Главная · Ходовая часть · Кто такие рутульцы и их происхождение. Лезгинские народности -рутульцы. Численность и расселение

Кто такие рутульцы и их происхождение. Лезгинские народности -рутульцы. Численность и расселение

Единый, на первый взгляд, Дагестан состоит из множества народов и народностей, о которых многие жители России даже не слышали. Один из таких народов – рутульцы, которые ведут происхождение от кавказских албанов. Рутульский народ очень самобытный, гордящийся своей историей, без него современный представить трудно.

География и язык рутульцев

Историей этого горного народа занимались многие исследователи, в том числе, Л. И. Лавров. Каждый рутулец свою национальность обозначает словом «мыхIабыр». Проживает народ в южной части Дагестана, еще в стародавние времена осев на реке Самур, неподалеку от ее истоков. Столицей можно назвать селение Рутул – собственно, отсюда и идет само название народа.

Не стоит думать, что рутульцы – единый народ: они делятся на ахтычайцев, азербайджанцев села Новый Аул и самурцев (часть этого народа проживает и на территории ). Однако эти три группы все равно относятся в рутульской народности. А все потому, что территория, где проживают мыхIабыр, является горной, и хребты разделяют эти маленькие области расселения.

Благодаря тому, что в предгорьях растет сочная трава, местное население имеет возможность заниматься скотоводством – ведь отличных пастбищ здесь хватает. Есть и густые леса, а реки, которых всего три, не считая притоков, выглядят бурными, особенно в период снеготаяния. Вершины гор здесь всегда заснежены, поэтому чаще всего лето бывает дождливым и достаточно прохладным. Что же до зимы, то она, как правило, холодная.

Историей своего языка рутульский народ может гордиться. Можно упомянуть тот факт, что в языках тех народов, которые соседствуют с мыхIабыр, слово «Рутул» не встречается. Сам язык относится к лезгинской языковой группе. Некоторые исследователи утверждают, что на этом языке и родственных к нему некогда разговаривали люди, проживающие на территориях как Дагестана, так и Северной части Азербайджана.

В рутульском языке сегодня присутствуют несколько подгрупп, различных между собой. Удивительно, что, хотя носители этих разновидностей языка отлично понимают друг друга, они могут говорить на своих диалектах, даже проживая в одном и том же селении. В настоящее время этот язык входит в число государственных языков .

История и быт народа

Селение Рутул ведет отсчет с первого тысячелетия нашей эры, что уже говорит о многом. При этом исследователи до сих пор не могут выяснить происхождение названия села. Интересно, что один из римских поэтов, живший в V веке, упоминает в своем сочинении неких «Рутульских царей». Если учесть, что народы Средиземноморья и Кавказа имели довольно тесные этнические и торговые связи, то такому упоминанию не стоит удивляться. Хотя исследователи утверждают, что не нужно путать рутульцев и рутулов (одно из итальянских племен).

Судя по археологическим раскопкам, предки народа селились в еще в I тысячелетии новой эры. Об этом говорят находки в могильниках, своей формой сходных с захоронениями многих других . У этой народности было не так уж много деревень, тем более что маленькие разрозненные аулы в свое время сформировывались в одно большое селение. Сами рутульцы свое происхождение ведут от тех племен, которые некогда вошли в кавказский албанский союз.

Рутул, хорошо известный в Средневековье, смог остаться независимым от влияния Золотой Орды, а народ постоянно вел локальные войны с соседними племенами. По своей сути вплоть до присоединения к Российской империи он был кавказской вольницей и не подчинялся никому. В каждом селении властвовал какой-либо местный бек, который, тем не менее, самые важные события всегда обсуждал с населением.

Независимая история рутульцев продолжалась до XIX века, пока на Кавказ не пришла Российская империя. И если простые люди охотно принимали новое подданство, то бекам эта ситуация очень не нравилась – ведь теперь они не могли брать дань с соседей и устраивать набеги. Поэтому всю первую треть столетия местные правители настраивали народ против «пришельцев», что и закончилось в 1838 году серьезным столкновением с русскими вооруженными отрядами. Верховный бек потерпел крах, а Рутул был полностью присоединен к России.

Однако, несмотря на определенные политические изменения, социальных реформ практически не проводилось. Народсохранял патриархальный строй и, в основном, занимался скотоводчеством, что привело к существенному росту количества скота. Так, с 1856 по 1913 годы коров в хозяйствах стало в шесть раз больше. Начали появляться и новые сельскохозяйственные орудия, что привело к улучшению в сфере земледелия.

О том, какая религия существовала у рутульцев в первые века нашей эры, известно очень мало. Ислам же пришел сюда в VII столетии, когда арабы начали распространять свое влияние на Дагестан. В настоящее время здесь исповедуется шафиитский мазхаб, то есть, суннитская ветвь ислама. Арабская культура проявляется во многих срезах жизни современного населения.

Древний рутульский народ в наше время

Сегодня, как и прежде, народ занимается животноводством. Ежегодно очень сложным сезоном остается время года, когда необходимо перегонять скот на зимние пастбища. В прежние века такие перегоны с летних пастбищ сопровождались серьезными потерями и проблемами с кормом, скот умирал в пути от недостатка еды, страдал от жажды.

Сегодня все обстоит по-другому. Специалисты заранее разрабатывают графики, животных переправляют на новые пастбища не своим ходом, а железнодорожным транспортом. Развивается и земледелие – здесь выращивают зерновые культуры, овощи, картофель. Люди полностью включены в экономическую и социальную жизнь региона. Рутульцы искренне считают Дагестан своей родиной, не отделяя себя от большой кавказской семьи.

Быт их ненамного отличается от быта других южно-кавказских народностей. И сегодня можно встретить представителей этого этноса, которые предпочитают традиционные черкеску и . Живут в довольно больших домах в один или два этажа с множеством хозяйственных построек. Рутульский фольклор давно влилась в культуру . Именно из этих мест вышли известные певцы-ашуги:

  • Джамесеб;
  • Амсар;
  • Эзерчи Шинази;
  • Кьабилешды Али;
  • Гаджи-Юсуф Меджидов.

Надо признать, рутульский народ довольно малочисленный. И, хотя они не растворяются в большом кавказском этносе, сохраняя свою индивидуальность, тем не менее, количество носителей языка не так уж велико. Численность рутульцев, согласно переписи 2010 года, составляла чуть более 35 тысяч человек. Сегодня они относятся к коренным народностям, которые, к сожалению, рискуют постепенно ассимилировать. Так что стоит позаботиться о том, чтобы рутульские язык и история не стали прошлым.

Рутульцы - небольшая по численности народность, принадлежащая к лезгинской языковой группе, обитает на юге Дагестана, в верховьях р. Самура. Наиболее крупное их селение - Рутул, откуда произошло и название народности. Общего самоназвания у рутульцев нет. Они называют себя по имени тех селений, в которых проживают. Всего насчитывается 22 рутульских селения; 18 расположены в долине р. Самура и в ближайших к ней горах, два - в долине р. Ахтычая и два - в сопредельной с ней части северного Азербайджана. По переписи населения 1959 г., рутульцев в СССР насчитывается 7 тыс. человек.

На карте этническая территория рутульцев выглядит как нечто единое, но в действительности горные хребты затрудняют сношения между самурскими, ахтычайскими и азербайджанскими рутульцами. На территории рутульцев зима бывает холодная, а лето прохладное с частыми туманами и дождями. Склоны гор покрыты травянистой растительностью и служат хорошими пастбищами для скота. В окрестностях селений Рутул, Шин й Кайнар растут леса. Вершина горы Деавгая (4015 м над уровнем моря) покрыта вечным снегом. Частично снег держится летом и на некоторых других горах. Реки, текущие по территории рутульцев (Самур, Ахтычай, Карасамур и их притоки), отличаются бурным течением.

В административном отношении почти вся рутульская территория входит в состав Рутульского района Дагестанской АССР (районный центр-сел. Рутул). Исключение составляют сел. Хнов, входящее в Ахтынский район той же республики, и селения Шин и Кайнар, которые расположены в Нухинском районе Азербайджанской ССР. Ахтынский район населен лезгинами, а Нухинский - азербайджанцами. Рутульский район в лингвистическом отношении чрезвычайно неоднороден. Кроме 19 рутульских селений, в него входят 13 цахурских, четыре лезгинских, два лакских, одно аварское и одно азербайджанское.

Часть долины р. Самура, занятая ныне рутульцами, по-видимому, и была той первоначальной территорией, на которой в древности сложилось рутульское племя со своим особым языком. Многие современные рутуль- ские селения очень древнего происхождения. Сел. Рутул основано не позже первой половины I тысячелетия н. э. В селениях Ихрек, Михрек, Амсар и Лучек обнаружены каменные плиты с куфическими надписями, датирующими некоторые постройки в этих селениях XI-XIII вв. О сел. Шиназ имеется историческое известие от 1275 г. Тогда оно считалось крупным населенным пунктом и славилось своими оружейниками. «Хновская рать», т. е. ополчение жителей сел. Хнов, упоминается в 1598 г. з числе союзников шамхала тарковского. По литературным данным, сел. Хнов существовало уже около 1560 г.

До присоединения к России рутульцы представляли собой «"вольное общество», известное под названием «Рутульского магала». Магал был политическим союзом сельских общин. Управление магалом находилось в руках рутульских беков, которые были и постоянными военачальниками. Они представляли собой социальную прослойку, начавшую превращаться в феодальную знать. Правда, для решения важных вопросов беки обязаны были созывать народные собрания. По одним преданиям рутульские беки происходили от арабов, по другим - от елисуйсоких владетельных беков в Северном Азербайджане.

Имеются указания, что уже в конце XVI в. рутульские беки сносились с правительствами соседних стран. Не исключено наличие уже тогда Рутульского магала, как политического объединения значительной части рутульцев. Но первое упоминание об этом магале относится к 1728 г. 1 В XVIII в. в Рутульский магал входили не только рутульские, но также цахурокие и некоторые лезгинские селения; включение последних в союз нередко производилось насильственно. Сохранилось предание о кровопролитной борьбе Рутула с лезгинским сел. Хрюк, которое рутульцам удалось, наконец, присоединить к своему магалу вместе с другим лезгинским сел. Зрых. В XVIII в. рутульцы захватили и более удаленные лезгинские селения Кака, Ялах и Луткун, входившие до этого в состав Ахтыпарин- ского магала. Но Рутулу не удалось надолго закрепить над ними свою власть. В то время как некоторые лезгинские селения Ахтыпаринского магала в XVIII в. попали в зависимость от Рутула, два рутульских селения (Ихрек и Михрек) входили в состав Казикумухского ханства, а два других (Хнов и Борч) находились под властью Ахтыпаринского магала и оставались в нем и после того, как южный Дагестан вошел в состав России.

В начале XIX в. в близких к территории рутульцев районах утвердилась власть России. Еще задолго до появления русских войск в верховьях Самура рутульцы добровольно приняли русское подданство. Но зависимость от России ограничивала власть беков в магале, мешала их набегам на соседей, которых они стремились принудить к уплате дани. Беки проводили антирусскую агитацию. Это привело в 1838 г. к вооруженному столкновению с русскими войсками, которые нанесли поражение Ага-беку рутульскому. В 1839 г. произошло окончательное присоединение Рутульского магала к России и в 1844 г. он был включен в Самурский округ.

Условия жизни до революции

Издавна основным занятием рутульцев было скотоводство, преимущественно отгонное овцеводство. Разводили также коз, крупный рогатый скот, лошадей, ослов, мулов. Вплоть до революции методы ведения скотоводческого хозяйства оставались примитивными. Круглый год рутульцы держали скот под открытым небом. Никакого подкорма зимой мелкий рогатый скот не получал. Ежегодные неорганизованные перегоны с летних пастбищ на зимние сопровождались большим падежом скота. Чабаны зимой ютились в тесных, грязных и темных укрытиях, кое-как сложенных из камней.

В рутульоком земледелии господствовало однополье. Орудия труда в основном состояли из легкой сохи, поднимавшей только самый верхний слой почвы, кос, серпов, молотильных досок и деревянной лопаты для веяния. Урожайность ржи только в лучшие годы составляла сам-5, пшеницы - сам-2. В 1913 г. по всем культурам рутульцы собрали урожай, который не оправдал затрат па посев. Они совсем не возделывали овощных культур и не разводили садов.

Правда, по сравнению с периодом, предшествовавшим присоединению к России, в хозяйстве рутульцев во второй половине XIX - начале XX в. наблюдался определенный прогресс. Он был связан -не только с тем, что рутульцы, жизнь которых протекала прежде в постоянных войнах, получили возможность мирного развития, но и с ростом товарности хозяйства (главным образом животноводства) под влиянием капитализма. Эа период с 1856 по 1913 г. поголовье лошадей у рутульцев увеличилось почти в два раза, овец - более чем в три раза, а крупного рогатого скота - почти в шесть раз.

Известные сдвиги произошли и в земледелии. Так, посевы пшеницы за это же время увеличились в два раза. В хозяйствах зажиточных крестьян появились и более совершенные орудия труда - просорушки, фабричные косы, серпы и пр.

Однако рост сельскохозяйственного производства наблюдался у зажиточной части населения, в то время как основная масса крестьян влачила жалкое существование. Беки, кулаки и торговцы беспрепятственно эксплуатировали рутульскую бедноту, захватывали лучшие пастбища, покосы и пахотные участки. Столкновения между богачами и беднотой нередко доходили до кровопролития. Царское правительство каждый раз становилось на сторону эксплуататоров. Из числа рутульских беков, получавших офицерские чины в царской армии, правительство назначало начальника (наиба) Лучекского участка. Таким образом, беки и при царском правительстве сохраняли в своих руках административную власть над ру- тульским населением.

Перед Великой Октябрьской социалистической революцией для рутульского общества были характерны только некоторые элементы капитализма. В целом же рутульцы принадлежали к числу тех народов, которые не прошли капиталистической стадии развития. Вплоть до революции у них сохранялся феодально-патриархальный строй.

Культурный уровень рутульцев был очень низким. В единственном одноклассном училище, открывшемся в 1914 г. в Рутуле, два года спустя обучалось только 20 детей, причем среди них не было ни одной девочки. Развитие культуры тормозилось не только социальным и национальным гнетом, но также влиянием реакционного мусульманского духовенства. Ислам стал насаждаться у рутульцев с VII-VIII вв. когда Южный Дагестан подвергся нашествию арабов, насильственно обращавших местное население в свою веру 2 . На содержание духовенства и мечетей в 1913 г. в Лучекском участке тратилось почти в 11 раз больше денег, чем на все культурные и благотворительные цели, вместе взятые.

К моменту Великой Октябрьской социалистической революции рутульцы не представляли собой сложившуюся народность. Рутульские селения, расположенные в долине р. Ахтычая, равно как в Азербайджане, были оторваны от рутульских селений, расположенных по Самуру и Караса муру. Не было и достаточных экономических связей между рутульцами. Таким образом, основным элементом их этнической общности был язык. Несомненно, в далеком прошлом все рутульцы проживали вместе, скорее всего в долине Самура, откуда часть их позже переселилась на Ахтычай и в Азербайджан. Однако, несмотря на наличие языковой общности, у рутуль- дев не выработалось национального самосознания.

В этнографическом отношении рутульцев трудно выделить из общей массы гарского населения верхней части бассейна р. Самура, хотя в отдельных районах этой части Дагестана и существовали локальные особенности в обрядах, костюме, характере орнамента и т. д. Внешние экономические связи рутульцы поддерживали в прошлом главным образом с населением северного Азербайджана. В северном Азербайджане они арендовали зимние пастбища; туда же уходили на заработки рутульские отходники 3 . Базары северного Азербайджана для рутульцев были ближайшими местами сбыта продуктов животноводства, приобретения хлеба и промышленных изделий.

Экономические связи с Азербайджаном способствовали широкому распространению среди рутульцев азербайджанского языка, которым они пользовались для сношений с соседями (азербайджанцами, лезгинами, цахурами и лакцами), а также с русской администрацией в Дагестане. Русский язык знали очень немногие.

Хозяйственная отсталость, бедность, отсутствие просвещения, распространение исламских и доисламских суеверий, произвол беков, кулаков, духовенства и царских чиновников - вот что характеризовало жизнь трудящихся рутульцев до Великой Октябрьской социалистической революции.

Современная жизнь

За годы Советской власти произошли огромные изменения в экономике, культуре и быту рутульцев.

На новой основе развивается животноводство. Зимние пастбища, которые прежде рутульцам приходилось арендовать, теперь закреплены за колхозами в равнинных частях центрального и северного Дагестана. На животноводческих фермах проводится метизация скота. Зимние пастбища (кутаны) снабжены утепленными помещениями для скота и благоустроенными общежитиями для чабанов. Зимой овцы получают подкорм. В колхозах выстроены коровники, телятники и конюшни.

Самым ответственным периодом в работе животноводов является перегон скота с летних пастбищ на зимние. Прежде перегоны скота были частным делом отдельных хозяев и сопровождались большими потерями от бескормицы, недостатка водопоев, чрезмерного скопления скота на дорогах и вынужденных простоев в пути. В настоящее время перегоны производятся по определенному графику, разработанному в общереспубликанском масштабе. Введен перевоз овец по железной дороге. На скотопрогонных дорогах работают ветеринарные пункты, отведены специальные участки для выпаса в пути. Автомашины подвозят фураж для подкорма животных в места, где нет растительности; используют автомашины также для перевозки ягнят и отставших от стада овец.

Хотя животноводство остается ведущей отраслью хозяйства, значительно большее, чем црежде, развитие получило земледелие. Рутульцы выращивают пшеницу, рожь, ячмень, рис, кукурузу, а также горох, картофель и другие культуры.

В одном из официальных изданий 1930 г. о Рутульском районе говорилось, что «посевы картофеля здесь совсем незначительны (2,2 га) и никаких других культур, кроме зерновых, в районе нет». К 1959 г. площадь под картофелем и овощами в районе составляла 80 га. Таким образом, развитие огородничества у рутульцев целиком связано с коллективизацией сельского хозяйства. Только после коллективизации стали применяться севообороты и посевы сортовыми семенами. Посевные площади в районе значительно возросли. Кроме того, колхозы в течение лета используют под пашни часть зимних пастбищ. С организацией колхозов рутульцы стали заниматься садоводством. Во многих селениях уже выращены колхозные сады (общая площадь садов в районе к началу 1959 г. превысила 160 га).

Улучшение материального положения рутульских крестьян при колхозном строе уменьшило потребность в заработках на стороне. Но это не исключает наличия трудовых связей рутульцев с промышленными предприятиями на побережье Каспия, которым рутульские колхозы поставляют временную рабочую силу.

Благодаря улучшению дорог и развитию автотранспорта старая двухколесная арба, а также вьючные животные, как правило, уже не применяются для дальних перевозок. Там, где проходит арба, проходит и автомашина, поэтому недалеко то время, когда рутульскую арбу можно будет увидеть только в музее. Но вьючные животные - осел и лошадь, потеряв свое былое значение на главных коммуникациях края, остаются еще основным транспортным средством на горных тропах. При Советской власти в рутульских селениях появились телефон, телеграф и радио. Развитие средств сообщения и связи намного облегчило рутульцам сношения с Дербентом, Махачкалой и Баку.

До Октябрьской революции на территории бывшего Лучекского участка существовал только один фельдшерский пункт (в Ихреке). Ныне в Рутуле имеются больница, амбулатория, аптека и санитарно-эпидемиологическая станция, в других селениях - фельдшерско-акушерские пункты. С развитием медицинского обслуживания у жителей рутульских селений отпала необходимость прибегать к лечению знахарскими способами, столь распространенными до революции.

Народ в Российской Федерации, в Дагестане. Язык рутульский лезгинской группы дагестанской ветви иберийско-кавказских языков. Численность - 19503 человек.

Самоназвание рутульцев: мыхадбыр, мюхадар, народ в Российской Федерации. Коренное население Дагестана. Живут также в Азербайджане (Нухинский район). Общая численность - 19,5 тыс. человек.

Говорят па рутульском (или мухадском) языке нахско-дагестанской группы северокавказской семьи. Диалекты: мухадский, шиназский, мюхрекский, ихрекский, борчинско-хновский. Разрабатывается письменность на русской графической основе.

Ранняя история рутулов, как и всех лекских (лезгинских) народов, связана с государственным образованием Кавказская Албания, образовавшейся в IV в. до н. э., куда входили лезгинские народы Южного Дагестана, известные под общим названием «леки». Впоследствии рутулы вошли в состав «Лакза» (страна лезгин) - одного из крупных политических объединений Южного Дагестана, сформировавшегося в конце VI - начале VII века. С VIII века рутулы подвергались политике насильственной исламизации.

Археологические памятники доалбанского и албанского периодов на территории рутулов пока не обнаружены, а самый ранний памятник относится к VI-VII вв. Поэтому существует версия, что племена гаргары, которые жили в Закавказье на территории современного Карабаха, и являются предками нынешних рутулов и цахуров.

К X-XI вв. на территории рутулов прочно укрепил свои позиции ислам, о чем свидетельствует огромное количество куфических надписей, найденных на территории Рутульского района.

Так, интересным представляется тот факт, что в процессе исламизации Южного Дагестана внуки легендарного арабского завоевателя Абу-Муслима, согласно некоторым источникам, остались здесь на постоянное жительство. В IX-X вв. рутулы как и другие народы Южного Дагестана испытали политическое, экономическое и культурное влияние Ширвана. В XVII веке на территории рутулов существовал союз сельских обществ (Рутульский магал), который объединял не только рутульские, но и некоторые цахурские и лезгинские селения. В XVIII веке к Рутульскому «вольному» обществу (Рутульскому магалу) были присоединены ряд лезгинских селений. Однако власть рутульских ханов над присоединенными лезгинскими селениями была недолгой. Притесняемые рутульской знатью они перешли вскоре под покровительство Сурхай-хана Казикумухского. В XVI-XVII вв. рутулы, вместе с другими народами Южного Дагестана оказали упорное сопротивление турецким и иранским захватчикам, пытавшимся подчинить своей власти горные районы. В 40-х гг. XVIII века рутулы отчаянно боролись с войсками Надир-шаха. Население Рутула вело против захватчиков партизанскую войну.

В 1812 г. рутулы были присоединены к России. В 1820 г. рутулы считались состоящими в зависимости от России и обязаны были уплачивать ежегодную подать в сумме 500 рублей, что ими не выполнялось. В 30-40-е гг. XIX века рутулы, под предводительством Агабека принимали участие в вооруженном восстании против законной власти.

В 1928-1929 гг. в Дагестане округа и участки были заменены районами. В Рутульский район вошли все рутульские села (за исключением Хнова), цахурские аулы, два лакских селения - Аракул и Верхний Катрух, четыре лезгинских - Хлют, Лакун, Играх, Иче, одно аварское - Кусур. Рутулы принимают активное участие в общественно-политической, социально-экономической и культурной жизни республики. Они представлены в Государственном совете, Народном собрании и Правительстве Дагестана.

Религия рутулов - ислам суннитского толка. Наряду с ним бытовали и элементы других религиозных воззрений. У рутулов,как и у практически всех лекских (лезгинских) нарордов, до последнего времени сохранились языческие верования, поклонение «священным» местам: горам, рацам (уджа), некоторым могилам «святых», над которыми сооружались так называемые «пиры» - места, где в землю втыкали жерди с привязанными к ним лоскутками ткани и платками. На «уджа» жители селений носили «садакьа» (милостыню), резали коров, баранов, а мясо раздавали по домам.

Основные занятия - животноводство и пашенное земледелие. Возделываемые культуры - яровая и озимая пшеница, рожь, ячмень, просо, полба. Традиционные домашние промыслы - сукноделие, ковроткачество, производство войлока, шерстяной вязаной обуви, узорчатых носков, керамики без гончарного круга, обработка камня, меди, серебра и др.

Преобладающей формой семьи у Рутульцев была малая. Наиболее крупной родственной группой был тухум во главе с самым старым его членом. На совете глав отдельных семей тухума решались дела о разделе имущества, договаривались о браках и т.д. Селения строились в труднодоступных местах. Для усиления обороноспособности возводились крепостные стены, сигнальные и оборонительные башни.

Одежда мужчин: туникообразного покроя рубаха (ухун) с круглой окантовкой ворота и прямым вертикальным разрезом спереди, штаны с неширокими штанинами (баду), слегка приталенный бешмет (архалук) и черкеска северо-кавказского типа с газырями. Головной убор - папаха из длинноворсной овчины (бармак), обувь - вязаные шерстяные сапоги с загнутыми вверх носками (кямашбыр) и кожаные постолы (келамбы). Верхняя одежда - распашной длинный халат - валжаг; в пограничных с Азербайджаном селениях - короткая, до бeдер, распашная кофта и длинная широкая юбка. Головной убор - мешкообразный наволосник (къациген) и сложенный треугольником платок. Обувь - вязаные узорчатые сапоги с загнутым вверх носком. В женской одежде значительное место занимали серебряные украшения.

Основная пища мучная и мясо-молочная. Выпекался хлеб из пресного и кислого теста. Наиболее распространенные блюда: хинкал разных форм и размеров, просяная и толоконная каши, пироги. Среди национальных праздников самый большой годовой праздник - эр - знаменовал начало весны и календарного года. Театрализованным маскарадным представлением завершался сельский праздник в конце зимы. Развиты разнообразные жанры фольклора: сказки, легенды, обрядовые песни, пословицы, поговорки, ашугская поэзия.

Рутулы (рутульцы), самоназвание - мыхъадбыр, мыхадар. Рутулы по численности занимают восьмое место среди коренных народностей Дагестана. Численность в Дагестане (Рутульский и Ахтынский районы) - 14,5 тыс. чел. Живут также в Азербайджане (Нухунский район). Общая численность рутулов по данным переписи 1989 г. составляет 20,5 тыс. чел. Рутульские селения расположены в трех обособленных регионах: 1) долина рек Самур и Кара-Самур, где располагаются селения Рутул, Шиназ, Ихрек, Мюхрек, Амсар, Лучек, Кина, Вуруси, Джилихур, Кала, Ума, Пилек, Хнюк, Киче и т. д.; 2) долина реки Ахты-чай, в ней расположены два рутульских селения - Хнов и Борч; 3) на территории Азербайджана, здесь имеются пять рутульских селений - Шин, Кайнар, Хырса, Шорсу и Дашюз, которые были основаны, согласно историческим источникам, еще в XVIII веке.

Рутулы занимают Юго-западную часть Южного Дагестана. На востоке они граничат с лезгинами, на северо-востоке - с агулами и даргинским селением Чирах, на северо-западе - цахурами, а на юге Главный Кавказский хребет с доступными перевалами отделяет рутулов от азербайджанцев. Рутулы относятся к лезгинской языковой группе. Говорят на рутульском языке, внутри которого существуют большие диалектные различия (выделяют четыре диалекта): мухадский или рутульский; шиназский; мюхрекско-ихрекский; борчино-хновский диалект. Рутульский язык имеет много общих слов с аварским, даргинским, лакским, кумыкским и другими языками Дагестана. В 1990 г. постановлением правительства Дагестана рутульский язык приобрел статус письменного языка. Письменность была создана на основе русской графики.

С 1991-1992 учебного года школьники начальных классов впервые начали изучать родной язык.

Религия рутулов - ислам суннитского толка. Наряду с ним бытовали и элементы других религиозных воззрений. У рутулов до последнего времени сохранились языческие верования, поклонение « священным» местам: горам, рацам (уджа), некоторым могилам „святых“, над которыми сооружались так называемые „пиры“ - места, где в землю втыкали жерди с привязанными к ним лоскутками ткани и платками. На „уджа“ жители селений носили „садакьа“ (милостыню), резали коров, баранов, а мясо раздавали по домам.

У рутулов существует и свой языческий бог - « йинши».

Территория рутулов, состоящая из трех обособленных частей, по природно-географическим признакам делится на две зоны:

1) горно-долинная зона. Она занимает наиболее обширную часть территории рутулов. К этой зоне относятся селения: Рутул, Кича, Кала, Шиназ, Амсар, Кина, Джилихур, Ихрек, Шин, Кайнар, Хырса, Дашюз, Шорсу, которые расположены на высоте более 1000 м над уровнем моря. Они находятся в нескольких сотнях метров от лесного массива, который занимает весь правый берег Самура и Кара-Самура. Эта зона отличается сравнительно хорошими дорогами, более мягким климатом;

2) высокогорная зона. Для нее характерны узкие ущелья, по которым текут быстрые речушки, притоки Самура. Эту зону отличают мощные горные хребты со снеговыми вершинами, их высшая точка - гора Дисавгай, высота которой достигает 4010 м над уровнем моря. Здесь находятся селения: Хнов, Борч, Хмюх, Вуруш, Уна, Пилек, расположенные на высоте более 1500 м над уровнем моря. Зона отличается плохими дорогами, которые в зимнее время заносятся снегами, отсутствием лесов, обилием альпийских лугов и пастбищ. В административном отношении Рутульский район чрезвычайно неоднороден. Кроме восемнадцати рутульских селений, в него входят тринадцать цахурских селений: Курдул, Гельмец, Микик, Мишли, Муслах, Цахур, Кальял, Аттал, Корш, Мухах, Хиях, Сюгут, Джиных; четыре лезгинских - Лакун, Иче, Ихрак, Хлют. Два лакских - Аракул, Верхний Катрух; одно аварское - Кусур и одно азербайджанское - Нижний Катрух.

Таким образом, в Рутульском районе проживают шесть национальностей. Формирование рутульской этнической группы происходило в рамках территории Южного Дагестана, поэтому ранее историческое развитие рутулов тесно связано с историческим развитием всех народов Южного Дагестана.

Ранняя история рутулов связана с государственным образованием Кавказская Албания, образовавшаяся в IV в. до н. э., куда входили народы Южного Дагестана, известные под названием « леки». Впоследствии рутулы вошли в состав „Лакза“ - одного из крупных политических объединений Южного Дагестана, сформировавшегося в конце VI - начале VII века.С VIII века рутулы подвергались политике насильственной исламизации. К X-XI вв. ислам уже прочно укрепил свои позиции на территории рутулов, о чем свидетельствует огромное количество куфических надписей, найденных на территории Рутульского района.

Так, интересным представляется тот факт, что в процессе исламизации Южного Дагестана внуки легендарного арабского завоевателя Абу-Муслима, согласно некоторым источникам, остались здесь на постоянное жительство: Насир-ад-дин - в Хнове, Рамазан - в Рутуле, Мухамед - в Шиназе.В IX-X вв. рутулы как и другие народы Южного Дагестана испытали политическое, экономическое и культурное влияние Ширвана. В XVII веке на территории рутулов существовал союз сельских обществ (Рутульский магал), который объединял не только рутульские, но и некоторые цахурские и лезгинские селения. Два рутульских селения - Хнов и Борч - входили в состав Ахтыпаринского магала. Хотя селение Хнов формально входило в Ахты-пару, но представляло собой самостоятельную сельскую общину со своими органами управления. В XVIII веке к Рутульскому « вольному» обществу (Рутульскому магалу) были присоединены ряд лезгинских селений: Зрых, Кахул, Иче, Кака, Ялах, Луткун, входившие до этого в состав Ахтыпаринского начала. Однако власть рутульских ханов над присоединенными лезгинскими селениями была недолгой. Притесняемые рутульской знатью они перешли вскоре под покровительство Сурхай-хана Казикумухского. В XVI-XVII вв. рутулы, вместе с другими народами Южного Дагестана оказали упорное сопротивление турецким и иранским захватчикам, пытавшимся подчинить своей власти горные районы. В 40-х гг. XVIII века рутулы отчаянно боролись с войсками Надир-шаха, отстаивая каждый клочок своей земли. Население Рутула вело против захватчиков партизанскую войну. Рутульский народ в преданиях сохранил имена своих борцов против Надир-шаха: Балалая, Османа, Тагира, которых заманили под „честное слово“, и схватив их, учинили над ними страшные пытки. В 1812 г. рутулы были присоединены к России. В 1820 г. рутулы считались состоящими в зависимости от России и обязаны были уплачивать ежегодную подать в сумме 500 рублей, что ими не выполнялось. В 30-40-е гг. XIX века рутулы, под предводительством Агабека принимали участие в борьбе против колониального гнета царизма.

В 1839 г. рутульское общество было присоединено к Илисуйскому султанству. В 1844 г. Илисуйское владение и Рутульский магал соединяли в один округ - Илисуйский. Округ разделился на три магала - Илисуйский, Рутульский и Ингилайский. Каждым магалом управлял наиб, назначавшийся Джаро-Белоканским начальником. С 1860 г. в состав Рутульского магала вошли и земли « Горного магала», населенного цахурами. Всей этой территорией стал управлять наиб, назначавшийся из беков и подчиненный начальнику Самурского округа. В 1862 г. было образовано Ихракское наибство, состоящее из двух частей: в первую часть входили селения Ихрек, Мюхрек, Нижний Катрух, Верхний Катрух, Аракул; вторую часть составляли селения Горного магала, принадлежавшие прежде к владениям Султана Илисуйского. Таким образом, рутульские селения оказались в составе трех наибств: Рутульского, Хрюч, Хлют, Вириль, Кахул, Луткун, Икрах, Кича, Рутул, Хнюх, Кала, Шиназ, Ума, Пилек, Алкар, Лучек, Вуруш, Кина; Ахтыпаринского, куда входили Борч и Хнов, и Ихрекского. Но Ихрекское наибство вскоре было упразднено, и вся его территория была включена в Рутульское наибство. Для относительного облегчения управления был создан Лучекский участок Рутульского наибства.

В 1928-1929 гг. в Дагестане округа и участки были заменены районами. В Рутульский район вошли все рутульские села (за исключением Хнова), цахурские аулы, два лакских селения - Аракул и Верхний Катрух, четыре лезгинских - Хлют, Лакун, Играх, Иче, одно аварское - Кусур. Рутулы принимают активное участие в общественно-политической, социально-экономической и культурной жизни республики. Они представлены в Государственном совете, Народном собрании и Правительстве Дагестана.

— это коренное население Республики Дагестан. Сами Рутульцы называют себя МыхIабыр по наименованию села Рутул МыхIа . В основном Рутульцы проживают на территории Рутульского района, расположенного на юго-западе Республики Дагестан в долине реки Самур. Рутульский район был образован в Советское время правительством Дагестана в 1929году. На северо — западе Рутульский район граничит с Чародинским и Тляратинским районами, на севере с Лакским, на северо — востоке с Кулинским, на востоке с Курахским и Агульским районами, на юго — востоке с Ахтынским районом и на юго — западе его с Азербайджанской Республикой отделяет Главный Кавказский хребет.

Помимо этого представители этой малочисленной народности заселяют и территории Бабаюртовского района, Кизлярского района, а также Шекинского и Кахского района Республики Азербайджан.

Официально численность Рутульцев в мире насчитывает около 60 000 человек. По данным переписи, которая проводилась в России в 2010 году, на территории Российской Федерации проживает около 35000 Рутульцев, из них в Дагестане около 28000 людей. По оценкам специалистов около 1000 Рутульцев проживают на территории Азербайджана. Численность Рутульцев неуклонно растёт. Об этом можно судить по результатам переписей, которые проводились как в советский период так и в период Российской Федерации.

Родным языком Рутульцев считается Рутульский язык. Он относится к группе Нахско-Дагестанских языков. Рутульский язык имеет несколько диалектов. Это Шиназский, Мюхрекский, Ихрекский, Борчинский и Рутульский. В некоторых аулах одно и то же слово иногда выговаривается по разному. Например: в с. Рутул слово «Кушай» одни произносят как «уле», а другие как «иле». И таких примеров много.

Практически во всех аулах разговаривают на разных диалектах Рутульского языка. Единственным лезгиноязычным аулом в Рутульском районе является с. Хлют, где основным языком является Лезгинский язык.

Аулы Рутульского района в основном расположены вдоль берега реки Самур, а также на берегах мелких речек впадающих в реку Самур. Это села: , Кала, Куфа, Лучек, Амсар, Шиназ, Ихрек, Мюхрек, Хлют, Киче, Кина, Джилихур, Верхний Катрух, Нижний Катрух, Хнюх, Мишлеш, Цудик, Кусур, Хнюх, Согют, Курдул.

Два аула расположены в долине реки Ахтычай. Это аулы Борч и Хнов. К тому же, территория на котором расположен аул Хнов является территорией Ахтынского района, но проживают там .

Село Новый Борч также входит в состав Муниципального образования «Рутульский район». Расположено оно в Бабаюртовском районе на севере Республики Дагестан. В этом селе преимущественно проживают переселенцы из высокогорных аулов Рутульского района.

Что касается ранней истории Рутульцев, то о ней мало что известно. Считается, что в Албанский племенной союз входили и Рутульцы. Это было в I тысячелетии до н.э. и тогда эти племена назывались Гаргарейцы . Всего в этот союз входило 26 племён.

До присоединения к России Рутульцы постоянно воевали с соседями. В 1495 — 1496 г.г. велась война с соседним лезгинским селением Хрюг, которому оказывали помощь жители другого лезгинского селения Ахты. По разным данным на протяжении первой половины 16 века н.э. Рутулы несколько раз грабили и сжигали с. Ахты. В свою очередь Ахты в союзе с Дербентскими войсками под предводительством Алхаз Мирзы Дербенди также жгли и грабили Рутул. В 1728 году впервые упоминается в русской печати слово Рутульское «вольное» общество (РВО ), а именно в работе «Описание стран и народов вдоль западного берега Каспийского моря». Автором был И.Г. Гербер.

История Рутулов полна такими столкновениями. Кроме этого Рутул был объектом нападений то Турков, то Арабов, то Персов. Но никому и никогда они не покорялись, если дело касалось подчинения и свободы.

Пожалуй на этом, в этой публикации, пока все об истории Рутульцев. Подпишитесь на статьи блога и вы узнаете ещё много интересного о Рутульцах.