Сравнение мощностных и динамических характеристик автомобиля с стандартным двигателем 2112 на стандартном ЭБУ и после настройки программы управления.

В октябре 2007 года нами был поставлен эксперимент с использованием стандартного автомобиля ВАЗ целями и задачами которого было определение влияния индивидуальной настройки на мощностные и динамические характеристики данного автомобиля. Объект эксперимента - ВАЗ-2112 предоставленный Костасом, полностью штатной комплектации двигателя и системы управления. Пробег на момент испытания - 130 тысяч километров. Первоначально на автомобиле установлен блок управления Ителма VS 5.1 под нормы R83. Поскольку исследование работы подобных блоков не входит в нашу задачу - этот блок был демонтирован, автомобиль прошел полный цикл диагностики и регламентных работ в том числе с углубленной диагностикой ЭСУД. Все датчики автомобиля стандартные - полностью исправны. Топливо - товарный бензин АИ95 одного из Московских брендов...

Вариант 1: Автомобиль настраивается на дороге с использованием микропрограммы J5LS и комплекса "Матрица" целевой состав смеси в мощностных режимах =12.5. УОЗ по грани детонации после настройки топливоподачи (удалось поднять на 5-7 градусов от стандартных значений). Отсечка - 6480. После чего полученная программа записывается в  ЭБУ Январь-5.1

Вариант 2: В новый блок управления Январь-5.1 записывается модифицированная стандартная самая последняя заводская прошивка (на базе А5V05N35), в которой проделываются исключительно косметические изменения не влияющие на конечные мощностные и динамические характеристики автомобиля с данным ПО:

1) Исключаются лямбда зонд и адсорбер (они отсутствуют на авто).

2) Запрещается диагностика пропусков воспламенения.

Отсечка остается штатная - 6210.

Программа эксперимента:

1) Настройка системы управления автомобиля по заданным критериям.

2) Замер мощностных характеристик автомобиля с 2-мя блоками управления на стенде R2Racing, в зачет идут лучшие результаты.

3) Замер динамических характеристик автомобиля с 2-мя блоками управления с использованием акселерометра G-tech PRO в зачет идут лучшие результаты.

Результаты:

Мощность и момент двигателя.

 

На стандартной прошивке мощность составила - 107hp (красный график), на настроенной 109hp(синий график) - разница таким образом находится в пределах погрешности измерения стенда, и не превышает 3 HP в точке с наибольшим дифферентом на 2-х представленных графиках.

Состав же смеси как видите различается довольно радикально - штатный состав на котором едет автомобиль на режиме ВСХ колеблется от 14.4 до 13.7. В то время как на настроенном 12.1-12.6 (настройка проходила не на стенде). Так же довольно радикально различается УОЗ двигателя с разными программами, однако все это не сильно отражается на выходной характеристике.

Динамические характеристики тестируемого автомобиля ВАЗ-2112:

 

J5LS (зеленый и фиолетовый) -  11.259 секунд  0-100 17.635 секунд 402м 

A5V05N35 (черный и красный) -  11.637 секунд 0-100 17.832 секунд 402м

Анализ графика ускорения во времени показывает, что основная проблема стандартного ПО заключается в неизвестно откуда берущемся провале в середине первой передачи который можно четко увидеть на выделенном отрезке (хотя старт на стандарте даже лучше чем на настроенной машине- но это исключительно фактор меньшей пробуксовки автомобиля) и маленькой амплитуде пиков ускорения при переключении 1-2 2-3 которые ощущаются при управлении настроенным автомобилем как заметный подхват после включения передачи и открытия дросселя.

На картинке можно подробнее рассмотреть провал на 1-й передаче на стандартном ПО продолжительностью почти полторы секунды.

Выводы:

1) Практически доказано, что для данного двигателя (ВАЗ-2112 1500сс выхлоп без катализатора) и последнего заводского программного обеспечения (A5V05N35) не существует каких либо значительных резервов повышения мощности и момента путем изменения его программы управления и в частности при радикальном изменении как составов смеси так и углов на режимах внешней скоростной характеристики.

2) Возможно, что для данного топлива, заметим, что это не обычный АИ95 - а марочный  с добавками, кривая изменения скорости горения делает несколько не выгодными составы общепринятые как мощностные (близкие к 12.5), возможно имеет смысл использовать более бедные смеси (в районе 13). Этот вопрос требует дополнительных исследований и выходит за рамки данного эксперимента...

3) Все пользовательские ощущения  от настройки стандартного автомобиля в конечном счете определяются только поведением системы управления в нестационарных режимах а так же на частичных нагрузках и не могут быть объективно измерены мощностным стендом!

4) Тем не менее фактические динамические характеристики автомобиля в результате настройки все же были заметно улучшены за счет улучшения качества управления двигателем на переходных режимах (при переключении передач) расширения диапазона оборотов и наличии явной проблемы на первой передаче у стандартного ПО ВАЗ.

Еще статьи по теме:

  • Особенности работы системы управления современным турбокомпрессорным двигателем на примере автомобиля ВАЗ-2108 2.1 Turbo полный привод.
  • Особенности установки системы управления Январь-5.1 с микропрограммой J5LS на автомобили иностранного производства.
  • Телеметрия и Traction control для моно приводного автомобиля участвующего в соревнованиях по Drag Racing
  • Определение баланса форсунок в двигателе с микропрограммой J5LS.
  • Эксперименты с определением ускорения коленчатого вала в прошивке J5LS.

  • Статьи по теме