детьми имена и отчества воспитателей и младшего воспитателя , детей в группе , познакомиться с вновь прибывшими в группу детьми .
2. Закрепить умение ориентироваться в группе .
3. Диагностика «Формирование гендерной идентичности » 1. Экскурсия «Познакомим Незнайку с нашей группой »
2. Целевая прогулка по участку.
3. Беседы : «Какая наша группа » , «Как мы играем в игрушки» .
4. Чтение художественной литературы : З. Александрова «Катя в яслях» , Е. Янковская «Я хожу в детский сад» , «Какие дети в нашей группе »
5. Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»
6. Продуктивная деятельность «Построим детский сад» .
7. Малоподвижная игра с мячом «Как тебя зовут» .
Октябрь А у нас есть мальчики и девочки. 1. Закрепление знания имен детей в группе .
2. Знакомство с маркировкой «Для девочек» , «Для мальчиков»
3. Ориентировка в некоторых помещениях детского сада : музыкальный, физкультурный залы, сравнение с домашней обстановкой.
1. Дидактическая игра «Кто есть кто» .
2. Рассматривание наклеек на шкафчиках, на полотенчиках, на кроватках, рассматривание картинок в туалетной комнате «Туалет для девочек» , «Туалет для мальчиков» .
3. «Путешествие в страну игрушек с Незнайкой» (знакомство с игровыми зонами для мальчиков и девочек) .
4. Малоподвижная игра «моя любимая игрушка» .
5. Сюжетно-ролевые игры «Семья» , «Детский сад» , «Автомастерская» .
6. Экскурсия по детскому саду, знакомство с музыкальным руководителем.
Ноябрь Мы разные – девочки и мальчики. 1. Определение различий внешнего облика девочек и мальчиков, мам и пап, бабушек и дедушек.
2. Формирование представлений о неизменности своего пола.
3. Закрепление имен детей группы , дружелюбное отношение друг к другу.
4. Формирование представлений о семье : члены семьи, их занятия, забота друг о друге, семейные традиции и праздники. 1. Определение различий внешнего облика девочек и мальчиков : одежда, прическа. Рассматривание альбома «Мир девочек» , «Мир мальчиков» .
2. Дидактическая игра «Когда я вырасту» , «Доброе словечко»
3. Рассматривание конкурсных работ на тему «Семейные традиции» : рассматривание семейных фотографий, иллюстраций, рисунков.
4. Беседы «С кем ты живёшь» , «Как вы с папой помогаете маме» .
5. Чтение : С. Маршак «О девочках и мальчиках» , русская народная сказка «Три медведя» , К. Ушинский «Петушок с семьёй»
6. Сюжетно-ролевые игры : «Детский сад» , «Семья» , «День рождения мишки» .
7. Продуктивная деятельность «Платочек для мамы» , «Оладушки для бабушки» .
Декабрь Дружат девочки и мальчики 1. Закрепление различий внешнего вида девочек и мальчиков.
2. Распределение ролей между мальчиками и девочками в сюжетно-ролевых играх.
3. Обучение игровым действиям в сюжетно-ролевых играх.
4. Новый год в моей семье : члены семьи, их забота друг о друге, подготовка подарков для близких, традиции подготовки и проведения новогодних праздников в семье. 1. Рассматривание детьми себя в зеркале. Выделение различий : в одежде в прическе, обуви.
2. Беседа на тему «Любимые игрушки девочек» , «Любимые игрушки мальчиков» . Рассматривание любимых игрушек детей.
3. Сюжетно-ролевые игры : «Дочки-матери» , «Переезжаем на новую квартиру» , «Мальчики-моряки отправляются в плавание, мамы-девочки с детьми провожают пап», «Празднование Нового года. Дарим подарки» .
4. Рассматривание сюжетных картинок на тему «Как мы с мамой и папой готовимся к Новому году» .
5. подвижные игры «Цветы и пчелки» , «Найди свою пару»
Январь Читаем о девочках и мальчиках. 1. Формирование представлений о качествах девочек и мальчиков средствами художественной литературы.
2. Мама, папа, я – дружная семья. 1. Чтение потешек, беседа по содержанию : «Спи, Ванюша» , «Спи-ка, голубочек, маленький сыночек» , «А, Ванюша, попляши!» , «Наша доченька в дому» , «Наша Катя маленька» .
2. Беседы : «Как мы отмечали новогодний праздник» , «Маленькие помощники» , «Зимние забавы» .
Чтение : Э. Успенский «Если был бы я девчонкой.»
Февраль Праздник мальчиков, культура поведения мальчиков и девочек. Формирование представлений о празднике 23 февраля, как о празднике мальчиков, пап, дедушек и солдат, которые обладают такими качествами как храбрость, смелость, ловкость, физическая сила.
Вызвать у мальчиков желание быть помощниками своих пап. 1. Рассматривание альбома «Наши папы» , «Как я помогаю папе» .
2. Беседа «Поздравляем наших мальчиков» .
3. Дидактическая игра «Воспитанные мальчики и девочки » , «Расскажи о папе. Какой он?» , «Одень мальчика, одень девочку» .
4. Сюжетно ролевые игры : «Солдаты выходят на парад» , «Самый ловкий» .
5. Продуктивная деятельность : «Кораблики» , «Открытка для папы» .
Март Праздник мам и девочек. 1. Познакомить детей с обычаями празднования дня мам и бабушек. 2. Формировать заботливое отношение к мамам и бабушкам.
3. Познакомить детей с трудом мамы. 1. Рассказ воспитателя «У наших девочек тоже праздник» .
2. Рассматривание альбома «Мамины профессии» , рассматривание фотографий.
3. Продуктивная деятельность «Цветок для мамочки» .
4. Подготовка к утреннику.
5. Чтение : Г. Виеру «Мамин день» .
6. Сюжетно-ролевая игра «Семья» , «Папы помогают мамам» , «В автобусе» .
Апрель Внешний вид мальчиков и девочек. Мои бабушка и дедушка. 1. Закрепить представление о неизменности пола со временем.
2. Формировать представление о занятиях бабушки и дедушки, ласковое и заботливое отношение внуков к бабушкам и дедушкам.
3. Закреплять знания о различиях в одежде мальчиков и девочек. Учить девочек следить за красотой внешнего вида, мальчиков - за аккуратностью и чистотой одежды. 1. Рассматривание предметов одежды.
2. Дидактические игры : «Оденем куклу Машу» , «Оденем Мишутку» , «Когда я вырасту» .
3. Рассматривание панно «Моя семья» .
4. Чтение : С. Капутикян «Моя бабушка» , Л. Квитко «Бабушкины руки» , Д. Хармс «Иван Иваныч самовар» .
5. Продуктивная деятельность : «Варежки для бабушки» , «Шарфик для дедушки» .
6. Сюжетно-ролевая игра : «В гостях у бабушки и дедушки» .
Май Мы помощники. 1. Закрепление правил поведения в детском саду : в группе , физкультурном и музыкальном залах, коридорах, участке.
2. Посильное участие в уборке участка. «Делаем наш участок красивым» . 1. Наблюдение за играми старших дошкольников.
2. Беседа «Как вести себя в детском саду» .
3. Сюжетно-ролевая игра «На субботнике» (девочки сажают цветы, мальчики ремонтируют домик на участке) .
4. Продуктивная деятельность «Мои игрушки» .
5. Дидактическая игра «Кому что нужно» (о профессиях) .
Июнь-август Как выросли мальчики и девочки Закрепление знаний о самом себе, членах семьи и их занятиях. 1. Рассматривание фотографий детей в динамике.
2. Рассказ воспитателя «Вот какие мы большие» .
3. Рассматривание иллюстраций из серии «Семья» .
4. Беседы «Мы дружная семья» , «Как я помогаю дома» .
5. Сюжетно-ролевая игра «Почта» , «Шофёры» , «Хозяюшка» .
6. Продуктивная деятельность : «Портрет мамы, папы» , «Мы гуляем с мамой» .
Извиняюсь за неудобства при прочтении моего планирования , так как оригинал оформлен в таблицу.
Конспект по гендерному воспитанию во второй младшей группе: «Бабушка – Забавушка в гостях у ребят»
Автор: Кельцына Ольга Викторовна
Место работы: МБДОУ «Детский сад №121» г.Рязань
Должность:воспитатель
Описание материала: Представляю вашему вниманию конспект для воспитателей ДОУ направленный на полоролевую социализацию детей. Это занятие в игровой форме способствует формированию у детей представлений о своей гендерной принадлежности, формированию понятия: «Я - девочка», «Я - мальчик»
Цель: гендерное воспитание дошкольников.
Программные задачи:1. Формировать у ребенка представление о том, кто он: мальчик или девочка. 2. Учить находить отличия во внешнем облике мальчиков и девочек. 3. Учить определять особенности игровых интересов мальчиков и девочек. 4. Развивать мышление, воспитывать аккуратность и опрятность во внешнем виде. 5.Воспитывать дружелюбное отношение друг к другу.
Предварительная работа:Рассматривание альбомов: «Мальчик, мужчина, дедушка», «Девочка, женщина, бабушка», «Семья», «Профессии», групповых альбомов: «Как играют наши девочки», «Как играют наши мальчики», сюжетных картин о семье, обязанностях и отдыха ее членов. Рассматривание и чтение книг: «Игрушки» А. Барто, «Вот какая мама», «Малышок голышок», «Девочка чумазая» Е. Благининой. Игра в дидактические игры: «Одень мишек», «Во что любят играть мальчики и девочки? », «Что делает Катя, что делает Коля? », «Одень Машеньку», «Семья», «Мой дом», «Профессии».
Приоритетные образовательные области:социализация.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественная литература. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская.
Ход занятия:
Воспитатель: - Колокольчик, мой дружок, собери детей в кружок(дети собираются возле воспитателя) .-Мои любимые девочки и мальчики, я очень хочу с вами поиграть в нашу любимую игру с пальчиками. Поиграем? Дружат в нашей группеДевочки и мальчикиМы с тобой подружимся, Маленькие пальчики. Дружно за руки возьмёмсяИ друг другу улыбнёмся. Я вам скажу по секрету, что сегодня к нам должна прийти очень интересная гостья. Вы любите, когда к вам приходят в гости? Дети: - Да.Воспитатель: - Я хочу чтобы вы с ней познакомились. (Стук в дверь. Воспитатель выходит и перевоплощается в образ Бабушки-Забавушки с куклами девочкой и мальчиком) .Бабушка-Забавушка: - Здравствуйте, мальчики и девочки! Давайте знакомиться: меня зовут Бабушка-Забавушка. Я пришла к вам не одна, а со своими внучатами Катей и Ваней (усаживает кукол) .- Внучатушкам моим прислали родители подарки: всякие вещи и картинки. Я стара, забывчива, не разберу, какие вещи для Кати, а какие для Вани. Вот нарядить хотела родимых, а они на меня обиделись и теперь не разговаривают Может быть вы мне, ребятушки, скажите почему они обиделись? (показ одетых по ошибке кукол: на мальчике юбка и бант, а на девочке штанишки и рубашка) .Дети: - Вы неправильно одели их. Бабушка-Забавушка: - А как, же надо? Ну-ка расскажите мне, забывчивой, ребятушки, что носят девочки, а что мальчики. Подбор одежды для Кати и Вани. Бабушка-Забавушка: - Ох, спасибо вам, помогли мне разобраться. Теперь я правильно их одевать буду. А хотите немного отдохнуть и поиграть со мной? Двигательная пауза: Игра «Ровным кругом»Ровным кругом, друг за другом мы идем, идем, идем, в круг широкий всех мальчишек мы сегодня позовем. (рассматриваем одежду, прически, отмечаем особенности мальчиков и их общие черты) Ровным кругом, друг за другом мы идем, идем, идем, в круг широкий девочек в платьях мы сегодня позовем. (рассматриваем одежду, прически, отмечаем особенности девочек) Бабушка-Забавушка: - А еще им родители прислали картинки, но я их перепутала и теперь не знаю, что с ними делать. Вы можете мне помочь? Дети: - Да! Бабушка-Забавушка: - Ну, тогда разберите конвертики со своими значками(дети садятся за столы и складывают картинки) Бабушка-Забавушка: - Что у тебя получилось, Ванечка? - Танк.- А у тебя? - Машинка.- А что ты собрала, Ника? - Матрёшка.- А у Насти? - Юла.- А одним словом что это? Дети: - Игрушки! Бабушка-Забавушка: - А кто у нас любит играть машинками и кубиками? Дети: - Мальчики! Бабушка-Забавушка: - А девочки чем любят играть? Дети: - Куклами, посудкой и т. д. Бабушка-Забавушка: - Какие вы умные, сообразительные дети, я постараюсь теперь ничего не перепутать. А мои внучата Катя и Ваня очень любят играть в игру, которая называется «Я люблю». Воспитатель называет предложение – утверждение. А дети, если согласны с утверждением отвечают - Да! Да! Да! Если же не согласны – Нет! Нет! Нет! 1. Девочки любят играть в куклы! 2. Мальчики любят играть в машины3. Девочки любят забивать гвозди4. Мальчики любят носить бусы5. Девочки любят играть в футбол6. Мальчики любят завязывать банты7. Девочки любят обижаться8. Мальчики любят жаловаться9. Девочки и мальчики любят есть конфеты10. Девочки и мальчики любят получать подарки. Бабушка-забавушка: - Ах, какие вы молодцы. Отвечаете все вместе. Дружно! Сразу видно – настоящие друзья! Выбирайте себе в пару того, с кем дружите. Предлагаю вам рассказать и показать стихотворение «Если есть хороший друг! »Дети, стоя в парах, лицом друг к другу, читают стихотворение и выполняют действия. Настроение упало, - голова опущена внизДело валится из рук. - встряхнули кисти рук и резко опусти вниз. Но ещё не всё пропало, - друг другу грозят пальчикомЕсли есть хороший друг - хлопают в ладошиС делом справимся вдвоём, - берут друг друга за рукиС облегчением вздохнём, - делают глубокий вдохНастроение поднимем - поднимают руки вверхИ от пыли отряхнём! - «отряхивают» руки, улыбаясь друг другу. Бабушка-Забавушка: - Ну, спасибо вам, ребята, какие вы дружные. Мне очень понравилось у вас в гостях.Теперь я точно не перепутаю, во что одевать девочек, а во что – мальчиков. Только вот напомните,какие же игрушки мне купить для ванечки? (Дети отвечают) Бабушка-Забавушка: - А для Катеньки? (Дети отвечают) Бабушка-Забавушка: - Ой, заигралась я тут с вами и совсем забыла, что приготовила вам сюрприз! Шарики! Сюрпризный момент с шариками, девочкам – красные, мальчикам – синие.