

Вторым условием достижения водительского мастерства является овладение комбинацией приемов управления, позволяющих обеспечить оптимальный скоростной режим и движение по заданной траектории. Не случайно техника прохождения поворотов считается наиболее сложной составляющей водительского мастерства. Ее реализация затрагивает практически все элементы управления (руление, торможение, выключение — включение сцепления, включение передач). Притом стандартные приемы, доведенные до автоматизма, чередуются с нестандартными, с помощью которых водитель сглаживает переходы от одного приема к другому, стабилизирует автомобиль, компенсирует допущенные ошибки.
Постоянное сопоставление геометрии, скорости и техники управления привело к необходимости классификации поворотов по этим признакам (см. табл.). Наиболее важными факторами оценки поворота являются: возможность визуального просмотра его от входа до выхода или частично, крутизна или угол излома, направление, наличие подъемов, спусков, виражей, отрицательных уклонов и помех, комбинация этих элементов, состояние покрытия (скользкое, твердое, вязкое, рыхлое) и обочин.
Таблица. Классификация поворотов
Крутизна, град |
Критическая скорость, км/ч |
Последовательнось действий гонщика при входе на максимальной скорости | |
Для 4-ступенчатой КП | Для 5-ступенчатой КП | ||
0 / 1-5,5 | 160-180 | IV-ПР | V-ПР |
1 / 6,0-11,0 | 140-160 | IV-ТД-З-ПР | V-Т-З-ПР |
2 / 11,5-33,5 | 120-140 | IV-Т-З-ПР | V-Т-IV-З-ПР |
3 / 34,0-56,0 | 100-120 | IV-Т-III-З-ПР | V-Т-IV-Т-З-ПР |
4 / 56,5-78,5 | 80-100 | IV-Т-III-Т-З-ПР | V-Т-IV-Т-III-З-ПР |
5 / 79,0-90,0 | 60-80 | IV-Т-III-Т-II-З-ПР | V-Т-IV-Т-III-Т-З-ПР |
6 / 90,5-135 | 40-60 | IV-Т-III-Т-II-Т-З-ПР | V-Т-IV-Т-III-Т-II-ПР-ТС |
7 / 135,5-160 | 20-40 | IV-Т-III-Т-II-ПР-ТС | V-Т-IV-Т-III-Т-II-Т-ПР-I |
Примечания.
1. В таблице приняты условные обозначения: I-V — номер передачи; ПР — поворот рулевого колеса; З — загрузка передних колес; ТД — торможение двигателем; Т — торможение рабочим тормозом; ТС — торможение стояночным тормозом; КП — коробка передач.
2. Диапазон критической скорости связан не только с крутизной дуги, но и с коэффициентом сцепления шин с дорогой
Сложные повороты, состоящие из сочетания дуг различных радиуса или направления (рис. 2), требуют не только точной геометрической оценки, но и конкретной тактики их прохождения с учетом изменения скорости на отдельных отрезках дуги, построения общей траектории, применения различных приемов управления, стабилизирующих автомобиль на дуге поворота. Безопасность водителя при прохождении таких поворотов на критической скорости зависит от точного прогноза и не менее точных действий по самостраховке, результатом которых является сохранение устойчивости и управляемости автомобиля на всем протяжении поворота от входа до выхода.
Для большинства водителей и автогонщиков более важной является не характеристика поворота, а безопасная траектория. В «стенограммах» лучших гонщиков имеются существенные различия не потому, что их восприятие поворотов и расстояний до них сильно отличается, а из-за выбора конкретных приемов. И самое удивительное – траектории лучших гонщиков практически одинаковые.