Статьи по теме "Безопасность"

Система автоматической парковки

Система автоматической парковки (другое наименование - интеллектуальная система помощи при парковке, обиходное название – парковочный автопилот) относится к активным парковочным системам, т.к. обеспечивает парковку автомобиля в автоматическом или автоматизированном (автоматически выполняются отдельные функции) режиме.

Различные системы автоматической парковки помогают при выполнении параллельной парковки, перпендикулярной парковки. Больше распространены системы с параллельной парковкой. Автоматическая парковка осуществляется за счет согласованного управления углом поворота рулевого колеса и скорости движения автомобиля.

Известными интеллектуальными системами помощи при парковке являются:

  • система Park Assist на автомобилях Volkswagen;
  • система Park Assist Vision на автомобилях Volkswagen;
  • система Intelligent Parking Assist System на автомобилях Toyota, Lexus;
  • система Remote Park Assist System на автомобилях BMW;
  • система Active Park Assist на автомобилях Mercedes-Benz, Ford;
  • система Advanced Park Assist на автомобилях Opel.

Система автоматической парковки имеет следующее общееустройство:

  • ультразвуковые датчики;
  • выключатель;
  • электронный блок управления;
  • устройство оптической индикации.

В интеллектуальной системе помощи при парковке используются ультразвуковые датчики, аналогичные пассивной парковочной системе. Устанавливается, как правило, 12 ультразвуковых датчиков: 4 – впереди, 4 сзади и 4 по бокам автомобиля.

Включение системы осуществляется принудительно при необходимости осуществить парковку. Для этого на панели приборов (рулевом колесе) имеется специальный выключатель.

Электронный блок управления принимает сигналы от ультразвуковых датчиков и преобразует их в управляющие воздействия на исполнительные устройства других систем автомобиля: электроусилителя рулевого управления, системы курсовой устойчивости, системы управления двигателем,автоматической коробки передач. Взаимодействие с указанными системами осуществляется через соответствующие электронные блоки управления.

Необходимая для автоматической парковки информация выводится на информационный дисплей и используется водителем в процессе парковки.

Работа системы автоматической парковки

Работу системы автоматической парковки условно можно разделить на два этапа: поиск подходящего места на парковке и собственно выполнение парковки.

Поиск подходящего места на парковке производится с помощью ультразвуковых датчиков. Например, в конструкции системы Park Assist для этой цели предусмотрено четыре ультразвуковых датчика - по два с каждой стороны автомобиля. При движении автомобиля вдоль ряда припаркованных машин с определенной скоростью (порядка 30-40 км/ч) датчики фиксируют расстояние между ними, а в системе Park Assist Vision – и их положение относительно транспортного средства (параллельно или перпендикулярно).

Сигналы датчиков обрабатываются электронным блоком управления. Если расстояние для парковки достаточное, система подает сигнал водителю - выводит на информационный дисплей автомобиля соответствующую информацию. В системе Park Assist за достаточное для парковки расстояние принимается расстояние, превышающее длину автомобиля на 0,8 м, в системе Advanced Park Assist – на 1 м.

Парковка транспортного средства может осуществляться двумя способами – водителем с помощью предлагаемых системой инструкций или автоматически без участия водителя.

Визуальные и тестовые инструкции водителю выводятся на информационный дисплей. Они касаются рекомендаций по повороту рулевого колеса на определенный угол и направлению движения. Такой способ автоматизированной парковки используется в системе Advanced Park Assist.

Автоматическая парковка производится путем упорядоченного воздействия на исполнительные механизмы систем автомобиля:

  • электродвигатель электрического усилителя рулевого управления;
  • насос обратной подачи и клапаны тормозных механизмов системы курсовой устойчивости;
  • электродвигатель дроссельной заслонки системы управления двигателем;
  • электромагнитные клапаны автоматической коробки передач.

С целью безопасности движения работу системы всегда можно перевести из автоматического режима в ручной режим. В последних конструкциях системы автоматическая парковка может производиться при нахождении водителя как в автомобиле, так и за его пределами – с ключа.

Система кругового обзора

Система кругового обзора является вспомогательной системой активной безопасности. Она предназначена для оказания помощи водителю при выполнении маневрирования в стесненных условиях (параллельная парковка, перпендикулярная парковка, движение между рядами, выезд на «слепой» перекресток). Система кругового обзора является подсистемой мультимедийной (информационно-развлекательной) системы автомобиля. Работа системы основана на съемке обстановки вокруг автомобиля и выведении соответствующей информации на информационный дисплей.

Система кругового обзора является дальнейшим развитием оптической парковочной системы, построенной на камере заднего вида. Впервые система кругового обзора применена на автомобилях компании Nissan в 2007 году. В настоящее время данную систему имеют в своем арсенале многие ведущие автопроизводители - Mercedes-Benz, BMW, Volkswagen, Land Rover, Nissan, Toyota. Ряд систем кругового обзора имеют собственные названия:

  • Around View Monitor, AVM на автомобилях Nissan;
  • Surround Camera System на автомобилях Land Rover;
  • Area View на автомобилях Volkswagen.

Система кругового обзора устанавливается, в основном, на автомобилях премиум-сегмента. Вместе с тем, Nissan и здесь опередил всех, предложив систему AVM в ряде комплектаций бюджетного кроссовера Qashqai.

Конструктивно система кругового обзора объединяет четыре (пять у Land Rover) камеры с большим углом обзора, интегрированные по периметру кузова автомобиля. Передняя камера (две передних камеры у Land Rover) установлена в радиаторной решетке. Задняя камера встроена в модуль освещения номерного знака. Две боковые камеры базируются в корпусах наружных зеркал заднего вида. Все камеры имеют высокое разрешение, что позволяет передавать изображение с высокой степенью детализации.

«Картинка» с камер передается на дисплей мультимедийной системы. Изображение на дисплее включает обязательный панорамный вид окружения автомобиля (т.н. вид с высоты птичьего полета) и детализированное (увеличенное) изображение с одной или нескольких камер (степень увеличения можно изменять). На изображение с камеры заднего вида выводятся динамические направляющие, указывающие возможную и рекомендуемую траектории движения при парковке. В зависимости от близости автомобиля к окружающим объектам направляющие могут изменять цвет от зеленого (безопасного) до красного (опасного).

Система кругового обзора работает при движении автомобиля на небольшой скорости (до 10 км/ч у Nissan, до 18 км/ч у Land Rover). При превышении заданной скорости система автоматически выключается. Конструкцией предусмотрено два режима работы – автоматический и ручной. Автоматический режим активируется при включении задней передачи коробки передач. На дисплей обязательно выводится изображение с камеры заднего вида. Систему кругового обзора можно включить вручную (принудительно) и выбрать детализированное изображение с любой из камер.

Парковочная система

Парковочная система (другое наименование – система помощи при парковке, обиходное название – парктроник) является вспомогательной системой активной безопасности автомобиля, облегчающей процесс парковки автомобиля. Наибольшая эффективность от применения парковочной системы реализуется при движении автомобиля задним ходом, в темное время суток, при сильной тонировке стекол, а также в стесненных условиях (парковка, гараж и др.).

Парковочные системы можно условно разделить на две большие группы – пассивные и активные. Пассивные парковочные системы представляют только необходимую для парковки информацию, при этом управление автомобилем осуществляется водителем. Активные парковочные системы обеспечивают парковку автомобиля в автоматическом или автоматизированном (автоматически выполняются отдельные функции) режиме.

Известными пассивными парковочными системами являются:

  • система Parktronic System, PTS на автомобилях Audi;
  • система Parking Distance Control, PDC на автомобилях BMW;
  • система Acoustic Parking System, APS на автомобилях Audi;
  • система Park Assistant на автомобилях Opel;
  • система Optical Parking System, OPS на автомобилях Audi.

Пассивные парковочные системы устанавливаются на автомобиль при покупке в качестве опции или отдельно. На один автомобиль может быть установлено несколько пассивных парковочных систем. В основу работы пассивных парковочных систем положен контроль расстояния до препятствия и информирование водителя об этом.

Торговое название Парктроник (Parktronic System), ввиду его популярности, стало нарицательным именем большинства пассивных парковочных систем, устанавливаемых на автомобили. Система Парктроник имеет следующее общее устройство:

  • датчики парковки;
  • электронный блок управления;
  • устройство индикации.

В качестве датчиков парковки используются ультразвуковые датчики. Обычно устанавливается 4-8 датчиков парковки, из которых 4 задних датчика и, при необходимости, 2-4 передних датчика. Датчики устанавливаются, как правило, в переднем и заднем бампере автомобиля.

Датчик посылает сигнал ультразвуковой частоты (порядка 40 кГц) и принимает его отражение от препятствия. Чем меньше время возвращения сигнала, тем ближе находится препятствие. Эффективная работа датчика парковки осуществляется на расстоянии 0,25-1,8 м от препятствия.

Электрические сигналы от датчиков поступают в электронный блок управления. В зависимости от величины сигналов электронный блок формирует информацию для устройства индикации.

Устройство индикации (индикаторное устройство) служит для отображения информации о приближении к препятствию и предупреждения водителя об опасности. В устройствах применяются следующие виды индикации: звуковая; световая; цифровая; оптическая.

Работа звукового индикаторного устройства характеризуется подачей звуковых сигналов с определенной частотой в зависимости от расстояния до препятствия (от прерывистого до непрерывного сигнала). Звуковая сигнализация, например, используется в системе APS.

В устройствах, оборудованных световой индикацией, используется световая шкала, реализованная с помощью светодиодов разного цвета. В зависимости от расстояния до препятствия происходит изменение цвета от зеленого к красному.

Устройство цифровой индикации показывает фактическое расстояние до препятствия. Обычно цифровая индикация совмещена со световой индикацией. Оптическая индикация предполагает наличие жидкокристаллического дисплея, на который выносится цифровая и цветовая информация, а также схематическое изображение автомобиля. Примером оптической парковочной системы является система OPS.

С целью улучшения заднего обзора и облегчения движения и паковки задним ходом, в автомобилях может устанавливатьсякамера заднего вида. В настоящее время это одна из востребованных опций, предлагаемых при покупке автомобиля. Камера снимает происходящее за автомобилем и передает на информационный дисплей. Помимо этого, на информационный дисплей может выводиться рекомендуемое направление движения. Включение камеры производится при включении передачи заднего хода. По своей сути, камера заднего вида является разновидностью пассивной парковочной системы.

Следующим поколением развития парковочных систем являются активные парковочные системы.

Статьи по теме