Статьи по теме "Электрика и электроника"

Контактная система зажигания

Контактная система зажигания является самым старым типом системы зажигания. В настоящее время данная система применяется на некоторых моделях отечественных автомобилей (т.н. «классике»).

Создание высокого напряжения и распределение его по цилиндрам в данной системе происходит с помощью контактов.

Контактная система зажигания имеет следующее устройство:

  • источник питания;
  • выключатель зажигания;
  • механический прерыватель тока низкого напряжения;
  • катушка зажигания;
  • механический распределитель тока высокого напряжения;
  • центробежный регулятор опережения зажигания;
  • вакуумный регулятор опережения зажигания;
  • высоковольтные провода;
  • свечи зажигания.

Схема контактной системы зажигания

Механический прерыватель предназначен для размыкания цепи низкого напряжения (цепи первичной обмотки катушки зажигания). При размыкании контактов во вторичной цепи катушки зажигания наводится высокое напряжение. Для защиты контактов от обгорания в цепь параллельно контактам включен конденсатор.

Катушка зажигания служит для преобразования тока низкого напряжения в ток высокого напряжения. Катушка имеет две обмотки – низкого и высокого напряжения.

Механический распределитель обеспечивает распределение тока высокого напряжения по свечам цилиндров двигателя. Распределитель состоит из ротора (обиходное название «бегунок») и крышки. В крышке выполнены центральный и боковые контакты. На центральный контакт подается высокое напряжение от катушки зажигания. Через боковые контакты высокое напряжение передается на соответствующие свечи зажигания.

Прерыватель и распределитель конструктивно объединены в одном корпусе и приводятся в действие от коленчатого вала двигателя. Данное устройство имеет общее название прерыватель-распределитель (обиходное название – «трамблер»).

Центробежный регулятор опережения зажигания служит для изменения угла опережения зажигания в зависимости от числа оборотов коленчатого вала двигателя. Конструктивно центробежный регулятор состоит из двух грузиков. Грузики воздействуют на подвижную пластину, на которой расположены кулачки прерывателя.

Углом опережения зажигания называется угол поворота коленчатого вала двигателя, при котором происходит подача тока высокого напряжения на свечи зажигания. Для того, чтобы топливно-воздушная смесь полностью и эффективно сгорела зажигание производится с опережением, т.е. до достижения поршнем верхней мертвой точки.

Установка угла опережения зажигания производится регулировкой положения прерывателя-распределителя в двигателе.

Вакуумный регулятор опережения зажигания обеспечивает изменение угла опережения зажигания в зависимости от нагрузки на двигатель. Нагрузка на двигатель определяется степенью открытия дроссельной заслонки (положением педали газа). Вакуумный регулятор соединен с полостью за дроссельной заслонкой и, в зависимости от степени разряжения в полости, изменяет угол опережения зажигания.

Высоковольтные провода служат для подачи тока высокого напряжения от катушки зажигания к распределителю и от распределителя на свечи зажигания.

Свеча зажигания предназначена для воспламенения топливно-воздушной смеси путем образования искрового разряда.

Принцип работы контактной системы зажигания

При замкнутом контакте прерывателя ток низкого напряжения протекает по первичной обмотке катушки зажигания. При размыкании контактов во вторичной обмотке катушки зажигания индуцируется ток высокого напряжения. По высоковольтным проводам ток высокого напряжения подается на крышку распределителя, от которой распределяется по соответствующим свечам зажигания с определенным углом опережения зажигания.

При увеличении оборотов коленчатого вала двигателя, увеличиваются обороты вала прерывателя распределителя. Грузики центробежного регулятора опережения зажигания под действием центробежной силы расходятся, перемещая подвижную платину с кулачками прерывателя. Контакты прерывателя размыкаются раньше, тем самым увеличивается угол опережения зажигания. При уменьшении оборотов коленчатого вала двигателя угол опережения зажигания уменьшается.

Дальнейшим развитием контактной системы зажигания является контактно-транзисторная система зажигания. В цепи первичной обмотки катушки зажигания применен транзисторный коммутатор, управляемый контактами прерывателя. В данной системе за счет применения транзисторного коммутатора уменьшена сила тока в цепи первичной обмотки, тем самым увеличен срок службы контактов прерывателя.

Система зажигания

Система зажигания предназначена для воспламенения топливно-воздушной смеси бензинового двигателя. Воспламенение смеси происходит от искры, поэтому другое наименование системы -искровая система зажигания, а бензинового двигателя - двигатель с искровым зажиганием (сокращенно - ДсИЗ).

В зависимости от способа управления процессом зажигания различают следующие типы систем зажигания:

  • контактная система зажигания;
  • бесконтактная (транзисторная) система зажигания;
  • электронная (микропроцессорная) система зажигания.

В контактной системе зажигания управление накоплением и распределение электрической энергии по цилиндрам осуществляется механическим устройством - прерывателем-распределителем. Дальнейшим развитием контактной системы зажигания является контактная транзисторная система зажигания, в первичной цепи катушки зажигания которой применен транзисторный коммутатор.

В отличие от контактной в бесконтактной системе зажигания для управления накоплением энергии используется транзисторный коммутатор, взаимодействующий с бесконтактным датчиком импульсов. Транзисторный коммутатор в данной системе выполняет роль прерывателя. Распределение тока высокого напряжения осуществляется механическим распределителем.

В микропроцессорной системе зажигания используетсяэлектронный блок управления, с помощью которого производится управление процессом накопления и распределения электрической энергии. В ранних конструкциях электронной системы зажигания электронный блок одновременно управлял системой зажигания исистемой впрыска топлива (т.н. объединенная система впрыска и зажигания). В настоящее время управление зажиганием включено всистему управления двигателем.

Не смотря на различия в конструкции можно выделить следующееобщее устройство системы зажигания:

  • источник питания (автомобильный генератор и аккумуляторная батарея);
  • выключатель зажигания;
  • устройство управления накоплением энергии (прерыватель, транзисторный коммутатор, электронный блок управления);
  • накопитель энергии (катушка зажигания);
  • устройство распределения энергии по цилиндрам (механический распределитель, электронный блок управления );
  • высоковольтные провода;
  • свечи зажигания.

Принцип работы системы зажигания заключается в накоплении и преобразовании катушкой зажигания низкого напряжения (12В) электрической сети автомобиля в высокое напряжение (до 30000В), распределении и передаче высокого напряжения к соответствующей свече зажигания и образовании в нужный момент искры на свече зажигания.

В работе системы зажигания можно выделить следующие этапы:

  • накопление электрической энергии;
  • преобразование энергии;
  • распределение энергии по свечам зажигания;
  • образование искры;
  • воспламенение топливно-воздушной смеси.

Неисправности системы отопления и кондиционирования

Неисправности системы отопления и кондиционирования, как говориться, на скорость не влияют, но неприятности автомобилисту принести могут. Особенно это становиться актуальным в холодное время года.

Большинство неисправностей системы отопления и кондиционирования обусловлены неисправностями системы управления. Другая категория неисправностей связана с последствиями длительной эксплуатацией системы и представлена коррозией конструктивных элементов - конденсатора, испарителя, трубок.

Условно неисправности системы управления климатом можно разделить на неисправности датчиков, неисправности электронного блока управления и неисправности исполнительных устройств.

Входные датчики системы отопления и кондиционирования (климат-контроля) могут иметь следующие неисправности:

  • обрыв в цепи датчика;
  • замыкание в цепи датчика.

К неисправностям электронного блока управления относятся повреждения собственно блока, а также неисправности выключателей на приборной панели.

Неисправности исполнительных устройств включают:

  • повреждения привода заслонки;
  • повреждение заслонки;
  • заклинивание заслонки;
  • неисправности электродвигателя вентилятора.

О возникновении неисправности свидетельствуют отклонения в работе системы – нарушение температурного режима в салоне автомобиля, невозможность регулирования потоков воздуха, отсутствие звука работающего электродвигателя вентилятора. Вместе с тем, конкретную неисправность определить по внешним признакам достаточно сложно.

Неисправности системы вентиляции и кондиционирования определяются с помощью компьютерной диагностики. Возникающие неисправности фиксируются и сохраняются в памяти электронного блока управления в виде определенных кодов. Для считывания кодов неисправностей применяются специальные приборы, которые для разных моделей автомобиля различаются.

На некоторых моделях автомобилей считывание неисправностей производится без использования дополнительных устройств. Вся необходимая информация выводится на приборную панель.

Статьи по теме