Главная · Топливная система · Анализ стихотворения «Девушка пела в церковном хоре» Блока. Опыт целостного анализа стихотворения А.А. Блока «Девушка пела в церковном хоре… Как белое платье пело в луче

Анализ стихотворения «Девушка пела в церковном хоре» Блока. Опыт целостного анализа стихотворения А.А. Блока «Девушка пела в церковном хоре… Как белое платье пело в луче

Опыт целостного анализа стихотворения

А.А. Блока «Девушка пела в церковном хоре…»

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою.

И луч сиял на белом плече,

И каждый из мрака смотрел и слушал,

Как белое платье пело в луче.

И всем казалось, что радость будет,

Что в тихой заводи все корабли,

Что на чужбине усталые люди

Светлую жизнь себе обрели.

И только высоко, у Царских Врат,

Причастный Тайнам,- плакал ребенок

О том, что никто не придет назад.

Август 1905

Это стихотворение было написано в августе 1905 года, в кровавое время первой русской революции. Александр Блок очень болезненно воспринял расстрел у Зимнего, баррикады и митинги и даже в один из судьбоносных дней сам нес красное знамя впереди демонстрации. Возможно, строки стихотворения стали молитвой поэта, исполненной искреннего сочувствия утратам и жертвам. Современник Блока Измайлов данное произведение связывает с трагедией Цусимы, считая ключевым образ кораблей живым откликом на гибель русской эскадры.

Стихотворение противопоставляет иллюзии, связанные с верой в счастливое будущее; надежду, подаренную молитвой и весь настоящий ужас, боль, безысходную правду войны. Это стихотворение находится в ряду других произведений, отразивших разочарование Блока не только в самих «светлых целях», сколько в возможности увидеть их приметы в реальной жизни человека. Несоответствие идеала и действительности в них превращается в антитезу, смысл которой раскрывается на основе эмоциональной оценки ее предметного уровня.

Обманутые ожидания – проблема стихотворения «Девушка пела в церковном хоре…». Стихотворение построено на антитезе двух композиционных и смысловых частей: в первой Александр Блок на основе ряда деталей (церковный хор, купол, Царские Врата) создает картину церковной службы, рисует храм, где в полумраке девушка, прекрасная, как ангел, поёт о всех, кого война заставила уйти в чужие края и забыть радость мирной жизни: корабль символизирует ушедших в море; а молитва - надежду на светлое и радостное будущее; скорбь тех, кто остался в отчаянном и тревожном ожидании.

Святость храма, песни и красота девушки дарят иллюзию того, что всё будет хорошо; поющая настолько прекрасна, что кажется, будто в мире не может быть ничего плохого. Но, как и всегда в лирике, описание предметного мира служит субъективным целям: в подтексте совершается переосмысление лирическим героем христианской морали. В трех первых строфах происходит разворачивание метафоры, смысл которой поначалу недостаточно прояснен. Волны звука поднимаются все выше и выше, и навстречу Голосу, летящему в купол», стремится небесный «луч», охватывая сиянием «белое платье». Необычайное звуковое и зрительное впечатление концентрирует внимание всех, кто «из мрака смотрел и слушал», вызывая в памяти многочисленные евангельские ассоциации.

Образ, созданный в последней строфе, позволяет лирическому герою стать одним из зрителей и участников происходящего, наравне с другими поддающимися очарованию «голоса» и «луча». Раскрытие «тайн» принадлежит не ему, а «ребенку», «младенцу», ведающему истину, что позволяет придать объективный характер развенчанию «сладкой», «гибельной» иллюзии. В этом плаче нет места иллюзиям; маленький ребёнок символизирует божественную истину, скорбь самого Бога. Плач младенца оставляет ощущение незамутнённой иллюзиями, голой боли и правды. Понимая окружающих мир по – своему, не умея объяснить то, что чувствуют, дети способны предугадывать события. И ребенку дано знание, "что никто не придет назад".

Правда трагичнее лжи. И в этой антитезе трудно определить положительное и отрицательное, так как многовековая сказка прекрасна, светла, утешительна для всех, кроме того, кто хочет быть «причастным» к истине.

В стихотворении явно выделяются несколько символов. Корабли как символ обновления, веры в приход лучших времен играют большую роль в лирике Блока. В стихотворении «Девушка пела в церковном хоре…» мотив кораблей также является знаковым и определяет пафос всего текста. С ними связано представление об уходе и возвращение в «тихую заводь» как извечном жизненном пути. Без путешествия к новому не будет щемящей радости обретения домашнего очага.

Луч является символом духа, он «тонок», но его видит «каждый». Белый цвет, на который автор постоянно обращает наше внимание при описании облика героини, - это цвет святости и чистоты, непорочности и невинности. Только ей доверено петь «О всех усталых в чужом краю, / О всех кораблях, ушедших в море, / О всех, забывших радость свою». Однако люди видят луч надежды «из мрака», прихожане слышат лишь голос «белого платья».

Для более точного описания образов стихотворения уместно составить ассоциативные цепочки, поскольку стихотворение вызывает у читателей очень сильные эмоциональные переживания, но их трудно описать словами и тем более на бумаге. Попытаемся проследить их природу.

Первый образ – образ девушки, он связан со словами пела и церковный хор. Все это вызывает ассоциации с красотой, невинностью, юность, верой, спасением души, поэзией, музыкой, единением, согласием, звуком.

Платье – белое, пело. С ним связана прикрытая нагота, непорочность, скромность, чистота, совершенство, музыка.

Луч – тонок, сиял. Луч – это солнце, свет, тепло, жизнь, счастье, восторг, изящество, незащищенность, хрупкость.

Плечо – белое, чистота, совершенство, поддержка, опора, голубь.

Переход от реального конкретного уровня к символическому переосмыслению совершается на основе освобождения центрального образа от предметных признаков («девушка пела» - «пел ее голос» - «белое платье пело в луче» - «голос был сладок, и луч был тонок»). На протяжении трех первых строф сфера, охватываемая голосом, все более расширяется (девушка пела о всех – голос летел в купол – его из мрака слушал каждый – верили все). Одновременно обе мелодии сливаются, и вдруг многоголосие прерывается едва слышным звуком: «высоко, у Царских Врат, плакал ребенок…», возвращающим в реальный план и образующим композиционное кольцо.

Такой же сложностью, как смысловой и образный уровни стихотворения, отличается его стихотворный размер. Дольник становится распространенным размером в русской лирике в начале 20 века, начиная именно с произведений Блока, а затем Ахматовой. Помимо ритмической сложности, в создании особой музыкальности блоковского стиха важнейшую роль играет фоника и ее основной элемент – звуковой повтор. Впечатление от звука голоса передается не только на смысловом уровне – музыка слышна в самом стихе. Во второй строфе это происходит благодаря ассонансу (ее, сиял), а также аллитерационному звуку л. 1,2 и 4 строчки второй строфы представляют собой липограмму – отсутствует звук р, что позволяет выделить слова, ее содержащие, прежде всего слово мрак, как антитетичные. На фоне сложной ритмической организации необыкновенное спокойствие и плавность стиха создается при помощи женской перекрестной рифмы. Важные смысловые центры в строках смещены на последнее место и рифмуются, это придает стихотворению необычайную стройность и легкость при произнесении.

Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…» представляет новый этап пути Блока. Свет больше не отождествляется с истиной, напротив, луч сиял над иллюзией. Разочарование в возможностях личности проникнуть в тайны привело к тому, что распалась картина мира, а вместе с этим нарушилось психологическое равновесие. Многие из последующих стихотворений зафиксировали вызванные таким сломом сознания мучительные переживания лирического героя.

Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.

И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.

Филологический анализ стихотворения

Александр Блок - крупнейший поэт 20 столетия, начал свой путь как поэт-символист. Если стихотворения «Первой книги» стихотворений проникнуты мистицизмом и далеки от реальной жизни, то, начиная с 1905 года, у Блока обострился интерес к общественной жизни. Русско-японская война, Первая русская революция открыла глаза поэта на реальную действительность. В связи с этим в творчестве Блока второго периода начали звучать мотивы, ведущие его к сближению с народом, родиной и жизнью.
Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…», написанное в августе 1905 года, вошло в цикл «Разных стихотворений» (1904 - 1905) «Второй книги» Блока. Поэт откликается на военные события русско-японской войны, в которой погибло огромное количество сыновей русской земли, многие были ранены, захвачены в плен.
Тема стихотворения «Девушка пела в церковном хоре…» - молитва о погибших и не вернувших с войны, наполненная верой в светлое будущее и надеждой, что она будет услышана. Интересна и необычна идея стихотворения - показать обреченность этой молитвы.
Рассмотрим подробнее стилистику, синтаксис, языковые единицы и образный строй текста.
Стихотворение состоит из четырех абзацев (строф), взаимосвязанных между собой. Каждая строфа имеет смысловую завершенность, что активизирует внимание читателя. Композиционно текст можно разделить на две части. Первые три четверостишия - молитва девушки, проникнутая светлой надеждой и святой верой в то, что всё будет хорошо. Последняя строфа, а, следовательно, вторая смысловая часть, словно отрицает первую, показывая обреченность этой молитвы. Благодаря приему антитезы, перед нами предстает противоречивый мир: земное и божественное, вера в святость молитвы и её обреченность.
Целостность всего текста достигается не только по смыслу. Автор использует семантические повторы: точные лексические повторы («о всех », «луч », «радость », «корабли », «голос », «что », «и »), синонимические повторы («смотрел и слушал », «тихой » - «светлой », «сладок » - «тонок »), корневые повторы («кораблях » - «корабли », «чужой » - «чужбине », «усталых » - «усталые », «на белом » - «белое »).
Таким образом, нетрудно заметить, что стихотворение построено на повторах, и это, безусловно, является одной из сильных позиций данного стихотворения. Именно повторы являются ключевыми словами и составляют семантическую доминанту данного текста.
У стихотворения особый размер - четырехударный дольник. Известно, что дольник занимает промежуточное положение между силлабо-тонической и тонической системами стихосложения. Таким образом, данное стихотворение имеет ритмическую организацию, но в то же время число безударных слогов между ударными не постоянно. Четырехударный дольник передает взволнованность героини, придает тексту напевность и мелодичность.
В стихотворение Блока чередуется мужская и женская рифма, что придает ему большую музыкальность и плавность (хОре - краЮ, мОре - своЮ, кУпол - плечЕ, слУшал - лучЕ, бУдет - кораблИ, лЮди - обрелИ, тОнок - ВрАт, ребЁнок - назАд ). Мужская рифма в конце строфы подчеркивает законченность текста.
Стихотворение имеет перекрестную рифмовку, которая придает ему особую выразительность. В третьей строфе наблюдается неточная рифма:

И всем казалось, что радость будет ,
Что в тихой гавани все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.

В каждом четверостишии нетрудно заметить анафору («о всех », «и », «что »), придающую тексту взволнованность и эмоциональность.
Кроме того, в тексте используется приём многосоюзия. Повторяются сочинительные и подчинительные союзы: «и луч сиял на белом плече, И каждый из мрака смотрел и слушал… И всем казалось, что радость будет, Что в тихой заводи все корабли, Что на чужбине усталые люди… И голос был сладок, и луч был тонок, И только высоко… ». Этот стилистический приём создает эффект нанизывания сочинительных и придаточных частей подчинительных предложений. В связи с этим на протяжении всего стихотворения постепенно усиливается эмоциональное напряжение. В первом четверостишии прослеживается бессоюзие, благодаря чему молитва девушки становится более выразительной.
Во втором четверостишие наблюдается инверсия «пел ее голос , летящий в купол », тем самым интонационно выделяющий слово «голос » для последующего причастного оборота, несущего в себе эстетизм.
Своеобразна и временная организация стихотворения. В тексте немного глаголов, что говорит о статичности, отсутствии динамики. Интересно, что в первых трёх строфах (первой смысловой части) использованы глаголы несовершенного вида прошедшего времени («пела», «пел», «сиял», «смотрел и слушал», «пело», «казалось» ) что указывает на длительность и повторяемость действия. В связи с этим мы словно слышим многократное повторение молитвы. Произнося ее снова и снова, сила просьбы увеличивается, мы словно входим в состояние единения с Всевышним. Время будто замедляется, создавая иллюзию о светлом будущем. Однако во второй смысловой части помимо глаголов прошедшего времени несовершенного вида («был», «плакал» ) появляется глагол совершенного вида «не придёт » в будущем времени. Он указывает на завершенность действия - молитва услышана Богом. Следует обратить внимание и на то, что в данном случае глагол «не придёт » обозначает не только конец действия, но в то же время и его начало. Таким образом, выражение «никто не придет назад » приобретает дополнительный смысловой оттенок и становится метафорой, предвещающей будущие потрясения 20 столетия.
Художественное время в данном тексте неразрывно связано с художественным пространством. Эту взаимосвязь принято называть хронотопом. В этом стихотворении читатель оказывается вовлеченным в два пространства, границы которых слишком размыты и практически не ощущаемы: с одной стороны, реальное и земное - девушка поет молитву в храме (1 - 3 строфы), с другой стороны - божественное (последняя строфа).
Художественная выразительность и поэтичность текста стихотворения Блока достигается благодаря использованию однородных членов предложения, осложненных причастными оборотами. Автор использует причастные обороты для эстетического воздействия на чувства читателей.
Своеобразна фонетика стихотворения Александра Блока. Аллитерация согласных р , л придает тексту благозвучие и музыкальность, молитва девушки словно произносится нараспев (пел а, хор е, устал ых, кр аю, кор абл ях, мор е, р адость, пел , гол ос, л етящий, в купол , л уч сиял , на бел ом, из мр ака смотр ел и сл ушал, бел ое пл атье пел о в л уче, казал ось, кор абл и, устал ые л юди, светл ую, обр ел и, сл адок, тол ько). Акцент на шипящие звуки является выражение той тишины, которая всегда царит в храме (девуш ка, ч уж ом, уш едш их, забывш их, летящ ий, слуш ал, луч , чуж бине, ж изнь, Прич астный, ч то, каж дый). Для последней строфы характерна аллитерация на звонкие согласные (г ол ос, сл ад ок, л уч, тон ок, у Цар ских Вр ат, Пр ичастн ый Тайн ам , пл акал р еб ён ок), что придает ощущение надрывности.
Таким образом, мотив обреченности молитвы усиливается с каждой строчкой стихотворения.
Особенна и тропика «Девушка пела в церковном хоре ». С помощью перифраз «у Царских Врат » и «Причастный Тайнам » Блок делает текст стихотворения более возвышенным, божественным. Мы понимаем, что Царские Врата - это алтарь в церкви, а Причастный Тайнам - причащенный, т.е. приобщенный душой к высшей природе и к вечной жизни в ней.
Для придания красочности и выразительности автор использует эпитеты: «чужом краю », «голос, летящий в купол », «на белом плече », «в тихой заводи », «усталые люди », «светлую жизнь », «луч… тонок », «голос… сладок ». Особенным является эпитет «голос был сладок », показывающий желанность и искренность молитвы.
Метафоры «пел ее голос » и «платье пело » подтверждают всепоглощенность молитвой по погибшим и не вернувшимся, искреннюю веру в ее силу.
Несомненно слова-символы занимают одно из главных мест в стихотворении, являются его доминантой. С помощью символов поэт помогает читателю понять систему художественных образов и развитие авторской идеи.
Дополнительный смысловой оттенок приобретает под пером Александра Блока слово «корабль ». Он символизирует всех людей, ушедших на русско-японскую войну и не вернувшихся обратно. «Купол » становится олицетворением самого Бога. Молитва, произносимая девушкой, взывает к Иисусу, поэтому она «летящая в купол », т.е. обращенная к Богу.
Да и сам образ девушки приобретает дополнительную семантическую окраску. Перед нами не просто девушка, а обобщенный образ женщины, ждущей своих сыновей с войны. Блок играет с символикой цвета. Недаром он использует белый цвет: девушка одета в белое платье. Она словно ангел. Через белый цвет автор пытается воздействовать на мысли читателя, чтобы он смог понять чувства самого поэта. Белый цвет - многозначный символ. Однако в данном стихотворении он символизирует нравственную чистоту души, невинность, материнскую заботу, приближенность к Богу.
Образ луча тоже символичен. С одной стороны, луч как символ надежды людей. С другой стороны, луч как подтверждение того, что молитва услышана Богом. Кроме того, луч является связующей ниточкой мира земного и божественного, но она очень хрупка, поэтому «луч был тонок ».
Особой символикой обладает образ ребёнка. Вообще, ребёнок - это символ чистой, искренней и безгреховной души. Он оказывается самым приближенным к божественному миру, поскольку проходит обряд Причащения. Ребенок плакал «высоко, у Царских Врат », потому что именно около алтаря (на престоле) проходило таинство принятия Святых Даров (хлеба и вина, которые во время причащения превращались в Тело и Кровь Христовы). Плач ребенка символизирует скорбь и сожаление самого Бога. Он знает, что «никто не придёт назад ».
Таким образом, слова-символы, синтаксическая и композиционная организация, семантические повторы являются доминантой стихотворения. Аллитерация, тропика и метрика усиливают эмоциональное воздействие на читателя, придают эстетизм. Благодаря приему антитезы, Александр Блок показывает нам, с одной стороны, святость молитвы и веру в ее исполнение, с другой - ее обреченность, скорбь самого Бога. Блок рисует нам противоречивый мир, наполненный надеждой на светлое будущее, но в то же время жестокостью и злостью.

«Девушка пела в церковном хоре…» Александр Блок

Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.

И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.

Анализ стихотворения Блока «Девушка пела в церковном хоре…»

Александр Блок в своем творчестве придерживался традиций символизма, однако его ранние стихи носили ярко выраженные революционный и патриотический характер. Поэт вырос в интеллигентной семье с передовыми взглядами и с самого детства понимал, что мир устроен несправедливо. Идея равенства людей стала заветной мечтой Блока, и с присущим юности максимализмом поэт культивировал ее в своих произведениях, еще не осознавая того простого факта, что смена власти – это смерть, страдания и боль десятков тысяч людей, ценой жизни которых и достигается революция.

Первое отрезвление пришло к поэту в 1905 году, когда по всей России прокатилась волна восстаний рабочих и крестьян, жестоких, кровавых и беспощадных. Именно тогда Александр Блок стал задаваться вопросом о том, стоит ли даже самая благая и здравая идея того, чтобы жертвовать ради нее человеческими жизнями. Именно в этот период поэтом было создано очень волнующее и трогательное стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…», в котором автор попытался показать всю бесперспективность силовых методов захвата власти, которые влекут за собой лишь смерть и разрушения .

Следует отметить, что летом 1905 года Россия была охвачена самой настоящей революционной агонией. Фактически назревала гражданская война, когда люди озверели уже настолько, что готовы были убивать своих соотечественников только за то, что те придерживаются иных политических взглядов. В российских храмах непрерывно шли службы во спасение Отечества, и на одной из них, судя по всему, побывал Александр Блок.

Самым ярким впечатлением, которое вынес из посещения храма поэт, стало пение девушки в церковном хоре, чей голос, «летящий в купол», дарил надежду всем, кто находился рядом. Девушка пела о «кораблях, ушедших в море» и обо всех «усталых в чужом краю». За этими расплывчатыми и завуалированными определениями явно угадываются образы простых русских крестьян и рабочих, которые вынуждены отстаивать свои интересы с оружием в руках . О том, какое будущее ждет страну, в тот момент не знал никто. Однако массовые митинги и демонстрации, которые нещадно подавлялись властью, вселяли в простых обывателей неподдельный ужас. Мир, такой привычный, обустроенный и надежный, готовы был рухнуть в одно мгновение, погребя под своими обломками тысячи ни в чем не повинных людей. Поэтому в песне девушки из церковного хора многие услышали обещание того, что «радость будет», и люди, выступившие в защиту своих прав, сложат оружие. Конфликт между правящей элитой и низшими сословиями будет урегулирован, и жизнь войдет в привычное, безмятежное русло.

Однако Александр Блок понимает, что прошлого уже не вернуть, и революция 1905 года является своеобразной «генеральной репетицией» перед кровавой и беспощадной бойней, которая неизбежна когда простым людям нечего терять, кроме собственной жизни. Поэтому автор убежден, что не стоит тешить себя несбыточными надеждами и верить сказки о светлом будущем, которое невозможно построить на костях убитых . Поэтому поэт заканчивает свое стихотворение пугающей и лишающей надежды строчкой — «у Царских Врат, причастный Тайнам, — плакал ребенок о том, что никто не придет назад».

Именно после неудавшейся революции 1905 года, сопровождавшейся еврейскими погромами, во время которых погибли десятки тысяч человек, Александр Блок отказался от своих идей о смене власти насильственным путем. Поэт хорошо представлял себе, во что выльется подобный переворот, и пытался предостеречь от него общество. Но эти литературные попытки не увенчались успехом, и тогда Блок полностью отказался от революционных стихов, посвятив себя символизму.

В августе 1905 года Александр Блок написал стихотворение «Девушка пела в церковном хоре»:

Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.

И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.

Речь в этом стихотворении идет о гибели русской эскадры в Цусимском сражении 1905 года. Первая строфа отсылает нас к ектенье — молитве о плавающих и путешествующих. Царские врата — это вход в алтарь православной церкви, а ребенок, причастный Тайнам, — по-видимому, изображение Спасителя.

Цусимское сражение для Блока — злободневная тема, факт современной ему реальности, неслучайно он пишет об этих событиях, используя дольник — стихотворный размер, ставший популярным уже в XX веке (в XIX веке мало кто решался им пользоваться).

В дольнике нарушается правильное чередование ударных и безударных слогов, и звук создает особый, индивидуальный ритм. Блок однажды признался: «Всякое стихотворение — покрывало, растянутое на остриях нескольких слов». Эти ключевые слова — слова-символы, в данном стихотворении — «пел» или «пела», «белый». Расстояние между ключевыми словами заполняется звуком, музыкой. «Белое платье пело в луче», — Блоку важно на протяжении всего стихотворения сохранить сочетание губного [б] или [п] и звука [л]: «пело», «белое», «платье». Этот звуковой поток и создает музыку стихотворения.

«Радость будет» — это цитата из Евангелия от Иоанна, глава 15, стих 11: «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна». «Радость будет» — слова Христа, но у Блока они обрамлены словами «И всем казалось…» А сам Спаситель, младенец, знает, что никто не придет назад. Ушедшие и не вернувшиеся корабли — очень устойчивый мотив в поэзии Блока 1905-1907 годов, он есть в стихотворении «Взморье», есть в «Старость мертвая бродит вокруг», есть в драме «Король на площади», где прямо сказано: «Корабли не придут. Их уничтожит буря. Горячий ветер разносит смерть».

Таким образом мы оказываемся перед вопросом, как реальный факт — гибель эскадры в Цусимском сражении — осмыслен в поэзии Блока, которую не зря называют поэзией символистской. Для Блока символ — это всегда земной знак иного, неземного мира, всегда знак какой-то высокой ценности, которую мы на Земле можем угадать, а можем и не заметить. Символом может стать луч, буря, снежная метель — все может стать символом и обрести обобщенный историософский смысл.

Блок А.А. в своем творческом процессе всегда сохранял устои символизма, впрочем его первые стихи несли в себе сильно демонстративный, мятежный, патриотичный, коммунистический, мятежный характер.

В 1905 году А.А. Блоком был начертан стих «Девушка пела в церковном хоре» во время грядущей братоубийственной войны и русского переворота. Излучатели русской литературы говорят, что эпоха данного стихотворения была связана с действиями японско-русской войны.

По основам противоположности написано стихотворение. Голос прекрасной девушки в белом убранстве похожа, как две капли воды на ангела, спокойствие и благодать -все это антагонистичность циничной реальности страха, беспощадности, варварства и бессердечия в период гражданских переворотов и войн. Лик девушки, которая поет в стихотворении сообщается с ликом напевающего пения "уносящийся в купол», а белый наряд в стихотворении -это облик луча надеж, который пробуждает в душе надежду, веру в завтрашнюю тишь и благодать. Печаль жизни представляющий мглу церкви. Под влиянием прекрасной музыки мгла мало-помалу рассыпается под звуки пленительно сказочной музыки. Лёгкий луч света, который попадает на белое одеяние девушки представляет собой надежду, веру в светлую и спокойную жизнь.

Вторая часть стихотворения оказывается гранью, что разделяет надежду, музыку, песню и действительностью. Поэт вещает о том, что бренное существование безгранично жестоко в нем есть место для печали, беды, смерти, несчастья; развертывая при этом библейские выражения " Глаголет истину устами младенца"

После смертной казни у Зимнего дворца в последствии несчетных преград, показов, манифестаций Блок А.А. написал -это стихотворение. Самому поэту данная литература несла беспредельно высокую цену, данное писательское старание не увенчалась успехом, после чего Блок А.А. целиком отказался от написания коммунистических стихов. "Девушка пела в церковном хоре..." особенно этим стихом поэт финишировал каждое общедоступное выступление.

Анализ стихотворения Блока Девушка пела в церковном хоре №2

Александр Блок - знаменитый русский поэт-символист. Он вырос и воспитывался в интеллигентной семье. В своих ранних стихах поэт часто выражал свои патриотические и революционные мысли. Блок был восхищен идей равенства всех людей, идеалистично верил в нее. Во время юношеского максимализма он еще не осознавал что любые движения, революции не обходятся без тысяч жертв, а то и намного больше.

Данное стихотворение поэт написал в 1905 году. Именно тогда произошли кровавые события. Россией прокатилась волна восстаний обычных рабочих, крестьян против своих угнетателей. Но бунты были беспощадно подавленны, утопленные в крови. Блок был свидетелем всего этого и был отрезвлен, начал задумываться, о том стоит ли какая-то даже благая идея многих человеческих жизней. Кроме революции на него также повлияли и события русско-японской войны, а именно Цусимское сражение.

Стихотворение, которое мы рассматриваем насквозь проникнуто антитезой. Грубости, жестокости и крови поэт приставляет прекрасную девушку, которая прекрасно поет и похожа на ангела. Условно стих можно разделить на две части. В первую входят три первых строфы. Они описают то прекрасное, что поэт увидел в храме. Пение девушки ассоциируется с молитвой. Корабль который ушел в море должен вернуться, это предполагается в мотиве. Пение девушки также символизирует силу искусства, которое дает надежду, веру в будущее. В церкви стоит мрак, поэт использовал этот символ чтоб показать что вся человеческая жизнь часто похожа на мрак. Но под воздействием музыки, прекрасного искусства мрак рассеивается. Тонки луч на плече девушке символизирует возрождающиеся веру в светлую жизнь.

Вторая часть стиха начинается с четвертой строфы. Блок показал как мечты, надежда, вера в прекрасное отличаются от реальной жизни. Плачущий ребенок есть тем, кто быстро отрезвляет нас, показывая реальную жестокую действительность.

Это был любимый стих Александра Блока. Он всегда, читая перед публикой заканчивал выступление именно этим стихотворением.

Анализ стихотворения Девушка пела в церковном хоре по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Мать Бунина

    Произведение представляет собой преобразованный драматический лиричный сюжет в виде изображения живописного портретного образа, воссоздающего иконописный облик божьей матери.

    Стихотворение «Я помню, любимая, помню» было написано Есениным в 1925 г. По многим свидетельствам оно было посвящено актрисе Августе Миклашевской. Поэт, как известно, был очень влюбчивым человеком, что всегда отражалось в его творчестве