Главная · Автострахование · Институт переподготовки и повышения квалификации медицинских работников. Переподготовка медсестер (повышение квалификации). Длительность и стоимость обучения, требования к слушателям

Институт переподготовки и повышения квалификации медицинских работников. Переподготовка медсестер (повышение квалификации). Длительность и стоимость обучения, требования к слушателям

Повышение квалификации медицинских работников включено в сферу приоритетов государственной деятельности. Поэтому и на законодательном уровне, по данному вопросу в РФ предусмотрена определенная государственная поддержка. Фармацевты и медицинские работники, ведущие трудовую деятельность по своему профилю как в государственных, так и в частных медицинских учреждениях, согласно Закону № 323-ФЗ (21.11.2011), имеют право на регулярное прохождение повышения квалификации за счет работодателя.

Как правило, центр повышения квалификации медработников или вуз, в котором реализуются такие образовательные мероприятия, выбирает не специалист, а организация, в которой он работает, если прохождение курсов оплачивается его работодателем.

Примеры программ повышения квалификации

Следует отметить, что образовательные программы повышения квалификации медицинских работников, условно можно разделить на два сектора. К первому относится повышение квалификации медицинских работников, являющихся представителями высшего персонала (повышение квалификации врачей и руководителей здравоохранительных учреждений). Ко второму сектору следует отнести повышение квалификации специалистов здравоохранения среднего звена (медсестер, фельдшеров, лаборантов, техников и так далее). Одни из программ рассчитаны на лиц с , а вторые, соответственно, на работников, окончивших лишь средне-специальные учебные заведения.

Рассмотрим некоторые из учебных программ данного направления. Ниже представлены и курсы повышения квалификации врачей и одна программа для обладателей средне-специального образования:

  1. Первичная медико-профилактическая помощь . Данная программа реализуется для медсестер врачебных участков в производственных цехах, участковых медсестер поликлиник и медсестер прививочных, перевязочных, а также процедурных кабинетов. Задачи преподавателей, в ходе реализации этой программы, заключается в формировании у слушателей профессиональной компетенции по теме курсов, а также выработке и развитии клинического мышления. Кроме того, участники данной образовательной программы учатся практическому применению имеющихся у них профильных знаний, изучают особенности диагностирования, равно как и планирования сестринского ухода, а также оказания правильной помощи доврачебного периода;
  2. Эндокринология . Программа направлена на обучение заведующих диабетологическими и отделениями и отделениями эндокринологии, а также врачей эндокринологического профиля, ведущих трудовую деятельность в диспансерах, диабетологических центрах, больницах и поликлиниках, а также других медучреждениях профилактического и лечебного типа. В рамках программы изучаются такие темы, как ожирение, инсулинотерапия и помповая инсулинотерапия при сахарном диабете, заболевание щитовидной железы, эндокринные заболевания при беременности, нейроэндокринология, поздние осложнения сахарного диабета, заболевания надпочечников, терапевтическое обучение пациентов при эндокринных заболеваниях;
  3. Организация и управление в здравоохранении . Программа направлена на госслужащих системы здравоохранения, представителей административно-технического состава здравоохранительной системы, руководителей медицинских учреждений, а также их заместителей и лиц, занимающих те или иные руководящие должности в здравоохранительной системе. В рамках программы повышения квалификации изучаются следующие темы:
  • Медучреждения, как субъект управления;
  • Менеджмент и особенности организационных и управленческих процессов в здравоохранении;
  • Управление деятельностью медучреждений;
  • Маркетинг в здравоохранении;
  • Управление техническими, финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами;
  • Бюджетирование и планирование в медучреждениях;
  • Нормы труда, оплата труда в системе здравоохранения;
  • Качество работы и функционирования современных медучреждений;
  • Экономические аспекты в организации платных здравоохранительных услуг.

Длительность и стоимость обучения, требования к слушателям

Срок прохождения программы повышения квалификации медицинских работников зависит лишь от тематики курсов, а не от того, предназначена ли программа для среднего или высшего медицинского персонала. Этот же фактор влияет и на показатель стоимости. Впрочем, цена повышения квалификации зависит, в первую очередь от того, в каком именно центре или образовательном учреждении вы собираетесь его пройти. В среднем, срок обучения составляет от 144 до 216 академических часов, а стоимость - от 14 000 до 21 000 рублей.

Согласно действующему законодательству РФ, повышение квалификации медицинских работников осуществляется за счет работодателя. В случае, если дипломированный специалист в сфере медицины ведет частную практику, либо он длительное время не ведет по профилю трудовой деятельности и является трудоустроенным официально в медицинское учреждение, он может пройти повышение квалификации за счет имеющихся у него денежных средств.

Для успешного зачисления на прохождение такой программы обучения, потенциальный слушатель должен выполнить следующие условия:

  • Подать личное письменное заявление в образовательное учреждение;
  • Предоставить документы, которые подтверждают наличие у работника образования, уровень которого достаточен для того, чтобы пройти данную программу повышения квалификации. То есть, если курсы ориентированы на высший медицинский персонал, то у каждого из слушателей должен иметься соответствующий и действительный диплом установленного образца;
  • Предоставить документы, свидетельствующие и доказывающие, что у кандидата на прохождение программы есть стаж непрерывной работы по соответствующей курсу специальности. Это должны быть заверенная копия трудовой книжки, а также справка с места работы;
  • Предоставить документ, удостоверяющий личность. В случае отсутствия паспорта, подать документ, его замещающий, а также документы, объясняющие его отсутствие;
  • Путевку с печатью командирующей организации, а также копию платежного документа об оплате обучения в рамках данной программы.

ТОП-5 центров по прохождению данных курсов, специфика обучения

  1. ПМГМУ им. И.М. Сеченова (университет в Москве);
  2. Медицинский колледж им. Клары Цеткин (колледж в Москве);
  3. РНИМУ им. Н.П. Пирогова (исследовательский университет в Москве);
  4. УЦ АМФВ (Учебный Центр повышения квалификации специалистов здравоохранения, всероссийская Ассоциация);
  5. Высшая Медицинская Школа (учебное учреждение в Москве).

Повышение квалификации медработников во всех здравоохранительных организациях и учреждениях должно проводиться обязательно, с периодичностью не реже одного раза в пять лет. Какой бы центр повышения квалификации специалистов здравоохранения вы не выбрали, вам следует учитывать, что реализация образовательных программ по данному профилю должна организовываться в соответствии с требованиями к квалификации специалистов, обладающих высшим или средним профессиональным медицинским образованием. Данные требования утверждены приказом Минздравсоцразвития РФ № 415н (07.07.2009). Кроме того, обучение должно соответствовать квалификационным характеристикам, содержащимся в ЕКС (единый квалификационный справочник), изданном и утвержденным Минздравсоцразвития 23.07.2010.

Выпускники программ получают сертификаты специалистов и .

Какие альтернативы им существуют

При выборе программ повышения квалификации, следует ориентироваться на престижность образовательного учреждения, на базе которого реализуются данные программы. Кроме того, следует учитывать цели и карьерные приоритеты, которые вы перед собой ставите. Если, например, вы являетесь эндокринологом и планируете продолжать вести трудовую деятельность по своему профилю, вам необходимо выбрать одну из программ для эндокринологов. Разумеется, даже в этой сфере существует сразу несколько различных тематик - например, программы, изучающие современные проблемы сахарного диабета или разнообразные патологии щитовидной железы. Здесь важно определить актуальность программы, то есть выбрать курс, проблематика которого является наиболее массовой и злободневной.

При этом, чаще всего, медицинские учреждения сами определяют, на какие именно программы повышения квалификации направлять своих специалистов. А перспективы, открывающиеся перед специалистом, прошедшим повышение квалификации, довольно просты: он имеет право продолжать вести трудовую деятельность по своему профилю.

В качестве альтернатив могут выступать различные программы обучения, в ходе которых навыки и знания специалистов приводятся в соответствие с международными стандартами. К таким программам относится и курс обучения «Инструктор по первой помощи EFR». В ходе обучения слушатели учатся оказывать медицинскую помощь (в том числе скорую и неотложную) согласно критериям качества и эффективности, разработанным международным комитетом ILCOR. Стоимость прохождения данного курса, как правило, составляет не более 7500 рублей. Срок прохождения программы - 1 день (10 аудиторных часов). В результате успешного завершения курса, слушатели получают удостоверения международного образца, которые позволяют работать в медицинских службах стран мира, принимающих стандарты ILCOR.

Согласно приказу №898н от 21 декабря 2018 года: с 2019 года аккредитацию будут проходить лишь те, кто освоил курсы переподготовки по 6 специальностям. Остальным дали ещё 1 год.

Что это значит для тех кто планирует проходить профессиональную переподготовку?

Если вы закончите обучение на курсах профессиональной переподготовки после 1 января 2019 года по специальностям: "Кардиология, "Общая врачебная практика (семейная медицина)", "Онкология", "Педиатрия", "Терапия", "Неврология" , вы всё равно получите диплом о профессиональной переподготовке. Но для начала медицинской деятельности этого будет недостаточно. Дополнительно вам придётся пройти аккредитационный экзамен в региональном аккредитационном центре.

Институт переподготовки и повышения квалификации специалистов здравоохранения — реализует очное, дистанционное, а также электронное обучение для профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов здравоохранения и других специалистов, желающих повысить свою квалификацию дистанционно.

Наша миссия — предоставить качественное и востребованное образование в привычных условиях для каждого обучающегося.

  • Мы ценим ваше время:
    • Дистанционное образование помогает максимально эффективно использовать ваш временной ресурс: вы обучаетесь тогда, когда вам это удобно.
  • Мы экономим ваши деньги:
    • Дистанционные курсы повышения квалификации и профессиональной подготовки сберегают расходы на проезд и проживание.
  • Мы заботимся о вашем психологическом комфорте:
    • Дистанционное образование позволяет вам находиться рядом с вашей семьёй и при этом получать качественные современные знания.

Мы даём качественное и востребованное образование, легко применимое в современной практике:

Обучение проводится для высшего и среднего медицинского персонала с выдачей сертификата государственного образца, а также для младшего медицинского персонала с выдачей свидетельства о профессии рабочего, должности служащего (младшая медицинская сестра по уходу за больными, медицинский регистратор, санитар(ка), медицинский дезинфектор.

Формы обучения:

  • Дистанционная (вы отдалённо изучаете материал на электронной образовательной платформе института).
  • Выездная (обучение проводится в регионе заказчика).
  • Электронное обучение (вебинар).

В соответствии с объёмом материала программ или курсов (количество часов) итоговыми документами являются:

  • Диплом о профессиональной переподготовке (288 ч./432 ч./520 ч.);
  • Удостоверение о повышении квалификации (36 ч./72 ч./144 ч./216 ч.);
  • Медицинский сертификат (144 ч./216 ч./288 ч./432 ч./520 ч.);
  • Свидетельство о рабочей профессии, должности служащего (300/700).

Мы желаем вам успешного обучения и скорейшего применения полученных знаний на практике!

Курсы повышения квалификации:

  • Объём 36 часов — 3 000 рублей. Срок обучения 1 неделя, удостоверение.
  • Объём 72 часа — 5 000 рублей. Срок обучения 2 недели, удостоверение.
  • Объём 144 часа — 8 000 рублей. Срок обучения 1 месяц, удостоверение + сертификат.
  • Объём 216 часов — 15 000 рублей. Срок обучения 3 месяца, удостоверение + сертификат.

Курсы профессиональной переподготовки:

  • Объём 288 часов — 20 000 рублей. Срок обучения 3 месяца, диплом + сертификат.
  • Объём 432 часа — 25 000 рублей. Срок обучения 4 месяца, диплом + сертификат.
  • Объём 520 часов — 30 000 рублей. Срок обучения 5 месяцев, диплом + сертификат.

Курсы профессионального обучения:

  • Объём 300 часов — 3 000 рублей. Срок обучения 3 месяца, свидетельство о рабочей профессии, должности служащего.
  • Объём 700 часов — 5 900 рублей. Срок обучения 6 месяца, свидетельство о рабочей профессии, должности служащего.

Вебинары в режиме оффлайн:

  1. Профпатология (144 часа).
  2. Скорая и неотложная помощь. Нарушение сердечного ритма (144 часа).
  3. Вакцинопрофилактика (72 часа).
  4. Скорая и неотложная помощь. Острая дыхательная недостаточность. Первая помощь детям (144 часа).
  5. Организация и проведение предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров (72 часа).
  6. Психиатрия. Гемодинамическая, поливагальная теория в психиатрии и наркологии (144 часа).
  7. Фтизиатрия (актуальные вопросы) 1. "Современная нормативная база по фтизиатрии" (144 часа).
  8. Фтизиатрия (актуальные вопросы) 1. "Вопросы диагностики, мониторинга и лечения туберкулёза МЛУ"(144 часа).
  9. Контроль (экспертиза) качества медицинской помощи (72 часа).

    Экспертиза временной нетрудоспособности (72 часа).

По окончании обучения по программам 144 часа выдаётся удостоверение + сертификат специалиста, 72 часа — удостоверение.

Ведётся набор на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки по программам:

    Гигиеническое воспитание 288 часов.

    Ультразвуковой исследование кожи 72 часа.

    Современные технологии лечения алкоголизма, наркоманий и токсикоманий с учётом этнокультурных особенностей 72 часа.

    Актуальные вопросы ВИЧ инфекции в современных условиях 72 часа.

Для высшего медицинского персонала

    Экстрагенитальная патология при беременности и гинекологических заболеваниях.

    Навыки работы с визиографом.

    Проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

    Пластическая хирургия.

    Основы вакцинации.

    Сестринская помощь детям при хирургических заболеваниях.

    Гистологические лабораторные методы исследования в патологоанатомических отделениях и прозекторских.

    Программы в рамках НМО:

    1. Детская хирургия.
    2. Актуальные вопросы Lean-технологии (Бережливое производство) в современном здравоохранении (НМО).
    3. Актуальные вопросы видеоэндоскопических операций в урологии (НМО).
    4. Актуальные вопросы выявления и оценки эффективности диагностических и скрининговых тестов при проведении эпидемиологических исследований (НМО).
    5. Актуальные вопросы гематологических лабораторных исследований.
    6. Актуальные вопросы гинекологической эндокринологии.
    7. Актуальные вопросы диагностики и восстановительного лечения повреждений костей плечевого пояса и плечевого сустава (НМО).
    8. Актуальные вопросы диагностики и лечения воспалительных заболеваний слюнных желёз (НМО).
    9. Актуальные вопросы диагностики и лечения нозокомиальной пневмонии у взрослых.
    10. Актуальные вопросы диагностики и лечения ревматоидного артрита (НМО).
    11. Актуальные вопросы диспансеризации населения в практике врача-терапевта (НМО).
    12. Актуальные вопросы дифференциальной диагностики наиболее распространённых заболеваний органов дыхания и туберкулёза.
    13. Актуальные вопросы изосерологических исследований.
    14. Актуальные вопросы изучения кислотности верхних отделов желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) человека методом рН-метрии (НМО).
    15. Актуальные вопросы иммунотерапии рака (НМО).
    16. Актуальные вопросы инфекционно-воспалительных заболеваний женской половой сферы специфической этиологии.
    17. Актуальные вопросы исследования функции внешнего дыхания в диагностике бронхолёгочной патологии (НМО).
    18. Актуальные вопросы клинической иммуногематологии.
    19. Актуальные вопросы лечения и организации медицинской помощи больным с шизофренией (НМО).
    20. Актуальные вопросы лечения острой почечной недостаточности (острого почечного поражения) (НМО).
    21. Актуальные вопросы лучевой диагностики молочных желёз.
    22. Актуальные вопросы медико-правовой оценки дефектов оказания терапевтической стоматологической помощи стоматологами общей практики (НМО).
    23. Актуальные вопросы наследственных нейрометаболических болезней юношеского и взрослого возраста: лизосомные болезни (НМО).
    24. Актуальные вопросы нейрореаниматологии.
    25. Актуальные вопросы обезболивания и седации в детской стоматологии (НМО).
    26. Актуальные вопросы обеспечения безопасности больного в послеоперационном периоде в абдоминальной хирургии (НМО).
    27. Актуальные вопросы одонтогенных заболеваний в хирургической стоматологии (НМО).
    28. Актуальные вопросы озонотерапии.
    29. Актуальные вопросы оперативной гинекологии (НМО).
    30. Актуальные вопросы оперативной оториноларингологии.
    31. Актуальные вопросы организации деятельности аптеки по лекарственному обеспечению населения (НМО).
    32. Актуальные вопросы ортогнатической хирургии (НМО).
    33. Актуальные вопросы острых состояний, связанных с патологией сердечно-сосудистой системы.
    34. Актуальные вопросы переливания донорской крови.
    35. Актуальные вопросы ПЦР-диагностики.
    36. Актуальные вопросы рентгенографического исследования костно-суставной системы (НМО).
    37. Актуальные вопросы репродуктивной гинекологии.
    38. Актуальные вопросы санитарно-бактериологических исследований воздуха в медицинской организации.
    39. Актуальные вопросы синдромальной диагностики инфекционных заболеваний.
    40. Актуальные вопросы современных методов исследования в гинекологии.
    41. Актуальные вопросы современных технологий в ортопедической стоматологии (НМО).
    42. Актуальные вопросы УЗД в акушерстве и гинекологии (НМО).
    43. Актуальные вопросы ультразвуковой диагностики заболеваний органов пищеварительной системы.
    44. Актуальные вопросы ультразвуковой диагностики тромбоза глубоких вен и посттромбофлебитической болезни.
    45. Актуальные вопросы ЭКГ-диагностики заболеваний сердечно-сосудистой системы.
    46. Актуальные вопросы электроимпульсной терапии предсердных и желудочковых тахиаритмий.
    47. Актуальные вопросы эффективного контракта в управлении сестринской деятельностью (НМО)
    48. Анестезиология и реаниматология.
    49. Вопросы трансфузиологии и иммуногематологии в клинической практике.
    50. Гастроэнтерология.
    51. Дерматовенерология.
    52. Детская кардиология.
    53. Детская урология-андрология.
    54. Иммунологические основы трансфузиологии.
    55. Педиатрия.
    1. Акушерство и гинекология.
    2. Анестезиология-реаниматология.
    3. Гастроэнетрология.
    4. Дезинфекционное дело. Организация дезинфекционного дела.
    5. Дерматовенерология.
    6. Детская кардиология.
    7. Диетология.
    8. Инфекционные болезни.
    9. Кардиология.
    10. Клиническая лабораторная диагностика.
    11. Колопроктология.
    12. Лабораторное дело в рентгенологии.
    13. Лечебная физкультура и спортивная медицина.
    14. Медицинская статистика. Современная медицинская статистика и вопросы компьютеризации.
    15. Наркология.
    16. Неврология.
    17. Неонатология.
    18. Общая врачебная практика (семейная медицина).
    19. Онкология.
    20. Организация здравоохранения и общественное здоровье.
    21. Ортопедическая стоматология.
    22. Оториноларингология.
    23. Офтальмология.
    24. Патологическая анатомия.
    25. Педиатрия.
    26. Профпатология.
    27. Психиатрия.
    28. Рентгенология.
    29. Современные аспекты управления, экономики здравоохранения.
    30. Скорая медицинская помощь.
    31. Стоматологическая имплантология.
    32. Стоматология терапевтическая.
    33. Стоматология хирургическая.
    34. Судебно-медицинская экспертиза.
    35. Терапия.
    36. Трансфузиология.
    37. Ультрозвуковая диагностика.
    38. Физиотерапия.
    39. Фтизиатрия.
    40. Функциональная диагностика.
    41. Экономика и управление в фармации.
    42. Эпидемиология.

    Для среднего медицинского персонала

    Список программ повышения квалификации:

    Список программ профессиональной переподготовки:

    Профессиональное обучение (получение рабочей профессии, должности служащего):

    1. Медицинский дезинфектор.
    2. Младшая медицинская сестра по уходу за больными.
    3. Медицинский регистратор.
    4. Санитар
    5. Сестра-хозяйка

    Список программ повышения квалификации:

    1. Организация деятельности младшего медицинского персонала.
    2. Организация деятельности младшей медицинской сестры по уходу за больными.
    3. Организация деятельности помощника по уходу за больными.

    Для административного медицинского персонала

    Список программ повышения квалификации:

    Список программ профессиональной переподготовки:

    1. Менеджмент в здравоохранении.
    2. Документоведение.
    3. Юриспруденция в сфере здравоохранения.
    4. Юриспруденция в сфере медицинской деятельности.
    5. Документационное обеспечение управления и архивоведение.
    6. Организация здравоохранения и общественного здоровья.
    7. Социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы.

    Не нашли нужный курс?

    Вы можете предложить название курса и наши преподаватели разработают его специально для Вас!

Дополнительное профессиональное образование (далее по тексту — ДПО) — это процесс обучения по дополнительным образовательным программам за пределами основных образовательных программ.

В Российской Федерации существует три основных вида ДПО:

  • Повышение квалификации;
  • Стажировка;
  • Профессиональная переподготовка.

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка медицинского персонала осуществляются согласно Приказу Минздрава России от 03.08.2012 № 66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях» (далее по тексту — Приказ № 66н).

Повышение квалификации — вид ДПО, направленный на обновление теоретических и практических знаний медицинского персонала в связи с повышением и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач и не завершающийся повышением уровня (ступени) образования.

Повышение квалификации проводится не реже чем один раз в пять лет (п. 4 Приказа № 66н).

Повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения:

  • Краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного вида деятельности, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;
  • (от 72 до 100 часов);
  • Длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии и других проблем по профилю профессиональной деятельности .

Профессиональная переподготовка (далее — переподготовка) — вид ДПО, направленный на освоение обучающимися образовательных программ для выполнения нового вида работы или группы работ. Переподготовка не обеспечивает получения нового уровня образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, но она дает возможность изменить направление профессиональной деятельности на уже имеющемся уровне образования.

По результатам прохождения профессиональной переподготовки специалисты получают диплом государственного образца, удостоверяющий их право () вести профессиональную деятельность в определенной сфере. Направление профессиональной переподготовки определяется заказчиком по согласованию с образовательным учреждением повышения квалификации .

Профессиональная переподготовка осуществляется также для расширения квалификации медицинского персонала в целях их адаптации к новым экономическим и социальным условиям и ведения новой профессиональной деятельности, в том числе с учетом международных требований и стандартов.

В результате профессиональной переподготовки специалисту может быть присвоена дополнительная квалификация на базе полученной специальности. Профессиональная переподготовка для получения дополнительной квалификации проводится путем освоения дополнительных профессиональных образовательных программ.

Стажировка

Стажировка — форма повышения квалификации или переподготовки с помощью непосредственного участия обучающегося в соответствующей трудовой деятельности медицинского персонала. Стажировка может осуществляться без предварительного обучения.

В системе ДПО стажировка может быть как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, так и одним из разделов учебного плана при повышении квалификации и переподготовке специалистов.

Ещё одним важным документом, касающимся повышения квалификации среднего медицинского персонала , является Приказ Минздрава РФ от 05.06.1998 № 186 «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием». Этим документом закреплён Перечень циклов специализации и усовершенствования в системе дополнительного образования среднего медицинского персонала.

Названный Перечень в виде таблицы содержит информацию о периодичности (не реже 1 раза в 5 лет), продолжительности и виде постдипломного образования по окончании определённой тематики циклов. Одна или несколько тематик для повышения квалификации установлена для определённых категорий специалистов и должностей работников со средним медицинским или фармацевтическим образованием.

Однако стоит не забывать, что упомянутый Приказ Минздрава № 186 не имеет статуса нормативного правового документа, поэтому требования некоторых должностных лиц органов надзора, касающиеся его точного исполнения, не являются правомерными.

Основные требования к организации ДПО

Сроки, формы, содержание и технология обучения медицинского персонала по программам дополнительного профессионального образования определяются образовательными и научными организациями, реализующими соответствующую образовательную программу, самостоятельно с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования, федеральных государственных требований к программам послевузовского профессионального образования по соответствующему направлению подготовки (специальности).

Необходимость прохождения работниками , профессиональной переподготовки и стажировки устанавливается работодателем.

Профессиональная переподготовка проводится в обязательном порядке для работников, планирующих выполнение нового вида медицинской деятельности.

Повышение квалификации, профессиональная переподготовка и стажировка работников проводятся главным образом с отрывом от работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения.

Продолжительность стажировки устанавливается работодателем, направляющим работника на обучение, исходя из ее целей и по согласованию с руководителем образовательной или научной организации, где она проводится.

Новые правила проведения ДПО

Стоит отметить, что на смену Постановлению Правительства РФ от 26.06.1995. № 610 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов» пришел новый Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам«.Он внес ряд изменений в правила организации ДПО, в частности сократил минимальное количество часов обучения в рамках повышения квалификации (ПК) и профессиональной переподготовки (ПП). Теперь они составляют: минимум 16 часов для ПК и 250 часов — для ПП. Однако, данные правила «не работают» в рамках ДПО в сфере здравоохранения. Это очевидно подтверждается новыми образовательными программами, издаваемыми Приказами Минздрава России, начиная с 2014 года (например, Приказ Минздрава России от 22.01.2014 № 36н «Об утверждении примерных дополнительных профессиональных программ медицинского образования по специальности „Гериатрия“»).

Подпишитесь на нас

Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

Соотнести уровень профессиональной подготовки врача с существующими требованиями к его квалификации можно на основании следующих нормативных документов:

  • Квалификационных требований, утвержденных Приказом Минздрава России от 08.10.2015 № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», начавших действовать с 07.11.2015 (ранее действовал Приказ Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 № 415н «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения»);
  • медработников, предусмотренных Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н ;
  • Приказа Минздрава СССР от 21.07.1988 № 579 «Об утверждении квалификационных характеристик врачей-специалистов».

Правила приема на обучение по программам ДПО

Зачисление на обучение по программам дополнительного профессионального образования (ДПО) проводится в соответствии с ежегодно утверждаемыми образовательными и научными организациями правилами приема (п. 6 Приказа № 66н).

В силу п. 8 Приказа о дополнительном профессиональном образовании медицинских работников № 66н обучение по программам ДПО работников, имеющих среднее и (или) высшее медицинское образование, не соответствующее квалификационным характеристикам и квалификационным требованиям, но имеющих непрерывный стаж практической работы по соответствующей медицинской специальности более пяти лет, организуется 1:

Условия зачисления на программы дополнительного профессионального образования

Условиями зачисления работников в образовательную или научную организацию для обучения по программам дополнительного профессионального образования являются:

  • Личное заявление работника;
  • Наличие документов, подтверждающих соответствие уровня профессионального образования квалификационным требованиям, предъявляемым к соответствующим специалистам с медицинским образованием (квалификационным требованиям к медработникам);
  • Наличие документов, подтверждающих непрерывный стаж практической работы по соответствующей медицинской специальности более 5 лет (для медицинского персонала по таблице).

По результатам обязательной итоговой аттестации медицинскому персоналу:

  • Успешно завершившему освоение программы ДПО в виде повышения квалификации, выдается свидетельство о повышении квалификации;
  • Успешно завершившему освоение программы ДПО в виде профессиональной переподготовки, выдается диплом о профессиональной переподготовке;

Работники же, указанные в п. 8 Приказа № 66н, могут продолжать профессиональную деятельность по соответствующей медицинской специальности.

НПА

  • Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»

Примечания

  1. Зарипова М.Р. Новый Порядок повышения квалификации фармацевтических работников // Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2012. — N 10. — С. 32 — 41.

Действующее законодательство устанавливает специальные требования к допуску лиц для занятия медицинской деятельностью. В соответствии со статьей 100 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ) право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста. Данная норма действует до 1 января 2026 года. При этом с 1 января 2016 года право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации появилось у лиц, получивших медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста. Отметим, что полный переход к аккредитации специалистов должен произойти до 1 января 2026 года.

Кроме того, к медицинским работникам для осуществления медицинской деятельности установлены квалификационные требования и характеристики:

  1. Приказом Минздрава России от 08.10.2015 № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» (далее - Приказ Минздрава № 707н);
  2. Приказ Минздрава России от 10.02.2016 № 83н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием»* ;
  3. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (далее - Приказ Минздравсоцразвития № 541н).

* Указанный Приказ вступил в законную силу 22 марта 2016 года. Данным приказом к ряду медицинских специальностей установлено требование о прохождении профессиональной переподготовки (например, по специальности «акушерское дело» при наличии среднего профессионального образования по специальности «лечебное дело» необходимо пройти профессиональную переподготовку по специальности «акушерское дело» и т.д.). До принятия указанного акта правовая регламентация вопросов профессиональной переподготовки данной категории медицинских работников отсутствовала и проводилась в форме специализации при первичном получении сертификата специалиста, а также при смене специальности. На практике применялся Приказ Минздрава России от 05.06.1998 № 186 «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием», что даже следует и из вышепринятого письма Минздрава России. Однако данный акт никогда не имел статуса нормативного правового акта. Кроме того, ни Закон 323-ФЗ, ни Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н не содержали и не содержат требований к среднему медицинскому персоналу о прохождении специализации, как и собственно прохождения профессиональной переподготовки. В настоящее время для медицинских работников со средним медицинским образованием профессиональная переподготовка с выдачей соответствующих дипломов не проводится образовательными организациями на территории РФ.

Стоит отметить, что еще в марте 2016 года в своем письме от 29.03.2016 № 16-5/10/2-1907 Минздрав России дал пояснения о том, что им осуществляется разработка примерных дополнительных профессиональных программ (профессиональная переподготовка и/или повышение квалификации) медицинских работников со средним медицинским образованием. Однако до настоящего времени подобные программы не приняты, за исключением Примерной дополнительной профессиональной программы повышения квалификации врачей и медицинских работников со средним профессиональным образованием, работающих в составе выездных авиамедицинских бригад , со сроком освоения 72 академических часа по теме: «Санитарно - авиационная эвакуация » (Приказ Минздрава России от 30.06.2016 № 440н).

Причем тем же письмом Минздрава России от 29.03.2016 разъяснено, что «учитывая, что понятия «усовершенствование» и «специализация» не регламентированы Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», до утверждения примерных дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации предлагаем руководствоваться приказом Минздрава России от 05.06.1998 № 186 «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием» в части реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации».

Также следует обратить внимание еще на одно письмо Минздрава России, касающегося вопроса допуска к осуществлению профессиональной деятельности медицинских специалистов со средним медицинским образованием, а именно от 06.09.2016 № 16-5/10/2-5597. В данном письме Минздравом России, еще раз напоминая о новом Приказе от 10.02.2016 № 83н со ссылкой на статью 12 Трудового кодекса РФ разъяснено, что те специалисты, которые прошли обучение по программам дополнительного профессионального образования в рамках циклов специализации и усовершенствования в соответствии с приказом № 186 от 05.06.1998, могут продолжать осуществлять медицинскую деятельность. Документы, полученные данными специалистами по окончании обучения по программам дополнительного профессионального образования, в том числе сертификаты специалистов, сохраняют юридическую силу и действуют до истечения указанного в них срока.

Исходя из смысла ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» дополнительное профессиональное образование (далее - ДПО) представляет собой вид образования, направленный на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие медицинского работника, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды, реализуемого посредством дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

В соответствии со ст. 73 Закона № 323-ФЗ одной из обязанностей медицинских работников является обязанность совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. При невыполнении данного требования, медицинские работники не могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности.

Необходимость ДПО для собственных нужд определяет работодатель (статья 196 Трудового кодекса РФ). В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или ДПО работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Необходимо отметить, что медицинские работники в соответствии со ст. 196 Трудового кодекса РФ и ст. 72 Закона № 323-ФЗ имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. Однако, медицинские работники могут реализовать данное право только после допущения к осуществлению медицинской деятельности.

В соответствии с частью 5 ст. 196 ТК РФ работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Под созданием работникам необходимых условий для совмещения работы с получением образования необходимо понимать в первую очередь предоставление им условий труда, обеспечивающих непрерывность и полноценность учебного процесса, успешное сочетание трудовой деятельности и обучения. Сказанное означает, что работникам, которые обучаются без отрыва от производства, должны быть предоставлены: а) возможность посещать занятия и б) время для самостоятельной подготовки. Режим их труда и отдыха подлежит корректировке в соответствии с потребностями учебного процесса.

Вместе с тем предоставление работникам, совмещающим работу с получением образования, гарантий и компенсаций, по сути, также направлено на обеспечение сочетания трудовой деятельности и обучения. В частности, ТК предусматривает ряд гарантий и компенсаций работникам, которые без отрыва от работы получают высшее или среднее профессиональное образование по соответствующим образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию (см. ст. ст. 173 - 174, 177 ТК и комментарии к ним).

Кроме того, ТК предоставляет определенные гарантии работникам, направляемым работодателем на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы (см. ст. 187 ТК и комментарий к ней).

Дополнительные гарантии работникам, совмещающим работу с получением образования, могут быть предусмотрены коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково» (далее - Постановление Правительства № 291) соответствие медицинских работников квалификационным требованиям, а также регулярное прохождение ими ДПО (не реже 1 раза в 5 лет прохождение повышения квалификации) являются одними из лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности.

В соответствии с Постановлением Правительства № 291 в числе прочих лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии (лицензиату), указаны следующие:

  • наличие у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье» ;
  • наличие у индивидуального предпринимателя - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, и сертификата специалиста, а при намерении осуществлять доврачебную помощь - среднего медицинского образования и сертификата специалиста по соответствующей специальности;
  • наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием);
  • повышение квалификации специалистов, выполняющих заявленные работы (услуги), не реже 1 раза в 5 лет (требование не распространяется на соискателей лицензии).

При подаче заявление на получение лицензии с нарушением требований, установленных действующим законодательством (и последующем их не устранении), лицензирующий орган возвращает заявление и прилагаемые к нему документы с мотивированным обоснованием причин возврата. При прохождении лицензионной проверки медицинская организация, уже имеющая лицензию, то есть являющаяся лицензиатом, может быть привлечена к административной ответственности за нарушение лицензионных требований, обозначенных выше.

Одним из нормативно-правовых актов, регулирующих порядок организации ДОП образовательными организациями, является Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (далее - Приказ от 01.07.2013 г. № 499).

В соответствии с Приказом от 01.07.2013 г. № 499 к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

  1. Лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
  2. Лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Более подробно сведения о квалификации медицинских работников рассмотрено в статье: « ».

Порядок и сроки совершенствования медицинскими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях установлены соответствующим Приказом Минздрава России от 03.08.2012 № 66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях» (далее - Приказ Минздрава № 66).

Совершенствование работниками профессиональных знаний и навыков осуществляется путем их обучения в образовательных и научных организациях по дополнительным профессиональным образовательным программам, реализуемым в виде:

  1. Повышения квалификации;
  2. Профессиональной переподготовки;
  3. Стажировки.

Профессиональная переподготовка по содержанию может быть не связана с имеющимся образованием и преследует цель обучения работника выполнению нового вида медицинской деятельности. А повышение квалификации преследует цель получения новой компетенции в рамках ранее избранной специальности. Повышение квалификации медицинских работников должно проводится не реже одного раза в 5 лет в течение всей их трудовой деятельности.

Сроки, формы, содержание и технология обучения по программам дополнительного профессионального образования определяются образовательными и научными организациями самостоятельно. Однако, действующее законодательство устанавливает обязанность соблюдать при реализации соответствующих образовательных программ требования федеральных государственных образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования, федеральных государственных требований к программам послевузовского профессионального образования по соответствующему направлению подготовки (специальности) и потребностью работодателя.

Как указано выше в настоящей статье, повышение квалификации и профессиональная переподготовка медицинских работников организуются в соответствии с квалификационными требованиями и характеристиками, утвержденными Приказом Минздрава РФ № 707н и Приказом Минздравсоцразвития № 541н.

Реализация программы повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации (п. 6 Приказа Минобрнауки № 499). В настоящее время Приказ Минобрнауки № 499 не разделяет ДПО на виды обучения. Можно отметить, что ранее действовало Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 № 610 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов» (утратило силу), в соответствии с которым повышение квалификации включало в себя следующие виды обучения:

  1. Краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;
  2. Тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно- техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения;
  3. Длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

В настоящее время выше приведенная классификация применяется на практике, несмотря на утрату силы вышеназванного Постановления Правительства № 610.

Обращаем внимание, что минимальный срок ДПО в соответствии с Приказом Минобрнауки № 499 сокращен: при повышении квалификации минимум 16 часов (ранее - минимум 72часа), при профессиональной переподготовке - минимум 250 (ранее - минимум 500 часов). Хотя в сфере здравоохранения до сих пор проводят более длительные программы ДПО: повышение квалификации - 72 часа или 144 часа и профессиональная переподготовка - более 500 часов.

Обычно сертификационные циклы повышения квалификации рассчитаны на 144 часа, а 72-часовые циклы проводятся в рамках различного рода тематических усовершенствований (ТУ), например, цикл по Организации деятельности, связанной с оборотом НС и ПВ или Основы экспертизы временной нетрудоспособности. Такие ТУ представляют из себя краткосрочный вид повышения квалификации и сопровождаются выдачей только соответствующего удостоверения.

Реализация программы профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Срок обучения профессиональной переподготовки по медицинским специальностям, как уже было сказано выше, все равно сохраняет свой старый норматив - свыше 500 часов (около 4 месяцев), несмотря на утверждение новой минимальной границы в 250 ч.

Результаты обучения по программе профессиональной переподготовки должны соответствовать результатам освоения основных профессиональных образовательных программ, а также направлены на приобретение новой квалификации, требующей изменение направленности (профиля) или специализации в рамках направления подготовки (специальности) полученного ранее профессионального образования, должны определяться на основе профессиональных компетенций соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов.

Подпишитесь на нас