Статьи по теме "Электрика и электроника"

Неисправности электрооборудования автомобиля

Перечень неисправностей электрооборудования автомобиля достаточно широк. Условно их можно разделить на неисправности источников тока и неисправности потребителей тока. В данной статье рассмотрены неисправности источников тока.

Как известно, источниками тока в автомобиле являются аккумуляторная батарея и генератор. Неисправность каждого из источников тока может в любой момент обездвижить автомобиль. И если вы не хотите возвращаться домой на «галстуке» или эвакуаторе, техническому состоянию аккумуляторной батареи и генератора необходимо уделять внимание.

В системе электрооборудования автомобиля аккумуляторная батарея и генератор работают в тандеме. Выход из строя одного, приводит к неисправности другого. К примеру, неисправности аккумулятора приводят к увеличению тока зарядки генератора. Работа генератора в таком режиме может стать причиной неисправности выпрямительного блока (диодного моста). С другой стороны, неисправность регулятора напряжения генератора сопровождается увеличением зарядного тока, что, в свою очередь, приводит к систематической перезарядке аккумулятора и «выкипанию» электролита.

Неисправности аккумуляторной батареи

К неисправностям аккумуляторной батареи относятся:

  • короткое замыкание между электродами батареи;
  • повреждение пластин аккумулятора;
  • трещины в корпусе аккумулятора;
  • окисление клемм аккумулятора.

Основные причины указанных неисправностей:

  • нарушение правил эксплуатации;
  • предельный срок службы;
  • производственные дефекты.

Нарушениями правил эксплуатации аккумуляторных батарей являются:

  • работа с неисправным генератором (приводит к перезаряду или разряжению батареи);
  • слабый контакт на клеммах батареи (приводит к окислению и разрушению контактов);
  • частые запуски двигателя или длительная работа стартера (приводит к глубокому разряду аккумулятора);
  • слабое крепление аккумулятора в двигательном отсеке (приводит к механическим повреждениям аккумулятора и проводов).

Аккумуляторная батарея может эффективно эксплуатироваться определенное время. Средний срок службы батареи составляет 3-4 года. При интенсивной эксплуатации, а также эксплуатации в суровых климатических условиях срок службы значительно сокращается.

Современные аккумуляторные батареи выпускаются малообслуживаемыми и необслуживаемыми. Степень обслуживания аккумуляторной батареи определяется скоростью испарения воды из электролита. У необслуживаемой батареи критический уровень электролита достигается значительно позже окончания срока службы.

При эксплуатации аккумуляторных батарей приходится сталкиваться с производственными дефектами. Неисправная батарея без проблем заменяется по гарантии фирмой-продавцом или производителем.

Последствие у всех неисправностей одно – аккумуляторная батарея перестает выполнять возложенную на нее функцию – крутить стартер при запуске и обеспечивать потребителей током на стоянке. В данном случае необходимо определить требуется ли замена аккумулятора или источник тока еще может послужить.

При эксплуатации аккумуляторной батареи необходимо помнить, что повышенный разряд при отрицательных температурах окружающего воздуха может привести к замерзанию электролита и разрушению корпуса батареи.

Неисправности генератора

Конструкция генератора сложнее, чем аккумуляторной батареи. Поэтому и неисправностей у данного устройства больше:

  • износ токосъемных щеток;
  • повреждение регулятора напряжения;
  • повреждение выпрямителя (диодного моста);
  • износ коллектора (токосъемных колец);
  • износ или разрушение подшипника;
  • износ или повреждение шкива;
  • замыкание витков статорной обмотки;
  • повреждение проводов зарядной цепи.

Основные причины указанных неисправностей:

  • нарушение правил эксплуатации (длительная работа под большой нагрузкой, нарушение полярности при подключении аккумулятора, слабое натяжение ремня генератора);
  • низкое качество комплектующих;
  • воздействие внешних факторов (влага, соль, высокая температура, грязь);
  • предельный срок службы.

Износ или разрушение подшипника сопровождается повышенным шумом при работе генератора. Остальные неисправности генератора диагностируются по низкой величине зарядного тока. Об этом свидетельствует сигнальная лампа на панели приборов, которая при неисправностях периодически или постоянно горит.

Неисправности системы L-Jetronic

В таблице приведены внешние признаки и соответствующие им неисправности системы впрыска L-Jetronic

Признаки
Неисправности
Холодный двигатель не запускается или
запускается с трудом
  • неисправность расходомера воздуха;
  • неисправность клапана дополнительной подачи воздуха;
  • засорение форсунок впрыска;
  • неисправность блока управления;
  • неисправность термореле;
  • неисправность пусковой форсунки;
  • неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости;
  • подсос воздуха в системе;
  • неисправность топливной системы
Прогретый двигатель не запускается или запускается с трудом
  • неисправность расходомера воздуха;
  • засорение форсунок впрыска;
  • неисправность блока управления;
  • неисправность пусковой форсунки;
  • неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости;
  • подсос воздуха в системе;
  • неисправность топливной системы
Двигатель запускается и глохнет
  • неисправность расходомера воздуха;
  • неисправность клапана дополнительной подачи воздуха;
  • засорение форсунок впрыска;
  • неисправность блока управления;
  • неисправность пусковой форсунки;
  • подсос воздуха в системе;
  • неисправность топливной системы
Двигатель неустойчиво работает на холостом ходу
  • неисправность клапана дополнительной подачи воздуха;
  • засорение форсунок впрыска;
  • неисправность термореле;
  • неисправность пусковой форсунки;
  • неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости;
  • неисправность датчика положения дроссельной заслонки;
  • неисправность расходомера воздуха;
  • неисправность блока управления;
  • подсос воздуха в системе;
  • неисправность топливной системы
Двигатель работает с перебоями при разгоне
  • неисправность расходомера воздуха;
  • засорение форсунки впрыска;
  • негерметичность форсунок впрыска;
  • неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости;
  • неисправность блока управления;
  • неисправность датчика положения дроссельной заслонки;
  • подсос воздуха в системе;
  • неисправность топливной системы
Двигатель работает с перебоями при торможении двигателем
  • неисправность расходомера воздуха;
  • засорение форсунки впрыска;
  • неисправность блока управления;
  • неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости
Двигатель не развивает номинальной мощности
  • неисправность расходомера воздуха;
  • негерметичность форсунок впрыска;
  • неисправность блока управления;
  • неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости;
  • подсос воздуха в системе;
  • неисправность топливной системы
Повышенный расход топлива
  • неисправность расходомера воздуха;
  • неисправность клапана дополнительной подачи воздуха;
  • негерметичность форсунок впрыска;
  • неисправность блока управления;
  • неисправность термореле;
  • неисправность пусковой форсунки;
  • неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости;
  • неисправность датчика положения дроссельной заслонки;
  • неисправность топливной системы

Неисправности системы KE-Jetronic

В таблице приведены внешние признаки и соответствующие им неисправности системы впрыска KE-Jetronic

Признаки
Неисправности
Холодный двигатель не запускается или
запускается с трудом
  • неисправность электрогидравлического регулятора давления;
  • неисправность регулятора рабочего давления;
  • неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости;
  • засорение форсунок впрыска;
  • неисправность пусковой форсунки;
  • неисправность клапана добавочного воздуха;
  • подсос воздуха в системе;
  • неисправность топливной системы
Прогретый двигатель не запускается или запускается с трудом
  • неисправность электрогидравлического регулятора давления;
  • неисправность регулятора рабочего давления;
  • неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости;
  • негерметичность форсунок впрыска;
  • засорение форсунок впрыска;
  • неисправность топливной системы
Двигатель неустойчиво работает на холостом ходу
  • неисправность электрогидравлического регулятора давления;
  • неисправность регулятора рабочего давления;
  • неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости;
  • негерметичность форсунок впрыска;
  • неисправность пусковой форсунки;
  • неисправность датчика положения дроссельной заслонки;
  • неисправность клапана добавочного воздуха;
  • нарушена регулировка холостого хода;
  • неисправность топливной системы
Двигатель работает с перебоями при разгоне
  • неисправность электрогидравлического регулятора давления;
  • неисправность регулятора рабочего давления;
  • засорение форсунок впрыска;
  • неисправность датчика положения дроссельной заслонки;
  • неисправность датчика частоты вращения коленчатого вала;
  • неисправность топливной системы
Двигатель работает с перебоями при торможении двигателем
  • неисправность электрогидравлического регулятора давления;
  • неисправность датчика частоты вращения коленчатого вала
Двигатель не развивает номинальной мощности
  • неисправность электрогидравлического регулятора давления;
  • неисправность регулятора рабочего давления;
  • неисправность датчика положения дроссельной заслонки;
  • неисправность датчика частоты вращения коленчатого вала;
  • нарушена регулировка холостого хода;
  • подсос воздуха в системе;
  • неисправность топливной системы
Обратные вспышки в выпускном коллекторе
  • неисправность электрогидравлического регулятора давления;
  • неисправность регулятора рабочего давления
Повышенный расход топлива
  • неисправность электрогидравлического регулятора давления;
  • неисправность регулятора рабочего давления;
  • неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости;
  • неисправность пусковой форсунки;
  • нарушена регулировка холостого хода;
  • неисправность топливной системы
Статьи по теме